Новая система от Смаллтим - SwiftAI Next Generation - автопилот+телеметрия+ИМУ

Виктор

Это я понимаю, но мой Скай с Прошкой тянет влево, а без неё вправо и что каждый раз ему делать механическую коррекцию. Я могу настроить чтобы он еле-еле возвращался. А для чего программируются допустимый крен - в моём понимании так - АП наклоняй, не стесняйся, пока не достиг ограничений. Я бы не предъявлял претензий, если бы самолёт шёл с 35 градусным креном и не мог повернуть, а он еле-еле до 15 градусов наклоняет.

Kozhenkov

Попробуйте:
настройки стабилизации

  • отклонение РН при отклонении элеронов = 0
    режим полёта (автономный)
  • чувствительность по курсу = 90
  • упреждение по курсу = 140

Нулевое положение индикатора горизонта должно соответствовать
прямолинейному полёту на стабильной высоте в ручном режиме.

Виктор

Ну, хоть что то появилось, спасибо. Только погода установилась не лётная и похоже на долго.

dragen25
Виктор:

Ну, что то полная тишина. И автор молчит и тэстировщики молчат

Тимофей, мой вопрос про RSSI по s.bus Вы как-то тоже проигнорировали…

KBV

Посмотрите плз, чего надо поправить в настройках чтобы летело постабильнее?
Это крыло Х7 и довольно сильный ветер.
Есть смутное подозрение, что надо немного уменьшить демпфирование по тангажу и увеличить чуйку по крену?
Какие мысли?

А вообще, есть какой-то алгоритм настройки этих параметров? Ну типа: “выставляем демпфирование в нули” и подбираем чуйку чтобы <признак правильной настройки чуйки>. Потом увеличиваем демпфирование пока не начнется раскачка. Уменьшаем полученную цифру на 10%… Это в качестве примера.

Потому что настройки с сайта- совершенно бесполезны. Все зависит от скорости сервы и передаточного числа в тяге. Ну грубо говоря- с большими расходами рулей нужна меньшая чуйка, а маленькими- большая. На одном и том же самолете.

smalltim
Виктор:

Вчера полетал - первый манёвр АП при возврате меня как то сразу порадовал - заложил вираж, прямо всё в заданных пределах, но потом самолёт стягивает вправо от дома, и АП даже не пытается наклонить самолёт влево, я ему немного помог, но это ему не помогло, больше того он взял и сделал правый круг. Вот этот фрагмент - я в шоке.

Автомат управления курсом очень нежно рулит по крену в случае сильного встречного ветра (низкой скорости по GPS) и требует совсем не много крена, чтобы аппарат не мотало галсами.

Посему:

  1. Увеличить чувствительность по курсу в настройках навигации на 30-40 процентов.
  2. А лучше будет, если установить минимальную скорость относительно земли (по GPS) как минимум в 30-35 км/ч. У Вас аппарат на месте топчется, в какой-то момент скорость по земле даже в обратную сторону была направлена, из-за чего он круг и сделал, а газ всё на уровне трети болтается.
Eugen_G:

продаже датчиков нету. Подскажите, какой датчик там используется? Можно ли использовать цифровой датчик?

AD 22100
www.analog.com/static/…/AD22100.pdf

KBV:

Посмотрите плз, чего надо поправить в настройках чтобы летело постабильнее?
Это крыло Х7 и довольно сильный ветер.
Есть смутное подозрение, что надо немного уменьшить демпфирование по тангажу и увеличить чуйку по крену?
Какие мысли?

Что поправить в настройках

А вообще, есть какой-то алгоритм настройки этих параметров? Ну типа: “выставляем демпфирование в нули” и подбираем чуйку чтобы <признак правильной настройки чуйки>. Потом увеличиваем демпфирование пока не начнется раскачка. Уменьшаем полученную цифру на 10%… Это в качестве примера.

Потому что настройки с сайта- совершенно бесполезны. Все зависит от скорости сервы и передаточного числа в тяге. Ну грубо говоря- с большими расходами рулей нужна меньшая чуйка, а маленькими- большая. На одном и том же самолете.

Борис, я, к сожалению, не могу сказать, из-за чего такие прыжки по тангажу и (поменьше, но тоже есть) по крену.
Похоже на то, что и чувствительность, и демпфирование по тангажу стоит многовато. По крену я бы пока не трогал, для начала отстроив хорошее поведение по тангажу.

В идеальном мире я бы сначала ставил демпфирование на 0, а чувствительность увеличивал бы до появления раскачки по тангажу. Как появляется раскачка, не снижая чувствительности я бы начал увеличивать демпфирование от 0 до 1/5 от чувтсительности до тех пор, пока раскачка не пропадает.

