Smalltim OSD and autopilot (часть 2)

DinAlt
smalltim:

Сообщение от DinAlt to smalltim: Скажите пожалуйста точную дальность на которой перестает корректно отбражаться направление на точку старта !!! C АП - не знаю. Ну, на 1000км начнет подвирать из-за неучета кривизны Земли. Без АП - надо прогнать симуляцию целочисленного кордика на Сях, прогоню - напишу.

to smalltim: Скажите пожалуйста, вы еще не моделировали? Очень нужно знать результат.

grom-off

Неделю назад приобрёл сей девайс и третий день пытаюсь настроить (а может и четвёртый). Наконец-то пару минут назад пойман был “неуловимый” до того сигнал ЖПС. На днях надеюсь совершить облёт, а до того хотелось бы отметить простые мелочи, которые сильно мешают нормальному знакомству с автопилотом.

  • В инструкции нет нормальной схемы подключения. Тот рисунок - просто шутка. Сиди и очкуй три дня, может где что не так подключил. Однозначно непонятно, откуда берёт питание автопилот, можно ли подключать к нему видеоаккумулятор, как будет питаться приёмник от БЕКа. Да и просто тупой (для многих) вопрос - видеокамеры есть на 5 и 12 вольт, какую можно? А то, что “шнурки” к радиоприёмнику с рисунком не сходятся это вообще пипец полный… нашёл только на фото, где рекламируется пластиковая защита. (Приобретенный мною автопилот явно из ремонтных и на поиски схемы разводки шнурков ушло полтора дня).
  • Диагностический светодиод - это который из пяти? Поймав сигнал ЖПС красный начал моргать со скважностью 0,5, частотой около 1 Гц. Вроде получается что глайдер с ЮСБ шнурком ушёл а автономный полёт… А остальные “моргалки” о чём говорят?
  • Почему не работал ЖПС? (видео включал только раз для проверки, ничего не должно было мешать). Если нужно время для зарядки его батарейки, то почему я должен возиться целый день, ибо не знал про это.
    Прошу понять правильно, ибо когда меня спросят “Ну, как?”, что, рассказывать про то, что “зае…я подключать и настраивать”?
    Да, сообщение с претензиями, но сам работаю над эксплуатационной документацией вертолётов и самое главное - однозначность и простота, чего не смог получить в данном случае.
    ЗЫ: Спасибо сей теме, иначе вообще хрен бы когда подключил…
    Пока писал “улетел” на запад на сорок метров по ЖПС. Это нормальная точность при 6 спутниках?
smalltim
grom-off:

Однозначно непонятно, откуда берёт питание автопилот

С разъема питания автопилота. Текст в начале страницы 7 Руководства, сопровожденный фото.

grom-off:

В инструкции нет нормальной схемы подключения.

Серворазъемы мамы и папы всем своим видом пытаются намекнуть, что их надо в приемник и сервы втыкать.

grom-off:

как будет питаться приёмник от БЕКа.

Страница 7 Руководства, раздел “Подключение к бортовому оборудованию / сервомашинки”, русским по белому: Плата автопилота передает питание сервомашинок с PPM входов на PPM выходы, при этом собственные схемы питания автопилота электрически не связаны с питанием сервомашинок.

grom-off:

можно ли подключать к нему видеоаккумулятор

Куда в АП вы собираетесь подключать видеоаккумулятор, и зачем?

grom-off:

Да и просто тупой (для многих) вопрос - видеокамеры есть на 5 и 12 вольт, какую можно?

Автопилоту всё равно, он от видеокамеры берет только видеосигнал.

grom-off:

А то, что “шнурки” к радиоприёмнику с рисунком не сходятся это вообще пипец полный…

Ошибка разводки, на пластиковой упаковке указано правильно. Но претензия принимается.

grom-off:

(Приобретенный мною автопилот явно из ремонтных и на поиски схемы разводки шнурков ушло полтора дня).

Ремонтные автопилоты в продажу не идут.

grom-off:

Диагностический светодиод - это который из пяти?

