ЛК "Манта". Размах 3м. Полистерол. Жуткий флаттер...

ДедЮз
DeiMDegaN:

Подскажите, пожалуйста, крутку задней кромки насколько крутую делать? Сделал, но мне кажется мало.

  1. Во всех сечениях должен соблюдаться исходный профиль (с соответствующими хордами). 2. Угол атаки концевого профиля (до дороботок) должен соответствовать ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ УГЛУ НУЛЕВОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ (в каталогах профилей, он указывается). 3. Крутку лучше произвести на всей длине разъемной части. Если “короблением” (скручиванием) зафиксировать не удается, можно сделать косой клиновидный разрез от левого верхнего угла до точки начала скругления (для консоли на снимке) и надломив зафиксировать при нужном положении оконечности. На правой консоли - симметрично.
плотник_А
ДедЮз:
  1. Во всех сечениях должен соблюдаться исходный профиль (с соответствующими хордами).

Такого в принципе не получается. Исходный профиль - похож больше на плоско-выпуклый, приподняв элевоны при настройке, часть консоли крыла получается уже с S-образным профилем. Логично, что за элевоном тоже надо сделать такой профиль. В таком случае не только геометрическая,а и аэродинамическая крутка получится.
Типа так…

Дмитрий, возможно потом и надо будет изменить таким способом и профиль консолей до элевонов, но пока попробуйте облетать только с изменёнными законцовками.
На этом ЛК можно увидеть S-образный профиль, фото не сохранилось , только видео.

ДедЮз

Об окончательном профиле речи не было. Но сначала нужно довести АД поверхности. Естественно при применении разрезов для изменения распределения по размаху, произойдет изменение исходных профилей. Назвать это АД круткой нельзя, т.к. таковую расчитывают и профили, соответственно, строят. В данном случае получается доработка в пределах летной годности. Относительно рисунка в предыдущем посту. Разрез лучше делать сверху для сохранения лучшего качества обтекания нижней поверхности.

DeiMDegaN
ДедЮз:
  1. Во всех сечениях должен соблюдаться исходный профиль (с соответствующими хордами). 2. Угол атаки концевого профиля (до дороботок) должен соответствовать ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ УГЛУ НУЛЕВОЙ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ (в каталогах профилей, он указывается). 3. Крутку лучше произвести на всей длине разъемной части. Если “короблением” (скручиванием) зафиксировать не удается, можно сделать косой клиновидный разрез от левого верхнего угла до точки начала скругления (для консоли на снимке) и надломив зафиксировать при нужном положении оконечности. На правой консоли - симметрично.

Спасибо за совет.
Просто я постараюсь выжать из этих крыльев, что смогу. Когда убью модель, построю новую по вашим советам))

плотник_А
ДедЮз:

Разрез лучше делать сверху для сохранения лучшего качества обтекания нижней поверхности.

Проще и лучше снизу, чтобы не получить ступеньку на верхней поверхности (не портить поверхность). Не обязательно делать глубокий разрез до самой плёнки, тогда будет более плавный загиб, а нижнюю плоскость можно потом зашкурить, сгладить излом и заклеить потом скотчем.
Если делать разрез сверху, его надо будет делать клином, технически сложнее сделать и получится два излома, на верхней и нижней поверхности, которые доработать сложнее.
Тем более петля элевона уже сделана на верхней поверхности (клин снизу).

Я к примеру тоже не шибко заморачивался с профилем крыла, само крыло с плоско-выпуклым профилем, а профиль изменял за счет профиля элевона (нижняя плоскость сточена на клин к задней кроме). Получился S-образный, а также и геометрическая крутка.

На двухмоторном почти тоже самое проделано было, в таком случае не сильно требуется поднимать элевоны и на петле более плавный излом получается.

ДедЮз
плотник_А:

Проще и лучше снизу, чтобы не получить ступеньку на верхней поверхности (не портить поверхность).

Это не так. Внешний вид не определяет качество. Ламинарность снизу и турбулентность (завихрение по контуру) сверху способствуют относительному увеличению АК профиля или поверхости. Практический опыт это подтверждает не только при продувках в АД трубах, но и на практике. На фабричных композитных планерах немецкого и чешского пр-ва, только благодаря изменению шарнирной оси элеронов и закрылков, улучшили АК и снизили посадочную скорость при лучшей управляемости. Давление всегда должно быть больше на нижних обводах, а турбулизация снижает давление. Что касается улучшения управляемости и уменшения потребных отклонений элевонов, вы абсолютно правы. Это всегда является следствием исправления (улучшения) распределения по размаху.

