Двухдвигательная мотоустановка для FPV модели. За и против, конкретные реализации, готовые модели и самодел.

dima043

Когда Линдберг выбирал самолет для рекорда дальности то остановился на 1 моторном. Почему ? Цель установить рекорд. Вероятность отказа любого из 2х моторов вдвое выше чем единственного. А на одном моторе рекорд уже не установить. Наш АНТ-25 одномоторный по той же причине.

Неоспоримое преимущество 2х моторов - обдув значительной крыла винтами, затянутый срыв потока и очень хорошая эффективность закрылков в этой зоне. Тяжелый самолет легко взлетит с руки без шасси и катапульты.

На электро имеет смысл противоположное вращение 2х винтов. Это снизит потери мощности на компенсацию реактивного момента. А при отказе мотора реактивный момент оставшегося (при правильном выборе направления вращения) позволит лететь почти в том же положении рулей.

jusupoff

Сталин спросил у Чкалова, получавшего разрешение на перелет через Сев. полюс, почему он не использует двухмоторный самолет… Потому что риск при одномоторном 100%, при двухмоторном - 200%
😃
Но если сейчас рассматривать двухмоторную модель для полета вверх (или вдаль) то выплывают несколько моментов:

  • Понятно, что для компенсации моторы вращать в разные стороны, это проще в настройке. Но в какую именно? В случае отказа одного мотора, с каким вращением оставшийся будет эффективнее?
  • Для возможности лететь с одним мотором есть ряд конструктивных решений (выкос моторов в стороны и вниз, выкос стабилизаторов, если их два и т.п.). Но выкос моторов уменьшит их КПД, что нежелательно.

В итоге все упирается в носитель - сможет ли он лететь на одном движке хотя бы в горизонте и удерживать курс и насколько это будет эффективно с точки зрения расхода энергии.

Tahorg

Вращение, надежность … не ну право слово … облегченный взлет с рук за счет обдува крыла и эстетическая составляющая - вполне себе основания. А рассуждения о том, насколько будет эффективен полет в гипотетической аварийной ситуации потери одного двигателя … право слово - да кого это интересует реально. Пусть в раскоряку, пусть криво, но вернуться будет можно. Ну или хоть выбор куда упасть будет шире.

nyc73

На (почти) всех больших самолетах винты везде крутятся в одну сторону. И здесь нечего усложнять 😃

Papercut
jusupoff:

Вообще я имел ввиду общий АКБ на все силовые установки, а регуляторы на каждый мотор отдельно. А если и АКБ на каждый мотор свой, это точно не по феншую - летим “туда”, в конечной точке отказ половины самолета, энергии на обратный путь стало в два раза меньше, а лететь-то надо будет на одном движке, в этом случае КПД будет меньше. Из крайней точки полета не дотянет.

Вообще все это считать надо, смотря с каким газом туда лететь, смотря какие моторы и много нюансов вообще. В любом случае не надо летать до грани))) И опять же в любом случае с тягой одного двигла - лучше чем вообще без тяги.

ehduarg

Должен. В ручном режиме однозначно. С автопилотомм спорно. Возможно придется использовать отдельно стабилизацию по крену а рулем направления рулить на базу. При этом настраивать все это хозяйство на одномоторный полет, а на двух полет будет не фонтан. Огромное поле для творчества с минимумом пользы для практики.

Papercut
blade:

В 30е годы в ЦАГИ- делали такой тяни-толкай.
Ничего хорошего не вышло.
А в нашем случае- вообще непонятно, как выровнять их тягу?
Они же совсем в разных условиях работать будут?
И как добиться, чтобы везли оба, о не один “битый-небитого”?

Вот тут хрен знает, может все же один в качестве горячего резерва таскать, т.е. выключенным… чтобы хоть как-то тянул если основной откажет. Да, понимаю, коряво все это смотреться и летать будет, но спокойно зато)

dima043
nyc73:

На (почти) всех больших самолетах винты везде крутятся в одну сторону. И здесь нечего усложнять

Да на ДВС так проще. На больших самолетах. Однако были сравнительно маленькие самолеты с очень мощными моторами и там приходилось делать вращение винтов в разные строны.
вот например лайтинг P-38

а вот Бронко OV-10

На электро модели отличие только в винте - нет усложнения. А плюсы есть.

Papercut
dima043:

Вероятность отказа любого из 2х моторов вдвое выше чем единственного.

Ага, именно поэтому на пассажирских авиалайнерах не меньше двух двигателей устанавливают)))

dima043:

Однако были сравнительно маленькие самолеты с очень мощными моторами и там приходилось делать вращение винтов в разные строны.