Все пять.

grom-off:

Поймав сигнал ЖПС красный начал моргать со скважностью 0,5, частотой около 1 Гц. Вроде получается что глайдер с ЮСБ шнурком ушёл а автономный полёт… А остальные “моргалки” о чём говорят?

Моргалки - для продвинутых пользователей. Моргают - и замечательно, забудьте о них, смотрите диагностику состояния АП в Контрольной Панели.

grom-off:

Почему не работал ЖПС?

ЖПС плохо работает в квартире. Иногда очень плохо, то есть, даже очень-очень плохо, то есть, совсем не работает.
Еще бывает, что при холодном старте при включении далеко от предыдущего места включения ЖПСу надо параметры орбит спутников обновить, а они раз в 48 минут вроде идут со спутников. Претензии - к американским воякам.

grom-off:

Пока писал “улетел” на запад на сорок метров по ЖПС. Это нормальная точность при 6 спутниках?

Если АП лежит на подоконнике и видит узкий сектор неба, то да, это нормально.

grom-off:

ЗЫ: Спасибо сей теме, иначе вообще хрен бы когда подключил…

Пожалуйста. Пишите есче.

grom-off:

Вроде получается что глайдер с ЮСБ шнурком ушёл а автономный полёт…

Очень хорошо, просто превосходно. Посмотрите на закладке Диагностика в Контрольной Панели состояние АП, и увидите, что GPS фикс присутствует, RC связь отсутствует, галка “включать АП по потере RC связи” стопудово стоит, поэтому деваться некуда, надо включать АП. Это неправильно?

И вообще, страница 41 Руководства и далее:

ПОДКЛЮЧЕНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА АВТОПИЛОТА
Итак, Вы готовы подключить и настроить автопилот. Рекомендуемая последовательность действий при подключении и настройке автопилота выглядит следующим образом:
 Установить платы датчиков горизонта и (если есть) датчики телеметрии на заранее определенные места на модели.
 Подключить плату телеметрии со всеми датчиками (если есть) к плате автопилота, плату автопилота - к ходовой батарее.
 Подключить автопилот кабелем USB к ПК и запустить Контрольную Панель.
 Проверить версию микропрограммы автопилота и убедиться, что автопилот имеет свежую версию микропрограммы.
 Сбросить все настройки в значения по умолчанию и записать их в память автопилота, стереть бортовой журнал. Отключить все условия автоматического включения и выключения режима автономного полета.
 Отключить плату автопилота от батареи и USB, установить автопилот на модель, подключить нужные входные каналы автопилота к RC приемнику, убедиться, что RC приемник получает питание от BEC.
 Отключить силовые провода ходового двигателя, не подключать сервомашинки во избежание повреждения машинок и модели при отсутствии калибровок каналов и команд управления.
 Включить RC передатчик, подключить автопилот к ПК, и, убедившись, что автопилот видит входные сигналы PPM с RC приемника, провести калибровку каналов и команд управления. Пользуясь информацией на панели калибровки команд управления, убедиться, что автопилот корректно распознает команды изменения газа, крена и тангажа: при движении ручек соответствующий параметр изменяется от -100 до 100%. Настроить команды управляющего канала.
 Подключить сервомашинки к соответствующим выходам автопилота, установить на RC передатчике управляющий канал в положение принудительного выключения автопилота и стабилизации и убедиться, что автопилот корректно передает управление с RC приемника на сервомашинки в режиме ручного управления.
 Включить режим стабилизации с помощью управляющего канала и поднести руки к платам датчиков горизонта. Температура рук выше комнатной температуры, поэтому датчики горизонта будут реагировать на руки как на землю в полете. Если поднести одну руку под вертикальный датчик, а вторую подносить справа, слева, спереди или сзади к коризонтальному датчику, то автопилот должен отклонять управляющие плоскости, стремясь отклонить модель от руки. Например, при приближении руки к датчику горизонта спереди автопилот считает, что нос модели наклонен к земле, и поднимает руль высоты.
Дальнейшие испытания и настройки проводятся в пробных полетах.

