multiplex tucan

Aksel81

После некоторых раздумий решил не городить огород и оставить конструкцию крыла без изменений.
Фонарь кабины был вырезан и при помощи изоленты черного цвета приклеен к самой кабине. Кабину пилота заранее покрасил акриловой краской черного цвета и наклеил декали имитирующие кресло пилотов и приборные панели. Фигурок пилотов подходящего размера в наличии, увы, нет.
Однако на следующий день осмотрев кабину с фонарём - увидел, что изолента местами отошла. Оклейку делал при комнатной температуре, а хранилась модель в прохладном месте, вот и результат.
Пришлось удалить изоленту (клеевой след местами до сих пор удаляю) и приклеить фонарь клеем (применил “UHUpor”). Оклейка из изоленты на фонаре смотрелась очень здорово, но увы, из-за разницы температур и из-за качества самой ленты не прижилась она у меня на фонаре.

Итак, модель собрана и я перешёл к установке сервомашинок и силовой установки.
По кругу установил четыре Hitec HS-81 Micro Servo 2.6kg/16g/0.11sec
На переднюю стойку посерьезнее привод - Hitec HS-82MG Micro Metal Gear Servo 2.8kg/19g/0.12sec

Однако позже, при настройке расходов рулевых поверхностей было обнаружено, что сервопривод РН проскакивает и его клинит при работе.
Разобрал, осмотрел - так и есть - на пластиковой шестерне срезан зуб. Запасной сервомашинки в наличии не было, пришлось разбирать на органы свой старенький PIPER J-3. У него все равно крепление моторамы и вал на замену, да и на покой ему уже пора…
В итоге для работы РН была установлена D-MG16 Digital Metal Gear 2.9kg/.08sec/18.8g

СУ к данной модели мне помог подобрать старший товарищ, были заказаны и установлены на TUCAN:

Винт будет стоять PC Style Propeller 11x5.5

Моторама в комплекте шла со стандартными отверстиями для крепления электромотора. А на самом электромоторе отверстия для крепления расположены иначе - два по большому кругу и два по малому. В итоге пришлось сверлить подходящие отверстия, но из-за кривизны рук не совсем получилось, в итоге на фото вы видите результат. Спрячу это непотребство за винтом и коком.

Но на этом мои злоключения не закончились - в комплекте цанга шла для вала диаметром 5 мм., а на установленном мной электромоторе вал - 4 мм., В наличии цанги меньшего диаметра у меня нет. Здесь мне помог мой соратник Вадим, у которого оказалась в загашнике лишняя, иначе мне пришлось бы ждать бандероль и отложить облет модели минимум на месяц.

Вот, пожалуй, и всё. Осталось оклеить модель фабричными декалями, настроить перед полётом и, собственно, облетать.

ADF

Винты можно разные пробовать, нет смысла на одном зацикливаться.

Почему сервы 81-ые? Больше такие не берите, берите 85-ые. 😉

Aksel81

Только что вернулся домой довольный и расстроенный.
Расстроенный потому, что разбил свой PIPER J-3. Воткнул его в ВПП, выбило крепления моторамы и аккумулятором по шву разорвало капот.

Но зато TUCAN вернулся в “ангар” целый!
Облёт наконец состоялся! Большое спасибо за помощь в подборе СУ Владимиру Денисову (vlad_den) и моему наставнику Сергею Рогачеву (Vertolet4ik), державшему руку на пульсе с самого начала.

Модель при взлете немного тянуло влево. Так же при моторном полёте модель пыталась “задрать” капот вверх. В полёте оттриммировал немного, отлетал пару АКБ “блинчиком”, поведением модели в воздухе остался доволен. Производитель не соврал - послушная и легко управляется. Хороший тренер - низкоплан.
Предварительный диагноз уже поставлен - попробую немного увеличить выкос мотора.
Если погода завтра позволит - продолжу испытания.

Тяги установленной на модели СУ хватает с запасом, в качестве топлива использую:
Turnigy 3000mAh 3S 40C Lipo Pack и Turnigy nano-tech 3300mah 3S 40~80C Lipo Pack

bibica

не сочтите за труд посмотрите выкос двигателя по деталировке - мне показалось что выкос идет влево ?

