Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich
newman:

И по поводу разъемных коленвалов у Вас было упоминание, не раскроете?

Подсмотрел у Кольма, в щеке вала привода распредвалов (их два) сделано посадочное отверстие в которое входит мотыль. Таким образом получилась вторая опора коленвала. Это решение позволило устранить проблемы с игольчатым подшипником шатуна.

Несколько картинок в качестве иллюстрации к сказанному выше.

alekse

На фотке шатун картер погрыз , это не совсем хорошо , такая стружка с удовольствием на поршневую липнет увеличивая трение . Хромом покрыть или каленый пятак закрепить не плохо бы .

newman

Иван Аркадьевич! Спасибо! Особенно за 676. Мало, конечно, но все равно интересно и спасибо!

Марат
arkadievich:

И кстати, Феррари делает шатуны и титан-алюминиевого сплава

У Феррари многоцилиндровый двигатель - это раз, обороты до 19000 - это два - и всё это делается для достижения максимальной балансировки мотора. При таких оборотах и при таких массах движущихся деталей при несбалансировасти мотор просто рассыпется от вибрации. Немаловажную роль играет приемистость мотора (выход на максимальные обороты за кратчайшее время) - всё это обуславливает такие веса и материалы деталей. Вам же нужно получить надёжный, долговечный и не дорогой мотор. А с применяемыми технологиями вряд-ли он дешёвым получится…
Вы уменьшили вес поршня, затем шатуна, а коленвал остался прежний - хотелось бы узнать, размер противовеса на валу расчитывали?? Если мотор работает с новыми деталями без вибраций, то получается, что он ранее был не сбалансирован??
Вы пишите, что у Феррари шатун из титано-аллюминиевого сплава - ок, но у вас-то из просто титана (хотя всё что касается материалов применяемых на Ф1 - закрытая информация), тогда получается что во время работы двигатель будет разжиматься. Ну и в зависимости от температуры степень сжатия будет меняться…

arkadievich:

А какие материалы еще удивляют?

Отлитый поршень из АК-4… Поршня из этого сплава только куются или пресуются, но не отливаются - этот материал при литье теряет все свои свойства - АК - обозначает ковкий аллюминиевый сплав.

arkadievich:

мне геометрию пока проверить нечем…

Это можно сделать даже с помощью угольника нулевого класса и набором концевых мер длины… Т.е. проверить-то как раз не проблема, а вот изготовить с правильным углом - это не просто…

arkadievich
alekse:

На фотке шатун картер погрыз

Да, это случилось когда развалился самодельный игольчатый подшипник. После этого я контролирую (на задней стенке картера сделал риску) состояние задней стенки - пока все в норме.

Марат:

Если мотор работает с новыми деталями без вибраций, то получается, что он ранее был не сбалансирован??

Пока к сожалению не работает - детали в производстве. Но полностью сбалансировать одноцилиндровый мотор нельзя, в любом случае вибрации, больше или меньше будут. При замене деталей, конечно, поршневая группа будет сбалансирована.

Марат:

хотя всё что касается материалов применяемых на Ф1 - закрытая информация

Это так, но когда-то в Австрии я заказывал детали на фирме, которая изготавливает шатуны для этих машин, оттуда и информация.

arkadievich

Сегодня собрал в окончательном варианте переделанный распредвал из штатного - обороты ХХ около 1200 об/мин, максимальные 5700 об/мин с винтом 22х11 деревянный. Поставил пластиковый винт МА 20х8 максимальные обороты 7400 об/мин, но устойчиво держит примерно 7100 об/мин. По расчету это примерно 3,4 л.с. (для обоих винтов) и почти соответствует Саито-300 метанольному с искрой (с этим винтом 20х8 устойчиво держит 7400 об/мин).
Дотер, наконец новый поршень и гильзу под него - ну и занудное это дело…осталось палец поршневой укоротить на 9 мм. Кольцо пока поставил одно верхнее, стальное хромированное, для более легкой обкатки. Немного покатаю потом второе поставлю, посмотреть на его влияние.

arkadievich

Палец поршневой укоротил, кольца все снял решил на холодную покатать просто поршень. По ощущениям он очень “жесткий” получился, ребер жесткости много…

Результат на фото.

arkadievich

Доделал титановый шатун и подготовил пару для холодной обкатки. Новый вал в работе, осталось сделать мотыль ф9.0мм под новый шатун.

arkadievich
jurist:

Как на холодную катаете?

Очень просто - как на фото.
Единственно, иногда приходится останавливать процесс для охлаждения картера.

Марат
arkadievich:

как на фото.

Мотор закреплён за ЦИЛИНДР в тисках???

arkadievich

Не закреплен - тиски просто ограничитель.

Результат - притер поршень по гильзе, теперь можно переходить к стенду.

