Первый полет. Нужны советы.

Dr_R

Всем привет. Настоящего живого моделиста в контактах нет, поэтому помогайте 😃.
На днях впервые в жизни поднял собираемый вечерами GWS Slow Stick 😆. До этого - только немного симулятора. Адреналина тьма, спина влажная, руки дрожат 😁. Несколько подлетов получилось. Все примерно такие как на видео внизу. Как горки эти увидел - сразу понял, что мягкой посадки сегодня не будет 😒. Очередная встреча с препятсвием закончилась потерей винта, запасного с собой не было 😕. Других повреждений нет, на удивление.
Никак не получалось вывести в горизонтальный полет: полный газ - значительно на кабрирование, активный набор высоты (мотор чуть мощнее, чем по спецификации), сброс газа - сразу в пикирование. Центровка, вроде бы, в рекомендуемых пределах.
На элероны реагирует слабо, машинки стоят с убитой комнатной вертушки, маленькие, видимо не хватает расхода/мощности. На рудер и руль высоты поставил расходы по экспоненте по опыту полетов в Ил-2 😎, там с экспонентами гораздо послушнее самолет на мелких подруливаниях, видимо зря 😃. Компенсацию кабрирования от тяги рулем высоты не настраивал, хотел посмотреть на “чистое” поведение в воздухе. В поле менять настройки аппы дрожащими пальцами не стал, долетал как есть. Сейчас задним мозгом понимаю, что надо было делать микшер с любыми значениями и вешать на тумблер его, было бы хоть от чего отталкиваться дальше.

Выводы:

  1. Убрать экспоненты с рулей.
  2. Добавить микшер газа + руль высоты на пикирование.
  3. Поменять машинки элеронов, увеличить расходы.

Вопросы:

  1. Правильность выводов? 😃
  2. Что делать с центровкой? Менять или оставить пока как есть и тестить без экспонент?
  3. Примерные настройки микшера газ/руль высоты для такого типа моделей. Понятно, что индивидуально все, какой порядок значений, примерно?

PS. Читал мнения, что регуляторы дохнут при падении в снег. Боялся. Результат виден. Несколько падений мордой в снег - все компоненты живы. Рег. на 30А. в штатной термоусадке.

Спасибо.

HDDR

Выводы:

  1. Можно и убрать экспоненту, если на симуляторе уже научился не дергать стики в крайние положения.
  2. Зачем? Лучше разберись с центровкой, по видео она запредельно задняя.
  3. Увеличивать расходы зачем? Это не пилотажка.
николай-69
Dr_R:
  1. Убрать экспоненты с рулей.

В корне не правильно,на каких расходах летаете?

Dr_R:

Что делать с центровкой? Менять или оставить пока как есть

На первые полеты,я б поставил чуть переднюю,отталкиваться от мануала на самик.

Dr_R:

тестить без экспонент?

Dr_R:

спина влажная, руки дрожат

С нормальной экспонентой,у вас не будет резкого дергания и рыскания самолета по тангажу, м момент посадки, т.к скорость падает, увеличивается шанс сваливания.

HDDR
Dr_R:

Примерные настройки микшера газ/руль высоты

Подбирается опытным путем если это действительно нужно. Я ставил такой микшер чтобы подниматься повыше а РВ не трогать. Просто из-за лени. Не думаю что на этой модели ты захочешь подниматься высоко.

Сначала центровка, потом триммирование. А потом может и микшер не понадобится. наоборот, желательно половинные расходы, а не увеличивать их.

Dr_R

Ок, спасибо. Понял. Смещаю центровку вперед, экспоненты оставляю, уменьшаю расходы. Расходы сейчас максимально возможные (80% хода серв), поэтому и надеялся на экспоненты. Но видимой реакции на рули при небольшом отклонении стиков не наблюдал (из за неправильной центровки?), тянешь дальше - резкое изменение тангажа. До триммирования дело не дошло, т.к. руками не мог удержать горизонталь.

HDDR
Dr_R:

Но видимой реакции на рули при небольшом отклонении стиков не наблюдал (из за неправильной центровки?), тянешь дальше - резкое изменение тангажа.

вообще за и против экспонент сломано немало копий. я привык к экспонентам, другие наоборот.
попробуй убрать экспоненты, тогда поверхности будут отклоняться пропорционально положению стика, но расходы обязательно уменьши. Потом привыкнешь к модели и сделаешь легкое триммирование.