Судя по сообщению, Вы далеко не всё повторили. Сложно? Тогда этот АП - не для Вас. Дальше придется еще сложнее. Потому что придется осознавать, какие настройки вбиваете и как они влияют на полет. Недаром бОльшая часть Руководства - это описание настроек и влияния их на поведение модели.
Не хотите разбираться - с удовольствием заберу АП за столько денег, сколько с Вас взяли в магазине, у меня как раз моделька под него готова, надо новые фичи облетывать.

Molot

На выходных полетал с новыми настройками и очень доволен !
Автопилот в паре со стабилизацией спас модельку 😃
Слетав против довольно сильного ветра практически на полном газу и почти на 2 км , 5000 ma как то быстро закончились ~ 20 мин .По телеметрии скушало 4000 ма , но видео и АП питаются помимо датчика тока от балансировочного разъема . Я как раз планировал приземляться и вдруг пропало видео и РУ , Автопилот так плавненько кружась сел рядышком на поле )

Настройки на скае
Минимальный уровень газа 90%
Чувствительность по крену 65%
Чувствительность по тангажу 80%
Демпфирование по крену 65%
Демпфирование по тангажу 80%

90% газа как то через чур , порой кушало 30А на полном газу.
чувствительность еще можно не много убрать ~ на 5-10%

To Grom-off , Виктор если у вас не получается настроить это не означает что автопилот не рабочий и не поддается настройке. Я только начал заниматься авиамоделизмом несколько месяцев назад и установил АП на свой первый планер без какой либо инструкции так как ее еще не существовало, на форуме достаточно полезной информации. Сейчас АП от Smallteam стоит на скае ,и я подумываю прикупить еще 1 для летающего крыла которое в процессе сборки.

pashteton
Molot:

Настройки на скае
Минимальный уровень газа 90%
Чувствительность по крену 65%
Чувствительность по тангажу 80%
Демпфирование по крену 65%
Демпфирование по тангажу 80%

Каков у вас ход рулевых поверхностей в мм?
Полет происходил с включенной стабилизацией?
На какой секунде видео включился АП ?

Molot:

я подумываю прикупить еще 1 для летающего крыла

А на крыльях работает???

grom-off
smalltim:

Серворазъемы мамы и папы всем своим видом пытаются намекнуть, что их надо в приемник и сервы втыкать.

Я ж написал, что не сходятся шнурки на моём со схемой… отсюда и далее пошёл негатив, раз уж не удосужились нарисовать на сайте схему подключения новой модификации, то как мне млин узнать, что напротив входа канала 1 выход канала 2 и наоборот😵… и который из упр.1 и 2.

smalltim:

Куда в АП вы собираетесь подключать видеоаккумулятор, и зачем?

Имею ввиду в качестве питалова АП для экономии пары сотен миллиампер ходового акка за полет.

smalltim:

он от видеокамеры берет только видеосигнал.

Это большинство понимает, но указать надо.

Насчёт ремонтного - смущает U-образная “лапша” на контактах какой-то деталюшки.

smalltim:

Моргают - и замечательно, забудьте о них, смотрите диагностику состояния АП в Контрольной Панели.

“Если звёзды зажигают”, то я хочу знать - зачем?

smalltim:

Сложно?

Да! Сложно, когда с первого шага (подключения шнурков) непонятки.

smalltim:

Тогда этот АП - не для Вас. Дальше придется еще сложнее.

Вот тут как раз то, отчего мне и хочется сей девайс. В КП всё просто и наглядно, даже лучше некуда (респект и уважуха). А имея достаточно огромный опыт работы в авиации (в т.ч. ряд исследований причин лётных проишествий, отказов и катастроф) в настройках параметров полёта мне, поверьте, разобраться не сложно.

smalltim:

у меня как раз моделька под него готова,

“Сапожник без сапог”?

Сейчас пойду в поле, отпишусь вечерком.

