Первая попытка.

Htyrman

А что у вас за мотор gp или pro?
Как вообще впечатления от мотора?
По вертикалям ходит,поди анлимит,или еще не пробовали?

Мотор у меня Т.Т-25 gp, для обучения специально брал менее дорогой. Сегодня сжёг ½ литра топлива (5% метанол) и впечатления от двигателя самые положительные. Стартёра нет, а он на горячую запускается с 1-2 рывков и при этом пальцы не отбивает ( может пока новый), с цсткамами и кмд в школьные годы было по другому. Не знаю, что точно значит ваша фраза: «По вертикалям ходит,поди анлимит», но особо не разгоняя пробовал перейти в вертикальный набор, набирал метров 15 и заканчивалось это скорей поворотом на горке чем колоколом.
Налетал сегодня минут 40 и два раза чуть не разбил модель. Первый раз, когда потерял пространственное положение модели, странно, что это каждый раз происходит над одним и тем же местом, где и случилась первая авария, прямо бермудский треугольник. Второй раз когда попытался выполнить первую бочку. Я знал, что после переворота вверх колёсами, ручку надо отдать от себя, но сделал это недостаточно, и моя модель перешла практически в отвесное пикирование. В результате я сделал нечто вроде переворота (не сбрасывая газ), при этом крылья прогнулись сантиметров на 10. Последующие бочки, выполнял отдавая ручку до упора. Была и ещё одна ошибка, когда захотел оттримировать по тангажу, то первоначально начал это делать в другую, чем хотел сторону.

foxtrot
Htyrman:

Стартёра нет, а он на горячую запускается с 1-2 рывков и при этом пальцы не отбивает ( может пока новый), с цсткамами и кмд в школьные годы было по другому.

А калилки вроде ж по пальцам не бьют (ну хотя бы маленькие кубатуры). Компрессионные и бОльшенькие калилочки - еще могут задеть, если не умеючи заводить. Лично я не помню когда словил последний раз комодом. Все дело в траектории движения пальца - рывок должен идти НЕ в плоскости вращения винта (наружу), а в плоскости пересекающейся с плоскостью вращения винта в точке касания лопости перед рывком, надо еще и кистью помогать убирать палец из под удара - тогда не заденет. Плюс разумеется нужно выбрать нормальное положение винта и модели, чтобы удобней было дернуть, я иногда наклоняю модель для этого, ну и наконец разумное количество топлива в башке - можно заранее почувствовать, проворачивая винт даст оно по пальцам или нет.

два раза чуть не разбил модель. Первый раз, когда потерял пространственное положение модели

Самое опастное (после отказа аппаратуры) летное происшествие. Часто происходит из-за освещения (например, когда солнце низко над горизонтом или наоборот слепит), из-за отвлекающих ориентиров или если запустить модель над собой, а то и за себя и начать ею активно рулить на фигурах, изогнувшись назад.

Второй раз когда попытался выполнить первую бочку. Я знал, что после переворота вверх колёсами, ручку надо отдать от себя, но сделал это недостаточно, и моя модель перешла практически в отвесное пикирование.

Ну если размазывать бочку на пол неба по ходу модели - понятное дело с несимметричным профилем тянет вниз на спине. Я стал подруливать тангажом тока когда нужно подряд сделать больше 2-х бочек, а для 1-2х элероны до упора и все, главное вовремя поймать выход при активном вращении со снижением (чтоб не на спине закончить бочку).

Была и ещё одна ошибка, когда захотел оттримировать по тангажу, то первоначально начал это делать в другую, чем хотел сторону.

Надо наверное сделать FAQ по причинам летных происшествий, где резюмировать все ошибки (чтобы учиться на чужих). Была подобная байда с триммером - выбрасваю модель правой рукой и пока переношу ее на ручку - сдвигаю триммер крена до упора - модель на боку, высота 3м, еле успел выйти. Другой случай (тоже на взлете) - случайно пока переношу руку на ручку задеваю тумблер микшера, а он у меня в Ил-2 на компе компенсировал выпуск закрылков (т.е. руль высоты вниз) - тоже еле успел выйти.

Хорошо грабли не острыми оказались. Но чувствуется FAQ не повредит. Популярные грабли - забывают выдвинуть антенну.

