Двигатель из детства

aiz

По моему, 15-й был симферопольский, а 14-й гомельский…14-й покруче был! Там всегда белая, круглая резинка была!
А журналы, действительно, были в ограничении (иностранные - соц…) в кружок выписывались без проблем! Себе выписывать и смысла не видели - авиамоделисту, ради 3-х страниц смотреть на кораблики и паровозики?! А на СЮТе всем своё…

6pvv

Мне хотелось бы отвлечь всех от политики и вернуться к означенной теме: “Двигатель из детства”.
Извините, что получилось длинновато…
Первым моим двигателем был МК-12В, подаренный мне, где-то в 1958 году, с круглой зеленой головой.
Куплен он был то ли в магазине “Пионер” на улице Горького, то ли в магазине ДОСААФ, который в последствии переехал на Кутузовский проспект, напротив гостинницы “Украина”, и стал называться “Магазин наглядных пособий и принадлежностей”.
Такой же двигатель, только с красной головой, примерно годом раньше, купил мой отец. Видимо, это был двигатель предыдущей серии и возможно, она была первой.
Именно, такие МК-12В были похожи на “Вебру”, какой она изображена в книге О.К.Гаевского “Авиамодельные двигатели”.
Приобретение отца оказалось не очень удачным: на моторе был слишком тонкий контрпоршень, который был пробит регулировочным винтом при попытке запуска. Далее последовали поездки на авиарембазу ДОСААФ (станция “Черное”), где изготавливались эти двигатели, и замена контрпоршня.
В последствии оба эти мотора долго и хорошо работали и где-то затерялись со временем.
Но рассказать я хочу о другом МК-12-ом, это МК-12С.
Как он попал к нам, мне неизвестно: скорее всего, кто-то его отдал отцу, зная его авиамодельные увлечения, так как мотор этот свое отработал и его компрессия оставляла желать лучшего.
В то время была в продаже, и отец ее купил, книга, не толстая, большого журнального формата, в твердой голубой обложке под названием “Авиамоделизм”. Внутри дополнительно было написано мелким шрифтом: “Пособие для руководителей авиамодельных кружков”, или что-то подобное. Сейчас эта книга, к сожалению, утеряна и я был бы весьма благодарен, если кто-то сможет дать на нее ссылку. Эта книга, в частности, содержала рекомендации, как восстановить компрессию авиамодельных двигателей с помощью хромирования и как продлить жизнь “подсевшего” движка, переделав его на калильное зажигание.
Именно это и сделал мой отец с этим МК-12С. По счастью этот мотор не потерялся и результат переделки можно видеть на фотографиях.

fotki.yandex.ru/users/huntpvv/view/428311/?page=0

Свеча на нем стоит нестандартная, самодельная. Причина в том, что отец сорвал свечную резьбу на “Комете” и сделал для нее свечи с бОльшим диаметром резьбы. Именно такая свеча стоит и на этом двигателе.
Мотор после переделки стал работать, но ставить его было некуда, так он и лежал до поры, до времени…
Время это наступило, если память мне не изменяет, в 1961 году во время зимних школьных каникул. Надо было чем-то себя занять, и я решил сделать аэросани, которые можно было бы на недлинной корде пускать на баскетбольной площадке, имевшейся в то время в нашем дворе.
Отец тогда был в командировке, но я считал, что уже смогу сам самостоятельно все сделать без его помощи, ведь я уже не раз видел как запускается двигатель и даже сам в этом участвовал…
Сани были сделаны за пару дней, двигатель решил поставить МК-12С, так как для своего МК-12В не было топлива, а для калильного МК-12С его было почти поллитра. Детали конструкции тех саней я уже не помню, но хорошо запомнилось, что верхнюю их часть составляла горизонтально расположенная моторама, выпиленная из толстой фанеры. Мотор располагался на этой мотораме головой вверх, а бачок, спаянный из тонкой медной фольги, я расположил под моторамой - так было, как мне казалось, лучше и красивее.
Договорились с товарищем, я взял все необходимое: для накала взял пару здоровых банок щелочных железоникелевых аккумуляторов, для заправки - прозрачный бачок с топливом, сделанный отцом, и работавший по принципу вытиснения давлением воздуха, нагнетаемого резиновой грушей.
Погода была не холодной. Пришли на площадку, для начала решили просто попробовать запустить мотор…
Промучались часа два: вспышки, серии вспышек и все - при очевидной работоспособности мотор отказывался работать.
Устали, замерзли, решили плюнуть на это дело, и пошли по домам.
Через несколько дней вернулся отец и я показал ему свое творение.
Первое, что спросил отец: “Мотор, что, так и не завели?”
Я был удивлен, как это так легко можно было догадаться?
Ответ был прост: “Бачок расположен слишком низко и двигатель не мог засосать топливо”.
Моей самонадеянности был нанесен ощутимый удар, этот случай стал для меня серьезным уроком на всю жизнь: в технике нет мелочей - все должно быть осознано и продумано!
Вот такую интересную роль сыграл этот двигатель в моей жизни.
Не помню, чтобы он впоследствии использовался для какой-нибудь модели, кроме тех самых аэросаней…

