Помогите с шасси

VladGor

Вопрос, из чего посоветуете сделать шасси для Экстры мотор 4240, винт 14х7, размах 1346 мм вес полетный около 1500 г
В наличии алюм. анодированный профиль 20х2х1000 мм вес 113 гр и 30х3х1000 мм вес 240 гр. Колеса в наличии диам 60 мм на 18 мм, вес одного 8 гр.

Если из 30х3 , то вес стойки будет 110 гр, многовато.

Анатоолий

В магазинах есть алюминевые полоски толшиной 2мм,ширины разной.так вот там мне попался полоска прочная,ширина 25мм.Все полоски попробуйте на изгиб.А одна партия прочная была.rcopen.com/files/4f37b5f5997073007795d6dc посмотрите здесь.можедь полезное что-то будет.Если погнете не страшно,Лучше потом его выправить,чем раму вырвать.

VladGor

Попробовал полосы на изгиб - пружинят без остаточных деформаций 20х2 до 2 кГ, 30х3 до 6 кг.
Сделаю из 20х2 и посмотрю на практике.
Если будут гнуться, то можно сделать из 30х3 и облегчить, опилить до 25х3, на концах 20х3.

Анатоолий

Я когда уж научился сажать,сделал другие стойки из 3х мм вроде похож на дюраль.Вот ссылка посмотрите можедь что полезное узнаете.А так для начала объязательно 2х мм,иначе плщадку сорвете.rcopen.com/files/000000000000000000000000_sm

afa14

Круче проволочных стоек, для небольших моделей, я еще не видел.
3мм пружинистой сталюки, с правильным загибом и креплением к фюзу, решают все вопросы кривых посадок.

VladGor
afa14:

Круче проволочных стоек, для небольших моделей, я еще не видел.
3мм пружинистой сталюки, с правильным загибом и креплением к фюзу, решают все вопросы кривых посадок.

На 300-600 гр моделях я делал из стальной проволоки.
Здесь вес будет 1,5 кг, такое впервые делаю.

afa14

если у Вас посадки как по нитке, тогда смысл заморачиватся? карбоновые стойки самое то! либо покупные, дибо самодельные

VladGor:

Здесь вес будет 1,5 кг

3,5-4мм стальная проволока выдержит спокойно

VladGor
afa14:

если у Вас посадки как по нитке, тогда смысл заморачиватся?

Как по нитке не всегда получаются 😦 А главное полоса часто земля или трава, иногда цепляет.
Есть смысл алюм. полосу крепить парой нейлоновых болтов? У меня есть М4

iFly
VladGor:

У меня есть М4

Мало для такого самолёта. Надо М5 или М6

afa14

Дело в самом креплении к фюзеляжу. Узкая полоса алюминия будет нагружать место крепления. Вот если б стойку к какой площадке приварить…

iFly
afa14:

Дело в самом креплении к фюзеляжу. Узкая полоса алюминия будет нагружать место крепления. Вот если б стойку к какой площадке приварить…

Стоп. Не надо излишеств, сварки и прочего. Нормально всё будет. Доберусь до дома - измерю ширину стоек шасси на своих самолётах - у меня ЯК-55 взлётным 1200 г (rcopen.com/…/4cf3f5109970730077d5a3f1), Ангел - 1500 г, (вот он кстати вживую rcopen.com/files/4f4a48449970730077d73130). Оба самолёта на алюминиевых стойках. У ЯКа-стойка целиковая, прикручивается к фанерной площадке в нижней части фюза двумя капроновыми винтами М5, у Ангела - разрезная из двух половин, каждая половина крепится внутри фюза к площадке тремя винтами М3. Ширина стоек у обоих самолётов где-то и есть в районе 20 мм. Як эксплуатируется интенсивно уже год - никаких вопросов. Мало того, для крепления лыж ЯКу я сделал собственную стойку, повыше, из алюминиевой полосы, купленной в хозмаге. Кажись - 20 или 25 мм шириной, дома измерю. Всё нормально, единственное - “хозмаговский” алюминий мягковат, “родные” стойки жестче, что для тяжелой самолётки может быть существенно. Но в принципе ничто не мешает взять полоску пошире - миллиметров 30 шириной (они недорогие), и опилить так, как считаете нужным.

pardus

Конструкцию подсказал Виталий aka Shaper.

Опробовано и на маленьких (1,1кг) и на больших(>7,5кг)
Здесь Як-55 примерно 1,2кг полётного веса.

Сначала, естественно, площадка под шасси, и всё что прилегает к ней и свободно от плёнки промазывается-пропитывается эпоксидкой и прогревается.
Отверстия в стойках шасси должны быть больше диаметра винтов, в продольном направлении оси самолёта раза в полтора, в поперечном - просто свободно.

