Далеко и высоко. Тактика и практика

Yden
netwind:

Производитель этой ЛРСки просил ничего о ней не писать т.к. не хочет лишней рекламы

ну тогда скажите отечественный производитель или нет ?

netwind
ehduarg:

А нужен ли такой большой мотор и винт? Для горизонтального полета этому аппарату достаточно 100-120Вт. с двойным запасом ну 300Вт и винт соответственно меньше и складной точно лишний.

Без мотора чуть чуть не долетели. Еслиб не проблеммы с видео то и мотор не нужен.

Вот тут я и прошу совета какой мотор и винт выбрать? Но кроме полётов сверху вниз он всё-таки должен уметь летать и снизу вверх для отлаживания всего на земле.
Т.к. в режиме планирования он себя показал не плохо, то большую часть маршрута можно планировать… а для этого складной винт, по моему, лучший вариант.

При подъёме шар летит по ветру, а значит возвращаться самолёту всегда придётся против ветра… Думаю, что мотор всё-таки нужен.

nyc73:

Как вам это удается? То есть заходящие например на расположенный в 30км аэропорт самолеты должны следовать другим маршрутом, пока я собрался полетать в субботу?
Или вы это делаете не как частное лицо, а в рамках какой-то работы?

Делаю как частное лицо. Дату и время запуска согласовываю с ближайшими аэродромами и выбираю время, когда у них нет полётов. Правда приходится тащить свою задницу вместе со всем оборудованием километров за 150 от Москвы, туда, где нет больших аэродромов и выбирать точку запуска на отдалении от воздушных трасс.

AlexOrlo

Вы писали, что поставили винт 13х6.5 ?
Как мне кажется, нужен шаг побольше, а диаметр поменьше. В калькуляторе посмотрите какую макс скорость потока он обеспечивает. Она не должна быть ниже скорости планера (воздушной скорости). А у вас окозалась нааборот… На истину не расчитываю, но мне так кажется.

Ильвир
netwind:

Т.к. в режиме планирования он себя показал не плохо, то большую часть маршрута можно планировать… а для этого складной винт, по моему, лучший вариант.

Чтобы не сомневаться в раскрытии лопастей, можно для такого полета поставить не складной винт и настроить тормоз на регуле.

nedz
netwind:

Судя по видео, самолёт свалился в пике и разогнался до такой скорости, когда винт начал работать в качестве парашюта. А 30% газа, включающиеся при FS, видимо, не дали винту сложиться.

в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…
(

F_R
netwind:
  1. Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?

Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.

По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃

netwind:

Я периодически запускаю разные штуки в стратосферу.

Если не секрет, для чего!? 😃

brusse
netwind:

Как выяснилось позже, к этому моменту Х8 был просто планером

Судя по видео, носитель начал пикировать, при этом набирая скорость и раскручивая мотоустановку, в определенный момент обороты стали критичны для данного винта и произошел отстрел лопасти, после чего отрвало мотоустановку из-за страшного дисбаланса.

Андрей#
netwind:

Почему самолёт так нервно себя вёл пока был двигатель и тяга при учёте изначально передней центровки и почему он так стабильно и хорошо полетел без двигателя, несмотря на ещё сильнее сместившуюся вперёд центровку? Возможно, что сервы, находящиеся снаружи, даже при учёте убранной из них смазки, при -60С работали слишком медленно при условии большой скорости под тягой?

Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота.
Почему не получалось выйти в горизонт?
Профиль крыла у вашего л.а. достаточно тонкий и ему нужна большая скорость, соотвтственно есть два варианта выхода на большую скорость.

  1. выключить двигатель ( обязательно должна стоять функция тормоза двигателя ), и начать затяжное пике, с постепенным выравниванием в горизонт, далее просто отпустить ручки управления, (при правильной настройке ЛА должен стабилизироваться сам) далее сам аппарт выберет оптимальный для него угол снижения и начнет спуск стабильно.
  2. Нужен большой винт 14 - 18 дюймов ( плотность маленькая чтобы получить тягу на этой высоте нужна приличная ометаемая площадь) с приличным шагом порядка 10 - 15 , и хороший двигатель ватт на 600, включаем полный газ, ЛА набирает необходимую скорость для полета, выравниваем его в горизонт и подбираем оптимальный газ.
    Разумеется перед высотным полетом необходимо отстроить самолет
    при визуальном контроле, да так чтобы можно было бросить ручки и самолет сам летел.

