К 100-летию со дня рождения Б.Р.Бельмана

Grif

В 50-70 годах прошлого столетия все, даже начинающие юные техники чётко знали, что главным организатором всех авиамодельных (также судо и автомодельных) мероприятий является аэроклуб в лице его инженера-авиамоделиста Бориса Романовича Бельмана (все его называли просто БР). Авиамодельная лаборатория аэроклуба на Чернышевской была их родным домом.
Борис Романович Бельман был исключительно целеустремленным, преданным авиамоделизму человеком. При этом обладал талантом отличного и последовательного организатора. Он не упускал мелочей, не останавливался ни перед какими преградами и авторитетами. Его знали и уважали многие руководители города и предприятий. Он не стеснялся тревожить людей в любое время суток и практически всегда ему шли навстречу.
БР активно и настойчиво привлекал к организации соревнований и благоустройству зон их проведения авиамоделистов всех кружков, секций и их руководителей, вне зависимости от подчинения.
Особое внимание БР уделял развитию и расширению детского авиамоделизма. Он проводил семинары по подготовке инструкторов-авиамоделистов, держал на учете все работающие в области кружки, следил за их успехами и помогал в работе.
По рекомендации Бельмана мы с Михаилом Мелиховым и другими молодыми авиамоделистами, пришедшими на завод после окончания школы, организовали авиамодельную лабораторию на Харьковском авиационном заводе, которая за полвека своего существования выросла в мощную авторитетную организацию и помогла многим спортсменам стать на ноги, добиться значительных успехов на соревнованиях национального и международного уровня. При этом моделисты всегда были хорошими специалистами, многие стали руководителями производства.
Осенью 1959 года, по предложению Бориса Романовича и при его непосредственном участии, была организована матчевая встреча команд авиамоделистов Харьковского и Киевского авиазаводов. Она положила начало традиционным, самым массовым и популярным всесоюзным ведомственным соревнованиям - Первенству предприятий Министерства авиационной промышленности (МАП). И после развала СССР эти соревнования проводятся в ранге Чемпионата работников авиапредприятий СНГ.
БР, поддержал идею и на специальном совещании убедил руководителей кружков в необходимости организации соревнований для начинающих авиамоделистов по простейшим (стандартным) кордовым моделям. Через несколько лет эти соревнования стали настолько массовыми (более 40 команд из многих районов области, по 4 участника в каждой), что пришлось вводить ограничения по количеству и времени полетов. Победа на этих соревнованиях считалась не менее почетной, чем на других соревнованиях.
Такое же большое внимание, как и другим проблемам, Борис Романович уделял подготовке квалифицированных судей, активно привлекая действующих спортсменов к работам в качестве судьи. Особенно активизировал эту работу после введения в действие в Харькове нового кордодрома, сооруженного благодаря его же инициативе и титаническим усилиям.
Борис Романович много лет лично возглавлял судейскую коллегию Харьковской области. В конечном итоге была создана настолько многочисленная и высококвалифицированная коллегия судей, что Харьков мог обеспечить проведение своими силами любых соревнований. Это было признано всеми, и в Харькове ежегодно проводилось несколько соревнований республиканского и всесоюзного уровня. При этом значительная часть судейской коллегии, состояла из харьковских судей. Например, в 1980 году на ХХ Всесоюзных соревнованиях МАП, на которых участвовало 540 спортсменов, работало более 50 судей и в том числе около 20 харьковских. Авторитет харьковских судей был настолько высок, что ежегодно они входили в состав Главных судейских коллегий Чемпионатов СССР.
БР пользовался признанием и высоким авторитетом на территории всей страны. Он являлся судьей всесоюзной и международной категорий. Был награждён Дипломом Поля Тиссандье международной авиационной федерации ФАИ. Его и сейчас считают своим учителем многие ветераны-авиамоделисты.

И.Т.Бурлак

f1u.org/component/content/…/277-100let-belman#comm…

8 days later
Григорий_1

Горжусь, что могу считать себя учеником БР, хотя непосредственно он и не руководил кружком в клубе им. Сталина. Для всех моделистов Харькова это был самый главный, строгий и справедливый авторитет. Ни один ВУЗ бывшего Союза не привел в авиацию столько пацанов, сколько их привел БР. Лучший кодродром СССР - это полностью его заслуга. Украинский авиамоделизм - это тоже он. Спасибо Вам, БР, за то, что Вы были!!!

ДедЮз

Игорь, привет! Спасибо, за теплые воспоминания. Думаю, о БР-е можно было бы написать больше, но лучше, чтобы это сделал Валера Бельман. Кто-нибудь с ним поддерживает связь?
БР мне многое рассказывал, про военные и довоенные годы, о друзьях в технике и политике. Я считаю, что эту сторону жизни лучше, чтобы осветили родные. Храню письма и открытки от БР-а, ценность двойная: с одной стороны листа письмо, а вторая сторона протокол соревнований или полетный лист, как правило пилотажников. Я уже выкладывал фотографии с БР-ом. Чтож попрбую еще раз, к сожалению многие не отсканированы, лежатв разных альбомах.

P.S. Письмо обращено к Игорю Бурлаку. Медаль к 60 летию БР-а делал я в 71году. Крайнее фото, одно из последних.

ДедЮз

Москвичи! Пора вспоинить про Рывкина. Он же для вас не меньше сделал, замечательный был человек!