FunJet Multiplex (FPV) F.A.Q. по тюнингу

Gabberg

17 июня 2012 года,
г. Мытищи

Погода на 12:00
t+21C, Ясно, Ветер СЗ – 3-5 м/с, с порывами до 10 м/с, На высотах более 200 м верховой ветер достигал скорости 15 м/с. Во второй половине дня ветер дул с переменных направлений, порой стихал до штиля.
Видимость более 10 000 метров, осадков нет. Термическая активность слабовыраженная.
Погода для пилотажа сложная, но решился пробовать.

Итак,

FunJet
Motor 3600 kv
ESC 70A
3S 2600 mah
Prop - 5x5
RC - Spektrum DX6i and AR6200

Уровень сложности пилотирования – выше среднего.
Нештатных ситуаций за полетный день – 4
Предпосылок к ЛП – 0
Крашей - 0

Сделал 4 вылета на Фанджете. Скорость 200 км/ч для него точно не предел!
Сложно было, порывистый ветер очень мешал! При развороте против ветра, аффтора резко просадило вниз метров на семь-восемь, и это все без запаса по высоте. Второй неприятный момент, опять же на медленном развороте в горизонтальном полете, внезапно стих ветер и я едва не схлопотал срыв потока. Вовремя заметил и скомпенсировал дачей руля от себя, чтобы разогнаться.
Но ради бездонного синего неба, я был готов лететь хоть в ураган!

Красотень неописуемая!
За полетом наблюдал Чемпион России по 3D пилотированию на вертолетах. По моей просьбе он отлетал небольшую программу высшего пилотажа, доступную для самолета.

Смотрелось это, как грандиозное представление! Пилот вертолета (уверен, что вертолетчики его в ролике узнают) чередовал бочки, кубинские восьмерки (не знаю, как это правильно называется), полеты в инверте и крутил афигенной красоты мертвые петли! Порывы ветра мешали ему также, как и мне. Непривычно было видеть вертолет, летящий, как самолет.

Но как я не боялся, мне удалось повторить часть его полетной программы на Фанджете. Только скорости были в 3 раза выше и зона полетов в 5 раз больше, чем у вертолета Атом-500. Средний радиус разворота составлял более 150 метров 😃

Dear Sirs, смотрите и оценивайте сами!

video.yandex.ru/users/gabberg/view/2/

исходник ролика - narod.ru/disk/…/Vsun0004.3gp.html

92 Мб (продолжительность ролика 6 мин.)

Danilov_A

Собрал я своего FunJet Ultra. Получил я его просто так в нагрузку, но абсолютно голым. Прикупил начинку, среднюю, не сильно экстремальную, т.к. самолет поменял не одного владельца, только при мне у предыдущего хозяина было пара жестких инцидента - посадка на большой скорости в колею от танков с последующим за этим разделением на много частей и потеря управления с последующим улетанием за горизонт и поисками (нашли через неделю). Планер кривой, многократно склеенный и усиленный.
После сборки вес впечатляет любого моделиста. Это скорее копье, а не самолет. При самостоятельных стартах 8 из 10 бросков закончились скоропостижным приземлением. Погибли все два граупнеровских винта.
После этого было принято решение делать катапульту.
Для изготовления понадобились: 3 рейки 30х40х2000; шпилька М8х1000 попиленная на 3 куска; 6 гаек-барашков М8 + 6 гаек М8 с фиксатором; 2 плоских уголка; 2 болта М5 + 2 гайки; 4 самореза.
Сама стойка сборно-складная. Можно сложить до плоского состояния и разобрать до состояния “связка палок”.
Далее, резина: 4 штуки 3мм и 4 штуки 4мм рыболовной резины по 15м. Метры видимо тоже резиновые, т.к. все куски разной длины. Но это не очень важно, т.к. при растяжении разница не видна. К резине с дальней стороны крепится стальное кольцо, еще два кольца крепятся к шнуру (веревке) с другого конца. Шнур с кольцами делится примерно пополам и этим местом крепится к резине.
Дополнительно требуется основной якорь - большой ломообразный штырь для забивания в землю. И штырь поменьше для спускового устройства. У меня в качестве штыря поменьше шпилька М12 с заточенным концом.
Спусковое устройство - длинная палка с отверстием на конце и “ногой”-опорой посередине. Со стороны выглядит как детские качели.

