Правовые аспекты FPV № 2

AlFly963

Мне видится такой сценарий:
Гуглим “удостоверение оператора бпла” => записываемся на курсы, платим бабки => сдаем экзамен, становимся законными пользователями ВП => обращаемся в ближайший ЗЦ ОРВД за получением разрешения на полет БПЛА в такой-то зоне со стольки-то до стольки-то такого-то числа на высотах от 0 до стольки-то метров => едем в поле, запускаем, радуемся, следим за временем, стараемся не вылетать из зоны. Да еще, возможно, ЗЦ потребует двухстороннюю радиосвязь на время работы в зоне или хотя-бы отзвониться и сообщить, что полеты завершены, происшествий не было.
Другие варианты при действующем ВК, ИМХО, создают ложное чувство безопасности.
Как-то так 😃

ehduarg

Можно 100% предположить кто победит. С лицензированием я конечно не согласен, но ВП то он нарушил.

AlFly963:

Мне видится такой сценарий:
Гуглим “удостоверение оператора бпла” => записываемся на курсы, платим бабки => сдаем экзамен, становимся законными пользователями ВП => обращаемся в ближайший ЗЦ ОРВД за получением разрешения на полет БПЛА в такой-то зоне со стольки-то до стольки-то такого-то числа на высотах от 0 до стольки-то метров => едем в поле, запускаем, радуемся, следим за временем, стараемся не вылетать из зоны. Да еще, возможно, ЗЦ потребует двухстороннюю радиосвязь на время работы в зоне или хотя-бы отзвониться и сообщить, что полеты завершены, происшествий не было.
Другие варианты при действующем ВК, ИМХО, создают ложное чувство безопасности.
Как-то так 😃

Именно так и происходит, только заявка подается за 3 дня и если вы не МЧС то могут не разрешить.

dima043

В принципе все так. Только вот получить разрешение таким образом будет не реально. Никто и не обязан разрешение дать - рассмотрят и откажут. Ибо для этого они должны перекрыть нехилую зону ВП по запросу какого то моделиста с удостоверением - “законного пользователя ВП” и выпустить NOTAM или что то подобное. Там миллионные интересы крутятся и крупные люди.
Представляете сколько это будет стоить ?
Думаю проще так:
Есть аэродром ДОСААФ например или мелкий частный аэродром. У него своя зона C. Но полеты идут крайне не регулярно и есть окна. Вот подойти к РП и поговорить насчет полетов в это время прямо с площадки под вышкой. И реально договориться. Зону перекроют и границы покажут на карте и прогноз погоды скажут. У нас моделисты так летают на аэродроме ДОСААФ (официально) и на частный аэродром ездили (по приглашению).

evgeny_online
AlFly963:

Мне видится такой сценарий:
Гуглим “удостоверение оператора бпла” => записываемся на курсы, платим бабки => сдаем экзамен, становимся законными пользователями ВП => обращаемся в ближайший ЗЦ ОРВД за получением разрешения на полет БПЛА в такой-то зоне со стольки-то до стольки-то такого-то числа на высотах от 0 до стольки-то метров => едем в поле, запускаем, радуемся, следим за временем, стараемся не вылетать из зоны. Да еще, возможно, ЗЦ потребует двухстороннюю радиосвязь на время работы в зоне или хотя-бы отзвониться и сообщить, что полеты завершены, происшествий не было.
Другие варианты при действующем ВК, ИМХО, создают ложное чувство безопасности.
Как-то так 😃

А допуск к полету Вашего БПЛА Вы как получите?
Сертификаты и все такое у Вас уже есть?

AlFly963
evgeny_online:

А допуск к полету Вашего БПЛА Вы как получите?
Сертификаты и все такое у Вас уже есть?

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 18 ноября 2011 г. N 287 г. Москва. “Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения”
2. … Метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат.
Директор Центра экспертизы и сертификации авиационной техники ЦАГИ Владимир Шибаев сообщает, что нормативная база для сертификации БПЛА гражданского назначения еще не разработана
Видимо, СЛГ на БПЛА в РФ получить не удастся. Но можно попробовать “лазейку 115 кг”, т.к. там упоминается ВС, а БПЛА - это ВС. И если не требуется государственная регистрация, то зачем СЛГ?
А вообще все идет к тому, чтобы в РФ были разрешены полеты БПЛА конкретных производителей (не дешевые, надо заметить, зато с СЛГ). Если ФАСР доведет до конца работу по введению в обиход чиновников понятия “Авиамодель”, то будет нам счастье. А так остается только партизанить 😃

NK-2106
AlFly963:

Метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат.

