Выкос мотора или диаметр винта?

Andry_M

Взлет с колес. Даю газ. Самолетка при разбеге очень сильно разворачивает в право. Пенолет-верхнеплан размахом 1м, вес 660гр, винт 10х5 двигатель kv1000 на 3S, взлетаю на 2/3 - 3/4 газа. Выкос двигателя вправо 1,5-2 град и вниз 3 град.
Радиус разворота примерно 3-4 метра!!! Т.е. взлетать просто невозможно. Как выход из положения - даю РН влево. Радиус разворота вправо уменьшается и взлететь уже можно.

Вопрос: что это? Слишком большой выкос вправо??? Но он и так минимальный… Горизонтальный полет на разной величине газа - без проблем. На затяжной вертикали не проверял по причине ветренной погоды.
Винт большого диаметра??? Придется приспосабливаться… т.к. мне этот винт нравится.
Расстояное от края лопасти винта до земли примерно 5 см.

Alexm12

Крылушки кривые? Правое колесо подтомаживает, киль кривой. В конце концов и выкос вправо убрать можно.
ВМГ влево самолетку скручивает (если винт впереди и не пушер).

Andry_M
Alexm12:

Крылушки кривые? Правое колесо подтомаживает, киль кривой.

😁 На ровность крыльев и киля не претендую… НО!!! не при скорости же 10 км/час говорить о кривости… 😎 Верно? Самолет трогается с места и СРАЗУ с нулевой скорости разбега начинает заворачивать. Полное отклонение РН влево помогает не полностью. Верю в то, если снять крыло и оторвать киль - самолетка завернет ничуть не меньше…
Колеса болтаются оба. С большим зазором во втулке. Тормозные колодки сняты… 😆

влево самолетку скручивает

Неа! вправо! В том то и дело!
На всякий случай: заворачивает вправо (это по ходу движения самолета), винт вращается против часовой стрелки (смотрим со стороны мотора), Винт стоит спереди (не пушеррр), если уберу выкос вправо (а он и так слишком маленький) ситуация не изменится… Нужен выкос влево и значительный!!! Резбег будет обеспечен, а полет? Или полет нафиг, главное разбег? 😃

Ситуация, блин!!! Пока склоняюсь, что это из-за винта, а не выкоса. Вот только какой выход? Продолжать двигать влево РН???

elRikk

Была такая же ситуация, тока двиг на 1600кВ, винт 10х4.7 SF и акк на две банки. Долго мучался - а потом просто плюнул и взлетал с руки. Либо, если уже очень хотелось, газ в пол и взлет после полутора - двух метров разбега (у меня запас по тяги ВМГ примерно 1 к 2.5).
Посадка как обычно. Самик - Хакерский Декатлон.

Alexm12
Andry_M:

😁 На ровность крыльев и киля не претендую… НО!!! не при скорости же 10 км/час говорить о кривости… 😎 Верно?

Аэродинамика штука загадочная. Планирует агрегат как?

Andry_M:

Колеса болтаются оба. С большим зазором во втулке

Может в этом причина? Например, правое колесо подворачивается и не крутится.
Проверьте схождение-развал 😃.

Резбег будет обеспечен, а полет? Или полет нафиг, главное разбег?

Это уже как вам надо…
Если моторный полет ровный, то проблема на земле (шасси). Если в моторном полете валится вправо, то выкос. Если планирует вправо - геометрия.

alek_j
Alexm12:

Правое колесо подтомаживает

Именно, проверить насколько свободно крутятся колеса и еще не подгибается ли хвостовое или переднее колесо (в зависимости от схемы), а если на колесах стоят обтекатели то не работают ли они как тормозные колодки…, чудес на свете не бывает и если в полете сам ведет себя нормально, то ни выкос ни кривой киль не виноваты (иначе бы его и в полете крутило), а здесь что то чем оно по земле ездит свое слово имеет… Вы его просто не включая борт покатайте по земле, посмотрите как он себя ведет.
Во Alexm12 уже все расписал.

Andry_M
elRikk:

…такая же ситуация, тока двиг на 1600кВ, винт 10х4.7 SF…газ в пол и взлет после полутора - двух метров разбега

Угу. Очень похоже. Только мой мотор медленней крутит и винт не SF - “лопата” поменьше… Вот так и взлетаю…самик вокруг меня бегает, если есть место… Газ в пол, РН влево, РН вверх -> через 3-4 метра взлетел. А там уже все как надо. Ровно и гладко.

Alexm12:

Планирует агрегат как?

Нормально. Ровно. Газует тоже нормально. Ручки бросаю - идет прямо (главное что бы ветром не сдуло…). Перевернутый полет тоже нормально. Даю чуть вниз и все. Эт явно не от выкоса… Как буду летать, обязательно проверю на вертикали. Дабы уточнить выкос.

Может в этом причина?..Проверьте схождение-развал .

