Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Сдается мне что этот мотор сделан из деталей какого-то бытового мотора…Только картер новый сделали.

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Сдается мне что этот мотор сделан из деталей какого-то бытового мотора

Вы про атлант или про OHC ( хоть бы название придумали , так как это аббревиатура метода газораспределения).
Если по этому непонятному экземпляру - да многое в нем так скажем создает чувство сырости и не доработанности.
Но сколько не всматривался - ничего не сделали для смазки. А делов то, нужно с картера сделать сверление в цилиндре и организовать выброс катерных газов под крышку клапанов ( сделать канал) , что бы создать масленый туман под крышкой клапанов.
И как на настоящих авто сделать сапун в крышке клапанов.
А так даже непонятно как долго это протянет без смазки.

jurist

У знакомого есть два Валаха (valach). Там по регламенту каждые несколько часов меняется-добавляется смазка в клапанный механизм.

alekse
arkadievich:

Правда при расточке оказалось биение в отверстиях под подшипники ок. 0.3мм.

А вдруг это был наклон колена чтоб шатун с шейки не сползал ?

ЕВГЕНИЙ-ARM
alekse:

А вдруг это был наклон колена чтоб шатун с шейки не сползал ?

Если это был выкос , то очень неразумно большой.
Обычно хватает не более 0,05мм ( и то много) для предотвращения подобных явлений.
И такое целесообразно делать за счет плоскости фланца или привалочной плоскости картера. , так как основные подши работают тоже не корректно если сделать простым смещением обойм подшипников носика.
Скорее всего это ошибка установки ( при изготовлении или при расточке).

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Скорее всего это ошибка установки ( при изготовлении или при расточке).

Вот и я так думаю - шатун сползал и уже во второй раз выкрашивается верхняя дуга отверстия передней части шатуна, что означает неверный наклон оси мотыля.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вы про атлант или про OHC ( хоть бы название придумали , так как это аббревиатура метода газораспределения).

Про мотор с цепной передачей конечно.
По Атланту небольшое сравнение - ГРМ как был и как стал.
Штанги сильно приблизились к цилиндру, но есть возможность их еще придвинуть - может несколько позже этим займусь, после испытаний.

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Штанги сильно приблизились к цилиндру, но есть возможность их еще придвинуть - может несколько позже этим займусь, после испытаний.

Смотрел видео ваше ( что то сильно зелено - это вы его трясти начали еще по лету наверное) -
Как то тяжело воспринимаются такие низкие обороты.
Вроде мотор булькает (гы) - что обычно начинает делать ниже 1600 оборотов.
Но визуально коромысла и винт что то быстро вращаются - тахометр не обманывает нас?
очень мало моторов которые могут похвастаться устойчивыми такими низкими оборотами.
Не понял конструкции свечного колпачка …
Дело в том что столкнулся как то с проблемой мелких свечей и принятым почему то принцыпом колпачка - контрится на шестиграннике свечи.
Как результат попалась установка где в.вольтный провод был не оптимальным и слизало грани на свече -

С печальным результатом

Колпачек стал слетать и заткнулся приемник помехами.
Вот чешу репу как сделать более правильный надсвечник …
Вот как ни присматривался так и не смог понять что за конструкция у атланта.

arkadievich

Снятые на видео тесты сделаны в начале октября, а зелено потому что туи и трава газонная. Тахометр не врет, действительно моторчик ХХ держит очень низкие и перегазовки неплохие.
Свечной колпачек как всегда у Бекера - латунная гильза, разрезанная вдоль и с пружинным кольцом внизу. Садится на шестигранник довольно плотно - никогда за 10 лет эксплуатации не было случаев соскакивания. Как выглядит колпачек можно посмотреть у меня в альбоме или на www.becker-fm.de - там больше информации. У Бекера и высоковольтный кабель тонкий и легкий.
Совсем правильный насвечник можно взять у Бекера - у него просто кабель с колпачком в программе имеются.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Вот и я про это же . Напридумывали с локом на шестиграннике.
Когда классика типа как у Беккера никогда не подводила.

arkadievich

Единственно, в этих колпачках не очень термостойкая вставка - при перегреве мотора бывает что “плывет”.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Я не скряга , но если честно покупать от туда более чем напряжно -25 евро +доставка ( последний раз с меня практически от туда за пакетик слупили 30 евро ) - короче я вполне сам могу выточить, так как волшебно дорого выкатывается в русских деревяшках ( на Пежо 308\408 стоит столько индивидуальная катушка зажигания новая в коробочке с лейбами французов и это у меня в городе, а тут за колпачек).
Точить есть на чем.
Вставка от старого надсвечника - там силикон.
Была мысль на подобное , а вот ваша инфа убедила что это реализуемо.