Вот именно, согласен.

dima043:

олько вот получить разрешение таким образом будет не реально. Никто и не обязан разрешение дать - рассмотрят и откажут.

Именно обязаны. Смотри ст. 11 (2). Либо обоснованно отказать.

AlFly963:

Гуглим “удостоверение оператора бпла” => записываемся на курсы, платим бабки => сдаем экзамен, становимся законными пользователями ВП => обращаемся в ближайший ЗЦ ОРВД за получением разрешения на полет БПЛА в такой-то зоне со стольки-то до стольки-то такого-то числа на высотах от 0 до стольки-то метров => едем в поле, запускаем, радуемся, следим за временем, стараемся не вылетать из зоны. Да еще, возможно, ЗЦ потребует двухстороннюю радиосвязь на время работы в зоне или хотя-бы отзвониться и сообщить, что полеты завершены, происшествий не было.
Другие варианты при действующем ВК, ИМХО, создают ложное чувство безопасности.

Поздравляю! Вы все точно описали именно тот процесс, который мы с товарищем проделали на Фестивале FPV в Нижнем Новгороде в этом году. Только маленький ньюанс - не смотря на то что у меня есть удостоверение оператора FPV (проходил обучение в “Ижмаш БС”) оно:
а) не установленного образца
б) потому что оно просто никому не требуется (ст. 8 ВК). В нормативных документах нет требования о аттестации или специальном обучении деятельности по запуску БЛА. Лицензирование коммерческой деятельности по запуску БЛА может быть (ст. 9 ВК), но я пока про это не слышал.

Так что на основании статьи 11 ВК (если не ошибаюсь) вы как частное лицо так же имеете право использовать воздушное пространство в рамках закона. Строить вышки и дома, запускать феерверки, запуск воздушных шаров-зондов-БЛА (оставим здесь за рамками вопросы, а какие другие документы требуются собственно для строительства, феерверка и т.п.)

В общем, мы получили разрешение на запуск БЛА, в нужном нам месте, в течение 3 дней. Все официально, по закону, с общением с настоящими РП и диспетчерами МЗЦ.

dima043:

Никто и не обязан разрешение дать - рассмотрят и откажут. Ибо для этого они должны перекрыть нехилую зону ВП по запросу какого то моделиста с удостоверением - “законного пользователя ВП” и выпустить NOTAM или что то подобное.

Именно так и происходило. Ньюанс - по закону обязаны ввести т.н. “временное ограничение” и указать его в НОТАМ. Как мне объяснили в МЗЦ, на практике они страются по отношению к разовым запускам БЛА этого не делать и вводят ограничение на 3 ч. В нашем случае это было так - утром когда я звонил и докладывал о начале работы, они мне выдали номера разрешений по 3 ч, 4 шт. То есть на весь день сразу.
,
Был пролет двухместного вертолета через нашу зону. Пилот увидел нас (и мой мобильник) в НОТАМе, перед взлетом мне звонил, и спрашивал - как и во сколько может он пройти через нас. Я его послал его по ориентирам на километр севернее от нас, так что мы его просто не увидели, и он не сильный крюк дал.
Так что механизм работает.

pilot222
dima043:

Есть аэродром ДОСААФ например или мелкий частный аэродром. У него своя зона C. Но полеты идут крайне не регулярно и есть окна. Вот подойти к РП и поговорить насчет полетов в это время прямо с площадки под вышкой. И реально договориться. Зону перекроют и границы покажут на карте и прогноз погоды скажут. У нас моделисты так летают на аэродроме ДОСААФ (официально) и на частный аэродром ездили (по приглашению).

Но мне, например не надо аэродрома, мне надо посмотреть откуда идет дым со стороны леса. Например я живу на окраине леса и мне страшно. Поднялся , увидел алкашей жгущих по пьяни большой костер, сообщил куда надо. Те в газете поблагодарили и меня за это оштравут на 5 тыс. Это нормально? Другое дело когда авиамодельные соревнования, они планируются и там за трое суток можно подать запрос. А в вышеприведенном случае как? И таких случае основное количество

Wasja
pilot222:

Поднялся , увидел алкашей жгущих по пьяни большой костер, сообщил куда надо.

