Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Видать совсем “не айс”, но при этом к мотылю - наиболее проблемной части вала под иголки, претензий нет. Другое дело что длинным вал делать нельзя, будет обламываться при встрече с землей.
Пытались отпустить хвостовик - но получилось совсем мягко - шпонка канавку срезает.

МАЯТНИКФУКО

Странное он выбрал место для излома, внутренний момент не максимальный там…
А калили точно в масло?

FFedor
МАЯТНИКФУКО:

А калили точно в масло?

arkadievich:

Пока ничего не говорят, поскольку спросить некого.

😎

arkadievich

Вал был изготовлен из ШХ-15 с соответствующей термообработкой. Но чтобы не скалывало самый хвостовик с резьбой М8 его отпустили до переднего подшипника (грели с торца до фиолетового цвета).

Slava911
arkadievich:

Продолжаем испытания моторов предсерии, пока все по плану, но иногда возникают проблемы…

ШХ 15 - большая поверхностная твердость это плюс, из минусов хрупкий материал. Отверстие просверлено глубоковато, “мяса” в носке мало.
По каким параметрам или опыту выбирали материал для коленвала?

МАЯТНИКФУКО

По фото видно, что трещина развивалась с поверхности, отсутствие отверстия не помогло бы скорее всего, возможно, просто увеличило бы время до поломки.
При закалке возможны всякие косяки, и причин их возникновения может быть много.

arkadievich
Slava911:

По каким параметрам или опыту выбирали материал для коленвала?

Выбирали из соображений правильной работы мотыля по игольчатому подшипнику и шатуну. То, что материал хрупкий известно, но шатун-иголки-мотыль работают. Ни одного случая поломки мотыля не было.

Slava911

ШХ 15 для мотыля подходящий материал и нагрузки на кручение меньше чем у коленвала. Для коленвала подберите соответствующий материал, а мотыль просто прессуют с небольшим натягом это классическая схема.

Andry_M
Slava911:

ШХ 15…хрупкий материал

Очень хрупкий 😃 ИМХО на коленвал не годится.

arkadievich
Slava911:

Для коленвала подберите соответствующий материал, а мотыль просто прессуют с небольшим натягом это классическая схема.

Для этого надо иметь достаточно толстую щеку, не менее диаметра мотыля ф12мм - вал получается слишком тяжелый.
Стали для обычных “мелкомоторных” микродвигателей не очень подходят - поверхностную твердость можно получить в тонком слое, но он часов через 20 - 200 работы продавливается игольчатым подшипником и выкрашивается. Да и масла топливе там сильно больше, чем 1…2% у нас.
То есть для вала в нашей конструкции нужен материал, имеющий помимо высокой прочности еще твердость и высокое сопротивление задирам при масляном голодании.

МАЯТНИКФУКО
Slava911:

с небольшим натягом это классическая схема

Я несколько раз распрессовывал свои DA, натяг там около 0.09, так себе “небольшой”, и толщина щеки будь здоров… А тут четырёхтактник.

arkadievich:

20 - 200 работы продавливается игольчатым подшипником и выкрашивается

Шатуны цементированные ведь работают.
Правда, если верить формуле Герца, контактные напряжения там меньше, чем не кривошипе. Здравый смысл говорит то же самое.
Поглубже цементировать и поменьше оставлять припуска на шлифовку.
Короче, сидя на диване чего только не придумаешь 😎, по клавишам стучать-не моторы строить.
mashinform.ru/marochnik/…/7xg2vm-obj1042.html может вот такую? Мне кажется, её хрен сломаешь…

Andry_M
arkadievich:

для вала в нашей конструкции нужен материал, имеющий помимо высокой прочности еще твердость и высокое сопротивление задирам при масляном голодании

Для чего? Вал в подшипниках. Масляное голодание на вал не влияет. Влияет на мотыль, который может быть из другой стали.
Каленые валы с высокой твердостью, под нагрузкой обычно обламывает…

arkadievich
Andry_M:

Влияет на мотыль, который может быть из другой стали.

Да, это так, но скажите как надежно соединить почти полый мотыль ф12 с щекой толщиной 8мм при одноопорном вале?

Slava911
arkadievich:

Да, это так, но скажите как надежно соединить почти полый мотыль ф12 с щекой толщиной 8мм при одноопорном вале?

Толщину щеки можно увеличить.
На фото коленвал 120сс из 40ХА, закален до 54 ед. , Толщина щеки 9 мм, мотыль 12мм с отверстием 5 мм, запрессован с натягом 0.09(оппозитник меньше нельзя), винтовым прессом. Для вашего мотыля достаточно сделать натяг 0,03-0,04.

arkadievich
Slava911:

Толщину щеки можно увеличить.

Можно, но сколько будет весить такой вал?
У нас задача построить ресурсный 4Т мотор с удельным весом 0,25…0,30 кг/лс, сейчас около 0,4 кг/лс.
Конструкция моторов с неразборным валом подразумевает разборный картер, это, как правило, приводит к усложнению обработки и увеличения веса мотора. Увеличение количества “мяса” вокруг мотыля приводит к необходимости увеличивать вес противовесов… и так далее.

Antoni_007

Иван Аркадьевич, Вы на верном пути. Не сворачивайте. Отработать, только, технологию термообработки.

arkadievich

Антон, к сожалению отработать прийдется не только технологию термообработки - например, вот такое Вы видели? Это при работе на 5850 об/мин с винтом 23х8 после примерно 4 часов работы.
К вопросу о качестве литья и материала из чего отливали…

Решил плюнуть на литье и перейти на изготовление из куска на ЧПУ, первые моторы изготовленные на ЧПУ отработали более 65 часов без проблем.

FFedor

Уважаемый, Иван, не плюй на литьё. Как-то делали мне диски тормозные на Жигули, тянут время, не тороплю, людей знаю верю. протянули время, но сделали, ругался про себя, но как оказалось, ждали нужного чугуна. Может и здесь, что-то не так.

arkadievich:

изготовление из куска на ЧПУ

Вспомни итальянский Минтори, может не стоит? Извини.

new225
arkadievich:

*** Решил плюнуть на литье и перейти на изготовление из куска на ЧПУ ***

Возможно выходом было бы литье под давлением, но литейные формы получились бы слишком дорогими под небольшую серию…

Как вариант - пробовать оптимизировать геометрию под обработку на ЧПУ…