Понравился афоризм от куда-то: опытом мы называем свои ошибки 😃

SAN:

Ну это и вовсе однорежимный вариант.
А полёт только на максимуме быстро надоест, ИМХО.
Если у вас не радиобой, конечно. 😃

Да у меня пока начальная школа - какой там радио бой! 😃

То, что однорежимный, дык камод тоже до сих пор был однорежимный - какой там нафиг газ! - его едва хватает для фигур на всех парах. ЦСТКАМ как раз нужен для привыкания к нормальным скоростям перед переходом на большой самолет с нормальным движком и газулькой. Так что долго залетываться до надоедания не предстоит. Одного боюсь - крыло можно порвать, если перебарщить со скоростью. Хотя модель и строилась под 3,5 куба, все таки ЦСТКАМ рвет как зверь.

Htyrman

Пожалуйста, подскажите. Сегодня опять упал и опять на том же месте. Кстати обратил внимание, что около этого угла поля находится какая то радиовышка метров 30 высотой и с огнями на верхушке. Но проблема в том, что падение произошло в речку (горная 30см глубины). Крыло чуть не унесло течением в море.
Модель практически не пострадала (кроме купания). В карбюратор я лил топливо и прокручивал руками, раз 40 потом завёл, дал поработать 5 минут. Нужно ли разбирать теперь двигатель. Аппаратура не пашет. Разобрал корпус приёмника(Hitec HFS-04MG) сушу феном. Надо ли разбирать сервы(HS-322HD).
P/S Фен помог, каналы управления заработали. А есть разница, как вставлять кристалл, а то как было, не посмотрел, когда вытаскивал? Вопрос по сервам остаётся открытым.

SAN

Двигатель разбирать не надо - он всю воду уже выплюнул.
Кварц полярности не имеет, вставлять всё равно как, главное аккуратно, разъём не свернуть 😃
Машинки, если купались, есть смысл разобрать.
И если есть влага полезно перед просушкой искупать электронику в спирте, обычном или изопропиловом (чего под рукой есть).

new225

Заодно посмотрите бортовой АКБ - под термоусадкой может начать процесс окисления (ржавления)… В аналогином случае пришлось термоусадку содрать, просушить и замотать изолентой…

Htyrman

Всё просушил, включая батарею. Вылетал 0,5л топлива. Аппаратура работала без замечаний. А вот двигатель на промежуточном газе как-то нехорошо тарахтит, а на малом работает неуверенно, петь начинает только на полном газу. Попробую перебрать карб и заменить свечу. Правда опасаюсь механических повреждений, после падения на коке была трещина.
Полетал же в удовольствие. Петли на моём тренере, оказалось, делать легче, чем бочки. К злополучной вышке (оказалось сотовая связь) близко не подлетал. При посадке сегодня были вначале проблемы, ветер был ровный, но больше обычного, я же пытался посадить на привычной относительно земли скорости и поскольку воздушная скорость оказалась повышенной, получился классический козёл, даже асфальт винтом зацепил. В итоге полётов, у меня появился вопрос, как правильно действовать (отлавливать модель) когда фигура не получилась и становится непонятно положение модели?

foxtrot
Htyrman:

В итоге полётов, у меня появился вопрос, как правильно действовать (отлавливать модель) когда фигура не получилась и становится непонятно положение модели?

Если имеется в виду случай, что модель далеко и трудно понять к себе или от себя она летит, то надо ее развернуть так, чтобы были видны оба крыла (т.е. с зади/с переди) и по реакции на элероны ( соответственно прямая или обратная) поймешь к тебе она направлена или от тебя. Самое главное в момент потери ориентации не дергаться, не паниковать и не пытаться как-можно скорее справится с задачей - еще больше зарулишся. Элерончиками нужно слегка подруливать пока точно не поймешь ориентацию. А вообще правильное решение - контрастно разметить крыло (на тренере верно на 200%)! Раскраска модели особенно в период обучения - не для красоты, а как раз для ориентации. Я например с верху крыла сделал продольный рисунок, а с низу - поперечный - разлечить можно даже в сумерках. Но это экстрим - при плохом освещении (например, вечером или в облачный/туманный день) вероятность потерять ориентацию - 200%. Не следует летать против солнца, даже если оно закрыто тучами - раскраска так почти не действует! Ну и понятное дело ничего не крутить на большом удалении, коли ориентацию удержать сложно - это хулиганство, а не хобби и тем более не спорт. Дисциплина в воздухе на первом месте!