“Поднялся на крышу пешком”, увидел костер, сообщил куда надо. Вы же по телефону не будете сообщать “в 18:00 я поднял ваоздушное судно типа БПЛА, без бортоывх номеров по координамтам такимта и на 15й минуте полета увидел неопознанных пьяных субъектов, причиняющий вред лесному массиву посредством разжигания костра, превышающего установленные для этого времени года и погодных условий размеры”. Скорее всего просто: “в 3х километрах от Себялюбова на развилке горит лес. Приезжайте скорее”. Никто не поинтересуется, как вы узнали, хоть ьиноклем, хоть из GoogleMap. И за что вас штрафовать?

NK-2106
Wasja:

И за что вас штрафовать?

За сообщение - благодарность от местных властей (рукопожатие, грамота, поцелуй в губы - на выбор), за незаконное использование воздушного пространства - 5 000 руб штрафа по КоАП ст. 11.4. от транспортной прокуратуры.

Варианты законно и быстро полетать:

  1. Есть понятие срочная заявка на полет. Делается за 2 часа.
dima043:

Есть аэродром ДОСААФ например или мелкий частный аэродром. У него своя зона C. Но полеты идут крайне не регулярно и есть окна. Вот подойти к РП и поговорить насчет полетов в это время прямо с площадки под вышкой. И реально договориться. Зону перекроют и границы покажут на карте и прогноз погоды скажут. У нас моделисты так летают на аэродроме ДОСААФ (официально) и на частный аэродром ездили (по приглашению).

  1. Если вы в зоне С (в 60 км от вас есть аэродром, где сидит РП и есть АДП (авиационный дисп. пункт), то можете догориться со старшим диспетчером, и вы будете летать под его руководством (=под его заявкой на полеты). Если он захочет вас взять. А если вы подали заявку самостоятельно, то он будет ОБЯЗАН вас взять под руководство. Если все таки вы с ним договорились, то минимум надо обменяться телефонами с ними, запомнить имя-отчество-фамилию РП и старшего штурмана, и договориться о взаимодействии - доклады о начале работы, перерывах и окончании.

Я заметил, что больше всего диспетчеров и штурманов раздражает молчание. Чем четче доклады, тем больше было к нам доверие. В первый день Фестиваля они (аэропорт Стригино и Московский зональный центр ОрВД) каждые два часа нам звонили. На третий день только мы им звонили: “Доброе утро! Заявка номер ФПЛ-5555 с площадки Большое Козино, запуск группы БЛА 10 шт, начинаем работу по плану в 4 ч 00 мин мирового времени…” - “Принято. Начинайте”. И все, до вечера тишина.

Р.S. В случае, когда к вам на поле подходит некто и начинает не двусмысленно интересоваться, а на каком основании тут полеты, то оберегом-заклинанием являются именно имя-отчество-фамилия РП и старшего штурмана и их контактные телефоны. На том конце провода должны подтвердить, что они вами руководят. Так что договаривайтесь не двусмысленно, именно в этом ключе! Это я из своей небольшой, но уже практики рекомендую.

HDDR

В братской Белоруссии в документе “Об утверждении Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь” есть разграниечение между авиамоделью и БПЛА:

  • авиамодель - малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, не способный поднять человека, который используется для спортивных соревнований или развлечения, но не для коммерческих, научно-исследовательских или военных целей;

  • беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - летательный аппарат тяжелее воздуха без экипажа на его борту, за исключением авиамоделей;

Так вот, про авиамодель кроме определения в документе ничего не сказано. Есть еще такие понятия и пункты, связанные прямо и косвенно с нашим хобби:

  • оператор БЛА - лицо, имеющее в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях сертификат (свидетельство) для самостоятельного управления БЛА;
  1. Экипаж ВС (оператор БЛА) обязан выполнять полет (управлять БЛА) в соответствии с полетным заданием в пределах установленных границ используемых элементов структуры воздушного пространства, выдерживать заданный режим полета, постоянно знать местонахождение своего ВС.

  2. Командир ВС (оператор БЛА) обязан выдерживать заданный режим полета, соблюдать правила полета, информировать органы ОВД (управления полетами) о фактическом местонахождении ВС, метеорологических условиях полета.

  3. Командир ВС (оператор БЛА) после посадки обязан освободить ВПП и доложить об этом органу ОВД (управления полетами) аэродрома.

Полеты БЛА над населенными пунктами, за исключением сельских населенных пунктов, запрещены.

и т.д.

Резюмируя могу сказать что в этом документе оператор БЛА приравнивается к КВС. Со всеми правами и обязанностями.
Граница между авиамоделью и БЛА нечеткая. Но мне кажется, что ФПВ уже будет расцениваться как БЛА со всеми вытекающими неприятностями.
По итогу мы имеем правовой вакуум и рано или поздно за нас возьмутся. Если будет много прецедентов как то полеты и падения в запретных зонах то это произойдет раньше.