Дальше собираем бутерброд.
Как у меня -
начиная от фюзеляжа

  • резина от велосипедной камеры - один слой
  • неопрен 3мм - два слоя
    второй не полный - задняя по полёту часть целиком, вперёд заходит только вокруг винтов. Потом, при стягивании, задняя часть получается чуть толще, шасси немного наклоняется вперёд.
  • стойка шасси
  • две шайбы из мягкой резины (использовал торцы от велосипедных грипс - отрезал когда-то, но не выбросил, как знал, что понадобятся ) обрезаны по месту.
  • две круглые вставочки из сверхмягкой резины, почти как желе. Взял из какого-то компъютерного девайса типа дисковода, на фото обжаты раза в три.
  • дюралевые шайбы большого диаметра.

Стягивается всё винтами так, чтобы вес самолёта, приложенный в продольном направлении к шасси (держишь самолёт вертикально носом вниз, колёса упираются в край стола), сдвигал их примерно на половину свободного хода. Где-то так.

Идея в том, что при попадании на пути кочки или типа того, пластина шасси упиралась одним краем в фюзеляж(через эластичную проставку), а две шайбы из мягкой резины работают на сжатие и гасят удар. При жёстком ударе гнутся винты, так что бери с запасом. Кстати, у меня винты М4. При совсем жёстком ударе гнутся стойки. Карбону это не грозит

iFly
pardus:

При жёстком ударе гнутся винты, так что бери с запасом. Кстати, у меня винты М4.

У Вас гнутся М4??? Из чего винты - из алюминия или стали??? Какой же силы должен быть удар? чтоб металлический (всё равно - алюминиевый или стальной) М4 согнуть и что при этом от остального самолёта остаётся??
Мой личный опыт - 1. Для самолётки 1200г взлётного М4 капрон маловато - в зимнее время винты дубеют и ломаются от штатных нагрузок, поэтому М5
2. Стойку крепить к фюзу жестко или максимум через тонкую пенорезину (типа двусторонний скотч, но одну сторону не приклеивать). Нефиг ей елозить по фюзеляжу в штатном режиме, внося неопределенность при взлёте и посадке. В нештатном режиме (жесткий удар в кочку - хотя - для тяжелых самолётов уже полагается ровную полосу делать - техника -то дорогая!!!)) - полагаемся сначала на упругость материала стоек, потом - на “отстрел” крепежных винтов. Сейчас вот заказал колеса с мягкими резиновыми шинами - посмотрю, может еще один упругий элемент в шасси за счет этого появится.
3. Если ровной полосы нет и не предвидится, взлёт-посадка всё время на кочки, то рассматриваемая конструкция не годится - как ее не подрессоривай , не обкладывай резинками и не проливай эпоксидкой, нагоняя вес. Так или иначе - но площадку под шасси всё равно будет выворачивать Есть смысл применить подкосы.
Но это лично моё мнение.

pardus

Винты М4 из хозмага, “пластилиновые”, стоимость рубль/ящик 😃 Пусть гнутся, не жалко. Конструкция никуда по фюзеляжу не елозит, а нормально всё амортизирует. Жёстким креплением Вы всю нагрузку передаёте на бальзовую основу в точке крепления. Там она благополучно и ломается. Вырванные площадки в таких ситуациях - стандарт.
Описанная мной схема проверена не раз и хорошо себя зарекомендовала. Можно ей следовать, можно придумать что-то своё. 😃
А мягкие колёса максимально возможного диаметра - это да, это хорошо!

iFly
pardus:

а нормально всё амортизирует

Это да, но стальные винты я капроном бы всё же заменил. У меня недавно была авария - на взлёте, уже после отрыва, засадил Яка в пологий снежный бруствер взлётной полосы. По касательной, почти плоско, на скорости. Отвык от резкости пилотажки, управляя планерами некоторое время))). Шасси зарылись в снег. Разрушения - оторванный руль высоты и отстреленная стойка. Были бы стальные винты - вырвало бы вместе с куском фюзеляжа…Сомневаюсь, что в этом случае амортизационные резиновые прокладки сыграли бы свою роль - удар был слишком силён.

pardus

При ударе, как описано, да, ломающийся капрон лучше. Но, как Вы сказали, ломкость его зависит от температуры, то есть неопределённа. Может оказаться так, что на неровной взлётке и при низкой температуре, шасси будет отстреливаться через раз. Капроновых винтов не напасёшься! 😃 а они не три копейки стоят 😃 Если это не вопрос - тогда конечно, но придётся ещё и винтами (воздушными) запасаться.
Мне мягкие винты кажутся практичнее.
В конце концов, подушка безопасности - вещь необходимая, и при столкновении на скорости 200км/ч она, скорее всего, сработает, но спасёт едва ли!

iFly
pardus:

