Первый взлет - первая морковка (видео)

Voldi

Всем доброго времени суток.

Построил первого тренера, Piper из потолочки.
Вчера, наконец, долгожданный первый вылет.
Вот такой получился птенец

Вес: 510 гр.
Нагрузка на крыло получилась порядка 40 гр/дм
Мотор: Pilotage 2209 (28)
Винт: APC 9х4.7
Акк.: 3S1P 1200mA

Крыло без элеронов. Все рули в ноль.
Проверка рулей, ветра, полный газ (прямо из рук рвет в небо)!
Ну а дальше старт - вверх в небо, на спину и в штопор на встречу с планетой.
Морковка…

Итог: сломан винт, нос в смятку.
Электроника не пострадала.
Новый фюзеляж уже на стапелях.
К выходным планируется закончить.

Анализируя случившееся склоняюсь к трем версиям:

  1. Неправильный выкос мотора.
  2. Большой угол атаки крыла.
  3. Элементарно не справился с управлением и нечаянно РВ дернул на себя (но не уверен, хотя вспомнить действия не могу).

Центровка 30%. В новой версии попробую сместить ЦТ немного вперед.

BigDaddy

Если ремонту подлежит, то восстанавливай быстрей и в поле.
Только для начала проверь центровку и угол установки крыла. Судя по тому как он у тебя резко вверх попер, дело не чисто! Попробуй в следующий раз, не включая мотора, просто метнуть его параллельно земле. Если при этом будет задирать нос и “сыпаться” на хвост делай более переднюю центровку (утяжели немного нос). Если летит горизонтально , но при этом стремиться кабирать высоту, немного уменьши угол атаки крыла(подложи под заднюю кромку прокладоску в несколько миллиметров). Если планировать будет ровно, то можешь пробовать запустить. Однако, резко ручку на себя не тяни дай ему спокойно самому набирать высоту. Газом тоже не злоупотребляй! Виражи по-началу закладывай плавные, так как элеронов нет, то при резких поворотах он может приседать на хвост или нырять и сваливаться при этом. В приинципе Пайпер очень летучий и многократно проверенный самолет. Если сборочных косяков нет, то летает ровно и предсказуемо - главное не “загонять” его скоростью и резкими рывками джойстиков.

DR_SLAP

ваши причины вполне реальны… кстати, на видео слышно что сначала был полный газ, потом сброшен совсем чуть чуть… скорее всего или центровка или выкос…

З.Ы пока писал, BigDaddy опередил))) кстати, самолёт получился очень красивый…

Voldi

Знаю, что перед запуском стоит проверить полет с выключенным мотором, но как-то боязно было метать аппарат. По ощущениям тяжеленький получился, метать надо сильно. Понятно, что это мелочи по сравнению с предстоящей посадкой.
На будущее все учту.
По поводу восстановления - проще новый фюзеляж изготовить за недельку неспеша, чем восстанавливать.

Но в небо хочется, аж сил нет терпеть!

РД00
Voldi:

Вес: 510 гр.
Нагрузка на крыло получилась порядка 40 гр/дм
Мотор: Pilotage 2209 (28)
Винт: APC 9х4.7
Акк.: 3S1P 1200mA

Крыло без элеронов. Все рули в ноль.
Проверка рулей, ветра, полный газ (прямо из рук рвет в небо)!
Ну а дальше старт - вверх в небо, на спину и в штопор на встречу с планетой.
Морковка…

Центровка 30%. В новой версии попробую сместить ЦТ немного вперед.

Я начал в апреле этого года на очень близком самолете : www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=328875 . А вчера поставил на него БК с примерно такими же параметрами. Полный газ на старте - однозначно перебор, он идет вертикально в небо да еще и на спину заваливается (кстати, это был скорее всего не штопор, это он выходил из перевернутого полета. И вышел бы, если б хватило высоты).