Molot:

установил АП на свой первый планер без какой либо инструкции так как ее еще не существовало

У Вас хотяб схема подключения соответствовала.
А я люблю читать внятные инструкции и знать “откуда ноги растут”, и почему синий быстро моргает, а красный медленно. Вчера жёлтый горел один - все подвисло, пришлось перешить автопилот, а может можно было просто одну из кнопок нажать…

ChifAviator

To Smalltim: Никого не хочу обидеть, но с инструкцией нужно еще работать и работать, тут многие, далеко не чайники разбираются с АП, и разбираться хотят, но … Скажу за себя, перечитывал не только руководство к АП, но и всю эту ветку неоднократно и предидущую когда зарождалась ТМ от Smalltim году так в 2007-м. Все было гуд и понятно, когда об этом писали другие уважаемые форумчане, а когда все же и ко мне добрался этот, без иронии, замечательный девайс, появилась целая куча вопросов, и часть из них те же что и у Виктора. Подключение датчиков взять хотя-бы, если на вертикальном - черный провод (земля) присутствует и можно догадаться что это именно он, то на горизонтальной голове черного провода нет и какой из них земля нигде не написано, на одной из фоток в уголке видно кусочек коричневого провода и он подходит с внешней стороны- ура сомнения рассеялись! Взять тех же китайцев- на картинках все понятно, куда чего тыкать. Тут еще такой момент, если б АП можно было в соседнем магазине купить или поменять если чего это одно, а лично от меня до Новосибирска 4023 км, сто раз подумаешь перед тем как проводки подключать. ну и т.д. Вывод: “если мы хотим до шлема добраться” в смысле если нужны реальные продажи, тогда нужно сильно доработать инструкцию из расчета, что ее будут читать не только продвинутые в этих вопросах люди из этого форума, а и простые смертные. Ну а если нет, то на нет и суда нет, можно конечно и вернуть АП и купить у Вовы, ил у Сережи или …, но по-моему это не выход. Еще раз извиняюсь, никого не хотел обидеть…

Виктор

Ты думаешь Вовину легче подключить - ошибаешься, там инструкций до сего времени на русском языке вообще не было, я два года подключал. Тут хоть всё на русском и спросить есть у кого.

smalltim
pashteton:

А на крыльях работает???

Здрасте, приехали. А почему нет? Я на Торо 900 летал с АП только в путь.

DinAlt:

Ничего не понял но вы уж прогоните пожалуйста )

Прогнал, переведя код 1 в 1 с ассемблера на Си и загнав всё в компук. Входные данные - медленно расширяющаяся спираль от базы.
Так вот, наибольшее расстояние от точки старта, при котором телеметрия всё считает корректно - 19896м. От угла на точку старта корректность расчетов в пределах этого расстояния не зависит.При увеличении расстояния оно превращается в отрицательное (переполнение 2-байтовых чисел), а угол на точку старта начинает считаться со всё снижающейся точностью, и на дальности 20-21 км считается с ошибкой уже в 15-20 градусов.

Всё это актуально при работе телеметрии без АП. С АП корректность подсчета расстрояний и углов хоть как-то заметно начинает снижаться (из-за упрощения модели Земли) на сотнях км от точки старта.

grom-off:

“Сапожник без сапог”?

Именно. Всё выгребают, не успеваем производить.

grom-off:

Насчёт ремонтного - смущает U-образная “лапша” на контактах какой-то деталюшки.

Ошибка разводки, найденная уже на готовых платах (не будем показывать пальцем на виновного). Результат - перепутаны 2 канала и необходимость установки перемычки.

grom-off:

“Если звёзды зажигают”, то я хочу знать - зачем?

Распишу подробно. И о кнопках, и о лампочках.

Руководство, в части подключения - да, желает… Работаем.

alone-80

Не работает телеметрия . отдельно от А/П не включал .
Разработчику уже писал , но может коллективный разум тоже решит данную проблему.
В декабре прошлого года купил комплект АП с телеметрией , лежала до сегодняшнего дня .
При подключении выяснилось что на «телевизор» ничего не поступает , просто черный экран
(иногда в нижней части экрана помехи).
Перепрошил автопилот и телеметрию по совету smalltim А/П на autopilot_0_15_2 , телеметрию на gen3_2_5 толку нет.
При детальном изучении платы телеметрии увидел вот это
Безымянный.jpg

остальное всё в порядке , прошивка ложится без ошибок.
настройки сохраняются. Контрольная панель прошивку телеметрии не видет.

Посоветуйте как лечить и как это могло произойти.