Рашкин

Иван Аркадьевич!!Что удерживает гильзу от выхода при обкатки.

arkadievich

Гильза садится в картер от руки с небольшим натягом (около сотки), при нагреве картера примерно до 80…100С. В холодном состоянии и в нагретом картере вместе с гильзой натяг достаточен, чтобы она не выползала.

arkadievich

Поставил на стенд - поршень типа феррари из АК-4-1Т1, кольца компрессионные от Хонды GXH-50, шатун стальной на втулках, добавлен второй передний подшипник 12х24х6, распредвал переделанный из штатного. Топливо 95й + 3% Мотюль-800. Пусть поллитра съест, потом посмотрим на состояние, возможно еще поршень подтереть прийдется.

alekse

Иван , про цирк с холодной каталкой и подтеркой нового поршня не рассказывали бы . Это уже не прилично выходит . Пол литра на холостых , что вы там хотите увидеть ?Феррари блин , взять болванку ,фиг знает какую запилить как нарисовалось , вы гляньте как кованое литье делают сколько там термообработок . У вас есть поршень от хонды ,не идиотами сделанный . Применяйте его, хоть одна деталь надежная будет . Еще моментик , в механике стараются использовать по максимому то что уже производиться , и не прибегать к спец заказам . Поршень сможете пять раз повторить с одинаковыми параметрами ?

arkadievich

Алексей, ну Вы как всегда сильно стрОги. Тереть новый поршень пришлось по причине того, что его делали из очень маленького куска правильного АК-4-1Т1 (правильно термообработанного) - остатки от изготовления силового лонженрона для статиспытаний. Делали на ЧПУ, оставив припуск, поскольку я не смог внятно сказать какие допуски нужны на этот материал (да и гильза толком не измерена). Вот и пришлось подгонять руками одно под другое, вообщем все как обычно в “гараже”. По поводу холодной каталки - после непродолжительной работы на поршне остались следы где трет - там и шабером и поскоблил… Опять покатал и так далее… пока не перестало клинить. А как еще предложите, если 5-ти координатного ЧПУ фирмы KERN (если интересно - www.kern-microtechnik.com) у меня нет?

По поводу стандартных деталей - что было можно я взял от Хонды - кольца. Поршень от этого мотора очень тяжелый - 36гр (мой новый весит 22гр) и палец ф10мм цилиндрический и тяжелый, а у меня ф8мм и в шатуне недостаточно места для установки пальца ф10мм. Еще от Хонды можно использовать клапаны, но с доработкой - они длиннее на 5мм и канавка под сухари другая.

alekse:

Поршень сможете пять раз повторить с одинаковыми параметрами ?

Сейчас мне сделали два, думаю что еще десяток таких легко сделают, тем более что у меня после приработки мотора появится правильная геометрия для этой пары (гильза-поршень). Правда я еще один поршень несколько более простой нарисовал, может быть в следующий раз такой попробую сделать.

alekse

Иван , вот опять , толком не померили , шабер , палец 8мм на сороковнике ??? 8мм на 26сс стоят , 10 на полтиннике это норма . Клапана и пружины в дело . 14 грамм экономии , ради чего ? вы что на 18000 тысяч выходить собираетесь . Сделайте замеры с разными поршнями , не будет глобальной разницы на ваших оборотах , это не двухтактник с распределением поршнем . Давайте начнем с того что у вас косяк с гильзой , после всех экспериментов и притирок наждачкой . Сделайте шлифованный хон , на всю длину гильзы , тероните и увидите почему у вас компрессия за счет поршня а не за счет компрессионного кольца . Поверьте , цилиндр двухтактника после расточки на координатке после пройденный хоном , видно где резец прыгал ,хотя индикатор изначально показывал сотка в сотку . А вы на сверлилке гильзу терли . Ацетиленовой копоти если нет , свечкой , керосином гильзу закоптите и поршень с кольцом протащите и увидите что там за кошмар ,раз померить не чем .

arkadievich
alekse:

палец 8мм на сороковнике ???

Да, практически на 50-ке, и с пальцем проблем никогда не было, это место не очень нагруженное.

alekse:

14 грамм экономии , ради чего ? вы что на 18000 тысяч выходить собираетесь

14 грамм на поршне плюс 15 грамм на шатуне плюс облегчение ГРМ - итого можно будет выйти и на 18000 об/мин, 11500 уже было. Чем больше обороты, тем меньше вес при одинаковой мощности, не трактор же строим.

alekse:

керосином гильзу закоптите и поршень с кольцом протащите и увидите что там

Интересный способ, но картина на поршне будет примерно такая же как после холодной обкатки. На нем хорошо проявляются следы где трет. Ну а шабером и полсотки соскаблить можно.

alekse:

Поверьте , цилиндр двухтактника после расточки на координатке после пройденный хоном , видно где резец прыгал ,хотя индикатор изначально показывал сотка в сотку

Этот эффект я заметил когда после притирки гильзы дал мотору поработать буквально 10 минут - на гильзе опять проявились следы от шлифовального камня.

alekse

Иван , гляньте ветку GP61cc , последние фото , там шатун .

arkadievich

Спасибо за инфо, по существу замечу следующее: шатун и мотыль, судя по обмеднению поверхности, сильно азотированы, думаю до 60-62 HRC. Коленвал сборный - мотыль похоже прессованный. Игольчатый подшипник кажется странным, сепаратор на вид алюминиевый.
На Атланте конструкция была практически такая же - мотыль и шатун азотированные, вал сборный - мотыль с бортиком, чтобы не сползал подшипник, запрессован, игольчатый подшипник НК1014 штатный. Проблема была наверное в том, что все же шатун оказался недостаточно твердый… и коренная головка тонковата - ок. 1мм толщиной после расточки. Еще похоже расточка сняла наиболее твердый слой…