Aksel81
bibica:

не сочтите за труд посмотрите выкос двигателя по деталировке - мне показалось что выкос идет влево ?

Нет-нет, выкос на данной модели как и положено вправо, но видать его было недостаточно.
Увеличил наклон электродвигателя вправо и вниз. Но проверить предположение на практике сегодня не удалось.

4 months later
Aksel81

Незаметно пролетело лето… Как-то так получилось, что TUCAN провисел на стене все это время и только в минувшие выходные дошли руки до него.
Наконец-то окончательно облетал и настроил его. Заодно вылечил “детские болезни” - при первых двух посадках отвалились шасси - тут же в полевых условиях устранил поломку четырехминутным клеем, и пока клей застывал - передние кромки крыла и стабилизатора проклеил прозрачным скотчем, ибо сухой травой сечет пенопласт, что портит внешний вид модели.

Что могу сказать - отличный тренер-низкоплан. Послушный и предсказуемый. Главное не лихачить и не отвлекаться во время полёта, особенно если опыта не достаточно. После высокоплана, как вторая модель, самое то. Фигуры пилотажа выполнять одно удовольствие, и смотрится модель - что в воздухе, что на земле - отлично.

Моделью очень доволен, получаю огромное удовольствие от полётов. Не хватает убирающихся шасси, закрылок или тормозных щитков, ибо посадочная скорость высокая и модели не хватает иной раз ВПП для остановки. На этот счет есть некоторые мысли, как реализую их - поделюсь в данной теме.

2 months later
Жужа
Aksel81:

получаю огромное удовольствие от полётов. Не хватает убирающихся шасси, закрылок или тормозных щитков, ибо посадочная скорость высокая и модели не хватает иной раз ВПП для остановки. На этот счет есть некоторые мысли, как реализую их - поделюсь в данной теме.

Рассказывай, чего как;) Вот ОЧЕНЬ думаю сей самоль прикупить с намёком на FPV полёты. В наличии двиг 3548, рег пуш 60, акки 4S . А здесь полторы страницы про щитки-закрылки.
Ни в одном посту(е) нет фактического веса после сборки, и тяги, самых нужных и важных показателей. С цифрами производителя попадаете? (1850)
Что скажете, коллеги, акромя гуаностоек?😁

Если куплю, тему в паркфлаеры перенесём, такому самолёту здесь не место

6 months later
Aksel81

Не прошло и года с момента крайнего полета моего “ТУКАНА”. 😉 Извините, за столь долгое молчание.
Однако, на Чукотку пришла, наконец, весна (буквально пару недель назад) и уже совсем скоро просохнет ВПП. Так что я с удовольствием постараюсь восполнить все пробелы, ну и добавлю новых фотографий в тему.

sedon

Будем ждать с нетерпением…и естественно с интересом))

Aksel81
sedon:

Будем ждать с нетерпением…и естественно с интересом))

Спасибо за интерес к теме, Александр. У Вас есть в авиапарке сия модель, правда воплощена она из бальзы, размах и вес модели более взрослый. У Вас СУ электрическая или ДВС? Сколько каналов задействовано для управления, как гасите посадочную скорость?

Жужа:

Рассказывай, чего как;) Вот ОЧЕНЬ думаю сей самоль прикупить с намёком на FPV полёты. В наличии двиг 3548, рег пуш 60, акки 4S . А здесь полторы страницы про щитки-закрылки.
Ни в одном посту(е) нет фактического веса после сборки, и тяги, самых нужных и важных показателей. С цифрами производителя попадаете? (1850)
Что скажете, коллеги, акромя гуаностоек?😁

Кроме стоек, которые иногда вырываются из крыла (один раз пока было), более проблем не выявлено. Может по причине малого налёта на данной модели? Этим летом постараюсь максимально эксплуатировать модель, может что-то еще вылезет.

Если сажать аккуратно, то стойки вполне себе справляются со своим предназначением. Основные претензии к неопытности пилота и площадке для полетов. Есть желание поставить убирающиеся шасси, ибо во время полета торчащие штатные режут глаз.