ДедЮз
6pvv:

это МК-12С.

Замечательный был мотор, выпускался 2-мя заводами (какими назвать не могу) но были обычные МК12С и были МК12С"Ласточка", отличающиеся по качеству. О качестве мотора МК12С говорит тот факт, что с доработанным мотором, харьковчане Валентин Шаповалов и Иван Радченко стали Чемпионами СССР, опередив массу импортных моторопотребителей.

Saturno

Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке?? Josef, а еще различия в чем были??

ДедЮз
Saturno:

Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке??

Совершенно верно. Различия были в материалах. Тонкостей не помню, материал картера, точно, отличался. На “Ласточке” смахивал на силумин с неплохими мех. характеристиками, а на других картера были из вязкого материала. Возможно отличались и золотники алюминиевый и текстолитовый, прошло почти 60 лет!

ЕВГЕНИЙ-ARM
pakhomov4:

Были, были… Кто хотел - выписывал (за свои!), посылторг также работал, кто хотел - получал…

Я получал эти наборы в неограниченном количестве в клубе и так дарили на день варенья.
Но домушничество процветало в разных явлениях .
У меня в районе было только три кружка.
Но Был индувидум который хоть и забегал к нам но только умничал , ничего путнего не сделал.
И кончилось все печально.
Как то после очередного посещения он спер у нас пол литра компрессионного топлива .
У него был МК-12 который он споганил тем что не имея ключа открутил головку вставив столовый нож в выхлопные окна .
Естсественно в окнах появились забоины от ножа и задрал поршень.
Но он не хотел вникать в это - домушники всегда считали себя впереди планеты всей.
На следующий день после как спер топливо , он и еще четыре дворовых хулигана залезли в новостройку заводить мотор.
Забились в шахту вентиляции на чердаке, строяшеся многоэтажки которая шла с первого этажа будущего магазина.
Видать была утечка газа - забыли строители закрыть балон и в каморке вентиляции где они пытались возбудить МК-12 шпана решила закурить.
Произошел взрыв - все пятеро сгорели живем даже не успев обратно пролезть через установленный но неработающий вентилятор вытяжки.
Сгорели буквально за 5 минут .
Выносили их в пакетах с которых вываливались части тела ( руки ,ноги сварившихся тел) , пробив дыру в комнату вентиляции для этого ( потом уже устронили косяк архитектора и сделали дверь в этот куб) .
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому рассказы про тубаретки и пр. меня не каким образом не воодушивляют .
Кружков было не меренно , и были все условия чтобы не просто воздыхать на 100 грамм эфира - а плодотворно работать и пускать модели, выступать на соревнованиях при этом моя мама ни копейки не вкладывала в это, так как все оплачивало государство и в немеренном количестве.
За год каждый изводил в ноль как минимум три КМД несчитая смолы и других материалов.
Наборы у нас брались только ради фанеры и липы которая в сибире почти не растет и была дефицитом.
Все остальное - рейки пр. уходило под расходники для сборки - рейками смолу мешали так как напиленны они были на ужасных пилах .
Чертежи только подкладывать под клеющуюся деталь , да проволока ОВС и трубки еще катировались. В остальном набор был ужасным в качестве .
Набор бойцовки летающее крыло - он если его делать по чертежам получался настолько ужасно тяжелым и главное сама модель несуразная что на МК-12 на такой бойцовке летать было не возможно ( мы уже Каховки собирали с переклееными кромками на латексе или казеиновом клее - конструктивная особенность).
Радуг-7 было тоже не мерянно - классический мотор на котором учились общаться с калилками .
Заливали их , учились подбирать камеры и пр. - именно не 2,5см3 а с радуги-7 начинали осваивать калилки .
-----------------------------------------------
У рука был сдоровенный ящик где валялись в виде металлолома МК-12, соколы , дизельные втулочные ЦСТКАМЫ , ритмы и пр. металолом с годов так начало 70-х.
Никому это хламьё для тех лет не нужно было.

