Доработка 4-х тактника Атлант-48

alekse
arkadievich:

Не совсем так - вес штатного вала Атланта ок. 209гр, нарисованного 145гр - это почти 25% веса.

Вал это еще и маховик , будете потом хаб из стали делать , или китайский карбон ставить .

arkadievich

Еще больший маховик - это воздушный винт (и деревянный втом числе), насколько я понимаю проблемы с маховиком в авиации нет, более того гироскопические моменты от винта при эволюциях самолета иногда приводят к разрушению коленвала.

Александр_Калашников

Атлант колесо д.-44, Z-42, шестерня д.-23, Z-21, модуль 1. Материал сталь 30ХГСА , тв.30-32ед. После долбежки пару прикатываю на подпружиненом приспособлении . На стальной пластине сделано восемь отв. д-8мм по кругу относительно центрального д-12 с разным межцентровым размером пары с шагом ±0,05мм (31,5мм-теория). Подбираю вращением на валах пары свой размер чтобы зазор был минимален, заодно отбираю для доработки пару если при долбежке не точно был выставлен центр детали. Потом шлифую подобранный размер пары на носке мотора под подшипники коленчатого вала и распред-вала. По маховику согласен на все 100. Двигатель магнето детали зажигания Тони Кларк установленный с тылу картера (вес шпули с магнитами немалый) работали и как дополнительный противовес и маховик. Мотор 40ка метанол, винт дерево Менц 22х12, обороты 4900,полетный вес 10кг, летала как крейсер еще и петли крутили. За оборотами двигателя гоняться не надо. Компромисс- мощность ,диаметр винта-ШАГ.

alekse
Александр_Калашников:

Менц 22х12, обороты 4900,полетный

Лично полностью за . Получить мощь до 5500 и загрузить соответствующим пропеллером . Износ деталей меньше и инерционность подвижных элементов меньше . Что скажете господа ?

arkadievich

Для 60ссм 4-т мотора эти параметры (Менц 22х12 при 4.900 1/мин) соответствуют мощности примерно 2.3 л.с. и статической тяге ок. 9кг. На мой взгляд это просто “ни о чем” - Атлант-48 с винтом 22х11 крутит более или менее стабильно 5.650 1/мин., что соответствует примерно 3.2 л.с. и тяге ок. 11 кг.
Для метанольного мотоа 4-т и 40ссм вроде ничего, хотя Саита 220 (36ссм) крутит винт 18х8 примерно 7.600 1/мин что соответствует 2.6 л.с. и тяге 8.5кг. Думаю винт 22х12 для 40-ки великоват.

Если же говорить про такие параметры для 60-го мотора - это слишком слабо. Зачем тогда заниматься изготовлением совсем нового мотора с большей кубатурой и весом - может лучше существующий довести до нужной кондиции? если Атлант-48 заставить стабильно выдавать с этим винтом 6.100 1/мин, то это будет уже 4.2 л.с. и тяга 13кг.
Мне думается это гораздо проще сделать, чем самому заниматься таким сложным технологическим процессом как изготовление шестерен - остальное (вал, распредвал и пр.) думаю тоже не проще.

Andrey82

Я вот думаю может подтянуть ребят с соседней темы по поводу зажигания они вроде спаяли всё работает. Да и делать 12 вольт чтоб полимер на прямую

arkadievich

Итак продолжаем усовершенствование мотора. Вал сделал с внутренней резьбой М8х1, в шатун запрессовал игольчатый подшипник с внешней обоймой. Вес вала стал 210гр, правда сколько был не знаю - не успел взвесить.
Единственно есть сомнение, что игольчатый подшипник 9х12х10 выдержит. Если нет - прийдется заменить на 9х13х10 или расточить под 10х14х10 - мяса в нижней шейке достаточно, а сам шатун зело хорошо закален…
Поршень и ведущая шестерня пока в работе.
Теперь можно собрать вал вместе с шестерней и только потом монтировать в носок.

arkadievich

Продолжил собирать мотор - сделал замок для шестерни из ролика. Все встает на место, можно собирать дальше.
Вставил вал в носок, поставил шатун, замерил расстояние от головки шатуна до стенок цилиндра и расстроился… Со стороны задней стенки 14.69мм, со стороны вала - 15.78мм. Означает это, что шатун смещен в сторону к задней стенке на 0.8мм от оси. При этом поставленный мной подшипник на 1.0мм тоньше и сидит от в носке на 0.6мм ближе к винту. Таким образом, в штатном варианте шатун был смещен к задней стенке на 2.4мм от оси. Это и стало причиной постоянного сползания шатуна, кривой работы поршня и пр…
При сборке прийдется установить прокладку под носок толщиной 0.8мм.