Dr_R:

Компенсацию кабрирования от тяги рулем высоты не настраивал, хотел посмотреть на “чистое” поведение в воздухе.

Выкос мотора там регулируется? Значение по-умолчанию вниз-вправо на 3-4 градуса.

Andry_M
Dr_R:

Очередная встреча с препятсвием закончилась потерей винта, запасного с собой не было

Первые полеты должны строиться по такому принцыпу: как можно быстрей набрать большую высоту. затем пытаться оттриммировать самолет для горизонтального полета. Только посте получения удобоваримого результата продолжить полет с меньшей скоростью и ниже…

Dr_R:

не получалось вывести в горизонтальный полет: полный газ - значительно на кабрирование, активный набор высоты (мотор чуть мощнее, чем по спецификации),

Методы устранения (в домашних условиях!!!)

  • Полностью!!! собрать самолет.
  • Проверить и сверить с мануалом где находится центровка. Нехрен гадать!!! Есть место, указанное в бумаге!!! Если не там, двигать батарею до получения результата. Если батарея в самом носу, результата нет - на нос приматываем грузик нужной массы…
  • Уменьшить оклонение рулей!!!
    Отклонение по РВ не больше 10 градусов!!!
    Элероны д о 15 град.
  • В пультте (если есть) установить экспаненту -50 -70 На первые полеты хватит.
  • Переделать крепление мотора. Чуток закосить его вниз. Примерно на 4-5 градусов.
    Все! Вспоминаете п1 и в полет!
Dr_R:

Убрать экспоненты с рулей.

См. выше!

Dr_R:

Добавить микшер газа + руль высоты на пикирование.

Рано!

Dr_R:

Поменять машинки элеронов, увеличить расходы.

Ни в коем случАе!!!

Dr_R:

Читал мнения, что регуляторы дохнут при падении в снег

Факт. Поосторожней нафиг! Если вдруг задергается мотор - сразу отключайте батарею и больше не включать!!! Домой. Положить на сутки на батарею. Есть шансы что высохнет и заработает…

Дополнение: экспо в разных пультах могут иметь разный уровень и направление. Например в футабах - ставятся + экспо с меньшими значениями. В китайских с минусом и побольше…

Dr_R

Всем спасибо. Очень полезно. Все понял, буду делать.

FRUKT

Я бы первым делом проверил:
-выкос двигателя(судя по видео выкоса вниз и вправо нет),
-угол установки крыльев и стабилизатора(судя по видео стабилизатор установлен с отрицательным углом атаки)
-центровку(предположу, что она как раз передняя при выкосе мотора вверх и неправильном угле установки стабилизатора).

Moonlight_Dreamer
Dr_R:

Настоящего живого моделиста в контактах нет, поэтому помогайте

Как так? Что уже никого…?
Да их целая туча, сам иногда там тусю… uralrc.com тут и явки, и пароли, и координаты полян и клуба…
Вот ролик с крайнего фестиваля:

На 2.49 - 3.05 это я с зелёным самолётом…

Dr_R:

Читал мнения, что регуляторы дохнут при падении в снег. Боялся. Результат виден. Несколько падений мордой в снег - все компоненты живы. Рег. на 30А. в штатной термоусадке.

Просто повезло, не более чем… если б не повезло, то вы бы согласились с бытующим мнением…

B0risovich
FRUKT:

Я бы первым делом проверил:
-выкос двигателя(судя по видео выкоса вниз и вправо нет),

Подтверждаю. Мой первый самолёт так-же вёл себя. После установки выкоса полетел, как по рельсам.

eNick

Вам не хватает практики - учитесь на симуляторе держать высоту и избавляться от “горок”. Следите чтобы был запас высоты.
Рулите только элеронами и элеватором. Газ постоянный примерно 50-70%. В полёте газ и руддер не трогайте. Одинаково на симуляторе и в реальности.
На аппаратуре - уберите все микшеры и оставьте экспоненту не более 30% вплоть до нуля.

ADF

Центровка - это первое и важнейшее понятие при настройке авиамодели! 😉 Даже пионэры в кружках это знают, без правильной центровки самолет запускать просто нельзя.

Ну а другие вещи… Остальные пункты не так критичны и строго по вкусу, можно оставить как есть. Но только после исправления центровки!

Moonlight_Dreamer
eNick:

Рулите только элеронами и элеватором.

