Smalltim OSD and autopilot (часть 2)

Udjin

Метров 150, в сильный ветер (7-8 м/с).
> А почему не 0?
А фик его знает. Ставил 0, в конфиге 1. Проверю, как в очередной раз буду логи снимать.

PS
Загрузил логи в гугль. Проконтролировал. Так и есть - от 110 до 160 метров радиус “развернутой улитки”

Алексей_Сергеевич
baychi:

Это любопытно. Видео есть? Кореция центробежных ускорений включена?

Каюсь, просмотрел настройки, коррекция центробежных ускорений- пустое поле…Похоже причина найдена, спасибо!

Эд

кто может, поясните (для общего развития) если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?.. кривой горизонт, нет инициализации или ещё что?..

и ещё вопрос, после перевода ручек в нейтраль через какое время должен включится КК?

Sergiv
Эд:

кто может, поясните (для общего развития) если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?.. кривой горизонт, нет инициализации или ещё что?..

попробую предположить, что это для того, чтобы иму запомнила нулевую угловую скорость дус по нескольким значениям

baychi
Эд:

если при инициализации ИМУ первые 15 сек. модель будет не в состоянии покоя, чем это грозит?..

Реально IMU инициализируется на последней, 15-й сек и весь процесс занимает порядка секунды. Если в этот момент модель перемещать, гироскопы проинитятся с ошибкой и горизонт на экране будет плыть. Это видно визуально. Поэтому перед стартом надо обязательно посмотреть на нормальный горизонт, а затем, покачивая модель по крену и тангажу проверить адекватность реакции. При малейших сомениниях - перевключить питание.

Эд:

после перевода ручек в нейтраль через какое время должен включится КК?

Сразу. Но если триммера на передатчике превышают коридор нейтрали - он не включится.

smalltim
Udjin:

В случае, если бародатчик скорости будет в “плавающем” обрыве, как изменится поведение пилота в режиме стабилизации?

Если для ИМУ выставлено использовать бароскорость, то АП будет перекомпенсировать центробежные ускорения. Возможна раскачка по крену.
При оборванном шлейфе соответствующий вход АП оказывается просто висящим в воздухе и напряжение на нем плавает как вздумается, обычно растет, т.е. в сторону больших скоростей по воздуху.
Логи скиньте, пожалуйста, в форум, если нетрудно.

Алексей_Сергеевич:

До этого чувствительность стояла 50% и демпфирование 50%, самолет махал крыльями и заныривал как дельфин с периодом в 1 секунду в режиме стабилизации, вот я и уменьшил чувствительность и увеличил демпфирование. И ведь это помогло, правда раскачка по тангажу все равно немного осталась в режиме стабилизации.

Алексей, Вы всё правильно сделали.

Алексей_Сергеевич:

Скажите, а теоретически может быть раскачка модели, наоборот, из- за слишком малой выставленной чувствительности?

Нет, при малой чувствительности никаких негативных проявлений, кроме очень вялых реакций на управление в режиме стабилизации, и риска недоворота по коену тангажу.

Тут проблема вот в чем: при повышении воздушной скорости эффективность рулевых плоскостей возрастает очень сильно, и Ваши настройки чувствительности, хорошие для спокойных полетов, оказываются слишком высокими для режима паника и форсирование газа. Я недопилил автоматическую регулировку чувствительности в зависимости от скорости баро-гпс и данных по вибрациям-раскачкам от ИМУ , но сделаю это скоро. Сегодня выложу прошивку с подруливанием РВ при поворотах, интегральными компонентами в стабилизации и Контрольную Панель с настройкой подруливания РВ и просмотровщиком логов в бета-версии.

Настраиваемое подруливание РВ позволяет не терять высоту при поворотах на летающих крыльях, делать более плотные повороты на классических моделях, а интегральные компоненты помогают АП додавить модель до нужных углов крена-тангажа и таки повернуть туда, куда надо при неблагоприятных факторах типа кривой геометрии битой модели, опрокидывающего момента винта, ветра и т.д.