Я стартую с тягой несколько меньше веса. Бросок по горизонтали, рулем высоты не даю просесть, метров 5-10 набор скорости, и чуть-чуть ручку еще на себя.

Что еще могу посоветовать - самолет очень чувствителен к перекосу крыла. Причем он проявляется по подлому - не чувствуется в планирующих бросках, но на газу после набора скорости превращается в непарируемый крен. Мне небольшой перекос обошелся в три ремонта, пока разобрался.

Полеты без мотора вполне безопасны, если кидать в высокую траву (прошлогодний сухой бурьян - идеально). Покидать стоит, т.к. любые тенденциии по тангажу и по крену резко усилятся, если дать газу.

Еще - для FMSа есть отличная модель “Parkzone J-3 Cub”, которая очень точно повторяет поведение пайпера. Ну, за исключением болтанки ветром. Практически я научился не в поле, а на ней. Она, напр., прекрасно показывает опускание носа при крене. Поведение в петлях, иммельманах, крутых виражах тоже очень похоже.

Вот ссылка - www.rc-sim.de/dl_engine_eng/comment.php?dlid=3816&… , если не сработает - найти поиском модель “Parkzone J-3 Cub”. Для скачивания, по-моему, потребуется регистрация.

В целом самолет - идеальная учебная парта. Сваливаться он просто не умеет, и прощает все. Из любой ситуации можно выйти, просто бросив ручку, он сам выйдет в горизонтальный полет. Умеет разворачиваться с радиусом порядка размаха. С БК крутится в мертвой петле, пока летчику не надоест. Ну и т.д.

Voldi

Спасибо за ссылку. Сработала.
Тренировался в FMS на моделе SuperCup.
На практике взлет пошел по другому сценарию 😃
…И опыт - сын ошибок трудных.

РД00

Добрался до видео. Про выход из перевернутого - это я написал ерунду.

На самом деле непонятно, чего он пошел в штопор на выходе с иммельмана. Там и условий-то для срыва не было, совершенно нормальный выход. Должен был опять полезть вверх. Во всяком случае мой так срываться не умеет. У меня, правда, приличное V крыла и продольная крутка.

Единственное - это была точка траектории с самой высокой скоростью - носом вниз да полный газ. Т.е при наборе скорости можно ждать сюрпризов.

А так, если бы то же самое на 60-70% газа - он бы, по-моему, спокойно и равномерно начал бы набирать высоту.

Да, посмотрел свою центровку - начинал с 29%, сейчас 32. Так что это скорее отсутствие выкоса вниз.

РД00

Да, и еще вспомнил - коллеги из Абрамцево, облетавшие мой аппарат, заставили убрать расход руля направления до 75% от рекомендованного производителем, сказали, перебор. И здесь видно, что самолет в верхней точке развернулся почти на месте, хотя скорость была ого-го. М.б., он сорвался от рывка ручки на большой скорости. И стоит зажать расход по РН.

РД00

И еще из чайницкого опыта - я теперь при старте держу самолет в левой руке. Правой ставлю газ в нужное положение, возвращаю руку на правую ручку, бросаю самолет. Могу рулить сразу, ручку не требуется искать.

Voldi
РД00:

И еще из чайницкого опыта - я теперь при старте держу самолет в левой руке. Правой ставлю газ в нужное положение, возвращаю руку на правую ручку, бросаю самолет. Могу рулить сразу, ручку не требуется искать.

Кстати дельный совет. Попробую, спасибо.

10 days later
Voldi

Второй взлет намечен на воскресенье. Фюзеляж почти готов.

Exception13

посмотрел видео, очень понравилось место где проходили запуски, особенно цветовая гамма желто-зеленое поле с одуванчиками и самолет такой же желтенький. Как фотолюбитель, просто прусь…
Первый раз когда я летал - была подобная ситуация, повис на винте (центровка не та была), но потом вырулил, чисто за счет элеронов. Советую сделать элероны…
А самолет пусть оператор запускает, у него же две руки: одной - камеру держит, другой - аппарат запускает 😃

Шифт
РД00:

И еще из чайницкого опыта - я теперь при старте держу самолет в левой руке. Правой ставлю газ в нужное положение, возвращаю руку на правую ручку, бросаю самолет. Могу рулить сразу, ручку не требуется искать.