DrRinkes
ДедЮз:

можно сделать косой клиновидный разрез от левого верхнего угла до точки начала скругления (для консоли на снимке) и надломив зафиксировать при нужном положении оконечности.

К чему такие извращения? Потому что Александр посоветовал лечить флаттер круткой? Не стоит.
Если открыть простейший учебник, там написано.
Основные способы борьбы с флаттером:

  1. Увеличение жесткости конструкции.
    2.Совмещение всех трех центров (жесткости, массы и аэродинамики) в одной точке.
    Поэтому, что бы Александр не советовал, но поможет только:
  2. Жесткая обтяжка носка до косого лонжерона (в виде D-box).
  3. Вклеивание более жесткого поперечного лонжерона и штырей (перекладина буквы А).
    (Как вариант заменить второй пластиковый пенал на больший 14х14 (посчитать) и изготовить стеклопластиковый штырь для него.)
  4. Смещение центра масс консолей вперед до линии 25% САХ.
    (загрузить переднюю кромку свинцовой проволокой).

А все эти танцы с бубном не помогут (Александру сначала за книжки засеть).

плотник_А
ДедЮз:

Ламинарность снизу и турбулентность (завихрение по контуру) сверху способствуют относительному увеличению АК профиля или поверхости.

Изначально предложил изменить форму законцовки и сделать отрицательную крутку, для того чтобы наоборот уменьшить АК на законцовках. Увеличивать не надо.

DrRinkes:

А все эти танцы с бубном не помогут (Александру сначала за книжки засеть).

Танцы с бубном неизбежны, если не “танцевать” - совсем придется переделывать конструкцию лонжеронов.
Короче лучше подождать результатов с “танцами”, а потом уже говорить о возможностях избавления от флаттера.
PS. книжки для меня слишком заумно 😃

ДедЮз
плотник_А:

Изначально предложил изменить форму законцовки и сделать отрицательную крутку, для того чтобы наоборот уменьшить АК на законцовках. Увеличивать не надо.

АК на законцовках не бывает. Ежу понятно, что отрицательная крутка ведет к уменьшению подъемной силы на определенных участках, это и есть изменение характера распределения Су по размаху. Но это вовсе не значит что аэродинамика фрагментов не важна. Ведь уменьшить подъемную силу на законцовках или изменить плавно по размаху можно было и не “ломая” крылья, а разместив интерцептор переменного сечения по всему размаху (но этого никто не делает!). Одним словом (проще), соблюдать наработанные и проверенные законы АД, т.к. и брошенный камень летит, но не очень хорошо.
Что касается книжек. Они, в основном, предотвращают подобные и прочие “танцы с бубнами”. Но расчет крыла, это не из модельных книжек, а натужнее…

DrRinkes
плотник_А:

Короче лучше подождать результатов с “танцами”, а потом уже говорить о возможностях избавления от флаттера.

Я бы конечно сказал, что схожу за поп-корном, но это не вежливо по отношению к ТС-автору темы, я и влез со своими советами, только, что бы исправить Ваши “вредные советы”. 😃

ДедЮз
DrRinkes:

Я бы конечно сказал, что схожу за поп-корном, но это не вежливо по отношению к ТС-автору темы, я и влез со своими советами, только, что бы исправить Ваши “вредные советы”. 😃

Ваши советы верные, но слишком много неопределенности, чтобы правильно ими воспользоваться. Как повлияет упрочнение крыла на вес конструкции и нагрузку? Странно видеть, что в исходных хар-ках не указаны применяемые профили. Разумеется, рационально спроектированная модель не доставляет столько хлопот, а главное экономит время.

плотник_А
ДедЮз:

АК на законцовках не бывает.

Вы правы, не совсем правильно написал. Но смысл от от этого не меняется.

DrRinkes
ДедЮз:

слишком много неопределенности, чтобы правильно ими воспользоваться. Как повлияет упрочнение крыла на вес конструкции и нагрузку?

Много неопределенности. Да есть такое дело. Ну тогда нужно или искать методики расчета (есть рекомендации Дрелы по толщине обтяжки стеклом по позитиву), или программы (есть такие для расчета лонжерона) или набирать опыта, или исходить из опыта других моделистов (почитать форум). У меня на моделях размахом 1,5-2 метра хватает обшивки 1мм бальзы (иногда плюс 1 слой 20гр стеклоткани на эпоксидке) и штыря-лонжерона 10х10мм. Хотя конечно наверно зависит от толщины/высоты профиля.

Вес лишним не будет при такой площади крыла 😃.