Wasja
HDDR:
  • авиамодель - малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, не способный поднять человека, который используется для спортивных соревнований или развлечения, но не для коммерческих, научно-исследовательских или военных целей;

  • беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - летательный аппарат тяжелее воздуха без экипажа на его борту, за исключением авиамоделей;

В Белоруссии точнее скопировали европейские нормы. Для спорта и развлечения - пожалуйста (дано определение авиомодели, единственное запрещение по самому летательному аппарату, чтобы человека не мог поднять, наличие камер, автопилотов, радиосвязи и прочего никак не регламентируется). А для зарабатывания денег - этот же аппарат уже БПЛА, а вы КВС. Граница четче некуда. Если здесь большинство все-таки летают для спорта и развлечения, то все последующие пункты их никак не касаются. В Белоруссии…

ADF
HDDR:

По итогу мы имеем правовой вакуум и рано или поздно за нас во…

Отнють! По закону в БР-то как раз все очень четко и ясно!

И авиамодель остается авиамоделью независимо от ТТХ, если цели применения - спортивные или развлекательные. ФПВ оно там или нет - не важно, лишь бы человека не возило и денег не брало.

В отличие от законодательства РФ, где в законе никакого такого разделения до сих пор нет (с чего, собственно, весь сыр-бор)…

NK-2106
ADF:

И авиамодель остается авиамоделью независимо от ТТХ, если цели применения - спортивные или развлекательные. ФПВ оно там или нет - не важно, лишь бы человека не возило и денег не брало.

В отличие от законодательства РФ, где в законе никакого такого разделения до сих пор нет (с чего, собственно, весь сыр-бор)…

Согласен, ясности больше, чем в РФ.

foxfly
HDDR:

и рано или поздно за нас возьмутся

Да не тряситесь вы заранее: вспоминаю начало 80х, когда запретили переделывать “Жигули” на 76 бензин:)
Способов было море:“футерки” на свечах, прокладки под головку, впрыск воды…
Остановил меня гаец как то и давай мерять зазор между головкой и блоком…
А у меня- и футерки стоят и впрыск:) Только прокладки нет, поскольку её ставить- надо полдвижка разобрать.
Так и не нашел пркладку, сказал “счастливого пути”.
Я это к чему: чтобы соблюсть этот закон, надо научить ментов ( в большом количестве) отличать модель от БПЛА.
А это- просто нереально, учитывая их уровень развития.
Может будет несколько показух, для особо упертых моделистов (“а я вот хочу летать на глиссаде и все”, тут такие были) но на этом все и закончится.
Вспомните шумиху с запретом трепаться по мобиле, сидя за рулем?
И что?
Все как трепались, так и треплются.

kimu
foxfly:

чтобы соблюсть этот закон, надо научить ментов ( в большом количестве) отличать модель от БПЛА.
А это- просто нереально, учитывая их уровень развития.

Только в России можно пртинятуть к БПЛА даже неаккуратно брошенный камень, т.к. модели и камни в документах не предусмотрены.

Wasja

В первом посту темы есть некая правовая база где отличается БПЛА от авиамодели для спорта и отдыха.

kimu
Wasja:

В первом посту темы есть некая правовая база где отличается БПЛА от авиамодели

Там указано то что не является “материалами и технологиями, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия”. К определению БПЛА первый пост не имеет никакого отношения.
Возможно отсылка аж к указу президента впечатлит кого-нибудь таможенника, но про место перечисленных объектов в воздушном пространстве там не сказано ровным счётом ничего.

Wasja

В 95% случаев надо впечатлить обычного милиционера. Хотя да, если летать над городом, то и он воздушный кодекс вспомнит.

ADF
Wasja:

В 95% случаев надо впечатлить обычного милици…

С чего это вдруг?

Если посмотреть на случаи взятия за жопу с постановлениями суда - так они все задним числом происходили, уже после полетов, на основании расследования видеоматериалов. Никаких “обычных милиционеров” там не было.

yaten

подходили как то ко мне дяденьки в погонах поинтересоваться, что это я тут делаю… Хорошо что у меня на этот момент высота была метров 200, а не 2200 и прокатило, мол вышел в воскресный день полетать не спеша, для души ))

А если вас засекут местные с Хищником америкосовским - с вероятностью близкой к 100%, люлей по полной отгребете.