ЛК: Торнадо 11

SDimOk

Добрый день, уважаемые форумчане! Достались мне крылышки от Торнадо 11 из ЕПП размах 1.2 метра с небольшим отрицательным V (угол не мерял). Хотелось бы довести их до ума, чтобы можно было подняться в небо, но сколько не искал по форуму, нигде не нашёл ни чертежей, ни технологии сборки. Предполагается использовать его как мотопланер без фигур высшего пилотажа.
Вопросы следующие?

  1. Какой должен быть размер элевонов и надо ли их врезать в крыло? Или можно навесить дополнительно?
  2. В каком месте надо пускать усилительные рейки (лонжероны в крыле отсутствуют)
  3. Какие надо применять сервы, мотор, винт?
  4. Где у ЛК должен быть центр тяжести?
  5. Нужен ли фюзеляж или можно всё врезать прямо в крыло? И, если фюзеляж нужен, то где его лучше размещать сверху или снизу крыла?
  6. Какие размеры ушей?
    Может быть кто то покупал готовое летающее крыло Торнадо 11 и у него сохранились чертежи и инструкция по сборке. Буду очень признателен.
    С уважением, Дмитрий.
RedSun

Сайт производителя
Мануал по чешски

У меня был такой самолетик. Изначально это планер для полетов в динаме, поэтому производитель советует ставить туда только приемник, четыре кадмиевых пальчика для питания и две стандартные сервы. Установка мотора - личное дело каждого комсомольца, хотя все ставят 😃
Лонжероны там идут в комплекте. Сосновые, вклеиваются в прорези по нижней поверхности крыла на ребро. Прорези уже вырезаны.
Половинки крыла склеиваются на столе СПИНОЙ ВНИЗ, при этом получается правильное отрицательное V. Это важный момент, если склеивать консоли плоско, у ероплана будет избыток устойчивости по крену, получите голландский шаг.
Я ставил мини-сервы с металлическим редуктором. Меньше нельзя - ломаются, больше слишком тяжело. Тупо врезал в ЕРР по верхней стороне крыла и кинул тяги назад к элевонам. Если делать по инструкции - здорово ослабляется крыло.
Для установки мотора наклеил сзади центроплана по куску 1-мм фанеры, и к ним на сквозных винтах мотораму. Моторчик класса AXI 2809/20. Отсек под аккумулятор прорезал в центре, ближе к носу. Закрывается лексаном от бутылки, застежка на “репейнике”. Летал сначала на 8 гидридах, потом на LiPo 3S2100, хотя для центровки лучше было бы 3S2500.
Все оборудование врезано в толщу крыла, никакого фюзеляжа не делал.
Армированным скотчем оклеивал по инструкции. Поверх обычным цветным - для яркости. ЕРР плохо клеится, его полезно перед обтяжкой чуть прошкурить мелкой шкуркой (сбить глянец), потом пропылесосить и протереть влажной тряпочкой. Когда высохнет - дунуть спреем 3М77 или UHU-Spray, на крайняк промазать тонким слоем UHU-Porа или момента, дать высохнуть. И только потом покрывать скотчем. Армированный скотч лучше купить настоящий 3М, от его качества зависит срок жизни модели.
Элевоны довольно здоровые, причем расширяются от центра к концам, так что получается почти постоянная хорда.
Центр тяжести надо выставить максимально точно. Это ЛК, оно критично к положению ЦТ.
Читайте мануал, смотрите картинки, там всё есть…
Крыло отличное. Наслаждайтесь.
Удачи !

SDimOk

Большое спасибо за информацию.

Только не нашёл в инструкции ничего по сервам. 9-и граммовые сервы с усилием 1.6 кг. вроде бы маловато? Или надо что то вроде 39 граммовых с усилием 6.9 кг.? И ещё смущает то, что сервоприводы врезаны слишком близко к центру крыла. Элевоны при рулении не будут деформироваться?

Вопрос по элевонам: в них есть какое нибудь усиление? И если их сделать из потолочной плитки, не жидко получится?

Adekamer

маловаты 9-граммовые сервы
ибо как написано выше - нативно ставят 40-граммовые стандартные!
11 торнады небо - были ХХ - тонкие
ставил 20 граммовые с металлическим редуктором
изначально элевоны у торнад из синего жесткого пенопласта
потолочка не годится - делайте из бальзы

RedSun

У меня на 11й элевоны были из того же самого ЕРР. Для повышения жесткости на кручение они по инструкции армируются армированным скотчем (😃) - поглядите мануал. Можно кинуть уголечек 0.3х1 по диагонали.
Если родных элевонов нет - придется колхозить. Я на другом крыле делал из потолочки , сточенной клином. По верхней поверхности приклеил на титане бальзу 1 мм или тоньше. Получилось не очень легко, зато жестко и прочно. Площадку под кабанчик делал тоже из бальзы.

Да, сервы у меня тоже были железные 20+ грамм