Просмотровщик допилен до такого состояния, что его можно использовать, показывать людям и собирать дальнейшие хотелки.

Эд:

Сообщение от baychi перекалибруйте компас да, есть желание сделать это в полевых условиях, а не в квартире…

Эдуард, как прогресс?

Udjin
smalltim:

и собирать дальнейшие хотелки.

Тимофей, моя хотелка:
rcopen.com/forum/f90/topic205896/4886
(Режим планирования).
Логи вечером сброшу, вырежу куски проблемные и выдам на проанализировать.

Алексей_Сергеевич
Алексей_Сергеевич:

Началась тряска и разрушение, самолет сделал вираж и от перегрузки отстрельнулся и покинул пределы модели аккумулятор, вместе с батарейным отсеком… Автопилота- нема, видео падения нема. Вокруг тишина…

Здравствуйте. Вот видеонарезка последнего полета. Пожалуйста разберите по косточкам, куда двигаться с настройкой, где ошибка? Обратите внимание на вибрации возникающие при включении стабилизации, на раскачку по тангажу в режиме автопилота, на полет боком при возврате на автопилоте против ветра, и на сам краш, конечно. (чувствительность 30%, демпфирование 60%, ограничение по крену 30 град, тангажу 30 вверх и 20 вниз, мощность минимум 5%, максимум 80%)

Эд
smalltim:

Эдуард, как прогресс?

…перекалибровал на природе, чувствительность из 0,95-0,97 стала 1,07-1,10. за выходные удалось полетать в двух разных местах, так вот во втором случае чувствительность компаса показывала 0,93-0,96. налетал в общей сложности около часа, по тому видео, которое удалось посмотреть, видно, что при поворотах, иногда, компас “зависает” ненадолго… Тимофей, все таки какой разброс допустим по чувствительности компаса?

Udjin

2 Алексей Конашов

Вибрирует плата ИМУ. ИМХО отсюда и все беды.
Также возможно передатчик наводит … колечки поставьте на шлейфы, к сервам поближе.

Алексей_Сергеевич
Udjin:

Вибрирует плата ИМУ. ИМХО отсюда и все беды.

Да вроде не похоже на вибрации ИМУ, горизонт отрабатывает то стабильно, артефактов замечено не было. И газ что в режиме стабилизации, что в ручном- одинаков. ИМУ стоит на поролоне 5мм и догружена 5руб монетой (немагнитной)- вибрации гасит на ура.

Udjin:

Также возможно передатчик наводит … колечки поставьте на шлейфы, к сервам поближе.

В ручном режиме то не трясет! А ферриты у меня везде на всех цепях стоят. Экраны тоже переделал как положенно- теперь все по уму.

baychi
Алексей_Сергеевич:

Обратите внимание на вибрации возникающие при включении стабилизации, на раскачку по тангажу в режиме автопилота, на полет боком при возврате на автопилоте против ветра, и на сам краш, конечно.

Вибрации как в колебательной системе, как будто платка IMU стоит на очень гибком подвесе. Впрочем, они не столь значительны.
По полету боком: курс у Вас по компасу или по GPS настроен?
А вот краш - непонятен. Видно как модель сначала кружит у базы, а затем начинает удаляться, далее включается форсаж, слишком резкий поворот и сваливание в штопор со скоростью вращения превышающее возможности IMU (какой режим стоит 500 или 2000 гр/c?). Самое загадочное, зачем он ломанулся от базы? Лог выложите пожалуйста, возможно это что-то прояснит.

Udjin:

Вибрирует плата ИМУ. ИМХО отсюда и все беды

Нет там особых вибраций. Как и серьезных ошибок горизонта до включения форсажа.

Udjin:

Также возможно передатчик наводит … колечки поставьте на шлейфы, к сервам поближе.

Тоже врядли. Я тестировал IMU на BЧ наводки в 3- х диапазонах: 1.2, 2.4 и 5.8 ГГц при мощности от 0.5 до 1 Вт в упор. Никаких значимых погрешностей. Если у Вас есть отрицательные примеры, пожалуйста раскажите поподробнее?

