F2B - UNO Станислав Чех

RUSLAN_KIEV

На чемпионате Европы внимание многих спортсменов привлекла «пилотажка», сконструированная и построенная чехословацким моделистом Станиславом Чехом. Непривычное положение двигателя, повышенная эластичность на изгиб отъемного крыла, простые и эффектные, отлично «читающиеся» в полете обводы фюзеляжа и еще целый ряд конструкторских новинок пошли на пользу эксплуатационным, отладочным и летным свойствам нового кордового акробата: в сочетании с высоким мастерством пилота они помогли выиграть соревнования в классе F2B.
Крыло
Крыло выполнено по классической наборной схеме. Необычно отсутствие жесткой обшивки лобовой части консолей, что в сочетании с чрезвычайно облегченным лонжероном обеспечивает значительную изгибную эластичность крыла. Как утверждают многие опытные спортсмены - пилотажники, прогиб консолей при выполнении резких эволюции помогает четче выводить модель в прямой полет за счет энергичного распрямления крыла на выходном участке траектории фигуры.

Лонжерон склеивается на ровной монтажной доске из мелкослойной, тщательно отобранной сосны. Сечение полок лонжерона на всем размахе постоянное — 3x5 мм, соединяет их в одно целое бальзовая стенка лонжерона постоянного сечения 5х27 мм. Для нее используются легкие сорта этой древесины с вертикальной ориентацией волокон. В центральной части крыла лонжерон усилен двухсторонней обшивкой фанерой толщиной 0,8 мм. Сборка этого ответственейшего элемента конструкции ведется на эпоксидной смоле.
Все нервюры изготавливаются из бальзы толщиной 2,5 мм. Заготовки собираются в пачки и обрабатываются «на конус» для правой и левой консолей. Сборка крыла — на ровной доске-стапеле. Нервюры надеваются на готовый лонжерон, после чего в их пазы заклеиваются технологические накладки кромок, передняя сечением 3X10 мм, задняя — 3x5 мм. Затем монтируются балловые Кромки сечением 10x25 мм (передняя) и 10х4 мм (задняя). После высыханий клея они вышкуриваются до профиля крыла. Законцовки вырезаются из бальзовых пластин толщиной 7 мм, около передней кромки на них дополнительно клеятся небольшие обрезки древесины, позволяющие оформить плавный переход от законцовок к кромке.

Теперь дело за монтажом фанерных пластин крепления качалки управления толщиной 3 мм. Они клеятся к лонжерону между двумя центральными нервюрами крыла. Середина крыла обшивается бальзовым шпоном толщиной 2 мм, сборка заканчивается установкой узла вывода корд, представляющим собою дюралюминиевую пластину с продолговатым отверстием, в котором фиксируется трубчатые сухари с отверстиями для тросиков. Такая конструкция позволяет подбирать точки выходов для обеих корд отдельно в широких пределах. Во внешней части крыла устанавливается небольшая емкость для насыпной загрузки консоли. Методом подбора определено, что для модели с данной мотоустановкой и данного веса требуется 20 г балласта.
Закрылки вышкуриваются из легкой бальзы толщиной 10 мм, на крыло навешиваются лишь после полного завершения внешней отделки модели на капроновых петлях, так же как и рули высоты. Перед обшивкой крыла бумагой центральная его часть оклеивается полоской тонкой стеклоткани шириной 60 мм на эпоксидной смоле.
Фюзеляж
Фюзеляж собирается на трехмиллиметровых бальзовых боковинах, усиленных с внутренней стороны от носа до задней кромки крыла фанерой толщиной 0,8 мм, и четырех передних шпангоутах, вырезанных из качественной трехмиллиметровой фанеры. Моторама выпиливается из фанеры толщиной 6 мм, с обеих сторон обшивается полуторамиллиметровым стеклотекстолитом и вклеивается в пазы первых двух шпангоутов. Между вторым и третьим шпангоутами фюзеляж зашивается сверху двухмиллиметровой фанерой, а снизу — трехмиллиметровой бальзой. Так образуется отсек для бака, который вставляется на место через прямоугольный вырез в левой половине борта. В боковинах выпиливается отверстие под крыло, их верхняя отрезанная часть приклеивается к центроплану. Между ними впереди и сзади монтируются фанерные трехмиллиметровые прямоугольные косынки, усиленные стеклотекстолитом и несущие дюралюминиевые крепежные гнезда. Образующиеся свесы стыкуются с накладками аналогичной конструкции, установленными во втором и третьем шпангоутах. Через металлические гнезда проходят впереди и сзади крыла по два винта МЗ, надежно крепящие крыло на фюзеляже. Под крылом он усиливается между боковинами миллиметровой фанерой, верхняя часть фюзеляжа вырезается из брусков бальзы, выдолбленных до толщины 3 мм.