Saturno

у меня знакомый моделист, старшего поколения тоже очень хвалил ласточку…но к сожалению очень мало информации и о его применении на конкретных моделях, о форсировании и тд. Вот пара моделей двух спортсменов - там же результаты (может Вы и знали кого из них)в то же время некоторые спортсмены еще летали в этих категориях на цамл-50,… полагаю, что речь в данных на фото именно о мк12с, так как 12в вроде как с 56ого года начали выпускать серийно, а 12 с в конкурсе двигателей уже в 55 году участвовал. Кто что то подробней знает, пишите

ЕВГЕНИЙ-ARM

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Я конечно не застал те времена , но мой рук делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями .
Как ни странно но все повторяется - самой удачной была модель полукопия ИЛ-2 и Ил-10 . Попытки сделать И-16 как он рассказывал была провальная ( сейчас радиобойцовки подтверждают практику наших дедов ).
Летали тогда на МК-12 с высокой рубашкой ( наверное ласточка) , тоже вроде хвалили , но быстро забросили как только начали поставлять ЕНЫ .
ЕНА сделала крест в карьере МК-12 , так как это действительно моторчик превосходил МК.
Причем ену форсировать не нужно было , их было столько модификаций что можно было просто выбирать под что будешь ей использовать .
С широкой фазой , с узкой фазой , С золотником или клапаном . Причем золотник был правильный а не то что потом стали ставить в МК ( вроде как на первых МК золотник тоже был стальной ). Калильные ЕНЫ так вообще ляпота ( их свечи не стреляли и не имели кардона со слюдой - стеклянный изолятор ). Причем даже золотниковые ЕНЫ имели возможность менять вращение путем перестановки в посадочное отверстие ( ятаких ен правда не застал уже и шли только одного вращения в версии с золотником)
Короче даже мой рук не застал тех времен когда на бООльших соревнованиях катировались МК-12.
Делали пилотажки на ритмах - ритм был хорош под мелкие кордовые пилотажки , так как крутил приличные по диаметру винты.

Saturno

эти чертежи из книжки 57года “Кордовые модели”, конечно они не доскональны. И все таки интересно, где успешно использовали"Ласточкаи". Насчет ишака совершенно не согласен, многие меня убеждали что и кпд винта на модели мало, и голланский шаг возможен, и взлет -посадка без шансов(жаль тут не та тема,долго не могу оппонировать)я делал ишак под 10ку Талку с размахом приблизительно 1100(не набор-посылка)Летал отлично, шасси не убирающиеся, в воздухе сидел как влитой, только на посадке сложнее других. Основная задача была сделать его максимально легким.(сейчас почти закончил еще один чуть поболее под Супер G71,никак не могу взяться и докончить обтяжку)

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.

Модели старые, до ограничения площадей. Монокорд появился лет через 10

ЕВГЕНИЙ-ARM:

делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями

На бойцовки, таких ограничений никогда не было. ЦЕЙС-АКТИВИСТ-ы (ЕНЫ) были неплохо сделаны, довольно универсальные. 1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном. Но на союзных соревнованиях они погоду не делали. Для кружков были хороши, хотя гонки с клапанными ЦЕЙС-ами, были веселым зрелищем, моторы порой заводились в обратную сторону и модели “убегали” вспять. Еще на золотниковых цейсах стояли декомпрессоры. Очень удобно было для таймеристов останавливать мотор.

Saturno:

только на посадке сложнее других.

Как на настоящем! Хорошую посадку делали на приличной скорости без именения глиссады. Выравнивали только на высоте не более 1м (для модели, соответственно, 20-30 см). С посадкой на 3 точки. Это из воспоминаний моего учителя, летавшегона них до войны.

Saturno

да, три точки обязательно, иначе-капотирование. Мало, совсем мало осталось стариков, летавших на ишачках, помню фильм “Истребители”, далал стоп-кадр и по-долгу разглядывал как там все сделано было…Теперь есть много материалов благодаря энтузиастам, но за основу я все же брал чертежи из моделиста-конструктора.

ЕВГЕНИЙ-ARM
ДедЮз:

1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном.

Я с большим трудом могу понять о чем идет речь , но сумбурно догадываюсь вы об конструкции поршня ( причем там картер).