После того, как раскачка пропадет, я бы уменьшил и чувствительность и демпфирование на 20%, чтобы избежать слишком нервного поведения модели.

Если раскачка при зафиксированной чувствительности и увеличении не пропадает, я бы уменьшил чувствительность на треть и снова начал увеличивать демпфирование с 0 до 1/5 от чувствительности.

Если не пропадает, то повторял бы снова до наступления просветления.

В реально же мире есть такая неприятная штука, как время отработки, люфты и гистерезис нуля серв. Чтобы такая шустрая и маневренная моделька летала идеально, надо выдрючивать механическую часть системы управления до звона, ставить быстрые цифровые сервы, и т.д. К слову, АП поддерживает цифровые сервы.

Вернусь к началу, о чувствительности и демпфировании.

Чувствительность определяет пропорциональное отклонение элевонов при отклонении аппарата от нужного угла, и всё, точка. Если чувствительность слишком большая, то отклонение слишком большое, модель возвращается к нужному углу, но пролетает его, элевоны отклоняются в противоположную сторону, но слишком сильно, и понеслась раскачка.

Демпфирование - полный аналог того, что делает классический модельный гироскоп. В каком бы положении аппарат не летел, демпфирование заставляет его “отмахиваться” элеронами при ИЗМЕНЕНИИ углов. Введение ненулевого демпфирования позволяет стабилизировать поведение аппарата при слишком большой чувствительности, так как демпфирование просто не дает модели вертеться так быстро, чтобы проскочить целевой угол. Однако, при слишком большом демпфировании и/или при тормозных/люфтящих сервах демпфирование может привести к такой же раскачке.

Случай с сильно большим демпфированием можно определить так: “нервное” поведение модели, чрезмерное и быстрое “отпрыгивание” в противоположную сторону после малейшего толчка ветром, все ненужные колебания быстрые и немного хаотические.

Случай с сильно большой чувствительностью можно определить так: раскачка модели почти правильная периодическая, колебания похожи на затухающие или постоянные колебания маятника.

dragen25:

Но выявилась одна проблемка. Я подключаю автопилот по s.bus к приемнику с прошивкой baychi. Все каналы работают - все настраивается. Но вот уровень RSSI всегда показывает 0%. Похожая проблема уже всплывала на этой ветке, но там хотя бы в мониторинге менялось напряжение (а остальное, как я понял, Вы исправили в последующих прошивках). У меня же и в мониторинге всегда 0,016 В. А вот если подключить RSSI по аналогу, то все отображается, несмотря на режим s.bus.

Евгений, приветствую! Да, совершенно точно исправлял, помню эту ошибку. Возможно, ошибку в обработке цифрового RSSI-то я исправил, а вот на показ всё равно отправляю аналоговый. К релизу обновления прошивки обязательно посмотрю, релиз запланирован на через 2-3 дня.

KBV
smalltim:

В реально же мире есть такая неприятная штука, как время отработки, люфты и гистерезис нуля серв. Чтобы такая шустрая и маневренная моделька летала идеально, надо выдрючивать механическую часть системы управления до звона, ставить быстрые цифровые сервы, и т.д. К слову, АП поддерживает цифровые сервы

Вот блин, а я только только снял оттуда быстрые цифровые сервы чтобы не сломать😁
Кстати с ними мотало намного больше- наверное действительно настройки слишком резкие, и слабые сервы это компенсируют😁
Спасибо за совет! Механическая часть и сейчас весьма неплоха, к выходным уберу остащийся люфт и попробую настроить по вашему алгоритму:) Возможно трясучка по тангажу это как раз и есть люфт (тока щас дошло)😃

Виктор

Тимофей, а может немного поработать над интегральной составляющей процесса управления. У тебя АП работает по системе ПИД-регулирования. И ты где то писал, что интегральные коэффициенты ты ограничил и запретил к ним доступ. В моём (а он не един) случае это бы помогло. Суммарная (интегральная) ошибка накапливается, и тоже вступает в процесс управления.
А сли ты не хочешь менять уже отработанную программу управления, то может стоить внести кусочек самоубучающейся (адаптивной) системы управления. Я тут уже научился просматривать и анализировать записи бортового журнала (хорошая вещь!!!). Суть в двух словах. Берём интеграл ошибки (в автономном полёте) “требуемого угла крена” (я смотрю на его график и вижу, что он преимущественно лежит выше (или ниже) нуля (т.е. его постоянно куда то тянет), а это говорит о том, что аппарату требуется триммирование (так работает человек при триммировании канала) , и в выбранные моменты (допустим через минуту) с соответствующим коэффициентом и знаком вносим триммирование канала крена, обнуляем ошибку и опять по циклу. Таким образом, требуемый угол крена (в направлении домой) у нас будет иметь нулевую величину и аппарат ни куда не будет тянуть.

smalltim
KBV:

Возможно трясучка по тангажу это как раз и есть люфт (тока щас дошло)

Мне показалось, что это многовато демпфирования в паре с маленькой скоростью отработки сервами.
Все колебания по тангажу на видео мне показались не просто резкими маневрами, а “изменение тангажа - отскок в противоположную сторону”.