Molot

Возможно вы вставили ТМ в автопилот вверх ногами ?

alone-80
Molot:

Возможно вы вставили ТМ в автопилот вверх ногами ?

Блин точно! Идиот я!!!
smalltim извини но я её вверх ногами засуныл , только сейчас вспомнил что переворачивал и думал ключик зделать

Чтотеперь делать?

ChifAviator
Виктор:

Ты думаешь Вовину легче подключить - ошибаешься, там инструкций до сего времени на русском языке вообще не было, я два года подключал. Тут хоть всё на русском и спросить есть у кого.

А лет десять назад про модельные АП вааще никто слыхом не слыхивал, как народ-то летал -непонятно. Вопрос не в Вове, или Сереже или Саше или кто там еще в нете чего состряпает. Мы то - уже здесь, мне, например, Вовина и даром не нать. Я АП от Тимофея ждал с момента, когда он только его начал разрабатывать. Кто-то любит строить самолеты, начиная с чертежа с продумыванием годами конструкции, вылизыванием деталей и т д. и т п. на это уходит полжизни и они этим живут, как раз им инструкции ни к чему. Но есть другие, и их, я думаю, гораздо больше. У них просто нет времени разбираться в премудростях настроек и длительных изготовлений самолей. Купил готовое - и в поле. Некоторые, после серьезного краша с поля даже дров не забирают. Объясни ему, почему входы-выходы не соответствуют рисунку на оф. сайте. Ну нет у него времени два года подключать аппаратуру. Тут же замечательный девайс в наличии и куча людей тестирующих, супер тех поддержка осталось только собрать всю инфу в одном месте, побольше картинок -эту пимпочку туда, а эту сюда, эта лампочка должна так гореть, а эта эдак. Все описать + ,как часто в инструкциях пишут, если машина не едет то проверьте, есть ли бензин. Это тоже НУЖНО. Если есть лампочка, а про нее ни слова не сказано, значит ОНА, ЛАМПОЧКА, НЕ НУЖНА потребителю. Это как в программировании наделать кучу кнопок, и не давать юзерам их использовать. Все должно быть функционально. Тогда получим супер продукт, за отличную цену простой и надежный как АКМ. И Вовы, Васи и т.д. будут нервно курить в сторонке… Все выше сказанное сугубо мое ИМХО, просто мне “за державу обидно”.

smalltim
alone-80:

smalltim извини но я её вверх ногами засуныл , только сейчас вспомнил что переворачивал и думал ключик зделать

Теперь, если нормально воткнуть, не работает?

Про лампочки - по ним можно быстро в поле без ноута оценить, есть ли питание на АП, в каком статусе находится автопилот, есть ли соединение с GPS, телеметрией, USB, пишутся ли логи.

Распишем и добавим в Руководство.

В целом - трудно вырастать из хоббийного “вещь сделана для себя и для друзей” состояния, но мы стараемся, и не без гордости скажу, что путь с вашей помощью, коллеги, пройден огромный.

grom-off

Вобщем отлетал нормально!!! Прикольно!!!
Логику вкл. форсажа прям над базой в некоторые из пролётов не уяснил…
Думал вечернее солнце будет косячить горизонт, а всё ровненько, за исключением видимо неровно установленной “головы” (ессно мой косячок, дело житейское). Зато как на бреющем от машин вверх шарахается😒! Создалось впечатление, что держит ровнее ФИшки.
Стоковые настройки для глайдера “тупы”, первомоментно кажется, что и не управляется вовсе, зато крен разворота на базу великоват и скорость 45 тоже.
Есть такая идея, (может уже в обработке, не знаю) на сайте создать сводную табличку по типовым (усреднённым) настройкам для разных типов самолётов по данным пользователей. Купил новичёк - посмотрел в табличку (с указанием что это не догма) и поставил себе подобное на начало, а потом уж как заблагорассудится… Файлами делать наверное не стоит, ибо чтоб не перекалибровывать РУ.
Руки чешутся сесть настраивать… ан нет, обдумаю денёк-другой результаты и к выхам…

alone-80
smalltim:

Теперь, если нормально воткнуть, не работает?