arkadievich

Ну вот, наконец то получил остальные детали для сборки - завтра начнем продолжать…

Александр_Калашников

Шатун имеет высоту по оси пальца 10мм. В поршне в зоне пальца выполнен паз 12мм. Зазор всего ±1мм. Если отнять от (некорректной цифры -2.4мм один миллиметр зазора) то остается 1.4мм чистого натяга. При сопряжении носка мотора с картером шатун будет на 1,4мм давить на поршень. Вращаться , двигаться ничего в моторе технически не должно если так делать замеры!!!. Посадочная плоскость на картере под носок обрабатывалась в размер 24,5мм±0,1мм до оси поршня. Носок входит в картер на 7мм плюс коленчатый вал 12,5мм от основного подшипника до начала плоскости мотыля, добавим еще половину сечения шатуна 5мм - всего=24,5мм. Недостающий размер выбирался прокладками из алюминиевой фольги толщиной 0,1мм, обычно одна или две, так как при окончательной обработке к-вала и сборке с носком размеры от теоретического уходили в минус 0,05-0,2мм.

Andrey82

Я вчера вот эксперимент провёл с топливом взял 900мл бензина и добавил 130мл автомодельного топлива (30% нитры+16%масло) так вот тяга составила 9кг не меньше обороты 6000+ совсем другой мотор холостые 1000 работает ровно без перебоев 😃, штанги из отвёртки просто класс после притирки перестали уходить зазоры:). Хочу распредвал с увеличенными кулачками думаю тот же результат будет на бензине!!!

www.youtube.com/watch?v=S5iaww5jdhA

видео два режима посадочный и холостые.

arkadievich
Александр_Калашников:

Шатун имеет высоту по оси пальца 10мм. В поршне в зоне пальца выполнен паз 12мм. Зазор всего ±1мм. Если отнять от (некорректной цифры -2.4мм один миллиметр зазора) то остается 1.4мм чистого натяга. При сопряжении носка мотора с картером шатун будет на 1,4мм давить на поршень. Вращаться , двигаться ничего в моторе технически не должно если так делать замеры!!!. Посадочная плоскость на картере под носок обрабатывалась в размер 24,5мм±0,1мм до оси поршня. Носок входит в картер на 7мм плюс коленчатый вал 12,5мм от основного подшипника до начала плоскости мотыля, добавим еще половину сечения шатуна 5мм - всего=24,5мм. Недостающий размер выбирался прокладками из алюминиевой фольги толщиной 0,1мм, обычно одна или две, так как при окончательной обработке к-вала и сборке с носком размеры от теоретического уходили в минус 0,05-0,2мм.

Александр, Вы правы, возможно где-то я прошибся в расчетах. Теперь, при сборке, разница в расстоянии от края верхней головки шатуна до стенки цилиндра как я мерял выше - 0.2мм. При этом расстояние от конца мотыля до задней стенки картера больше 2мм.

Сборка как и у оригинала дело не благодарное, слишком много чего надо иметь в виду, да и без молотка не обойтись…
Получается вот так:

Andrey82:

Я вчера вот эксперимент провёл с топливом взял 900мл бензина и добавил 130мл автомодельного топлива (30% нитры+16%масло) так вот тяга составила 9кг не меньше обороты 6000+ совсем другой мотор холостые 1000 работает ровно без перебоев

Это понятно, в бензин до 25% метанола легко лить можно, тем более с нитрой. Результат предсказуем, известен еще с войны - для увеличения мощности моторов впрыскивали спирт с водой. С каким винтом крутит 6000+ оборотов?

diatcenkoVP

Винты ставил разные от 22*8 до 23*12 разница в оборотах была в приделах ±600. Винт подбираю под вес и летучесть модели, посадить модель в данном варианте (7кг) с винтом 23*12 проблематично, на самых малых оборотах (1000) садится не хочет надо глушить перед касанием земли, оптимальный для меня вариант 22*8 6000+ (точно померять не вышло сильно темно для тахометра было ) на нём наблюдается хорошая ровная тяга по всему диапозону газа на малом ходу модель не катится произвольно. На копии ЯК-18 вес 12кг стоял винт 23*10 обороты были 5400-5600 стабильно при этом модель хорошо себя вела на посадке и не катилась произвольно.