Совет очень вредный. Рулить надо всеми рулями с первых же полётов в симуляторе, а также не забывать про ручку газа. А то потом начнётся новый виток обучения с неожиданно появившимися рулевыми поверхностям.
Самолёт для обучения нужен симметричный: профиль, двиг - крыло на одной оси, дабы при даче/сбросе газа не возникало паразитных кабрирующих и пикирующих моментов.

ADF:

Центровка - это первое и важнейшее понятие при настройке авиамодели!

По первости вполне достаточно на пальцах…

Dr_R

Выкоса нет. Знаю, что нужен, но в инструкции не было ничего про это - решил не отходить от документации. Сделаю.
Стабилизатор плоский - крепиться плашмя к квадратной раме, отрицательный угол - только если потоком его изгибает.
Практики нет совсем - первый полет. В симуляторе ровный круг с посадкой конвеером на разных типах получается без проблем, даже с умеренным боковым ветром )). Как обычно - реальность немного отличается от симуляции 😉.
Центровка - по документации 95-105мм. от ведущей кромки крыла - у меня около 100мм. А разворот самолета носом вниз при потере скорости на горке (есть на видео) - не говорит о передней центровке?
Есть смысл залить регулятор силиконом, чтобы хоть как-то обезопасить? Охлаждение сохраниться.

Andry_M
Dr_R:

Центровка - по документации 95-105мм. от ведущей кромки крыла - у меня около 100мм

Один пункт выполнен. Дело за остальными…

Dr_R:

разворот самолета носом вниз при потере скорости на горке (есть на видео) - не говорит о передней центровке?

Скорее говорит о сваливании.

Dr_R:

Есть смысл залить регулятор силиконом, чтобы хоть как-то обезопасить?

Вода пройдет между силиконом… Будет дольше сохнуть (на батарее)…

Огласите параметры мотора. Интересует КВ. И какой стоит винт.

Dr_R

Сваливание то оно понятно, поправьте, если ошибаюсь. При задней центровке тенденция к плоскому штопору, при передней - нос вниз и набор скорости. Не так?
Мотор 2213 от Pilotage, 924об/В. Винт. 9х4,7. Неужто никак если не полностью, то хотя бы частично не защитить регулятор? Может wd-40 обливать регулярно - он, вроде как, вытесняет воду? Уж очень ненадежная система выходит иначе…

Andry_M
Dr_R:

Не так?

Не так… 😦

По этому мотору - к выкосу вниз треба добавить выкос вправо. Для начала 2-3 градуса.

ADF
Dr_R:

…поправьте, если ошибаюсь. При задней центровке тенденция к плоскому штопору, при пе…

При задней центровке - тенденция к плохо управляемому полету! Обратите внимание, как вашу модель по тангажу колбасит при каждой попытке управления - вот это прямое следствие задней центровки.

Штопоры на моделях просто так не возникают в силу малой нагрузки и дикой тяговооруженности и потому не опасны. Чтобы модель в штопр вошла - надо специально её в этот режим вводить, а потом удерживать.

то хотя бы частично не защитить регулятор?

Если еще не сгорел, спереди и сзади “титаном” залить, где дыра в термоусадке, и дать высохнуть (2-3 суток). Можно еще скотчем места вывода проводов замотать, главное со стороны этикетки не заматывать - в этом месте регулятор выделяет тепло и охлаждается потоком воздуха.
От случайных попаданий в снег эти меры спасают.

Andry_M
Dr_R:

wd-40 … он, вроде как, вытесняет воду? Уж очень ненадежная система выходит иначе…

Состав сей жижи читали? 😁

По надежности - все прячут регуляторы в недра самолетки. Проблемы бывают редко… Толстый намек на конструкцию Вашей самолетки… 😒

В качестве выхода - мотануть жестким целлофаном. Шоб выводы в такой кокон лезли только с одной стороны - снизу и сзади (по полету). Зимой пара слоев пленки обеспечит нужное охлаждение… Проверено… 😃