Как это работает: отмеряем минимум 4 длины резины между штырями по линии ветра (запуск против ветра), забиваем их в землю, натягиваем резину, на штырь спускового устройства сначала одеваем палку с дыркой, потом кольцо. Для спуска надо просто наступить на другой конец палки. Просто, дешево, быстро в изготовлении. Далее устанавливаем катапульту и самолет так, чтобы второе кольцо оделось на крюк самолета.
Крюк буксирный был изготовлен из прутка 5 мм (электрод), нарезана резьба, в самолете проделана дырка, вклеено усиление из куска карбоновой пластины снаружи и куска деревянной линейки изнутри.
При запуске РВ на максимум вверх.

Набросал схему. Желтая фигня - спусковое устройство. Саму стойку катапульты не стал рисовать, вроде и так все понятно.

Надо сделать еще замечание. Чем ближе крюк к ЦТ модели, тем больше будет при старте задирать нос. Планера, стартующие при помощи резины, вообще летят вертикально вверх, но это уже не катапульта.
Я сделал наугад, расстояние от крюка до ЦТ у меня довольно большое, более 100мм. Летит горизонтально, разгоняется до приличной скорости, на которой становится управляемым.

Видео самого полета неясное и размытое.

Gabberg

Выглядит как взлет с палубы авианосца! 😃

Аффтору респект!

У меня Фанджет сам из руки рвется, только немного рыскает пока не наберет скорость на которой рули уже эффективны.
Думаю попробовать поставить винтик 6х6. Немного беспокоит 20% перегрузка по двигателю на максимале. Перед запуском буду мерить токи в статике и тягу.

Надеюсь, что все будет в пределах. В динамике токи будут по-любому ниже. Уверен, что Фанджета можно смело грузить, он только прибавит в устойчивости. А вот центровку ему какую ставить?
Как показала практика, при задней центровке надо загрубить чутье по тангажу, есть опасения, что сервы или качалки могут не выдержать развороты на больших скоростях.

Danilov_A
Олег#:

проще кидать ))

Не проще. С катапультой заморочек было немного. Сделал один раз, теперь только установить всю конструкцию на поле и пользоваться.

Danilov_A:

При самостоятельных стартах 8 из 10 бросков закончились скоропостижным приземлением.

Самолет у меня тяжелый. Не взвешивал, но по ощущениям далеко за 1 кг.
Когда есть кому кидать, то вроде ничего. А вот когда нет…???
Коллега очень неплохо кидал мне самолет, а во время сборки катапульты ходил кругами рядом и “возмущался”: “жалко тебе 100 рублей за хороший бросок”.
После первого старта с катапульты он больше ни слова не сказал. Впечатлило!
Другой коллега бываючи в Англии рассказывал, что есть модели, которые вообще без катапульты не взлетают.

siderat

Какую бы ВМГ выбрать пооптимальнее? Чтобы минут 10-15 полет, скорость в среднем около 70км,ч, и до 150-190 на полном газу. hobbyking.com/…/__21483__NTM_Prop_Drive_28_36_3000… такой подойдет?

4.5x4.5 - 14.8V / 755W / 51A / 1.31kg thrust
4.75x4.75 - 11.1V / 396W / 35.7A / 0.836kg thrust
Думается на 3 банках слабовато будет…

Gabberg
siderat:

Какую бы ВМГ выбрать пооптимальнее? Чтобы минут 10-15 полет, скорость в среднем около 70км,ч, и до 150-190 на полном газу. hobbyking.com/…/__21483__NTM_Prop_Drive_28_36_3000… такой подойдет?

4.5x4.5 - 14.8V / 755W / 51A / 1.31kg thrust
4.75x4.75 - 11.1V / 396W / 35.7A / 0.836kg thrust
Думается на 3 банках слабовато будет…

По мне, так в FunJet надо ставить inrunner. Но на вкус и цвет как известно фломастеры разные.
Думаю, двигатель на 3000 kv даст очень хорошую динамику с винтом 5х5, регулятор нужен 50А.