Если не удастся добиться идеала, железобетонного полета с цифровыми сервами, то можно попробовать две вещи:

  1. Уменьшить демпфирование до приемлемого значения: модель будет поддавать немного ветром, но не будет “отскоков”, будет плавное возвращение в норму.

  2. Править прошивку АП. АП для подсчета ориентации использует “сырые” данные гироскопов, идущие с частотой 800 Гц (каждые 1.25 мсек), и перерассчитывает ориентацию модели с частотой около 2500 Гц, так что пропорциональное отклонение элеронов будет передано на сервы практически мгновенно. А вот с демпфированием посложнее, для расчета отклонения серв в зависимости от угловых скоростей я поставил на данные от гироскопов программные медианные фильтры, которые увеличивают время отклика системы на “пинки” ветра до ~5…7 мсек, зато убирают шум и выбросы с гироскопов.

Бомбовозам пофигу, а на резких аппаратах до сих пор это не создавало проблем: было проверено, например, на моем Toro 900, на прочих мелких крылышках, на джете на скорости под 250кмч, на X5 Геннадия Коженкова, и т.д. Но всё бывает впервые: может быть, Х7 заставит поставить более быстрые фильтры. Без фильтров обойтись не удастся, выбросы гироскопов напрягают. Минимум, что я могу получить, это время реакции в ~3…4 мсек. Фильтры меняются элементарно, и если понадобится, сделаю выбор фильтров галкой в Контрольной Панели.

К слову, при работе с аналоговыми сервами Вы не сможете обеспечить время реакции системы меньше чем 20 мсек (50 Гц сервосигнал). Даже если АП рассчитает реакцию идеально и за 1 миллисекунду, он не сможет передать это на сервы, а сервы не смогут это отработать раньше, чем через 20 мсек.
С цифровыми сервами можно поставить частоту PWM, скажем, на 400 Гц и в 8 раз улучшить время реакции.

Виктор:

Тимофей, а может немного поработать над интегральной составляющей процесса управления. У тебя АП работает по системе ПИД-регулирования. И ты где то писал, что интегральные коэффициенты ты ограничил и запретил к ним доступ. В моём (а он не един) случае это бы помогло. Суммарная (интегральная) ошибка накапливается, и тоже вступает в процесс управления.
А сли ты не хочешь менять уже отработанную программу управления, то может стоить внести кусочек самоубучающейся (адаптивной) системы управления. Я тут уже научился просматривать и анализировать записи бортового журнала (хорошая вещь!!!). Суть в двух словах. Берём интеграл ошибки (в автономном полёте) “требуемого угла крена” (я смотрю на его график и вижу, что он преимущественно лежит выше (или ниже) нуля (т.е. его постоянно куда то тянет), а это говорит о том, что аппарату требуется триммирование (так работает человек при триммировании канала) , и в выбранные моменты (допустим через минуту) с соответствующим коэффициентом и знаком вносим триммирование канала крена, обнуляем ошибку и опять по циклу. Таким образом, требуемый угол крена (в направлении домой) у нас будет иметь нулевую величину и аппарат ни куда не будет тянуть.

Да, АП использует интегральные коэффициенты, но в каждый конкретный момент они ограничены величиной пропорционального коэффициента. То есть, если есть какое-то недоруливание по крену, то АП пытается дорулить, но не более, чем в 2 раза больше обычного. Накопление интегральных коэффициентов идет примерно секунд 5. Как только хотим крена в другую сторону, то тут же привет, пропорциональные меняют знак, интегральные сбрасываются в 0 и, если есть ошибка в рулении, то накапливаются заново. Это оказалось очень удобно и очень надежно. В идеально тихую погоду в полете по кругу или в круизе, приглядевшись, можно заметить, как периодически АП сам себя оочень мягко чуть “поправляет” и “доруливает” в нужную сторону.