Dr_R

Титан - хорошая идея, спасибо. Про центровку и управляемость тоже ясно все, спасибо. Не спорю же, спрашиваю. Аэрокобра вспомнилась просто, у которой мотор в попе. Та, говорят, легко сваливалась в плоский штопор при потере скорости, в отличии от собратьев, которым просто “ручку от себя”. Про отношение моделей к штопору тоже понятно, спасибо.
Про внутрь конструкции хорошо, конечно, и правильно, наверное, но все-равно как-то сопливо. Корпус же скорлупочный, обычно. Грохнется по любым причинам далеко и глубоко, пока доберешься, а там лужа… А там электроники не на одну сотню евро может быть. Для регионов, где вода не всегда жидкая всю электронику, мне видится, нужно защищать. +вес? Да пофиг, учитывать заранее. Иначе - где же та воспетая авиационная надежность. Опыт, скажете, проблемы бывают редко - ваша правда, но все же, на мой неопытный взгляд лучше перебдеть. Видится мне, что буржуинам поменять сгоревший компонент проблем нет, а у нас - стоимость компонента + доставка + время… Жабка поквакивает иногда )))
Самолетка пока какая есть. Понятно, что кузнечик, зато обслуживать просто и стоит не дорого. Вот полетит - буду думать о чем то более основательном.

ADF
Dr_R:

Аэрокобра вспомнилась просто, у которой мотор в попе.

То, что у самолета какой-либо агрегат в хвосте - не означает, что у него центровка нужная не обеспечивается или вообще как-либо отличается.
А то можно “внезапный” вывод сделать, что у Ту-154, у которого все три мотора в хвосте, тоже центровка задняя от рождения… 😃

Dr_R

Не следует думать, что «Кобра» обладала одними только достоинствами. По скорости, скороподъемности, маневренности она на малых и средних высотах уступала отечественным истребителям. Но и не это являлось главным недостатком американской машины. Из-за того, что мотор стоял в центре тяжести самолета, «Кобра» сильно реагировала на изменение центровки. После израсходования пушечных снарядов центровка резко менялась и истребитель часто срывался в штопор. При запаздывании с выведением из штопора всего на полсекунды Р-39 переходил в еще более опасный плоский штопор. Достаточно было небрежности на глубоком вираже или боевом развороте, и пилот, чуть-чуть сильнее обычного нажавший педаль, тут же попадал в серьезную опасность. Штопор на «Кобре» был к тому же неравномерным — возникало биение ручки управления с большими физическими нагрузками.
В отчете НИИ ВВС об испытании самолета P-39Q-10 (летчик К.И.Овчинников) указываюсь: «К штопору приводит и перетягивание ручки или передача ног на фигурах высшего пилотажа. При смещении центровки назад - тенденция штопора усиливается». Самой опасной являлась ситуация, когда боекомплекта на самолете нет, а маслобак заправлен под горловину. Применительно к ней говорилось: «Выполнять высший пилотаж на самолете весьма трудно… Малейшее перетягивание ручки на себя ведет к быстрому падению скорости и переходу в штопор».

www.airpages.ru/uk/p39_2.shtml

Ещё один недостаток связан с большой разбежкой центровки самолетов. Расположенные сзади двигатели приводят к смещению назад центра тяжести (ЦТ) самолета. Смещается назад и крыло. В результате фюзеляж и пассажирская кабина оказываются разделёнными крылом на неравные части — длинную носовую и короткую хвостовую. При этом наличие коммерческой нагрузки (пассажиры, багаж, груз) перемещает ЦТ вперед относительно крыла, а её отсутствие (перегоночный вариант, неполная загрузка) приводит к перемещению ЦТ самолета назад. В итоге расстояние между крайними положениями ЦТ превысило у самолетов с «высоким движком» все ранее известные пределы. Как решить эту проблему? Первые создатели таких самолетов — конструкторы «Каравеллы» и Ил-62 — решили идти привычным путём. Пусть истинная разбежка огромна, но летать самолёт должен только при умеренном её значении, характерном для прежних самолетов с двигателями на крыле, следовательно, необходимо компоновать крыло и главные стойки шасси относительно переднего положения ЦТ (полная загрузка). Что же будет, когда пассажиры выйдут и ЦТ переместится назад? Самолёт перевернется на хвост? Чтобы этого избежать, на Ил-62 применили дополнительную хвостовую стойку шасси, на которую опирается пустой самолёт. Как-то во время испытаний Владимир Коккинаки забыл убрать хвостовую опору перед взлётом и при разбеге сломал ее. Он комментировал это происшествие так: «Отлетает всё, что не нужно самолету». Пилоты не любят непонятных усложнений…

…wikidot.com/wiki:shemy-raspolozenia-dvigatelej

Andry_M
Dr_R:

Титан - хорошая идея, спасибо.

Это очень плохая идея… 😉

Dr_R:

Не следует думать, что «Кобра» обладала

Займитесь наконец делом и облетайте свой простой самолет!!! А то смотрю ветка скатилась к очередной личнотрынделкезажиссь… 😦