Andrey82

О! Выглядит не плохо, только уши крепления Вы ему зря порезали. На стенд пожайлуста:)

arkadievich

Сегодня дособирал - надо сказать это отдельное мероприятие, меток нигде нет, упора в паре подшипников коленвала тоже… вообщем пришлось повозиться. Поставил на стенд (уши только и остались - остальное лишнее убрал). Завелся почти сразу, на холостых работает ровно, обороты 1.500 1/мин, меньше делать не стал - пусть слегка прикатается, хотя бы полбака съест.
По ходу сборки выяснилось, что впускной клапан задевает за поршень вблизи ВМТ - он открывается быстрей, чем поршень вниз уходит. Исправил просто поменяв соотношение плеч впуского клапана - теперь этот параметр регулируется.
Заметил так же, что профиль кулачков слишком крутой и угловатый - при проходе угла клапан просто отскакивает. Видимо в дальнейшем надо будет профиль кулачков изменить на “безударный”, или сделать из распредвала Саито.
Выглядит это так:

diatcenkoVP:

Винты ставил разные от 22*8 до 23*12 разница в оборотах была в приделах ±600. Винт подбираю под вес и летучесть модели, посадить модель в данном варианте (7кг) с винтом 23*12 проблематично, на самых малых оборотах (1000) садится не хочет надо глушить перед касанием земли, оптимальный для меня вариант 22*8 6000+ (точно померять не вышло сильно темно для тахометра было ) на нём наблюдается хорошая ровная тяга по всему диапозону газа на малом ходу модель не катится произвольно. На копии ЯК-18 вес 12кг стоял винт 23*10 обороты были 5400-5600 стабильно при этом модель хорошо себя вела на посадке и не катилась произвольно.

Все понятно, у меня больше вопрос по мощности Вашего экземпляра мотора.
Разница 600 1/мин (или примерно 10% по оборотам) при максимальных 5.600 1/мин означает примерно 30% по мощности…

У нас это все поделки - посмотришь на немцев и диву даешься…

vodyanoy1
arkadievich:

посмотришь на немцев и

это англичане…

alekse
arkadievich:

впускной клапан задевает за поршень вблизи ВМТ

Проточки на поршне делать будете ? На оборотах поршень клапан не догонит ? Моторка дрыгает, уже победа . Поздравляю .

arkadievich

Плоскость под клапан шабером выскоблил (днище поршня близкое к конусу или сфере), но самое главное немного изменил плечо коромысла впускного клапана. Теперь точно не задевает - проверил.

Есть еще вопрос к Александру по шестерням/шлицам под шпонки - как они ориентированы относительно вертикальной оси мотыля и зубов шестерен (по вершине зуба или по впадине)? Это важно знать при сборке, иначе разброс по улам фаз газораспределения может получиться ± 5градусов.
Сейчас у меня ось шпонки приводной шестерни совпадает с осью мотыля, ведомая шестерня на распредвалу ориентирована по шлицу который был в оригинале. Сборка осуществлена - поршень в ВМТ, распредвал шлицом на 12 часов (если смотреть на мотор спереди). Правильно?

arkadievich

Разобрал, еще раз все померял. Вал вместе с подшипниками ушел к задней стенке на 1.6мм, опять скребет по задней стенке, опорная шайба повернулась - на конус садится не всей поверхностью. Недочеты исправил, подшипники посадил на локтайт. На палец поставил по паре шайб толщиной 0.29мм с каждой стороны, чтобы ограничить сползание шатуна к задней стенке.
Поставил на стенд, результат на видео. Заводится легко, холостые не выставлял, оставил поработать - потом посмотрим на результат. Если все нормально и ровно - выведем на обороты.

Александр_Калашников

Шестерня (21зуб), шпоночный паз вырезан по оси впадины меж двух зубов. Колесо(42зуба),паз сделан по оси зуба.
Сборка осуществлена - поршень в ВМТ, распредвал шлицом на 12 часов (если смотреть на мотор спереди). Правильно? Правильно. Если смотреть на кулачки спереди, правая сторона впускного кулачка чуть выше чем левая сторона выхлопного кулачка, поршень в ВМТ. Лучше проверить рейсмусом, магнитная стойка- индикатор. На распредвалу кулачки шлифовались с развалом 90 градусов, но шпоночный паз сделан не в оси развала а смещен в сторону около 7 градусов. Фазы газораспределения - впуск начало 26градусов до ВМТ конец 58градусов от НМТ по ходу. Выхлоп начало 70градусов до НМТ конец 13градусов после ВМТ. Диском с разбивкой до 7,5градусов, с корректировкой под ВМТ, с отв. под штифты пропеллера можно окончательно проверить фазы, плюс индикаторная стойка и индикатор ИЧ 0-10мм.