PS: А вот компас и его курс вызывают сомнения. Пока не прояснится ситуация, я бы всем советовал ставить курс по GPS.

Udjin

Есть такой пример. Но наводка не на ИМУ, а на шлейфы к сервам.
Серва на элероне при включении стабилизации начинала дрожать при включении режима стабилизации и при этом одновременно отрабатывала команды пилота.
При включении “рукопашного” режима эффект исчезал. Вылечил феритовым кольцом + cдвинул передатчик к хвостовому оперению в плотную.
Там также замонтированы две сервы, но в полностью карбоновых ложементах, есть незначительный эффект при включении передатчика (NM211A) , но не до дрожания. Так, чуть плывут. Терпимо.
Сегодня планирую уменьшить мощность передатчика до полуватта. Буду посмотреть, что изменится.

По ошибкам ИМУ.
Мне сложно сравнивать, поскольку сравнить могу только со своим комплектом.
У меня дрожания нет вовсе, все ровно и плавно, по крайней мере пока. Поэтому мне бросилось в глаза дрожание горизонта в режиме стабилизации.

Эффект бафтинга, от люфтов, я исключил сразу - в ручном режиме все ровно.

baychi
Udjin:

Есть такой пример. Но наводка не на ИМУ, а на шлейфы к сервам.

Так это другая тема. Сервы - известная проблемма. На 0.9-1.2 особенно. Радикально лечится заменой серв, особенно нахорошие цифровые. У Вас есть примеры влияния видео на IMU или компоненты АП (кроме пиродатчиков)?

Udjin:

У меня дрожания нет вовсе, все ровно и плавно, по крайней мере пока.

Мне никакие подвесы или утяжеления не помогли. Помог только вынос IMU в нос, под ходовой акк (акк придавливает IMU без проскальзывания и дребезга).

Udjin

> влияния видео на IMU или компоненты АП

Нет, таковых примеров у меня нет.
Но, кажется я выхватил влияние видеосигнала на управляющий канал.

Вот лог описанной мною ранее аномалии.

Лог короткий.
Модель садится, я ее беру и проверяю работу стабилизации, кроме включения автовозврата.
Лавлю странный глюк с задержкой срабатывания стабилизации и несколько раз принудительно включаю-выключаю стабилизацию.
Борт питается, пропусков в логах не вижу.
Приемник - 8-ми канальный футабыш.

problem.zip

В настройках пилота стоит расширение диапазона 2%
Срабатывало всегда уверенно, по выходу за пределы диапазона.

baychi
smalltim:

Просмотровщик допилен до такого состояния, что его можно использовать, показывать людям и собирать дальнейшие хотелки.

О, Тимофей! Огромная просьба, прежде чем выкладывать, исправь 2 мелочи в КП:

  1. Открой чекбокс единиц измерения для курса компаса/GPS что бы можно было видеть курс в цифрах. Это было в старом КП. Уже третий раз прошу! 😃
  2. Просьба которой второй год: убери лишний LF на выходе лога.
    Есть еще одна большая просьба, не закрывать дерево в КП при переходе к другим действиям или меню Очень неудобно. Прежний интерфейс был намного дружественней и удобнее (Кто у тебя дизайнер? Гони его в шею! 😃) )
Udjin:

Вот лог описанной мною ранее аномалии.

И зачем Вы изменили формат? Я бы глянул новейшим тимовским просмотровщиком. А так - опять глаза ломать, да? 😃

Udjin:

В настройках пилота стоит расширение диапазона 2% Срабатывало всегда уверенно, по выходу за пределы диапазона.

Не понял. Что срабатывало? Автовозврат? Тогда поясните, что Вы тестировали?

Udjin:

я ее беру и проверяю работу стабилизации, кроме включения автовозврата.

Алексей_Сергеевич:

вроде не похоже на вибрации ИМУ, горизонт отрабатывает то стабильно, артефактов замечено не было. И газ что в режиме стабилизации, что в ручном- одинаков.