Винт ломал один раз, опять же из-за моей ошибки - поленился убрать из зоны полетов футбольные ворота и во время прохода на небольшой высоте рулевая стойка задела эти самые ворота. Модель, нужно сказать, с честью выдержала этот удар. Не смотря на то, что после удара “ТУКАН” выполнил фигуру “колесо”, фюзеляж, крыло и хвостовая часть повреждений не получила. В минус ушел винт и вырвало рулевую стойку. Дома аккуратно вырезал из фюзеляжа пенопласт месте крепления стойки, восстановил поврежденный сектор, после чего вернул прежний вид модели при помощи клея “Титан”. После ремонта вылетов не было.

Сегодня провел некоторые замеры при помощи электронных весов.
Полетный вес составил 1 740 грамм.
Тяга равна ~ 1 900 граммам.

Полагаю, если использовать регулятор помощнее, винт большего диаметра и батарею 4S тяга будет больше.

Ранее я сетовал, что размеров стадиона, где мы летаем, не хватает, и посадочная скорость у “ТУКАНа” слишком высокая, вследствие чего частенько модель выкатывается за пределы поля в ощитинившиеся колючими ветками кусты. Проблему попробую решить используя элероны в качестве закрылков. Аппаратура позволяет, посему необходимые настройки уже выполнены, замиксовал элероны с рулем высоты. Эффективность проверять буду на практике, как позволит погода - третий день идет дождь 😦 .

Прошу владельцев этой замечательной модели делится своим опытом эксплуатации, фотографиями с полетов, мыслями по поводу улучшения и модернизации.

sedon
Aksel81:

Спасибо за интерес к теме, Александр. У Вас есть в авиапарке сия модель, правда воплощена она из бальзы, размах и вес модели более взрослый. У Вас СУ электрическая или ДВС? Сколько каналов задействовано для управления, как гасите посадочную скорость?

Уже модели этой нет,достаточно долгое время!Здесь на форуме продал…Мне она показалась слишком тяжёлая в управлении.Может это всё таки для меня,дабы не мой уровень…можно сказать новичёк(пилот выходного дня).
На крыльях только элероны были и всё,щитков производителем не предусмотренно…Моделька была заточена под ДВС-ку Ослика 46-го…Шасська не убираемая…Задействованно была 4 канала(газ,элероны,рн,рв)…

Aksel81

Ура! Не смотря на выкрутасы погоды (дождь с утра шел, а в течении дня ветер порывистый) я сегодня открыл сезон!
На поле брал две модели:

Ветер порывистый, от трех до пяти метров в секунду, летать не очень комфортно. Особенно потому, что когда ты взлетаешь - ветер южный, а при посадке - северо-восточный, и если бы не привычка не высаживать аккумулятор до сухого остатка - модель бы не дожила до конца полетного дня. Нужно обзавестись “колдуном”.

Снимать модель в воздухе было нечем и некому, посему фото только со взлетки.

Пытался гасить посадочную скорость, переводя элероны в режим закрылков после касания моделью земли. На мой взгляд, из этой затеи ничего не вышло, заметного падения скорости я не заметил.

sedon

Ну что я могу сказать))…Поздравляю с открытием сезона и удачного полёта…
А вот насчёт перевода элеронов в режим закрылков,моё мнение-затея опасная,тем более во время полёта…не дай бог изменится горизонт полёта модели и быстро крен не исправишь…
Или Вы непосредственно при касании ВПП включали режим ?потому что подруливать то надо,при заходе на посадку…
А так класс смотрится…)

Aksel81

Спасибо, Александр.

Элероны в режим закрылков перевожу, когда модель уже по ВПП бежит. Если это случится в полете или при посадке - даже представить боюсь, чем все закончится для модели.

sedon
Aksel81:

полете или при посадке - даже представить боюсь, чем это закончится для модели.

Во-во и я про это))…а так моделька классная,а вот у меня тяжелее и скоростнее была…страшно))))

Aksel81
sedon:

Во-во и я про это))…а так моделька классная,а вот у меня тяжелее и скоростнее была…страшно))))

В воздухе особенно хорошо смотрится! Жаль у меня не четыре руки, чтобы запечатлеть полеты.

SUPER_mONSTER
Aksel81:

Спасибо, Александр.