Не менее стремно если ориентация теряется очень близко да еще на малой высоте (метра 3-5) - например над собой или даже за собой - когда прогибаешься и рулишь задрав голову назад (например, такое может случится на выходе из петли, на обратной петле, если еще к тому же накосячить элеронами). Модель несется очень быстро относительно наблюдателя и если его извилины начинают переплетаться - действуют тока рефлексы. Лучше не допускать совсем таких ситуаций - как на машине прогнозировать все косяки за несколько десятков метров и избегать их.

SAN

как правильно действовать (отлавливать модель) когда фигура не получилась и становится непонятно положение модели?

В первую очередь - иметь запас высоты на размышления
Басурмане так и пишут: высота одной ошибки, высота на две ошибки. 😃
Дать небольшой крен и посмотреть на реакцию модели - станет ясно к вам летит или от вас.
Красить модель в контрастные цвета и резко отличающаяся окраска сверху и снизу (продольные и поперечные полосы на крыле), хорошо помогает (особенно в пасмурную погоду и туман) наклейки снизу на крыле из флюоресцентного Оракала.
Колёса можно сверхлёгкой серии побольше диаметром, чтоб виднее было перевернут самолёт или нет.

Д_Заточник

Учиться не отпускать модель от себя дальше, чем это необходимо. Перед полетами наметить себе ориентиры на земле, дальше которых стараться не залетать.
На первых порах не пилот ведет модель, а она его. Как можно скорее (и безопаснее) пройти эту ситуацию. Научить самолет слушаться пилота. Круги по и против часовой стрелки на одной высоте, с красивыми виражами, горизонтальные восьмерки и пр. помогут !
Летать на большой высоте, конечно не на такой, где модель воспринимается как точка, а на такой, что даже зарулившись есть шанс исправить положение.
Отрегулировать мотор, может быть прочитать инструкцию и немного покрутить винт ХХ или разжаться. У 25 Тайгеров есть такая проблемка, они очень чувствительны к температуре именно по этому параметру. Мотор, прекрасно газующийся летом, ну никак не хочет газоваться весной или осенью.
Сознательно допускать “аварийные” ситуации и выводить из них самолет, отрабатывать до спинномозговых рефлексов. Типа идем на себя, даем сильный левый (правый) крен и тут же его исправляем. Впоследствии избавит от дров. Я чаще всего падал именно в полете на себя, когда самолет опускал нос и одновременно валился в крен.
Учиться держать самолет на малой (около метра) высоте на малом газу. Здесь надо иметь в виду, что у земли порывы ветра чаще и сильнее, чем наверху. В любой момент быть готовым плавно парировать возникающие отклонения от заданного курса.
План полетов, после полетов анализ летного дня. Желательно иметь напарника/приятеля. Как правило, ему виднее все ошибки и он даже не имея опыта, может подсказать, куда летит модель. Просто в этот момент у него элементарно глаза не слезятся от ветра 😃
Ну а про остальное уже говорили.

КНХ

По поводу вышек сотовой связи.
На “нашем” поле, на нашем, можно сказать, исконном модельном аэродроме, где мы летаем не один год, эти, даже слово не находится как обозвать, МЕГАФОН одним словом, поставили вышку, отобрав лучшую половину поля. А так как больше летать нам негде, привязаны к бетонной площадке, то приходится летать в непосредственной близости от вышки. Но, как ни странно, никаких помех, а уже год почти прошёл, замечено не было. Только два, не очень, скажем так, продвинутых пилота умудрились раздолбать свои самолёты вдрызг, естественно, задев за растяжки. Хотя непосредственно перед столкновением их предупреждали.

amb2000

Кстати лимонный (не путать с жолтым) цвет присутствующий в раскраске модели - наиболее заметен, воспиимчев и не раздражителен. Если сделаете переднюю кромку лимонной шириной полосы не менее 60мм - снимете часть проблем с определением положения модели.