Посмотрел еще раз Ваше видео. Тряска по тангажу все-же есть и она похоже зависит от работы двигателя или скорости модели. Курс похоже стоит по GPS. Я прав? Если да, где Вы видите полет боком? Перед крашем я вижу увеличение удаления от базы (возможно по ветру), затем АП меняет галс (это с ним бывает, у меня тоже часто 8-ки над базой крутит). И в этот момент срабатывает форсирование по неудалению от базы. Тряска по тангажу становится очень сильной. Горизонт вроде отрабатывает правильно (по крайней мере в первые секунды), но с моделью что-то не то, как будто ее ведет в сторону. Далее АП еще раз меняет галс, но скорость уже под 100 км/ч и разворот слишком резкий. Жаль на этом видео обрывается.
Возможно наложилось несколько факторов - повышенная вибрация при форсировании двигателя, резонасс подвесв по тряске, дополнительный крен модели от большой тяги. В ручном режиме модель не крениться на макс газу?

Udjin
baychi:

Не понял. Что срабатывало? Автовозврат? Тогда поясните, что Вы тестировали?

Тестировался режим стабилизации.
Я его всегда проверяю после посадки самолета. Сажаю в ручном режиме, без стабилизации.
После чего проверяю стабилизацию. Она отрабатывала, но с очень большой задержкой, порядка несколько секунд.
И реакция была, очень резкой, словно включался автовозврат, или подавалось питание.

Оригинальный, короткий лог.

radius.zip

Александр, а можете поделиться новой КП на посмотреть?

baychi
Udjin:

Александр, а можете поделиться новой КП на посмотреть?

Лучше чуть подождать, пока ее выложит Тимофей. Все равно там будут исправления.
А для поддержания аппетита, пару скриншотов Вашего лога 😃

Udjin:

Она отрабатывала, но с очень большой задержкой, порядка несколько секунд. И реакция была, очень резкой,

Да, какието странности с target roll и pitch явно есть (если она не перепутана с current). Управляющий канал (на IN7?) вроде адекватно меняет режим.
Подождем, что Тимофей скажет.

smalltim
Алексей_Сергеевич:

Здравствуйте. Вот видеонарезка последнего полета. Пожалуйста разберите по косточкам, куда двигаться с настройкой, где ошибка? Обратите внимание на вибрации возникающие при включении стабилизации, на раскачку по тангажу в режиме автопилота, на полет боком при возврате на автопилоте против ветра, и на сам краш, конечно. (чувствительность 30%, демпфирование 60%, ограничение по крену 30 град, тангажу 30 вверх и 20 вниз, мощность минимум 5%, максимум 80%)

Алексей, спасибо за видео, стало намного понятней.
Я вижу 2 неправильные вещи:

  1. Авиагоризонт сам по себе очень дерганый, и отзывается уходом крена на любые боковые ускорения. Это говорит о том, что параметр “Коррекция рассогласования датчиков” в Настройках системы стабилизации и ориентации имеет слишком высокое значение. Сколько у Вас стоит? Обычно 10-30 оптимально, по умолчанию стоит 20.

  2. Демпфирование по тангажу очень сильное. По крену всё прекрасно, а вот по тангажу модель дерганая, и чем выше скорость, тем хуже. По сути, это как будто по тангажу у Вас стоит авиамодельный гироскоп со слишком сильно задранной чувствительностью. Уменьшите демпфирование в полтора-два раза.

Краш, скорее всего, из-за первого фактора - пошел поворот, горизонт отклонился от нормы, и пошел слишком большой крен.

На вибрации ИМУ категорически не похоже.

Алексей_Сергеевич
baychi:

Тряска по тангажу все-же есть и она похоже зависит от работы двигателя или скорости модели. Курс похоже стоит по GPS. Я прав? Если да, где Вы видите полет боком?

Так оно и есть, при разгоне самолет трясет-вихри от винта воздействуют на стабилизатор, пропеллер 12 дюимов тоже при разгоне оказывает крутящий момент на корпус самолета- самолет кренится влево. Курс стоит по GPS. Полет боком виден на последней части видео, после установления курса на базу самолет разворачивается немного вправо и летит левым бочком вперед.

baychi:

В ручном режиме модель не крениться на макс газу?