Ну право слово, Александр! Серьезно? 😃 Да пусть оба колеса вообще крутиться не будут или будут…какая разница на льду? Или пусть оба колеса будут направлены влево, неужели они скомпенсируют такую тягу вправо???

Если моторный полет ровный, то проблема на земле (шасси).

…или в винте, ИМХО. Только как ее решить? 😵

alek_j:

проверить насколько свободно крутятся колеса и еще не подгибается ли хвостовое или переднее колесо…обтекатели…

Очень свободно. Никакого трения. Хвостового колеса нет. Вместо него проволочный костыль (установлен продольно с фюзеляжем). Обтекателей нет.

чудес на свете не бывает и если в полете сам ведет себя нормально, то… не включая борт покатайте по земле, посмотрите как он себя ведет.

Понимаю, что ответ должен быть простой. А чем Вас не устраивает мой вариант ответа?
Катать по земле? Дома катал по ковру. Едет ровно. На улице катал месяц назад на утоптанном снегу. Делал несколько пробежек с подлетом. Направление разбега было почти прямое. Помню немного корректировал РН, но в РАЗНЫЕ стороны, а не влево близко к упору… Кстати, тогда стоял 8х6… Хорошо, что сейчас об этом вспомнил! 😃 Вот еще одно подтверждение моему варианту ответа.

Alexm12

Нафига тогда спрашивали?
Если планирует ровно, в моторном полете ровно, а разбегается криво, тогда точно винт и выкос…

Andry_M
Alexm12:

Нафига тогда спрашивали?

А получить совет от бывалых?

тогда точно винт и выкос…

Пришли к тому, с чего начали…
Вобщем попробую заменить винт. Скорее всего получу почти прямой разбег. Что тогда? Хотелось бы оставить нынешний винт. Я не случайно написал высоту его установки (предполагал, что виной винт). Может есть какие данные (не нашел), по которым нельзя опускать винт ниже определенной высоты? Тогда как выход - изменить шасси и получить нужную высоту. Что скажете?

spyder3

Андрей,

Красиво, копийно и ровно взлететь задача не простая.

Если самолёт летит ровно на 1/2 - 3/4 хода газа то дело не в выкосе. Пропеллер тоже менять пока рано. У вас самолёт просто не управляется на земле.

Я бы вам посоветовал

  1. Убрать все болтания колёс (не усердствуя через чур)
  2. Костыль поменять на малое колесо.
  3. Проверить геометрию шасси - ровно что бы было а не криво (сход/развал на вашей крохе роли не играет)
  4. При взлёте надо ВСЕГДА прижимать заднее колесо к асфальту (РН вверх), а после набора скорости нажим ослабить (РН к нейтрали), а потом опять вверх.

Там главное не перебрать со скоростью - ранний отрыв, и не передавить вниз капотирование. Вам сейчас нечем рулить на земле - у вас там штырь из провлоки а не рулевое колесо.

ПС
Про винт: чем меньше диаметер пропа тем проще с самолётом на разбеге

Andry_M

Пока взлетал при РВ “вверх” до полного отрыва - что бы укоротить разбег. Иначе поворот получается 90 град и более… На небольшой скорости самолет отрывается почти одновременно со всех 3-х точек. Угол атаки довольно большой. Набираю скорость и поехали…

spyder3:

Вам сейчас нечем рулить на земле - у вас там штырь из провлоки а не рулевое колесо.

Да. Остается только использовать РН. Но это совсем не колесо… Рулить очень неудобно. Если я заменю костыль на колесо, ИМХО, поможет мало. Оно также будет неуправляемое. В этой моделе управляемое не планировал. Хотя… попробую поставить просто колесо. Если получится с погодой, в выходной проверю разные варианты. Также с разными винтами. О результатах сообщу в ветке.

Про винт: чем меньше диаметер пропа…

Да. Хорошо заметно! Но маленький винт дает в статике меньше тяги. А хотелось бы для малых скоростей иметь сейчас побольше. Поэтому перешел на этот винт.

Спасибо всем откликнувшимся!

P.S. На форуме попадался топик о запуске покупной самолетки с ДВС. У парня были похожие проблемы с уводом с асфальтной полосы. Вот только не помню в какую сторону… Нужно поискать и еще раз перечитать…

spyder3

Колесо должно управлятся и прожиматься к земле, иначе ничего вам это не даст. Ваш аэродинамический руль многого не даёт на малой скорости. Тоже получается и у гидросамолёта без водяного руля - петли на воде да завод носа в ветер.

Юрич

Уважаемые форумчане ! Все ведь написано: «…ВИНТ ВРАЩАЕТСЯ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ СО СТОРОНЫ МОТОРА…». Дальше объяснять?

Alexm12
Юрич:

Уважаемые форумчане ! Все ведь написано: «…ВИНТ ВРАЩАЕТСЯ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ СО СТОРОНЫ МОТОРА…». Дальше объяснять?