Комфортная скорость полета для FunJeta более 100 км/ч. С Вашей конфигурацией он влегкую даст 180 км/ч, но с вертикальными векторами в сложной ситуации я бы не эксперементировал, может не вытянуть. Это самолет очень любит скорость -

www.youtube.com/watch?v=b1Pv1lQsGU8

Удачи Вам!

Max Gabberg

Danilov_A

NEU-1112-2D 3200кв. и винт 5х5, ток в статике 96А
акки: hobbyking.com/…/__19124__Turnigy_nano_tech_2250mah…
Это сетап коллеги. У меня попроще.
Винт www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
мотор www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Акки www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Регуль www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
Про полет 10-15 минут - из области фантастики. 3 - 4 минуты. медленно не интересно вообще.
Винт лучше купить Граупнер 5,25х5,25, у меня такие кончились до постройки катапульты.
PS Апгрейдить свой Фанджет не вижу смысла - тушка очень уже кривая, если только новую заказывать.

siderat

3-4 минуты это на полном газу? Хотя бы минут 7 с периодическими ускорениями.

Gabberg
siderat:

3-4 минуты это на полном газу? Хотя бы минут 7 с периодическими ускорениями.

3-4 минуты… сложно сказать.

Трудно концентрироваться на самолете, который толком них… не видать в облачном небе.
Плюс ко всему, любой разворот нужно рассчитывать, т.к. скорость за 200 км/ч очень обманчива и радиусы разворотов очень большие.
А если зона полетов маленькая, то приходится экспонентой ограничивать газ на 20%.

В эти выходные устроил показательное авиа-шоу.
Полет в городе.
Готовился к полету, смотрел карты и погоду.

Самолет держал повыше, все элементы крутил над водой, чтобы в случае предпосылки никому не прилетело в голову.

Зона полетов небольшая. Летать пришлось по треугольнику. Взлет сразу в воду, а-ля с авианосца, посадка с воды, а-ля на авианосец. Глиссада крутая, проходит в роторной зоне. Права на ошибку нет.

Ругаюсь последними словами. Дважды чуть не потерял самолет. Нахрен я полетел?

Можете пинать…

www.youtube.com/watch?v=JT6-xN0lfPo

С уважением,
Gabberg

debug

чуть кому то в окно не залетели 8)
Вот бы люди удивились 8)
А вообще на сверхскоростном самолёте в городе летать очень опасное занятие, пинать не буду сам бы полетал 8)
Но с такой посадочной полосой и такой глиссардой не стал бы летать, у меня фанджет видавший виды, два краша на полной скорости, такой жёсткий плюх может не выдержать 8)

siderat
Gabberg:

который толком них… не видать в облачном небе

Так вы не по фпв летаете? Я хочу эту модель больше для низких полетов по камере. У земли скорость ощущается куда лучше, так что км 70 что бы между деревьев полетать думаю самое то, плюс на прямом отрезке разогнаться побыстрее.

Gabberg
siderat:

Так вы не по фпв летаете? Я хочу эту модель больше для низких полетов по камере. У земли скорость ощущается куда лучше, так что км 70 что бы между деревьев полетать думаю самое то, плюс на прямом отрезке разогнаться побыстрее.

А Вы только сейчас догадались, что это был не FPV полет?? ))) Спасибо, Вы мне польстили. Обычно, не по FPV полет получается более дерганный.

Сэр, летать меж деревьев на Фанджете очень стремное дело. Я с ужасом вспоминаю свой пролет между двумя фонарными столбами под толстым проводом, когда уходил на второй круг.
На скорости в 70 км/ч Фанджет не может маневрировать. Рули теряют свою эффективность на этой скорости. Полет в Глухово это наглядно продемонстрировал. На одном из заходов (по-моему на втором) ветер довернул в зад, как следствие воздушная скорость стала ниже и сразу же началась борьба с кренами.

Если Вам не жалко электронную начинку и Вы уверены в своих силах, то мы с нетерпением ждем в студию запись Вашего экстремального полета, т.к. сами “ЗА” любой кипишь!