нет не работает . Поможете с ремонтом ?

pashteton
grom-off:

Логику вкл. форсажа прям над базой в некоторые из пролётов не уяснил…

угу, тоже не понял смысла…

grom-off

Вообще в один такой момент показалось, что он пытается “улизнуть” на форсаже с набором высоты, пришлось переходить на ручной режим.

smalltim
alone-80:

нет не работает . Поможете с ремонтом ?

Поможем, конечно.

grom-off:

Логику вкл. форсажа прям над базой в некоторые из пролётов не уяснил…

Форсаж включается при непрерывном увеличении расстояния от точки старта в течение Х секунд (проверяется в течение всего полета раз в секунду), это защита от сноса ветром, когда самик как ни вертится, не может обогнать ветер и направить скорость относительно земли в сторону базы. Выглядит это страшновато: удаляясь от базы на сильном ветру, самик врубает форсаж и удаляется по ветру еще быстрее. Но при корректных настройках это убегание через несколько секунд превращается в плавный крюк и выход носом к базе.

Иногда причина включения форсажа непонятна сходу. Но это просто. Прилетев в точку старта и пролетев над ней, АП не может развернуться моментально или сделать круг нулевого радиуса, поэтому самик удаляется. АП видит увеличение расстояния и врубает форсаж. Это не нужно - самик же и так близко к базе. Для решения этого вопроса есть отдельный параметр - запрет форсажа в радиусе Х метров от базы.

grom-off:

Есть такая идея, (может уже в обработке, не знаю) на сайте создать сводную табличку по типовым (усреднённым) настройкам для разных типов самолётов по данным пользователей. Купил новичёк - посмотрел в табличку (с указанием что это не догма) и поставил себе подобное на начало, а потом уж как заблагорассудится… Файлами делать наверное не стоит, ибо чтоб не перекалибровывать РУ.

Да, разумно, но народ обычно покупает и летает тихонько, не отсвечивая в форуме и не делясь настройками.

Калибровки РУ в файлах не сохраняются. Это сделано специально, чтобы можно было безбоязненно обмениваться настройками.

grom-off
smalltim:

Выглядит это страшновато: удаляясь от базы на сильном ветру, самик врубает форсаж и удаляется по ветру еще быстрее.

Так и есть (на ста метрах высоты было явно другое направление ветра, уж больно быстро нёсся), жуть.

smalltim
grom-off:

Так и есть (на ста метрах высоты было явно другое направление ветра, уж больно быстро нёсся), жуть.

Вот чего АП точно не делает из того, что сделал бы любой разумный человек - это бросить удерживать целевую высоту и пойти против ветра на базу со снижением, набирая скорость.
Я не могу придумать какую-то более-менее адекватную логику включения такого режима, чтоб он не включился когда не нужен, или чтоб АП не разогнал модель до втыка в планету на полпути к базе, забив на удержание высоты.

Еще, пока нет компаса, АП не может поставить модель носом против ветра и висеть на месте или уползать от базы хвостом вперед.
АП пользуется скоростью по GPS, относительно земли, поэтому, если ветер такой, что скорость всегда направлена в сторону от базы, АП не сможет привести модель домой. Форсирование газа - попытка набрать скорость, развернуться и, увидев скорость относительно земли смотрящей хотя бы приблизительно в сторону базы (отличие по направлению <90 град.), зацепиться за это направление и выдать правильные углы крена, чтоб довернуть к базе.
Но если будет порыв ветра выше собственной скорости самика - привет, скорость относительно земли опять смотрит в сторону от базы, несмотря на то, что самик развернут носом к базе. Утаскивает самик ветром. Закладываем вираж, врубаем форсаж, и всё по новой, ищем, где ж там накправление на базу.

С другой стороны, если ветер небольшой, то получается забавный эффект. Например, при боковом ветре, АП поставит самик носом не на базу, а с поворотом чуть против ветра, и поведет модель к базе бочком, по оптимальной с точки зрения затрат энергии траектории - по прямой.

В общем, я надеюсь, всем понятно, что АП - не панацея, и на сильном ветру не стоит геройствовать.