arkadievich

Продолжил деятельность по доработке мотора - в идеале хотел бы сделать для Калашникова действующий макет конструкции нового мотора с лучшими характеристиками, но в тоже время более простого в изготовлении.
Обрезал коромысла - зело твердые оказались, пришлось использовать алмазный инструмент.
Подшипник большего диаметра NTN 20х42х8 вместо 20х37х9 - под него расточка тоже готова. Меньшая толщина позволит несколько сдвинуть вал вперед, и сместить положение шатуна вперед по валу. Судя по натирам на поршне, шатун сидит несимметрично относительно оси поршня.
И еще, похоже клапанные пружины были чрезмерно жесткими - при польном ходе клапана сжимались практически до “0”. Поставил из предыдущего комплекта на пару мм короче.

FFedor
arkadievich:

…клапанные пружины были чрезмерно жесткими - при полном ходе клапана сжимались практически до “0”.

Извините, уважаемый Иван,может мягкими.Спасибо, за вашу пытливую работу.

arkadievich

Есть еще одно замечание - профиль кулачка слишком “ударный”, это видно по следам на кулачке. Попробую сгладить, или есть еще облее радикальное решение поставить распредвал от Саито - он сидит на вале такого же диаметра - 4мм. У этого вала и кулачки более правильные по профилю, правда фазы газораспределения будут отличаться. А подъем клапана можно регулировать перестановкой кронштейна коромысел, меняя таким образом их плечи. А шестерню привода (венец) пришлось еще уже сделать - 4мм, иначе винт крепления носка не встает.
И еще - по хорошему надо бы свечу перенести ближе к центру и клапанам, а клапаны сдвинуть вперед - место есть. Но на этой конструкции головки думаю это сделать будет сложно…

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Есть еще одно замечание - профиль кулачка слишком “ударный”, это видно по следам на кулачке.

Следы не совсем показательно - нужно чертить и проверять .
Почему не совсем - иногда причина кроется в несовпадении пар трения.
Я раз так подправил распред на АСП-80 и получил неприятный момент , так как вал оказался типа цементированного ( о чем я даже не мог и подумать) - выбило ступеньку.
---------------------------
В целом корректный профиль кулачка это не мало для 4Т - на нем можно получить приличные потери , даже при условии очень удачных фаз.
Тут есть весьма интересная видюшка -

Но бЯда - на ангельском и нифига не понятно , главное что дядька рассказывает очень интересный материал , но не разумеем.

arkadievich:

при польном ходе клапана сжимались практически до “0”

Тут я немного тоже не понял - вы имели в виду смыкание витков пружин ?
Если этот эффект присутствовал - ооочень плохо.
По физике работы пружин, если они не сломаются, то быстро наберут усталость и потеряют упругость.

arkadievich:

есть еще облее радикальное решение поставить распредвал от Саито

Если честно я сразу подумал - раз вы имеете в запасе , почему не используете , он же более компактный.
Посчитал что проблема с шестерней коленвала.
--------------------------------------------------------
Вообще тема распредвала она более глубокая нежели просто два рога.
Так же геометрия толкателей не последняя буква в хорошем моторе


Тут можете немножко почитать для образного так мышления ( хотя возможно вам все это известно) -
raspredval.ru/RS.phtml
Но самое главное для адекватной работы системы грм , нужно добиться того что бы у вас толкатели начали вращаться в своих гнездах.
Тем самым вы уберете провоцирующий износ в лунку . Чем добьетесь более длительной работы мотора со стабильными зазорами и не будет нужна частая регулировка зазоров.
Начнут толкатели вращаться , будут и штанги вращаться - износ этих элементов распределится по всей поверхности сопряжения и не будет выбивать лунок или износа на одну сторону.
-------------------------
Т.е. кулачек должен проходить ( немного не правильно - контакт кулочка с толкателем ) не строго по оси толкателя , а с небольшим смещением .

alekse
ЕВГЕНИЙ-ARM:

небольшим смещением .

В моторе зил130 выпускные клапана вращаются , там хитрая шайба под пружиной клапана \ вдруг применимо и здесь .

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вообще тема распредвала она более глубокая нежели просто два рога.

Сложнее чем мы думаем , изменения в конструкции фиг знает к чему приведет , но пилить и точить интересно .

arkadievich

Коллеги, мысли у меня такие же как у вас. Теперь по порядку:

  1. Пружины - на выхлопном клапане практическое смыкание витков при полностью открытом клапане, последствия были бы как Вы и предсказывали. По этой причине поставил пружины с большим шагом витков и на 1.5мм короче. По жесткости стало похоже на пружины мотора Кольма EZ-50. Пока так оставил, новые навить не из чего.