А разогнаться побыстрее - для Фанджета это в радость, только скорость он сбрасывает крайне неохотно. В полете это необходимо учитывать.

Удачи Вам!

С уважением,
Max Gabberg

19 days later
maloii

О паке очень положительные отзывы, себе такой взял, доволен, носится как бешеный 😃 Но когда я его брал он был дешевле и стоил он 121,75 EUR.
Тут он в действии. Обратить внимание на разгон по прямой через ворота, там я давал на 100% газа, весь остальной полет где то 20-40% газа

8 days later
Gabberg
maloii:

О паке очень положительные отзывы, себе такой взял, доволен, носится как бешеный 😃 Но когда я его брал он был дешевле и стоил он 121,75 EUR.
Тут он в действии. Обратить внимание на разгон по прямой через ворота, там я давал на 100% газа, весь остальной полет где то 20-40% газа

Да Вы батенька маньяк!! ))

Я до кучи еще бы бочку крутанул в момент пролета пилонов, но для Фанджета - это 50/50, ибо он 7-10 метров высоты может потерять моментом, даже гавкнуть не успеешь.

А у меня все руки чешутся поставить винт 6х6, но меня грызут сомненья, что это станет его последний полет… Но при удачном раскладе поставлю FPV-шные железяки.

Поправил ссылку на видео где он с винтом 5х5, сорри за качество, обязательно исправлюсь!

siderat

В комплекте клей идет? Какой посоветуете? И по поводу разъемов на акк регуль, у меня везде 2мм стоят, а с высокими токами на фанджете наверное не очень?

slides

Чет не помню, чтобы мультики клей в комплект клали, в инструкции для Фом Неверующих, черным-по-белому написано - клеить элапор только циакрином. На акк ставьте Т-Динсы, они 50 ампер держат, не погорят, 2-шки однозначно запалите.

Gabberg
siderat:

В комплекте клей идет? Какой посоветуете? И по поводу разъемов на акк регуль, у меня везде 2мм стоят, а с высокими токами на фанджете наверное не очень?

Клей я использовал Циакрин (CA-12), его еще называют космофен. Время схватывания секунд 10-20. Успеваешь поправить, если вдруг не так приложил. Немного надо подержать.

Коннекторы ставьте 4 мм и на регулятор и на акк. Броски тока могут быть под 100А при первых полетах, пока двигатель приработается под немалой нагрузкой, потом процентов на 25-35% токи будут пониже.
Да и вообще экономить не стоит. Лучше дороже, но надежнее.

С уважением, Max Gabberg

Gabberg
siderat:

Буду брать на линдиргере, хотелось бы и там клей купить, либо на хоббикинге. Тут пишут epp клеит hobbyking.com/…/__17534__Clear_Foam_Glue_Medium_Cu…

При сборке есть пару моментов, на которые стоит обратить внимание.

Клей можно использовать любой, лишь бы клеил пенопласт. СА-12, который рекомендован для сборки Фанджета, купил через дорогу в хозяйственном магазине за 5 USD тюбик 20g. Летаю сразу на двух пенолетах. Восстанавливался после 3-х крашей, дважды клеил оторванные морды и за все время израсходовал только половину тюбика.

Там же в хозяйственном магазе стоит докупить разных скотчей: малярный (2$), обычный(2$) и армированный(4$). Поверьте, это все пригодится.

Загляните в магазин автозапчастей и прикупите ролик автомобильного скотча. Ширина - 10 мм, вспененный. (2$)

  1. На автомобильный скотч очень хорошо крепятся любые детали, под любым углом и в любом месте. Незаменимая вещь!
  2. Армированный скотч нужен для того, чтобы проклеить им переднюю кромку крыльев по всей длине. От фюза до противофлаттерных балансиров. Это защитит Ваши крылья при посадках в высокую траву. Жесткие стебли могут запросто рассечь крылья. У меня после 10 посадок практически живого места не осталось.
  3. Центровку ставьте по паспорту, либо заведомо переднюю. Иначе потеряете в устойчивости.

Будет побольше времени, начну выкладывать практический опыт.

Пока писал, подготовил видюху полета с крашем Фанджета, но обошлось, пострадало лишь самолюбие пилота.