Ну или дома можно положить модель на стол, включить стабилизацию, дать стик на себя, и увидеть, как РВ отклонился вверх, а потом еще в течение 5 секунд РВ доходит до двухкратног отклонения - тангаж-то нулевой, не доруливам, караул 😃

Всю эту штуку я не хочу пока менять, работает надежно.
А вот построить автотриммирование сверху можно. Или по команде с РУ, или автоматическое, как Вы описали: по сути, ооочень медленно растущий интегральный компонент. Мне не нравится только одно: он не действует сразу, в начале полета, а начнет реально делать вещи только через минуту или две.
Есть подводные грабли в виде газа еще: в идеале на разном газу нужно по-разному поддавать по крену, т.е. делать микс газ-элероны, но эта штука еще и от воздушной корости зависит. Короче, пока я этот микс вообще оставил за бортом, есть только общая матрица микширования “все со всеми”, которая в этом случае бесполезна.
Надо подумать, как это сделать проще в настройках и надежнее в работе.

Виктор
smalltim:

Мне не нравится только одно: он не действует сразу, в начале полета, а начнет реально делать вещи только через минуту или две.

Я думаю реально о её существовании никто и не заметит. Ведь модель настроилась под конкретные условия, всё хранится в памяти и если условия полёта не изменились всё останется по прежнему. Другое дело как у меня вчера летал с Прошкой, сегодня без неё - взлетел и пока идёт проверка и одевание очков он уже скорректируется и запомнит.

Виктор

Перечитал сегодня инструкцию - столько полезного для себя нашёл.

KBV
Виктор:

Я думаю реально о её существовании никто и не заметит. Ведь модель настроилась под конкретные условия, всё хранится в памяти и если условия полёта не изменились всё останется по прежнему

Ну это если все датчики работают корректно, нет ветра и не глючит авиагоризонт. А если входные данные неверны- он такого понастраивает…
АП же не может знать всего, например что самолет летит хвостом вперед, или что я датчик воздушной скорости не поставил и забыл в КП выключить.
В общем как мне кажется это дело потенциально опасное:)

smalltim:

Если не удастся добиться идеала, железобетонного полета с цифровыми сервами

Поставил цифровые на 400Гц. В выходные попробую понастраивать 😃

Max_NN

Тимофей, приветствую!
Прошу прощения, что вопрос не совсем по теме зеленого… обращался и по электронной почте, и на сайте в форме обратной связи с просьбой выслать “персональный ключ владельца”. А в ответ тишина… Ответ можно в личку.

smalltim
Max_NN:

Тимофей, приветствую!
Прошу прощения, что вопрос не совсем по теме зеленого… обращался и по электронной почте, и на сайте в форме обратной связи с просьбой выслать “персональный ключ владельца”. А в ответ тишина… Ответ можно в личку.

Максим, это странно, наши отвечают быстро. Пожалуйста, скиньте в кличку ключ АП, что выводится перед обновлением прошивки. Без него я не в состоянии создать ключ владельца.

KBV
smalltim:

Если не удастся добиться идеала, железобетонного полета с цифровыми сервами, то можно попробовать две вещи

Всё настроил, летает идеально 😃
Но есть две проблемы (вернее 2 стороны одной):
-Тим, ты обещал сделать проверку корректности чтения настроек при старте. Это очевидно не работает- АП стартует с левыми настройками. Это видно по экрану телеметрии, могу выложить видео- то есть/то нет тени, то работает/то нет поворотка и пр.
-Эта фигня с настройками началась когда я пролетел через тучку в середине лета. Наверное туда попала влага.
Снял корпус с платы АП- никаких пятен, воды или грязи не видно, отмывать нечего. Что делать незнаю 😦
А можно ее целиком затолкать в ультразвуковую ванну со спиртом, никакие датчики не зальет?

Rivar
KBV:

А можно ее целиком затолкать в ультразвуковую ванну со спиртом, никакие датчики не зальет?

На плате баро встроенный, вряд ли купание будет ему на пользу.

Я со своими проблемами разобрался, дело было не в АП и ЛРС-ке, сам чайник в общем, просто просела батарея.
Подниму вопрос о датчике тока, который после включение АП начинает показывать расход в 8 ач, после обнуления 0,3. Калибровку делал, уцда еще можно посмотреть?

KBV

Теоретически я это понимаю. Но посмотрел на плату- там никаких подозрительных деталей (в которые мог бы затечь спирт) не видно.

kimu
KBV:

целиком затолкать в ультразвуковую ванну

А она олово не смоет?
Был случай на работе с топливным фильтром. На выходе из ванны - чистая медная сеточка как с завода, ни капельки спаивавшего её края олова >_<

kimu
KBV:

хорошая шутка)))

Скорее ультразвук хороший, шутить было поздно.

KBV

Не засоряйте плз тему 😃 Я перемыл уже абсолютно все девайсы и покрыл лаком. За исключением видео-передатчика и автопилота.
Интересует- не повредит ли спирт датчик давления. Или какие-то другие варианты как вернуть девайсу работоспособность.