SAN

Я использую Флюоресцентный Оракал жёлто-зеленоватого цвета.
Можно его и лимонным назвать. 😇
Очень хорошо видно. 😃

Htyrman

Коллеги спасибо за советы, особенно Д.Заточнику, обязательно испробую его метод.
Сегодня попробовал нечто подобное. Делал вертикаль до нулевой скорости, убирал газ и потом отлавливал модель, когда она начинала сыпаться, несколько раз модель
приходила в горизонт вверх колесами, когда я был уверен в обратном, и дело заканчивалось невольным выполнением переворота с выходом на малой высоте (метров 7) и адреналином. Перекрашивать пока не буду (во всяком случае, до аварии), но в тёмно синие тона покрасил зря. На фоне неба ничего, а вот на фоне зазеленевших сопок видно плоховато, особенно вечером. В будущем буду делать раскраску, как советовали.
Двигатель перебрал, свечу заменил, винт хх согласно инструкции. Запускается хорошо, на максимал выходит без провалов, на малом газе в полёте вроде опять «шелестит», но от хриплого звука на промежуточном газе избавится, не удалось. А температура сегодня была +20. Летаю я в Агое, это для Китта.

SAN

Перекрашивать пока не буду

Дело, конечно, хозяйское.
У нас один товарищ в такой ситуации просто взял аэрозольный баллончик и напылил на нижней стороне крыла два ярких контрастных пятна.

несколько раз модель приходила в горизонт вверх колесами, когда я был уверен в обратном, и дело заканчивалось невольным выполнением переворота с выходом на малой высоте (метров 7) и адреналином.

Вот тут и нужен запас высоты на вторую ошибку. 😉

amb2000
Htyrman:

А температура сегодня была +20. Летаю я в Агое

А вот это самое главное в Вашей модели! 😋

Htyrman

А температура сегодня была +20. Летаю я в Агое

А вот это самое главное в Вашей модели! 😋

Про температуру это я что бы были понятны условия работы двигателя
А вот раскраска нижней части крыла.

14 days later
Htyrman

Коллеги с праздником светлого воскресенья! Сегодня полетать решил по всем правилам НПП,ИПП,ИШР и КБП. Жена даже окропила фюзеляж святой водой. Но поскольку оной на крыло не попало(да простят меня атеиста)… На 4мин. полёта в злополучном ракурсе модель опять закувыркалась. Отловил я ее, когда с углом 245градусова она неслась к земле на Н=5м. Благо хватило навыков не продолжать петлю, а отдать РУС от себя. Модель грохнулась на «неокроплённое» крыло, снесла иглу жиклёра вместе с её корпусом, протёрла плёнку над всеми нервюрами и на половину протёрла антенну расположенную по верх киля и конечно минус винт. Корпус иглы я вкрутил, используя вместо толстой прокладки целофан. Крыло не трогал, поскольку не взял скотч. Отлетал благополучно ещё 30мин. И понял, откуда часть моих бед. Хулигански (с рваным крылом) разогнал модель на Рmax. над собой (хотел удивить зрителей) и начал вираж. У модели прогнулось крыло, она вошла в нисходящую спираль с креном 30гр. Из крена удалось вывести только после снижения Vвозд когда крыло вернулось к исходной геометрии (а ведь Сергеич предупреждал). Решил к этой модели построить кры www.rcmaster.ru/club/articles/rc-plane/…/06.jpg Сайт. Ещё раз с праздником ,а братьям мусульманам просто привет.

foxtrot

Вах! КАкая мэстност!!! Вах… Мне бы такой! Завыдую вам бэз мэры! В такой мэстности низя лытать плохо! 😃

SAN

Решил к этой модели построить кры

Делал я по этому чертежу крыло. Да-авно, но до сих пор летает.
Прошло неск. модернизаций.
С элеронами “как есть” модель была ну о-очень неповоротливая.
После какой-то небольшой поломки крыло было кардинально переделано.
Элероны были расширены вдвое и стали закрылками, а на скосах консолей поставлены элероны. На фото это крыло пару лет назад.
Сейчас РМ управлявшая обоими закрылками заменена на две - каждому закрылку своя, благо аппаратура стала позволять. При желании закрылки микшируются с элеронами. При опущенных закрылках может висеть на месте при ветре около 5 м/с.

P_33
Htyrman:

…на малом газе в полёте вроде опять «шелестит», но от хриплого звука на промежуточном газе избавится, не удалось.

На тт gp15 похожие звуки, шатун или грузило в баке.