Если о поршне какой палец ?
Какие картера и пр.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

В остальном насчет полукопий я тоже не могу ничего сказать так как по времени описывалось моим руком за несколько лет до появления в публикации в МК этой модельки В.Литвинова - publ.lib.ru/ARCHIVES/…/''MK'',1970,N09.[djv].zip и я мог просто как вас при описании поршня ены чего то не понять - меня то тогда небыло.
------------------------
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

Кто не представляет о чем идет речь фото классического поршня ены и его модифа с шатуном в виде шара вместо пальца.

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

Вы правы, на последних сериях соединение поршня с шатуном было через сверическую опору. На первых, а может серийно, были с пальцами. Кстати, форма каналов отличалась с годами и клапана были разные, на первых были круглые в рамочке, потом видел с прямоугольным клапаном. На вашем снимке, мне кажется, картера и гильзы разные. Что, разные кубатуры? Последний раз ЦЕЙС я видел в 60-61 году. А картер при том, что меняя кубатуру, картер не меняли, хотя и со сверич. тоже можно, если снять зад. крышку. Не знаю, было ли это предусмотрено?

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

“Бешенная” не получается если делать легкую модель. Возможно стаб-р приходится увеличить. А в целом не летучих самолетов не бывает, иначе это не самолет.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Я же писал что версий ЕНЫ было очень много , у меня где то лежат еще хахоряшки от посудной ены ( с водяной рубашкой охлаждения).
Картера разные потому как были с широкими фазами выхлопа - форсированные и у них картера были низкие по высоте резьбы под головку.
И были Ены с узкими фазами ( эти были больше для пилотажек) - у них у картера были высокие резьбы под гильзу.
У меня ена была с квадратным клапаном - заводилась если не переливать именно туда куда заводишь.
Если перелил то тогда да молотила в другую сторону .
Я незнаю как и где , в каком регионе матушки страны , но ЕНА пошатнула популярность МК-12 сильно .
Да что сделаешь немцы были чистоделы ( гильзы, резьбы просто красота ) - а МК-12 аккуратно делали только те с цельноалюминевой рубашкой .
Потом стали делать так что вид у МК-12 был настолько стремный и качество изготовления , что после ены перешли на ритмы и потом КМД .
Лично у меня в регионе было так .
А МК -12 больше как наглядное пособие в ящике с металлоломом.
Так что увы но тот завод который выпускал МК-12 очень быстро его испортил всем что можно было придумать.

Да метеоры упустил - авиа тоже вполне использовали .
Очень нравился метор компрессионный.
Моторчик легко заводился , работал вполне сносно и легко форсировался.
Так же легко отрывало противовесы с мотылем если переточить.
Метеор с маховиком был гуано практически не работающее так как брак на браке .

Да пока искал хахоряшки от ены нарыл три Радуги-7 .
Две мясорубочные ( литьё такое было ) и одна пескоструенная.
Вот этот моторчик я любил .

Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …
Но планы это одно реальная действительность другое .
Но я даже купил чертежи у TDM чтобы сравнить решения к моменту когда начну что то делать ( а можит так и останется планами) …
www.tdmsoftware.com/majewski/…/mig3photos.html - миг3

www.tdmsoftware.com/majewski/…/ratadesign.asp - И16

Да и ИЛ-2 тоже до кучи прикуплены уж больно красиво сделаны эти модельки .

aiz

Да уж! Когда моторов “не меряно” - это то, что называется " молоко в реку"-лишь бы конкуренту не досталось! У кого моторов было много- делиться не торопились (примеров не знаю!) У нас в кружке не было моторов никогда в"завал"- каждый мотор числился за определённым моделистом (мальчишкой!)… Из Г. восстановил, можешь куда хочешь - а хороший был всегда на учёте!
МК12В - крайний мотор! МК16- иногда попадались…а про 12с и Харьков, Йена…только по наслышке! Всё остальное - собирался весь городок посмотреть…что это такое!? ММВС, Полёт, Акробат…цскам…!!!Супер!!!- это ЦИРК…-невидаль!После побед на республиканских соревнованиях наступало “протрезвление” - нас туда никто не звал!!! Всё было отмеряно до нас… (“украдено”- операция Ы…!!)…т.ч. Москва-москвой, а перефирия, так же “помогала” развитию моделизма!!

Кузя
Saturno:

не могу взяться и докончить обтяжку

А мой ишачёк хоть маленький, но уже скоро весь ресурс вылетает.

