qczek lrs – 433mhz 1w (30dbm) lora rc link with telemetry - новая народная?

tuskan
whoim:

Надо же разнос 500кгц делать

можно делать разнос.
а можно и не делать

whoim

Суть понял. Чтоб начать - можно и без этого. Оно же не одновременно шпарит.

В общем, хз, но без рейсмода тоже работает. Начал ловить фейлсейвы внезапно - батарейка села на передатчике где лора)

Включил snr - нифига непонятно. Прочитал, что это - вроде более менее суть понятна, а как с этим быть для оценки сигнала - нет.
rssi_max 100, показывает 95-99.

Снова поковырялся с антеннами, выровнял ещё длинну по гибкой китайской линейке из желе, перестроился в район 438… хз.
Теперь только полеты покажут. Понадеюсь на погоду завтра.

Fisher15
whoim:

Пересчитал антенны на 430 МГц, перенастроил 428-432, стало хуже xD
Наверное, надо вечерок почитать, поразбираться, прежде чем ориентироваться на силу сигнала. И на snr перейти.

антенны делаете из голого одножильного провода?

whoim
Fisher15:

антенны делаете из голого одножильного провода?

Одножильный медный 0.8мм но не голый, в прозрачном пластике. Из антенного кабеля 50ом вытащен, антенна давно бралась под 900мгц.

tuskan

еще раз - делай диполь.
у антенны должен быть противовес.
или гаси телеметрию.

whoim
tuskan:

еще раз - делай диполь.
у антенны должен быть противовес.
или гаси телеметрию.

И на крыле, и на земле?

Fisher15
whoim:

Одножильный медный 0.8мм но не голый, в прозрачном пластике. Из антенного кабеля 50ом вытащен, антенна давно бралась под 900мгц.

калькулятор, который дает 164 мм для 433 - работает только для голого (без изоляции) и одножильного провода . Для провода в изоляции он не подходит, считает неправильно. Сделайте диполь из стальной проволоки с длинной луча 164, сделайте сетку частот 433 по умолчанию и летайте. Прогуляйтесь до ближайшего хозмага, купите 3 метра гофры 25 мм - проволка внутри гофры хорошо подходит, часто бывает обмедненная, но годится любая. Или догуляйте до ближайшего автосервиса и попросите проволки от сварочного полуавтомата (кемпи).
У монополя всегда есть противовес (противовесы), их просто не всегда видно - это либо проводящий корпус, либо гибкий провод, подключенный к экрану в точке подключения антенны. Если нет противовеса - его роль начинает играть проводка самолета или пульт, по которым начинают гулять реактивные токи и начинаются чудеса, глюки, перегревы и полосы на видео.

whoim:

И на крыле, и на земле?

и на крыле и на земле. обе антенны нужно располагать вертикально

whoim

Спасибо, сделаю. Скажите, длинна считается начиная от выхода разъема по наружке или от точки пайки внутри?

Fisher15
whoim:

длинна считается начиная от выхода разъема по наружке или от точки пайки внутри?

длинна считается от места выхода центральной жилы из экрана кабеля/корпуса разъема.

whoim

Тогда все правильно считал, если не учитывать кембрик. На 440.

whoim

Пока в кембрике, но уже 96-99% snr rssi там, где раньше до 60 падало

tuskan

следи чтобы антенна нигде не касалась металлом карбона

whoim
tuskan:

следи чтобы антенна нигде не касалась металлом карбона

Ну вот поэтому я пока не спешу голый металл ставить. Не думаю, что кембрик (как это правильно назвать?) сильно просадит сигнал, но даже если и так - я первое время на километр максимум буду летать. Мне главное ознакомится, получить опыт. А на крыле уже буду делать как положено, найду у кого подстроить антенну на ксв-метре, направленную с треккером сделаю.

tuskan
whoim:

Не думаю, что кембрик (как это правильно назвать?) сильно просадит сигнал,

кембрик не просадит, он даст коэффициент укорочения.
то есть уведет твою антенну вниз по частоте от расчетной

DiscoMan
whoim:

Включил snr - нифига непонятно. Прочитал, что это - вроде более менее суть понятна, а как с этим быть для оценки сигнала - нет.
rssi_max 100, показывает 95-99.