Да, объясните. Мотор у самолета спереди, смотрим на самолет со стороны мотора, видим что винт вращается по против часовой стрелки… дальше как?

67-region

Мой тренер верхне- план самострой. 160 крыло. масса 3-кило . дв. АСП-61-4-ткт. винт 13-6. На заду костыль. На зиму приладил маленькую лыжу. При наборе скорости хвост отрывается от земли и уже его шасси не играют роли .А повороты стиком рудера при такой ситуации на земле только добавят большего увода или влево или вправо если конечно вы не АСС . Попробуйте так . Вы сам или ваш товарисчь держит самолет за хвост. Полный газ. Затем отпускаете. Если позволяет ширина ввп. Перед этим я кататл своего тренета без крыла между гаражами. То влево то вправо. так и не нашел. логики. но все таки путем регулировки шасси что -то стало получаться. Зимний ватиант. Лыжи с боковыми бортами вниз 5-6 мм. Типа лыжи -коньки. На летнем шасси были уводы вправо лечилось шасси влево. На своей пилотаге .Управляемое колесо на руде. ТакоЙ неприятности мало. Даже не потому что упавляемое колесо на руде…Переднее шасси на ней паралельно фюза. Мое имхо!!!

Тим-практик-теоретик
Andry_M:

Угу. Очень похоже. Только мой мотор медленней крутит и винт не SF - “лопата” поменьше… Вот так и взлетаю…самик вокруг меня бегает, если есть место… Газ в пол, РН влево, РН вверх -> через 3-4 метра взлетел. А там уже все как надо. Ровно и гладко.

Если летает “ровно и гладко”, то с выкосом и диаметром винта все нормально - дело исключительно в шасси, правте колеса и добивайтесь что бы самоль по земле с толчка (без тяги мотора) катился по прямой, и тогда будет вас счастье.

Юрич

Не пушер. Винт впереди мотора. Мотор сзади винта. Смотрим со сторны мотора. = Смотрим на винт сзади?

Alexm12
Юрич:

Не пушер. Винт впереди мотора. Мотор сзади винта. Смотрим со сторны мотора. = Смотрим на винт сзади?

…самолет едет хвостом вперед? 😃

Юрич
Alexm12:

…самолет едет хвостом вперед? 😃

Точно не могу сказать, но скорее все-таки винт левого вращения.

San-Саныч
Юрич:

винт левого вращения.

Вы правда так думаете, что у человека винт левого вращения? Тогда самолет летел бы хвостом вперед!
Такие винты надо еще поискать!!!

Vertolet4ik

Была подобная проблема, с цессной из потолочки, и двиг мощный стоял винт 10х5 был увод вправо, при детальном рассмотрении, оказались виноваты стойки шасси. во время движения просто чуток расползались. Усилил стойки и проблема ушла…

Юрич

Имеем:

  1. Человек смотрит на винт со стороны мотора (сзади).
  2. Видит, что винт вращается против часовой стрелки, о чем добросовестно сообщает форуму.
  3. О направлении движения самолета не сообщается, из чего можно предположить,что оно обычное (хвостом назад).
  4. Самолет сильно уводит вправо.
  5. Часы в Липецке ходят в ту же сторону, что и здесь (по часовой стрелке).
  6. Винты левого вращения есть в продаже (правда, мало).

Какой еще может быть вывод, кроме винта с левым вращением?

spyder3

Не будем спорить пока автор сам не откликнится, если вы правы, Василий, то всё просто - пропеллер уменьшить в диаметре а шаг увеличить, поменять проп и врашение на нормальные - снос хвоста влево (после замены пропа бдет вправо) должен уменьшится. Плюс управлять научится. Вот хороший пример, правда модель посолиднее но ошибки те же

San-Саныч
Юрич:

Какой еще может быть вывод, кроме винта с левым вращением?

При этом после взлета самолет сам начинает вращаться против часовой стрелки относительно мотора со стороны хвоста. Примерно так.
Вывод: снять винт, поставить качалки на крылья и подключить к эксцентрику.
Получаем: Вертикальный взлет и решение проблемы!
А если без шуток, то проблему надо искать в шасси. Вот если рассуждать, с условием данных вводных, после взлета самолет летит ровно и в нужном направлении, то все равно какой выкос и вращение винта, компенсация всех сил равна, гипотетически, нулю. А это значит, что геометрия самолета в целом удовлетворительна. Вывод: Проблема в шасси!

spyder3

Андрей,

Видно тема злабодневная - советов много даём, не так ли?
Я бы на вашем месте дал бы модель на проверку-полёт более опытному пилоту, если он у вас есть в городе. Глядишь и проблемы то нет. Я давно тоже Пайпера поднять не мог, а гогда показали, расказали - то всё получилось. А так, что модель разбитрать/собирать переделывать. Может у вас просто навыков пока нет. Многие модели не подарки на взлёте, а другие на посадке, а тртьи в полёте. Так что без видео или фото врядли мы чем либо можем помочь. А гадать то не дело