Saturno
ДедЮз:

Но ишак в модели проигрывал не из-за морды

кстати там на ишачке площади весьма большие (после прсмотра фильма “Ракетчик” на видаке в 98 году я заинтересовался историей, собирал материалы и строил копию GEE BEE Z 1931

) они близки с ишачком, но у GEE BEE и площадь несущих плоскостей и киля меньше, вот он был “смертельной машиной”,

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …

здесь наверно очепятка))МиГ- Микоян-Гуревич(я кстати тоже очень люблю поликарповские машины и делал так же копию и-17, при случае пару фоток тут выложу)

ДедЮз

Странностей в “региональном” моделизме было много, читаю и понимаю, почему на Украине было много сильных моделистов. Я модели строил с 50 года. Построив новую, старую дарил ребятам. Потом приехав в Харьков увидел, что и тренеры и спортсмены где могли помогали, не смотря на команду помогаемого. С 64-го года летал на своих моторах, до сих пор ни одного не накопил. Вместе с моделями отдавал ученикам или менялись для колекции. То же делали в окружении. Перечислять, займет много места. Потом и колекцию раздал. К сожалению в России до сих пор, похоже, старые традиции, а ради чего?

Saturno:

Сообщение от ДедЮз Но ишак в модели проигрывал не из-за морды

Извините, этого я не говорил. Откуда взято?

ЕВГЕНИЙ-ARM

Это я сказал но видать очепятка вышла.
А насчет кто автор МИГ-1\3 (И-200) - вы полистайте историю и узнаете как после 38 года детки партократов подсидели Поликарпова пока он был на выставке в германии и его самолет стал вдруг самолет Микояна и Гуревича а Поликарпова чуть не расстреляли…

aiz:

Да уж! Когда моторов “не меряно”

Не мерянно у нас такого тоже скажим не было .
КМД собирали иногда по методу общины.
Разбирали все моторы и детали в кучу и потом собирали подбирая пары . Так удовалось из искатанных десятков моторов собрать 5-6 штук еще с более менее нормальными свойствами.
Потом уже начали поршня перетачивать с метеоров и притирать, а потом и новые поршня делать научились, притирать гильзы.
Новые моторы выдавались только на соревнования и только на ответственные.
А так на мелкие соревнования выходили на изношенных моторах и все компенсировалось кучей присадок в топливе чтоб улучшить запуск и режимы.
При этом амил мы не видели рук составлял по ему известным рецептам гремучие смеси .
Но чтоб сесть на опять МК-12 - это было из рук , в углах стоят токарные станки иди и делай себе , чини мотор.
----------------------------------------
Зато я бальзу получил только в 16 лет , и до этого кроме кедра и фанеры ничего не видели …
Но моё детсво это 80-е , а как обходились в 70-х я не вкурсе.
У нас так же неплохо делал дядька конверсию когда в ритм ставилась пара от ЕНЫ - получался вполне неплохой 3см3 мотор .
Рассыпался он , но зато мощнее КМД.

Да вот еще можите скачать книгу про МИГ-3 - kinozal.tv/details.php?id=287137
Тут диск про кб МИГ - kinozal.tv/details.php?id=765829 ( правдо незнаютам есть ли что про Поликарпова - еще не скачал )
Тут про самики Поликарпова - kinozal.tv/details.php?id=764698
Тут справочник по самикам второй мировой - kinozal.tv/details.php?id=724039
Тут самолет ПО-2 - kinozal.tv/details.php?id=621783
-----------------------------------------------------------
Так что инфы много даже на приведенном мной ресурсе.

Saturno
ЕВГЕНИЙ-ARM:

А насчет кто автор МИГ

Историю эту я знаю. Правильно, про МиГ-1)))а вот третий уже … Кстати высотный скоростной МиГ очень напоминает именно Поликарповские разработки середины 30-х.Тогда по инициативе Сталина были попытки создать рекордный скоростной самолет.Начальник ЦКБ Сергей Илюшин поручил Поликарпову разработку этого самолета и сам взялся за аналогичную работу, в результате чего Поликарпов переделал И-17(И-18), а Илюшин разработал И-21. И Яковлев не способствовал продвижению самолетов конкурента Поликарпова, мягко говоря.(Спасибо, Евгений, за материалы, в моей библиотеке есть множество работ по данной теме, тем более, что Поликарпов наиболее интересный для меня конструктор)

Яшин_Н_М

МиГ-1 ,машина Поликарпова,доводил Микоян.
И-153,машина Микояна,но делалась под патронажем Поликарпова.