Да в чем проблема сделать вращение в разные стороны, даже комплекты винтов продаются специально, прямого и кривого вращения. Три таких, три сяких. Вообще в этом проблем не вижу. И я считаю надо так делать, чтобы в сторону не уводило.

ehduarg:

Должен. В ручном режиме однозначно. С автопилотомм спорно. Возможно придется использовать отдельно стабилизацию по крену а рулем направления рулить на базу.

Скорее скажем так… автопилот должен иметь канал управления по рысканью, вот АркБерд имеет, а тот же самый ИглТри - нет, ну то есть там либо элероны, либо руль направления, одновременно никак.

jusupoff
Tahorg:

Пусть в раскоряку, пусть криво, но вернуться будет можно. Ну или хоть выбор куда упасть будет шире.

А полетит ли? Я выше кинул ссылку на книгу 50-го года… Так вот не всякая модель полетит с одним мотором и совсем не всякая, если при этом пилот (или автопилот) будет действовать неправильно.

ehduarg

Если акберд рулит двумя каналами это предпочтительней игла. Я с электроникой ни очень попалил с десяток регов моторов меньше. В полете ни одного. Лет 6 летаю.

Papercut
ehduarg:

В полете ни одного. Лет 6 летаю.

А я два года и один уже в полете издох. Сделан был конечно криво, я потом его разобрал посмотрел. Я после того раза со всех регулей посрезал нахрен термоусадки и притянул радиаторы стяжками, ну и проверил чтобы термопленка там адекватно была уложена. Тот который сгорел - сдох именно по причине криво установленной термопленки.

dima043

По прямой на одном моторе полетит почти любая. На автопилоте полетит только если автопилот не будет проваливать скорость ниже критической и будет полноценно использовать руль направления. Но я таких автопилотов не знаю.

Как перешел на самолеты с тянущими винтами и моторами в носу сразу упала надежность моторов. Причина отказов как правило попадание песка при посадке и со временем нарушение изоляции обмоток впереди статора. Но полных отказов не было. Как правило снижении тяги, рваный звук, рост тока. Долететь хватало.

Papercut
dima043:

Но я таких автопилотов не знаю.

АркБерд.

ehduarg

Я когда перестал переставлять реги и моторы с модели на модель и устанавливать их почти на неизвлекаемость надежность возросла, собственно это касается и других узлов. Основная причина крашей чтото гдето отвалилось а вероятность отказа рега мотора минимальна по сравнению с другими элементами.

Papercut
ehduarg:

а вероятность отказа рега мотора минимальна по сравнению с другими элементами.

Да ничего подобного! Отказывает чаще всего та электроника, которая испытывает максимальные токовые и температурные нагрузки. А значит регуль + мотор.

Dacor
Papercut:

АркБерд.

Который после потери спутников домашнюю точку в новое место переносит. А спутники теряются чаще, чем моторы выгорают!

Papercut
Dacor:

Который после потери спутников домашнюю точку в новое место переносит. А спутники теряются чаще, чем моторы выгорают!

Спросили - я ответил. Я ж не доказываю тут, что АркБерд - лучший в мире автопилот. Кстати у меня пока ни разу спутники не терял. И не домашнюю точку он переносит, а перестает фиксировать свое местоположение и поэтому домашняя точка начинает ездить за самолетом на том расстоянии и с тем азимутом, на котором были потеряны спутники.

jusupoff

Ну конечно, тема про двухмоторный самолет… Надо обязательно переключиться с двух моторов на автопилот, потому как со всем остальным разобрались и проблема встала исключительно в надежности автопилота и окружающих его спутниках 😃

nyc73

Развивается, как обычная тема - бессвязный флуд ниачом 😃

ehduarg
Papercut:

Да ничего подобного! Отказывает чаще всего та электроника, которая испытывает максимальные токовые и температурные нагрузки. А значит регуль + мотор.

У меня не испытывают. На запуске 3-5 сек. разве что. При полетах вверх учитываю температурный градиент если есть сомнения. Мотор и рег всегда наруже. Эти меры реализовать значительно проще чем второй двиг вешать. При этом двухдвигательное видео когда камерой крутят очень нравиться. Насчет флуда согласен, все это не раз перетиралось. Ничего нового. У кого что горит чаще то и нужно резервировать или подумать почему у меня горит чаще чем у других.
Р.С. Я больше за перегрев лавмейтовского видеопрд. беспокоюсь. При надстройках на земле всегда куллер ставлю.