Нос оформляется из обрезков древесины, приклеенных к собранному каркасу. Съемная часть фюзеляжа, расположенная над крылом, окантовывается по периметру тонкой фанерой, крепится впереди шпилькой, входящей в отверстие над шпангоутом, сзади — винтом МЗ. Хвостовые шпангоуты рамной конструкции собраны из бальзовых реек сечением 3 х 10 мм прямо между за¬гнутыми задними концами боковин. В заключение сборки фюзеляжа монтируется его нижняя часть, вырезанная из бальзы толщиной 10 мм и обрезков древесины. «Гаргрот» плавно переходит в киль, вышкуренный из бальзы толщиной 10 мм. Руль поворота навешивается на полосках листового дюралюминия, что позволяет при отладочных запусках точно определить необходимый угол его отклонения. После облетов руль заклеивается намертво.
Горизонтальное оперение
Оперение цельнобальзовое. Стабилизатор вышкуривается из двух пластин, склеенных на «точках». После внешней обработки заготовка разнимается, половины аккуратно выдалбливаются и вновь склеиваются, теперь по всей поверхности стыка. Центральная часть стабилизатора перед его установкой в фюзеляже обтягивается на ширине 50 мм тонкой стеклотканью. Рули высоты вышкуриваются нз пластин толщиной 10 мм. Так как собранный стабилизатор имеет по своей задней кромке толщину 14 мм, образуется явно выраженный уступ на переходе к рулям. Он обеспечивает малую эффективность рулей при небольших углах их отклонений, что благоприятно сказывается на выполнении округлых фигур комплекса. На больших же углах эффективность рулей восстанавливается, и модель четко выполняет резкие эволюции.
Шасси
Шасси с хвостовым колесом, стойки передних основных колес выпиливаются из каленого дюралюминия толщиной 2,5 мм. Стойки, входящие в фюзеляж, ложатся на пятимиллиметровую фанерную пластину, заклеенную между боковинами и несущую два гнезда с резьбой М4. От смещения вперед-назад стойки фиксируются установкой накладок на силовой пластине, последил я опирается на шпангоут фюзеляжа и на дополнительную переборку. Обтекатели колес выдалбливаются из бальзы, обтягиваются тонкой стеклотканью и монтируются на стойках. Диаметр основных колес 45 мм, в хвосте на двухмиллиметровой проволочной стоике устанавливается небольшое колесико.
Система управления
Система управления должна обеспечивать совершенно свободное отклонение рулей даже при полной натяжке корд, но и люфтов в ней не должно быть. Немаловажно и выполнение требований к жесткости отдельных элементов управления.
Тросы, соединяющие корды с качалкой и проходящие внутри крыла, имеют диаметр 1 мм. К качалке они крепятся шарнирно с помощью ушек, согнутых из миллиметровой проволоки ОВС, места соединений с тросами обматываются тонкой медной проволокой и тщательно пропаиваются. Ось качалки диаметром 4 мм уложена в двух шарикоподшипниках и имеет длину, позволяющую смонтировать на ней над крылом промежуточный рычаг. На его конце расположена ось диаметром 3 мм, на которую надевается тяга закрылков. Кабанчики рулей высоты и закрылков согнуты из мотоциклетных спиц, имеющих на конце резьбу МЗ, что позволяет при использовании резьбовых оконцовок подбирать соотношения углов отклонения управляющих поверхностей, изменяя их в широких пределах. Хорошо зарекомендовало себя соотношение, равное единице.
Тяга закрылков выполняется из трех миллиметровой проволоки; тяга рулей высоты — бальзовая круглая рейка диаметром 6 мм, усиленная продольными углеволокнами и несущая проволочные оконечности. Приклейка углеволокон необходима в связи с тем, что тяга в отличие от принятой методики не направляется отверстиями шпангоутов, что значительно снижает усилия трения в системе управления.
Внешняя отделка
Внешняя отделка начинается с оклейки передней части фюзеляжа вплоть до задней дополнительной переборки основания шасси тонкой стеклотканью. После этого вся модель трижды покрывается шпаклевкой, составленной из талька или детской присыпки и нитролака. Дождавшись полного высыхания этого покрытия, поверхность тщательно вышкуривается.
Крыло обтягивается толстой длинноволокнистой бумагой, остальные элементы — тонкой. Внешняя отделка модели заняла около ста десяти рабочих часов, что составило добрую треть всего времени, ушедшего на изготовление аппарата.
Винтомоторная группа
Винтомоторная крупа состоит из следующих элементов. Двигатель «Супер Тигр 46», наиболее популярный среди сегодняшних спертсменов - пилотажников. Среди самых ценных его достоинств надо отметить малую собственную массу и большой крутящий момент при низких оборотах. Путем длительного подбора были определены оптимальные параметры воздушного винта, соответствующие характеристикам двигателя и модели: диаметр 300 мм, шаг 170 мм, винт двухлопастный. С ним мотор на земле развивает 8000 об/мин. Футорка карбюратора выточена новая, с проходным сечением диаметром 6,5 мм. Топливного бака объемом 90—100 см3 хватает на шесть с половиной — семь минут полета.
По материалам журнала «Моделист конструктор».

Chinsky

Позволю себе дополнить сообщение Руслана фотографиями и чертежем из “Modelar”

валера38

На чертежах в МОДЕЛЯЖЕ крыло было без сужения(закрылок сужался) и движок Радуга-7

Chinsky

А по-моему, чертежи из М-К просто передрали с Моделяра. Кстати, не только эти…

валера38:

и движок Радуга-7

Там не Радуга стояла

валера38

Мож и ошибаюсь ,нет того журнала у меня,помню чертеж похожий и Радуга7…