Для серв сделать небольшой лючек, и закрыть их там теплоизолятором, например пенопластом, при их работе будет выделяться тепло которое не даст им замерзнуть.

nyc73

Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃

Palandreich
netwind:
  1. Какие антенны лучше использовать для подобных полётов в видео тракте и управлении?
  1. Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
  2. В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
  3. Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторну базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).
netwind
nedz:

в место шторма надо ставить игл. у него двиг включается на настроенной высоте. Выставить к примеру 2км высоты и пусть до нее без движка планирует…

Это хорошая опция, но полёт выше 15 км требует ещё массу специфических возможностей, и для их решения нужно использовать либо АП с открытыми исходниками и править их либо АП, разработчик которого готов потратить своё время на дописание этих функций. Большинство АП не рассчитаны на большие высоты и под хранение высоты может быть выделена ячейка размером не более 16000 или как в Шторме 10000, а при переполнении этой ячейки автопилот может начать думать что он на 16 км ниже уровня моря и будет пытаться выгребать вверх. Да и барометры на большинстве АП не умеют мерить выше 10 км. Так что игл тут врядли подойдёт, а вот ардупилот (при условии приложения своих рук) и смалтим (при условии помощи разработчиков) выглядят гораздо перспективней.

F_R:

Клевера, конечно, предпочтительне, но менее “краше стойкие”.

По приему я бы поставил антенну с большим числом витков. А лучше бы, несколько штук с разным числом витков. Самой слабой, зато с самой широкой ДН, примерно определяем направление, и нацеливаем основной “пулимет” на ЛА 😃

Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?

Да, так и планирую раздобыть ещё один хеликс подлиннее… но вот не могу решить, что важнее купить приёмник получше (лавмейт вместо моего БевРсишного) или антенну подлиннее. На оба пункта пока денег не хватает.

F_R:

Если не секрет, для чего!? 😃

Всегда хотелось посмотреть на землю сверху… А после нескольких запусков выложенных в сеть ко мне стали приходить разные учёные со своими интересными проектами и экспериментами, ну и пару коммерческих рекламных запусков осуществил, что позволило испытать на них дорогую технику.

А вообще это странный вопрос для данного форума 😃

Андрей#:

Мое ИМХО.
На такой высоте достаточно разряженная атмосфера, соответственно малые числа рейнольдса, и всего единицы качества, как только АП или вы в ручном режиме пытались выравнивать самолет по тангажу,начинался срыв воздушного потока, т.е воздушный поток перетекающий по верхней части крыла сильно турбулизировался, и крыло попросту проваливалось, в этот момент вы или АП ту-же давали корректировку в противоположную сторону, срывалась другая консоль, опять корректировка, и начинался резонанс, т.е. раскачивало аппарат все сильнее и сильнее, в плоть до его переворота…

Так загадка в том, что сразу после “отстрела” двигателя самолёт стал очень стабильным (это отлично видно на зелёной траектории полёта на карте) Но тут у меня предположение, что главную роль сыграла получившаяся супер-передняя центровка, в следствии чего качество планера ухудшились но стабильность улучшилась. Это похоже на правду? И может для следующего полёта поставить двигатель, но сместить вес вперёд?

nyc73:

Мне кажется, автор задал свои вопросы чисто по приколу 😃 Он и сам разберется, ставить ли ему квадратные винты 😃

К сожалению я мало чего понимаю в принципах подбора комплектующих для самолёта и пользовался общими рекомендациями… А теперь понимаю, что нужно вносить коррективы в конфигурацию, но вот что менять и на что это влияет я не знаю.

Palandreich:
  1. Судя по фото квадрифиляр направлен вверх. Значит и основной лепесток ДН туда же. По идее надо перевернуть вниз.
  2. В подобном полете удаление значительно больше высоты, поэтому клевер вполне подойдет.
  3. Если контролировать модель необходимо только для возврата домой (т.е. нос всегда смотрит в сторону базы) и КУ клевера будет не достаточно, то можно использовать квадрифиляр, но направить его вперед (и немного вниз).

Вот за этот ответ отдельное спасибо. Почему то я подсознательно был уверен, что у квадрифиляра направленность в виде пончика. Это точно, что основное излучение идёт от верхнего креста? (Яндекс как-то не смог мне быстро помочь.) Это наверно важнее удлинения принимающей антенны.

Из моих 15 стратосферных запусков один был абсолютно вертикальным и шар можно было визуально наблюдать почти до разрыва на 32км. Так что ДН всё-таки должна быть полусферой… вниз.

F_R
netwind:

Хм… а чем клевер лучше квадрифиляра?