В новой прошивке SNR идет с оффсет 64. Его надо вычитать из значения, что приходит по телеметрии. Т.е если видим 60, реальный снр -4 дб. Суть крайне проста: когда SNR равен 0, мы принимаем сигнал на уровне шумов. Когда значение отрицательное, уровень сигнала упал настолько, что происходит “выковыривание” его из-под уровня шумов. Лора это может, да. А вот FSK, и аналогичные виды модуляции, к примеру, нет. Видеть SNR очень полезно вкупе с RSSI, потому что позволяет понять, в чем проблема с линком. Если все работает нормально, то оба параметра находятся в привычных диапазонах. Допустим, мы привыкли видеть, что на расстоянии 1 км RSSI порядка -70 дб. Если вдруг увидели сильно меньше, скажем -100 , это значит: обрыв в одной из антенн, сгорел выходной каскад в передатчике, отсутствие прямой видимости (ушли в радиотень от какого-либо препятствия и т.д). Кроме того, мы сразу понимаем, что на удалении 2 км уровень будет -76, на 4 км -82, на 8 км -86 дбм и т.д. вплоть до уровня, при котором срабатывает фейлсейф, что определяется экспериментально. Все это позволяет нам ОЦЕНИТЬ ЗАПАС ПО ДАЛЬНОСТИ. Далее, в чем смысл SNR. Этот параметр позволяет нам понять, нет ли проблем с шумом в месте приема, не шумит ли сильно бортовое оборудование. Например, видим RSSI на уровне -80 дбм, а SNR при этом уже около 0 или даже стремится стать отрицательным. И вот тут происходит фейлсейф. Это говорит о том, что шум в данном месте приема очень велик, и проблема с линком именно в нем, а не уровне принимаемого сигнала, на который влияют удаление, качество антенн и т.д.

Да, еще хотел уточнить, что согласно последним данным от Криштофа для корректного отображения RSSI в дбм, для 433 мгц модулей надо ставить оффсет -164 в настройках соотв. сенсора в таранисе, а для модулей на 868 оффсет должен быть -157. Оба оффсета либо с плюсом либо с минусом, точно не помню, аппы под руками нет. Смысл в том, что при нахождении передатчика в 1-2 метра от приемника аппа должна показывать порядка -20…-40 дбм. Если цифры дикие, то оффсет ставить с другим знаком.

whoim

Спасибо! Но это сложно без понимания азов, мне б простой алгоритм на пальцах…
rssi в приемнике настроен по snr, в 11 канал. Он же выбран в айнаве для отображения в осд.
Рядом показывает 96-99%.
Как он будет вести себя при удалении, как на его значения ориентироваться, на что обращать внимание? Врядле он будет линейно падать по расстоянию.
Например, если бы я знал, что на 50% он близок к отваливанию - я бы это значение установил нижней границей rssi или просто запомнил бы.
С dbm у меня и так трудно, а оно ещё и отрицательное )

ЗЫ подарили турнигу, буду наверное собирать ей в отсек qlrs. Если модуль оставшийся 1вт реанимирую.

Есть преимущества у sbus перед ppm, если говорить о проводном подключении аппы к qlrs tx?

DiscoMan
whoim:

Спасибо! Но это сложно без понимания азов, мне б простой алгоритм на пальцах…
rssi в приемнике настроен по snr, в 11 канал. Он же выбран в айнаве для отображения в осд.

Так ничего путного не выйдет. SNR нужно видеть именно в дб, а не условных попугаях, которые в этом случае будут абсолютно неинформативны и ровным счетом ничего не дадут. А вывод его в дбм возможен только на аппе способом, который я описывал выше. В дб ничего сложного нет. Как я уже говорил, большую часть времени SNR будет вертеться возле значений порядка +5…+7 дб. Это норма для пакетов лора. Приглядываться к поведению линка стоит начинать, когда в процессе полета снр упадет до 0. Критический момент определяется экспериментально. У меня ФС начинались при снр порядка -7 дб, очень редко при -12 и ниже. Но повторюсь, всегда смотреть нужно на пару из RSSI и SNR. Так достигается максимальная информативность, позволяющая получать ПОЛНОЕ представление о состоянии линка в данный момент и о его возможных перспективах.

В целом в дб ничего сложного нет. Общее правило для понимания RSSI в дбм я описывал неоднократно. Каждые 6 дб дают 2 раза прирост по дальности, и все. Сложного тут ноль.

whoim

Я не очень понимаю, откуда брать rssi, если модуль лоры туда кладет snr, он делает это в значении канала. Что то около 1950 приходит рядом.

DiscoMan
whoim:

Я не очень понимаю, откуда брать rssi, если модуль лоры туда кладет snr, он делает это в значении канала. Что то около 1950 приходит рядом.

брать из потока телеметрии s.port которую выдает наземный модуль (передатчик). Выводить на аппу. Как это сделать для апп, поддерживающих opentx я писал.

whoim

Я понял, они поступают через sport телеметрию. У меня такого нет… только то что доступно в айнаве штатно.

ЗЫ опоздал немного)
А для моего случая тогда как лучше оценивать сигнал?

garin

Нужен совет.
Модули 868 1w ,прошиты qczek_lrs_hw_6.2_868_master_v1.91_P_SBUS_T_SPORT.s19, qczek_lrs_hw_6.2_868_slave_v1.91_T_MAVLINK_P_CPPM_P_SBUS.s19.
Аппа Jumper T12,модуль в аппе вместо родного ,полетник omnibusF4v3.
Поставил на аппе sbus чистый,в inave все уровни в середине,управления нет.
Смотрел осцилом сигнал с аппы,полярность +.
Что сделать ?,выбрать другой протокол,удалить инверсию на полетнике,или через софт-порт?
Как лучше…