Да кренится, наверное придется ограничить максимальную мощность для автопилота.

baychi:

Жаль на этом видео обрывается.

Модель перевернулась в инверт и из неё выпал тяжелый аккумулятор 5000мА, сорвав стеклопластиковую крышку батарейного отсека и отстегнулся от разъема. На всех цепях у меня стоят кондеры, которые давали энергию еще пару секунд, затем вырубилась курсовая камера, затем OSD. На видео видно падение напряжения. Затем самолет вышел из инверта и полетел как планер по ветру кругами еще на 2 км с высоты в 300м. Где плавно приземлился. Поэтому Крепите Аккумулятор и будет счастье!

baychi:

Вибрации как в колебательной системе, как будто платка IMU стоит на очень гибком подвесе. Впрочем, они не столь значительны.

Если Вы это о плавном маханий носом по тангажу во время работы АП то попробую увеличить жесткость, чтоли…

baychi:

слишком резкий поворот и сваливание в штопор со скоростью вращения превышающее возможности IMU (какой режим стоит 500 или 2000 гр/c?). Самое загадочное, зачем он ломанулся от базы? Лог выложите пожалуйста, возможно это что-то прояснит.

Стоит 500 град/сек. Наверное надо увеличить чувствительность элеронов, может 30% просто не хватило, когда ветер был справа, а затем самолет пересилил ветер и его опрокинуло по крену.
Лог попробую выложить вечером.

smalltim:

“Коррекция рассогласования датчиков” в Настройках системы стабилизации и ориентации имеет слишком высокое значение. Сколько у Вас стоит? Обычно 10-30 оптимально, по умолчанию стоит 20.

Блин… у меня 250 почемуто, но я её не выставлял, или я чего то путаю, вечером посмотрю…

smalltim
Алексей_Сергеевич:

Блин… у меня 250 почемуто, но я её не выставлял, или я чего то путаю, вечером посмотрю…

Всё, забыли о вибрациях. Этот вопрос закрыт. До самого конца ИМУшка вполне адекватно показывала горизонт, исключая полыхания в ответ на боковые ускорения (может быть, у Вас даже стоит микс руддер-элероны на АП?).

С 250 ИМУшка дает ОЧЕНЬ высокий вес показаниям акселерометров при коррекции данных от гироскопа, и сам алгоритм в ИМУ выдает шумные результаты. Всё это выливается в более-менее адекватное поведение в плавных поворотах, но в сильные погрешности при резких поворотах, пока компенсация центробежных ускорений от ГПС не пришла, она подзадерживается на секунду.

Коллеги, чтобы понять, как это выглядит, поставьте на своей ИМУшке коррекцию рассогласования датчиков в 250, и, включив мониторинг показаний ИМУшки, подвигайте модель или ИМУшку резко вправо-влево на столе, не меняя углов ориентации. С 250 горизонт будет отзываться на боковые ускорения очень сильно.
Теперь ударьте ИМУшку об стол или сильно щелкните по углу ИМУшки ногтем. Выброс показаний по гироскопам и акселерометрам, явно выходящий за пределы измерения датчиков, будет мгновенно исправлен.

Поставьте обратно 20, не забудьте 😃. Повозите ИМУшку по столу. Горизонт дает отклонения в единицы градусов. Щелкните ИМУшку. Горизонт после улара исправляется примерно секунду-две.

Алексей_Сергеевич:

Если Вы это о плавном маханий носом по тангажу во время работы АП то попробую увеличить жесткость, чтоли…

Не надо. Народ летает на жутких мочалках, я в том числе, и всё ок.

Алексей_Сергеевич:

Стоит 500 град/сек.

Для Ская выше крыши.

Алексей_Сергеевич:

Наверное надо увеличить чувствительность элеронов, может 30% просто не хватило, когда ветер был справа, а затем самолет пересилил ветер и его опрокинуло по крену.

Да, 40-45% будет хорошо.