ДедЮз

Все зависит от эксплуатационных параметров. В принципе ячеистые ядра набирают достаточную крутильную жесткость при относительно неэлластичной работающей обшивке. ЛК мы (в клубе) занимались давненько, помню на 3-х метровом планере с 11% несущим профилем с постоянной хордой 213мм и стреловидностью порядка 20 градусов, секции обтягивались 25 грамовой СТ. Силовым элементом являлись карбоновые лыжные палки, на которые насаживось по 5 одинаковых цилиндрических (без круток) секций с дескретной установкой относительно друг-друга для получения эффекта геометрической крутки. В качестве элевонов были зависающие поверхности с обратным несущим профилем, ВО являлись вингледы расчитанные по методике Уиткомба. Модель с руки пролетала не менее 50 метров, но жесткости для затяжки было недостаточно, выручила серая упаковочная самоклейка на лавсановой основе шириной 60 мм. каждую секцию крыла усиливали обклейкой по диагонали крест-накрест. Модель залетала хорошо.так подробно описываю, может ТС пригодиться. Пожелаем ему удачи.

DrRinkes

Да, еще кессоном можно решить проблему флаттера. Зашить жесткой обшивкой треугольник между косым и поперечным (сплошными) лонжеронами. Можно посчитать на изгиб как обычный лонжерон. На кручение не считал никогда, попробую через пару дней как будет время. Может это будет попроще по конструкции?

DrRinkes

Вот про D-box кессоны. rcopen.com/forum/f37/topic255325/41

DrRinkes:

На кручение не считал никогда, попробую через пару дней как будет время.

😃😃 Короче набираете в поиске “методика расчета кессонного крыла” и наслаждаетесь. Конкретно нужна простая методичка для стреловидного крыла, но сомневаюсь, что такое вобще можно найти.
Потому, что как сказал Иосиф Асланян “Но расчет крыла, это не из модельных книжек, а натужнее…”.

А если задать вопрос по другому “Элементы прямоугольного сечения, работающие на кручение с изгибом.” ? можно найти не только методичку, но и онлайн калькулятор.
Остается только вопрос как определить рабочие нагрузки на кручение крыла? Зная аэродинамические силы и инерциальные силы и расстояние между точками их приложения. Инерциальная сила это скорость изгибания консоли (под воздействием изогнутого лонжерона) на ее массу.

И кому будет интересно это считать, кроме студентов профильного ВУЗа, в курсовой работе? 😃😃

ДедЮз
DrRinkes:

Вот про D-box кессоны.

Для того, чтобы ЭТО считать, нужно чтобы ЭТО (кессон) был. А до этого нужно знать пороговые значения допустимых нагрузок - что есть экспериментальная работа для каждой аэродинамической поверхности. Как ни крути, логичнее пользоваться аналогами и опробованными методиками и конструкциями.

DrRinkes

Итого есть несколько предложений:
Обтянуть консоли жесткой обшивкой (это называют моноблочное крыло);
Обтянуть до лонжерона плюс поперечный лонжерон (это называют D-box кессон с внутренней подкосной балкой);
Обтянуть между лонжеронами (это получится коробчатый лонжерон).

Вопрос какие использовать материалы и их толщину? Примеры конструкций? Будут предложения?
Ну и еще отдельно есть проблема с соединительными штырями

ДедЮз
DrRinkes:

Обтянуть между лонжеронами (это получится коробчатый лонжерон).

Сергей, и это будет “КЕССОН”, как и “коробчатые лонжероны”. Но с отличными работающими поверхностями. Простейший кессон - трубка работающая на изгиб и кручение.

1 month later
DeiMDegaN

Всем добрый день!
Прошу простить, что пропал из собственной темы. Хотел прийти уже с какими-то результатами, да всё погода не позволяет сделать облет((
В итоге остановился на “меньшем зле”)) Скруглил законцовки крыла, сделал отрицательную крутку, посредством надреза в нижней части задней кромки законцовки, продольно обтянул крыло скотчем, и вставил дополнительный лонжерон из удочки. Итог: нуууу, жесткость резко возросла. Мне кажется флаттер просто “сдвинется” на более высокие скорости.
Профиль крыла CLARK-Y 11,7%
Насчет доп веса не переживаю, нагрузка на крыло всего 25 гр и площадь большая.

Если и разобьется, то сделаю новые крылья)) Кстати, может я неверный профиль выбрал? Посоветуйте, пожалуйста, что бы медленно и плавно.)) С хорошей грузоподъемностью, что бы батареями загрузить можно было - планируются дальние полеты. Да и вообще, может требуется сделать серьезные поправки? Стреловидность увеличить или еще, что-то?

плотник_А
DeiMDegaN:

Хотел прийти уже с какими-то результатами, да всё погода не позволяет сделать облет((

Ждём результатов, удачного полёта!