Может оказаться так, что на неровной взлётке и при низкой температуре шасси будет отстреливаться через раз

Ну так я и делюсь своим опытом - капрон 5 мм держит в диапазоне от минус 15 эксплуатационные нагрузки от пилотажки 1200 грамм взлётного и отстреливается при жестких (скажем так, несовместимых с жизнью))) ударах. Правда, взлётки, которые мы используем - ровные. Летом - стадион, зимой - сами для себя расчищаем. Всё ж таки бальзовая пилотажка - не трактор, ей полоса нужна нормальная. Но выкаты за пределы взлёток все равно случаются, и недолёты тоже. Вопрос с количеством капроновых винтов решаю так - они достаточно длинные, поэтому на оставшийся в резьбе после отстрела кусок винта наворачиваю гайку М5 и использую винт вновь.

pardus

Резюмируя всё вышесказанное, окончательный вариант вырисовывается как многослойный резиновый сэндвич на толстых (не менее 5мм при 1200г) капроновых винтах.

VladGor

А если не два , а четыре штуки капроновых М4 поставить?
Да, тогда их не напасешься 😃
М5 поставлю

У меня колеса 60 мм с мягкими шинами. Стойка алюм. 20х2 прогибается сильно под нагрузкой.
Думаю при нештатной посадке ее просто загнет.
Прикручивается снизу фюзеляжа к площадке 104х28 мм из двух слоев фанеры 3 мм, склеенных поперек клеем ПВА.
Вот 30х3 уже очень жесткая - ей сэндвич резиновый нужен.

VladGor

Вот что получилось .
Пока прикрутил шурупами временно.

pardus

Симпатичный самолёт, в воздухе смотреться должен отлично!

Ни в коем случае не совет, но как сделал бы я:
Использовать полосу 30х3. Площадку оставить 30. Срезать от площадки, с 30 до 15-17 к колесам. При толщине 3мм должно быть нормально и вес меньше 100г.
Форму сделать примерно как на фото в посте #2 или #4, без резких углов.
Два винта, резиновый бутерброд.
В случае плюха при посадке будет работать плавная дуга, при продольной нагрузке - резина.

P.S.
Кстати, наврал я злодейски 😃 - на моём Яке винты М3!

Нотан
VladGor:

Здесь вес будет 1,5 кг, такое впервые делаю

afa14:

3,5-4мм стальная проволока выдержит спокойно

На самике в 2,5 кг(полётный), проволока 5мм вполне достаточно

iFly

Как обещал.
Шасси Ангела. У фюза ширина стойки 25 мм, у колеса - 15 мм. Высота от брюха фюза до оси колеса - около 170 мм
ЯК - ширина стойки у фюза - 20 мм, у колеса - 10 мм. Выста стойки от брюха до оси колеса - 140 мм.
В обоих случаях толщина люминя 2 мм
Самодельную стойку под лыжи для ЯКа делал из полосы шириной 15 мм толщиной 2 мм без сужения (только в последних 50 мм к лыжам сделал сужение на 5 мм)
Слишком высокую стойку не делайте - лучше отыграть диаметром колёс
Ну и вот для развлекушки видео www.airspacemag.com/…/One-Tough-Airplane.html с 1минуты 34 секунды ролика - как настоящие шасси работают)) Или вот что нибудь типа такого - вообще всё равно где взлетать-садиться

Ps. гайки на осях колёс - в обязательном порядке затягивать с гровер-шайбой (разрезной). И (или) с применением фиксатора резьбы (синего, разъемного). Один раз у меня при посадке колесо от самолёта улетело по причине развинтившейся гайки. Мало не показалось)))

VladGor
pardus:

Использовать полосу 30х3. Площадку оставить 30. Срезать от площадки, с 30 до 15-17 к колесам. При толщине 3мм должно быть нормально и вес меньше 100г.
Форму сделать примерно как на фото в посте #2 или #4, без резких углов.

Такой вариант №2 уже решил сделать попозже (писал выше). Полоса 30х3 есть. Не хочется пока ее пилить вдоль для сужения до 17 мм эл лобзиком, думаю может отдать отфрезеровать.
Если в центре площадки шириной 30 мм вырезать в центре облегчение, то это сильно не ослабит конструкцию. Так?

pardus
VladGor:

это сильно не ослабит конструкцию. Так?

Это смотря сколько вырезать 😃 но едва ли сильно облегчит! Квадратный сантиметр полосы толщиной 3мм весит 0,8г. Сколько таких сантиметров можно вырезать из пощадки? 10? Спасут от перегруза 8г? Если заняться художественной резьбой или сверлением отверстий, чтобы поажурнее, то выигрыш в весе может быть граммов 15! Но тогда, при не очень удачной посадке, правка может оказаться посложнее.