  2. Распредвал от Саито - примерял, можно установить на Атлант заменив приводную шестерню. Этот вал сидит на оси 4мм (диаметр как у Атланта) пропущенной в бронзовой втулке. Вал составной, думал что из трех частей - два кулачка и шестерня, но ошибся. При попытке разобрать сломал шестерню. Страшного ничего не произошло - шестерня была нерабочая, без одного зуба. Последствия на фото. Остатки шестерни с кулачка убрал. Таким образом имеем сейчас детали от вала Саито - два кулачка, бронзовую втулку, ось, две шайбы фиксации положения вала. Теперь надо придумать конструкцию нового распредвала на базе этих деталей с использованием приводной шестерни от Атланта.

  3. Вращение толкателей - между подшипниками распредвала есть осевой люфт установки самого вала, поэтому можно организовать смещение точек касания кулачков относительно оси толкателя. В принципе и толкатели от Саито можно использовать - они имеют диаметр 5мм вместо 4мм на Атланте. Путей два - развернуть отверстие во втулках Атланта или зашлифовать в размер Атланта толкатели Саито (наверное это будет сложнее сделать - ухватить на за что). Думаю сначала попробовать с родным распредвалом, потом установить Саитовский.

  4. Головку цилиндра привел в окончательное состояние, сделал выхлопной патрубок.

  5. По поводу распиливания карбюратора Вальбро - насос и регулятор можно установить на заднюю стенку картера Атланта, взяв давление для насоса прямо через штуцер в картер. А регулирование воздуха сделать как на Ямаде простой заслонкой прямо на впускном коллекторе. Как вам такая мысль?

  6. Распредвал - у Кольма например кулачек очень простой (два одинаковых) две полуокружности (у основания и наверху) соединенные отрезками прямых. Может быть и по этой причине мотор не очень мощный для его кубатуры.

  7. Коромысла - у Атланта поверхность коромысел взаимодействующая с клапанами просто плоская, что на мой взгляд неправильно. Как исправить пока не решил, коромысло очень твердое.

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

А регулирование воздуха сделать как на Ямаде простой заслонкой прямо на впускном коллекторе. Как вам такая мысль?

Вот чего на данном этапе вам не стоит делать - заморачиваться на карбюраторе ( хотя дело хозяйское).
Преимущество карбюраторов вальбро - они из-за коротких топливных каналов прямо в теле карбюратора наиболее стойки к пакостному явлению под названием кавитация.
Многие не воспринимают это, опираясь на опыт общения с ведрами на карбюраторах забывая основное различие - авто-мото карбюраторы имеют в конструкции заложенную связь с атмосферой - все пузыри из топлива в поплавковой камере уходят в атмосферу. Так как наши модели предназначены для различных положений в воздухе мы не можем применить подобное. И пузыри воздуха у нас идут прямо в жиклер.
Придется бороться с этим явлением .
----
Насос NGH-9 в своем теле имеет сразу и насос и регулятор - не сработало.
Пузыри воздуха если насос находится далеко от карба начинают плыть по трубкам.
Пока их насос рядом с карбом - идет очень мелкая суспензия из пузырьков и топлива и почти не чувствуется.
Но если длинна кембрика увеличивается хотя бы на сантиметр эти пузырьки собираются в один крупный пузырь и это начинает сказываться на работе мотора.
Это же явление вылазит даже на Калильном бензиновом норвеле , где наддув с глушителя.
Стоит кембрику изменить сечение ( пережим) от бака к жиклеру . После этого пережима начинают плыть пузыри.
Расправил кембрик - пузыри пропали.
----------------
У вас расстояние получится небольшим - карб очень близко к задней крышке и скорость патока у 4Т меньше чем у 2Т моторов.
Но на данном этапе имхо лучше вам механически отладить мотор и обойти траблы с топливом.

arkadievich:

Таким образом имеем сейчас детали от вала Саито - два кулачка, бронзовую втулку, ось, две шайбы фиксации положения вала.

Составные распредвалы сейчас начинают массово использовать.
Первым я встретил на моторах Сузуки , потом попалась мазда , сейчас на Пежо обнаружил распредвалы у которых все напресованно на тонкостенную стальную трубу.
Так что можно и попробовать даже в таком аспекте поэкспериментировать.

arkadievich

Да, согласен, будем делать все последовательно. Обнаружился интересный момент - модуль зуба шестерни распредвала у Атланта такой же как у Кольма на EZ-50! Обнаружил случайно - собираю попутно ГРМ кольмовского мотора, правда диаметр шестерни у него гораздо меньше.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Еще малым разглядывал картинку с какой то выставки в журнале Моделяр во все глаза мотора Cipollo TSV


Имхо , считаю что итальянцы сделали очень интересную конструкцию -

Сейчас не могу найти один из журналов , там на последней странице была куча переделанных моторов в 4Т.
Среди тех моторов был МВВС-3,5 …
Далекие 84-86 годы…