Элероны в режим закрылков перевожу, когда модель уже по ВПП бежит. Если это случится в полете или при посадке - даже представить боюсь, чем все закончится для модели.

Во-первых закрылки нужны что бы гасить скорость В ПОЛЕТЕ. Я обычно как только выхожу на глиссаду то сразу их включаю. А на земле толку от них 0, даже хуже если вы сели с высокой скоростью то модель может опять “подлететь”.
А во-вторых это о поведении модели. После настройки их отклонения на земле, в полете проверять их надо на достаточной высоте, что бы среагировать в случае неожиданной ситуации. Ну и порулить элеронами, почувствовать поведение модели.
НО, в порывистый ветер приземляться лучше без них, потому что порывом ветра дунет под крыло и перевернет модель. При выпущеных закрылках элероны значительно меньше отклоняются, и этого угла не хватить для своевременного предотвращения переворота.

12 days later
Aksel81

Идеальная погода испорчена крушением TUCAN’a. Даже одного аккумулятора отлетать не удалось.
После отрыва от ВПП не понравился звук, издаваемый электромотором. Посадил модель, осмотр показал люфт вала вперед-назад. Устранил. После ремонта на этой же батарее решил облетать модель. Увлекся и забыл о времени. Уж очень красиво модель в воздухе смотрится, проходы, петли, бочки…
Отпустил модель достаточно далеко, делал разворот над леском на 180°для возврата на ВПП и как будто модели стало не хватать тяги. Попытался добавить оборотов, чтобы дотянуть до стадиона, начал набирать высоту и тут модель стала неспешно падать. Расстояние было очень большое, около двухсот метров, может больше, я не видел, слушалась ли модель рулей. Когда понял, что TUCAN падает, сбросил обороты и побежал в сторону падения.
Спустя сорок минут лихорадочного поиска услышал жужжание сервоприводов (передатчик не отключал и время от времени “работал” элеронами). Место сложное для поиска - лес, болотистая почва, ручьи, кусты и высокая трава. Но повезло и модель была найдена. Пока искал, уже мысленно попрощался с TUCAN’oм. Правая консоль сломана, оторвало руль направления.

Грешу на разряд аккумулятора, после того как модель была найдена - сделал замер - оставалось по 3,7 v. на “банку”. Просадка или банальный разряд? На 90% уверен в разряде.
Так же есть мысль, что была потеря сигнала, ибо у коллеги на стадионе две модели два приемника потеряли связь с аппаратурой. Одна работа, вторая так и не взлетела. Но в моем случае причиной падения, вероятнее всего, был разряд аккумулятора.
После восстановления модели буду проверять свои догадки.

День был испорчен окончательно падением высокоплана multiplex Fun Cub 😦

peter1234

Виктор привет! Реально не пруха…

Юзаю вот такие полезные в хозяйстве вещи:
Колдун, индикатор разряда, пищалка-поисковик

Фотографии в альбоме «Полеты на Лысой горе, Битцевский лесопарк, Москва», автор naftahimpeter на Яндекс.Фотках

стараюсь не забывать включать таймер, на всех самиках визитки с телефоном

Aksel81

Про визитки хорошо придумано, нужно будет оснастить.
А вот с пищалками у меня как-то не сложилось. Стоит дать как следует газу - начинает пищать и на нервы действовать. На свежезаряженной батарее при нагрузке пищит. Выставляю таймер на аппаратуре на 7 минут и после сигнала иду на посадку.
Может я что-то не так делаю?

peter1234

Да всё так! Только лично мне больше климатит ставить таймер на 4 или 5 минут в зависимости от модели и делать два вылета на акке. Тукан отличный самолёт, 7 минут на 2200 для него явно мало. Нынешняя пищалка (предыдущую посеял при крайней моркови кабика, просто не обратил внимания, заметил отсутствие, когда аппарат на старт принёс, а сходил - не нашёл) и настоящая орать начинают, если одна банка просела ниже типа 3,5. Возьми самик в левую руку, подними и дай полный газ, заорёт и переключится на красный свет одна банка - похоже она просто нехорошая.

А потом тот же самый эксперимент с другим акком. Заорет та же банка - значит пищалка глючит. Я бы так сделал.