Edge 540 V3 - стабилизатор

zsz

Добрый день, прошу совета.

Edge 540 V3 от HK, электро (DT3025-10T, винт 12 х 6), профиль симметричный, крыло прямое, без V (насколько могу судить), полетный вес - 1350 г.
После нескольких полетов оторвался стабилизатор вместе с РВ. Как оказалось, их крепление - слабое место этого самолета, советовали сразу укреплять, но совет увидел слишком поздно. Самолету повезло - сел удачно, без повреждений, но оторвавшиеся детали найти не удалось, восстанавливал по памяти и по картинке. Главная непонятность - длина стабилизатора (т.е. поперечный размер).

В итоге такая проблема: прямо летит с РВ практически в нейтральном положении, но более неустойчиво по тангажу, чем прежде. А в инверсном режиме интенсивно уходит вверх на петлю.
После ремонта центровка практически не изменилась, вес - тоже (ну, может, грамм 30 плюс).
Стабилизатор выставлял параллельно хорде.
По высоте он встал ниже миллиметра на два (поздно сообразил, что высоту лучше было сохранить). В результате при толщине профиля 29 мм нижняя плоскость стабилизатора выше продолжения хорды на 18 мм.
Площадь стабилизатора с РВ - 0.18 от площади крыла с элеронами. Несколько смущает, что по инструкции ЦТ соответствует примерно 43% CAX, но как бы то ни было, до поломки самолет летал намного стабильнее.

Что может быть причиной? Что посоветуете менять в первую очередь? Не хотелось бы переставлять стабилизатор, но если уж браться, то имеет ли смысл поставить его немного на кабрирование?
Не мал ли стабилизатор?
Или попробовать поменять выкос двигателя? Уже после первой аварии повредил мотораму, так что двигатель тоже, возможно, стоит не совсем как надо. Хотя симптомы и до поломки моторамы были те же.

Главное же, что мне непонятно физически, почему такая разница между прямым и инверсным полетами? Ведь, казалось бы, при симметричном профиле и ровном прямом полете самолет должен лететь ровно и вверх лапами? Или есть факторы, которые я не учитываю?

Udjin

Если выкос тому причиной - то поведение самолета будет меняться при разном уровне газа. Исключить кривизну сборки - только с уровнем и угломером выставлять поверхности.

zsz:

Ведь, казалось бы, при симметричном профиле и ровном прямом полете самолет должен лететь ровно и вверх лапами?

Нет. Не должен.
Шасси смещает центр давления ошибочный термин. Аэродинамический фокус.
Обтекатели не только для красоты ставят …
Пилотажные самолеты, отрегулированные для полета в горизонте, в инверте приходится чуть-чуть поддерживать.

zsz
Udjin:

Если выкос тому причиной - то поведение самолета будет меняться при разном уровне газа. Исключить кривизну сборки - только с уровнем и угломером выставлять поверхности.

Нет, при разном газе ничего особо не меняется, ускоряется ровно.
Стабилизатор выставлял по уровню. Он должен быть именно параллелен хорде?

Не должен.
Шасси смещает центр давления.
Обтекатели не только для красоты ставят …

Ага, понятно.

Пилотажные самолеты, отрегулированные для полета в горизонте, в инверте приходится чуть-чуть поддерживать.

Поддержать я не против, да только чуть-чутем тут не пахнет. Уходит вверх очень резко. Такое поведение похоже на неправильно выставленный стабилизатор?

Udjin
zsz:

Нет, при разном газе ничего особо не меняется, ускоряется ровно.

А должно.
Мелколеты (не в обиду) пилотажные, чувствительны к уровню газа.
На малом - не летят. На большом - их скручивает, на вертикалях, бочках и т.п.
Вы просто еще не “влетались” в модель.
Позже разберетесь.

zsz:

Стабилизатор выставлял по уровню. Он должен быть именно параллелен хорде?