А я т.к. у меня нету ленточки и пульт нужно все время держать рукой, сразу беру пульт в правую руку, самолет в левую, правую руку сразу держу на правом стике, а левый стик (газ) выставляю в нужное положение кончиком крыла и сразу же кидаю чтоб не тратить драгоценное время полета на полном газу на держание самолета в руке

koba
РД00:

Что еще могу посоветовать - самолет очень чувствителен к перекосу крыла. Причем он проявляется по подлому - не чувствуется в планирующих бросках, но на газу после набора скорости превращается в непарируемый крен. Мне небольшой перекос обошелся в три ремонта, пока разобрался.

А какой перекос был? в “попугаях”, или “мм”, если можно поподробнее. Спасибо.

РД00
koba:

А какой перекос был? в “попугаях”, или “мм”, если можно поподробнее. Спасибо.

Левая консоль : продольная крутка 5 мм (в смысле корень крыла и передняя кромка прижаты к столу, конец задней кромки отстает от стола на 5 мм), плюс прогиб по задней кромке 3 мм вниз. Правая консоль - продольная крутка 10 мм, прогиба нет. Заваливало вправо так, что не парировалось ручкой влево до упора.

Сделал левую консоль, как правую - полетело.

Voldi

Ура!!!
Свершилось!

В воскресенье поехал на Тушино.
День выдался ветренный. Сильно ветренный.
На стартовой площадке гуру улыбнулись и сказали, что даже рулить по взлетке на таком самолете рискованно. Опрокинет сразу. Но желание взлететь оказалось сильнее здравого смысла. Отошли подальше в траву, дождались кратковременного затишья и … в небо!

Полный газ не давал, при взлете 2/3 ручки. Против ветра без отсутствия порывов стоит на месте в 1/2 газа. Почти полный газ и птенец довольно уверенно идет даже против сильного ветра с порывами. Но постоянно подлавливать нужно. Взял запасное крыло с элеронами, но решил не ставить. Модель оказалась на удивление послушной, юркой и маневренной даже по ветру. Поведение точно как в FMS симуляторе SuperCup при большом расходе рулей. Бочки и петли это на будущее. Мягкие посадки обеспечила высокая трава.

В итоге выполнено 4 взлета минуты по 2. С каждым взлетом прибавлялось уверенности в управлении.
Самолет я все-таки малось повредил.
При крайнем взлете на небольшой высоте стоял против ветра на малом газу, а ветер вдруг пропал и самолет нырнул носом в землю. Даже винт не сломал, но нос придется восстанавливать.
Однако, этот краш настроение не испортил.

Дорога в небо открыта!

Шифт

а теперь еще крыло с элеронами поставить и вперед!! 😃

VIIRUS
Voldi:

Ура!!!
Свершилось!

Дорога в небо открыта!

Мои искренние поздравления! 😃

А ветра совсем не стОит бояться. Его просто нужно почувствовать и приспособиться к нему 😃

РД00

Welcome to club ! 😃

А против ветра стоять это да, он любит.

Voldi
РД00:

Welcome to club ! 😃

А против ветра стоять это да, он любит.

Всем спасибо за поздравления!

Сегодня в Абрамцево вылетал весь аккум. В общем, дело пошло. Ремонт повреждений при грубой посадке кувырком занял час работы.

И только сейчас сообразил, что сегодня в Абрамцево общался с РДОО.
С наслаждением наблюдал за исключительно ровным и плавным полетом Пайпера.
Искренний привет и пожелание мягких посадок!
Встретимся на поле.