Гм… В вашем случае… мб и нету разницы… Тут лучше великие гуру просветят 😃 Я бы вообще поставил коаксиальный диполь, а на земле Яги элементов, эдак, на 20 😃 Мб даже сделал стэк из 2х таких одинаковых Яг. Да, тут придется согласовывать их между собой, но ни че😆, уже проходили 😃 Получится очень мощная антенна, правда с очень узкой ДН. Но, при уделени 30км должно быть, ИМХО, комфортно 😃

netwind:

что важнее купить приёмник получше

Лучше и то и се 😃
Чуйка у этих приемников, почти, одинаковая. Но, киатйские легко забиваются от РУ на 433МГц и не только (из-за того, что промежуточная частота модуля приемника попадает в 433Мгц + SAW фильтр там “не очень” + чатсо кривая пайка, сопли и т.д…). Приемники ЛМ куда более стойкие к наводкам на 433МГц. Там и тюнер более-менее фирменный с известными параметрами (есть даташит на него) и промежуточная там где-то в 470МГц лежит.

Алексей_Сергеевич
Ильвир:

Возможно, при наборе высоты, произошло обледенение моторной установки , из-за чего нарушилась балансировка.

Подтверждаю, лично с этим сталкивался! Шёл сквозь облака зимой и почувствовал полную потерю тяги при полной нагрузке на двигатель, заледенила курсовая камера. До дома не дотянул 500метров, стало сбоить РУ. Обнаружил самолет в снегу в целости и сохранности, но… У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм, будто её мокали в воду на морозе! Передающая видеоантенна была чистая. Камера была спрятана за сферическим прозрачным колпаком, он тоже обледенел. И самое главное пропеллер обледенел! Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм! Поэтому пропала тяга, прегрузился двигатель, и сбился регулятор, в результате чего и сгорел благополучно… Винт был складной 11х6. Поскольку дело было зимой, то всё это хозяйство приземлилось и не оттаяло. Предполагаю, что если бы движок был у меня помощнее, то вполне мог бы стряхнуть лёд с одной из лопастей, и тут же уничтожить себя из за возникшего дисбаланса!

nyc73
Алексей_Сергеевич:

У него RLS приемная антенна была покрыта слоем льда в 5…10мм

Алексей_Сергеевич:

Он был покрыт слоем рыхлого льда, причем местами толщиной примерно 5мм!

Смахивает на беллетристику… Сколько времени вы провели в облаке?

nyc73

Жалко, звука нет. По моему опыту, винт обледеневает по задней кромке, то есть слой льда повторяет толщину винта, и если только у винта кромки не толщиной 5 мм (полено такое), то и льда такой толщины нарасти не может. Обледенение создает порядочный дисбаланс, но реву не более чем от обычного плохо сбалансированного винта, так что в отрыв всего хозяйства в результате обледенения я не особо верю, если только там совсем все на честном слове не держалось.

Алексей_Сергеевич
nyc73:

По моему опыту, винт обледеневает по задней кромке, то есть слой льда повторяет толщину винта

Как раз в этом конкретном случае было наоборот- Самая большая толщина гладкого льда была по передней кромке, а рыхлый лед заполнял вогнутую часть лопасти. На видео видно низкое потребление- это срабатывала отсечка регулятора по перегреву. На самом деле видно что пилот тупил не понимая что происходит. Вроде уже около базы недалеко, и высота уже сброшена, а ничего не видать, РУ в 2 Ватта отваливается, движок не запускается, принудительный автопилот вообще попёр самолет в другую сторону… Кстати, похоже передающая антенна видеопередатчика в 1Вт вполне успешно растапливала лёд, может и другие элементы подогревать?

nyc73

С чего это РУ 2 ватта начало отваливаться? В общем, ерунда полная. Ничего подобного не было никогда. И антенны приемника сосульками не обрастали. Может в Нижнем климат радикально другой конечно, но на мою память вроде нет. Сорри если что

Алексей_Сергеевич
nyc73:

С чего это РУ 2 ватта начало отваливаться?

Кроме экранирующего слоя льда вокруг сосиски с антенной больше предположений нет… В этом виде самолет летал и летает на десятки км без проблем, а тут меньше 1км и такое…

alexeykozin

большое спасибо за интересную историю!

под высотные полеты интересно попробовать ardupilot с прошивкой arduplane 2.7.5 в ней реализовали логику коррекции пилотирования на больших высотах, автор пишет что до 35 км.
зы наверное самоль надо обрабатывать антиобледенителем, каждую серву питать отдельного источника с ограничением по току с тем чтобы не пожечь заклинившую и не обездвижить остальные

а по тактике если ветер на уровне верхней кромки облаков позволяет постараться прогреть самолет до входа в облака. охлажденный до -50 предмет при помещении в пар становится сосулькой

на камеру нужен колпак-полушарие, пробовали полеты в облаках в типовой глазок камеры изза ободка собирается вода которая не просыхает очень долго