На эджике - да.
А у вас в горизонте когда самолет, на сколько отклонен РВ? И куда именно отклонен?
Как ведет себя самолет на планировании без мотора?
Если его направить по 45 градусов к земле? Тенденция на затягивание в пике, или на выход из пике?

Сергей, посмотрите вот тут:
rcopen.com/blogs/9270/10498

Ну и пилотажная ветка, кладезь ответов …

zsz
Udjin:

А должно.
Мелколеты (не в обиду) пилотажные, чувствительны к уровню газа.

Хм… То есть все-таки выкос неправильный?

Вы просто еще не “влетались” в модель.
Позже разберетесь.

Может, и так, посмотрим. Возможно, поломка ни при чем, а просто модель для меня сложна. Единственно - до поломки управлялось легче, оттого и все вопросы мои.

На эджике - да.
А у вас в горизонте когда самолет, на сколько отклонен РВ? И куда именно отклонен?
Как ведет себя самолет на планировании без мотора?
Если его направить по 45 градусов к земле? Тенденция на затягивание в пике, или на выход из пике?

В горизонте РВ практически в нейтрали. Планирует почти без снижения до сваливания в пике, из пике сам не выходит, но угол сохраняется. Большая инерция при действии РВ, то есть его надо останавливать, но это, как я читал, свойственно эджикам.
При посадке при уменьшении газа не снижается, точнее снижается слишком медленно, приходится направлять к земле, а потом ловить и выравнивать, и так несколько раз.

Udjin

Да. похоже на выкос.
И, похоже на то, что выкос шибко сильно в минус.
Поставьте по нолям.

Ну и общая идея - сперва строится самолет в безмоторном полете.
И только после этого - в моторном.

zsz:

В горизонте РВ практически в нейтрали

Сколько и куда?

zsz
Udjin:

Да. похоже на выкос.
И, похоже на то, что выкос шибко сильно в минус.
Поставьте по нолям.

Вообще-то я как мог старался выставить ось двигателя параллельно оси,но, конечно, мог и промахнуться. То есть, как я понимаю, вы советуете сейчас ось немного поднять?

Сколько и куда?

Возможно, я неправильно выражаюсь. Я имел в виду, что РВ в прямом полете почти не отклонен, т.е. параллелен стабилизатору.

zsz
Udjin:

Да. похоже на выкос.
И, похоже на то, что выкос шибко сильно в минус.
Поставьте по нолям.

Спасибо за совет. Выкос увеличил на 2 градуса вверх и сместил ЦТ вперед. В горизонте теперь ровнее и стало удобно садиться. В инверте тенденция вверх уменьшилась, теперь действительно можно поддерживать.
Без мотора не сваливается, а плавно уменьшает высоту.
В общем, теперь можно уже начинать потихоньку разбираться со всем прочим и не грешить на стабилизатор.

Один только вопрос: есть ли смысл еще сильнее увеличивать выкос или 2 градуса - уже предел?

Udjin
zsz:

То есть, как я понимаю, вы советуете сейчас ось немного поднять?

Угу. Пару шайб подложите.

zsz:

выкос или 2 градуса - уже предел?

Предел тогда, когда станет не комфортно.
Пробуйте, экспериментируйте.
Успехов и мягких посадок!

zsz

Еще раз спасибо за советы, направленность действий понятна.

2 months later
Korny

Сегодня во время облета модели (примерно на 3-ей минуте) вырвало половину руля выосты (со стороны сервы). Произошло все на малой высоте и на скорости ниже средней. Модель цела. Теперь надо думать как восстановить половинку, но уже с усилением. Фото выложу по просьбе, а пока будем думать.

Нотан

Як летает и садится без половины стабилизатора.

В полете Эджик очень похож на Яка.
Я предпочитаю в прямом полете,слегка поддерживать его,т.есть при стике в нуле самик идёт вниз градусов на 5,в перевёрнутом полёте строго в горизонте или 5 гр. вверх.Мне такая настройка привычна и садиться удобно.