Еще один вариант для новичков.

UncleBob
MAX-65:

Прочитал от начала до конца, посмотрел все фото… Много думал… Так и не понял,

Так ведь автор темы doctorBrown объяснил-же:
“Бальзу на первом году обучения не выделяю,закаялся - 99% в мусорку уходит, так что
альтернативы строительной фанере пока нет. Кружок существует только на мои деньги да
моего друга-коммерсанта, ни от каких начальников пока не видел ни рубля.” Вроде всё
понятно!

doctorBrown

UncleBob совершенно правильно ответил. Этот самолет построен именно как образец для пацанов, отсюда и выбор материалов, и переразмеренные сечения деталей. Пацанам сложно разбираться в чертежах, проще делать, глядя на готовый самолет. Тоненькие реечки сечением 2х2 им тоже сделать не под силу. Бумага только для простоты отделки. Я и не призываю копировать именно мою технологию, самолет можно сделать и из одной потолочки, и из бальзы, каждый в меру своих сил и возможностей. Самолет прекрасно летает даже с большой нагрузкой на крыло. Предыдущий экземпляр имел нагрузку около 55 г/см2, только был меньше по размерам процентов на 10, и удовольствия от полетов было гораздо больше, чем когда летал на китайском E-starter. Неплохо летит на спине, делает прямые и обратные петли, при отсутствии хорошей полосы можно сажать с зависания, с “плюхом”. Совершенно не склонен к штопору, не удавалось даже насильно загнать. Конечно, если бы я его для себя делал, я бы его из бальзы склеил, но для меня такие модели уже пройденный этап. Надеюсь, я понятно объяснил, что к чему.

E-starter, кстати, классический пенолет, после каждого полетного дня приходилось ремонтировать, прорезать пазы, вклеивать рейки, усиливать скотчем, так что к концу полетного сезона он уже и вид свой, и летные качества потерял. А без этого он ни грубых посадок, ни полетов в ветер не выдерживал. А Commander-у только крепление шасси пришлось переделать на резинки, первоначально оно жестко крепилось и при посадке в траву отрывалось вместе с площадкой. После переделки выдерживало все: и траву, и разъезженные грунтовые дороги, и “плюхи” с высоты до полутора метров. Вообще, очень надежный самолет.

8 days later
sergass

Добрый день , Юрий!
У нас в клубе та же задача – чему-нибудь научить пацанов ( для большинства из них выстрогать простую «муху» - проблема). Строим вот такие самолёты уже не первый год. (См. фото)
Технология и задачи те же, что и у Вас: максимально просто, дёшево, доступно, и есть что попилить-построгать в процессе обучения!
Проектировался самолёт совершенно «от фонаря», оказался удачным ,теперь это почти «клубная модель» для начинающих. Специально вес не экономится, тем не менее все самолёты в пределах от 550 до 700 граммов. По сравнению с Вашим, фюзеляж упрощен до предела , отсюда экономия веса. Обратите внимание на крепление приёмника – липовая дощечка поперёк фюзеляжа, приёмник привязан кольцом из резины.
s019.radikal.ru/i613/1204/23/678f1d6e83ce.jpg
s017.radikal.ru/i443/1204/d7/982b13974992.jpg
Минимальный вес , просто сделать, удобно пользоваться, отлично защищает при авариях(проверено практикой).
Аппарат, который на снимках, изготовлен учеником. Длина :890мм(от кока до края руля высоты), размах: 1180мм, хорда 190мм,
Вес :560гр., нагрузка: 25гр. на дм/кв. И это при достаточно тяжёлой ВМГ ,мотор 30г, аккум.180г(2200мАч). Отлично летает при слабом ветре, а при сильном нет смысла проводить первоначальное обучение.
Технология изготовления крыла аналогична Вашей, нервюры из липы через 100мм, лонжерон - две сосновые рейки 2*3мм.
По рёбрам фюзеляжа сосновые рейки 3*3мм, шпангоуты склеены из полосок липы или твёрдой бальзы, в хвостовое оперение врезаны рейки из сосны или из твёрдой бальзы.
Вот ссылки на фото:
i024.radikal.ru/1204/ec/2b074b93ec00.jpg
s42.radikal.ru/i098/1204/b9/4762e4132458.jpg
s017.radikal.ru/i428/1204/90/33e1582fc1a2.jpg
s019.radikal.ru/i643/1204/dd/728e80695706.jpg
s019.radikal.ru/i621/1204/35/faac6417c808.jpg
s61.radikal.ru/i171/1204/a9/2454f15476de.jpg
s49.radikal.ru/i123/1204/15/d125b3f3c3c7.jpg

s48.radikal.ru/i122/1204/8c/87e24120f2f8.jpg

Нотан
sergass:

летает при слабом ветре, а при сильном нет смысла проводить первоначальное обучение

Молодцы!!!

sergass

Представленный на фото самолёт сегодня “в штатном учебном полёте” превысил максимально допустимую скорость,в результате “поймал” флаттер хвостового оперения! Подкосы отлетели прямо в воздухе!
Мораль : плоское оперение - это не есть хорошо!😵 Будем делать объёмный профилированный стабилизатор.😃

doctorBrown

Мы еще пока не летали. Осталось крыло бумагой оклеить. Самолет выглядит в настоящее время вот так (фото 1).
Так как нагрузка на крыло довольно большая, для уменьшения посадочной скорости задействовали элероны как флапероны. Как это устроено, показано на втором фото. Машинка элеронов установлена на подвижной площадке - слайдере. Площадку двигает вторая машинка. Получился механический микшер, чтобы можно было использовать простую некомпьютерную аппаратуру.
Надеемся в ближайшие выходные испытать самоль, если погода будет.

Нотан
sergass:

плоское оперение - это не есть хорошо

При таких размерах(скоростях) профиль не главное,можно стаб. сделать покрепче и без подкосов.

serop72
sergass:

Мораль : плоское оперение - это не есть хорошо!

мораль другая тут -сопливое и слишком тонкое оперение не есть хорошо;)

уверяю вас, и профильное может флаттерить, и плоское может работать как надо

doctorBrown

У меня на предыдущем экземпляре было плоское оперение, один слой потолочки. Но окантовки были мощные. Держало любую скорость, флаттера не было, хотя стаб был без подкосов.

sergass
serop72:

сопливое и слишком тонкое оперение не есть хорошо

Совершенно верно!😁 Добавили на стабилизатор ещё один слой “потолочки!”, подкосы вклеили качественно,а заодно и на крыле учинили небольшую перестройку - две сервы лучше, чем одна! Всё, самолёт летит, никаких “флаттеров”!😃

Skyhawk
sergass:

Мораль : плоское оперение - это не есть хорошо!

А как же профильные пенолёты с ПЛОСКИМ КРЫЛОМ? И “типа летают”? Хотя полётом, это вряд ли можно назвать, ИМХО…

sergass

“Лучшее - враг хорошего!”. В данном случае оказалось проще “довести до ума” то, что есть. Сделать объёмное хвостовое оперение - лёгкое и без перекосов -не так просто. А вырезать из пластины по линейке - раз,два, и готово!
А что лучше: плоское или объёмное,это отдельная тема…