Мой внос в фонд "пилотажка для КМД"

Olaf
Марат:

разделите круг на 4 части - получите сектор . Бой в секторе - когда модели не выходят за его границы.

И все в одном секторе ? Или таки переходят в соседний и дальше продолжают “выяснять отношения” ? А потом в соседний… 😉
Я бы не назвал в те времена бой сплошной “догонялкой”. Манера ведения боя была разной. Вот из Иваново и Владимира, Казани, вроде и из Нижнего, и еще какие то экипажи, сейчас не вспомнить просто, воевали преимущественно в секторе. Модели позволяли это делать. Другие, да, убегали или догоняли… 😃

Марат:

вы по аккуратней с выражениями -

Прощения просим!!! 😃

Марат:

ребята вы сначала посмотрите когда Дубинецкий становился чемпионом мира, а он им был трижды - а то мы разговариваем как слепой с глухим.

Чемпион СССР в 68, 70, 71 годах. У Киселева в книге.
Речь то о модели. На подобной еще в 77 году на зоне воевали.
Не знаю, что Вы называете “коробочкой”. Если про фюзеляж коробчатый, то нет. Фюзеляж был плоский. Модель есть в книге опять же у Киселева. “Модель ЦСТКАМ, за основу взята модель Дубинецкого”. Собственно, подобную с плоским фюзеляжем я имел в виду. Хотя чертежи похожих были и в Моделисте-конструкторе, а фотки подобных моделей в “Крыльях Родины”.

Olaf
Марат:

чувствую мы от модератора за флуд получим по гранате…

Просим прощения у модератора ! И автора темы ! 😃
Завела нелегкая от моделей с закрылками и без оных… 😉
Чисто для ясности о каких моделях шла речь (тем более, что они хоть и бойцовки, но с закрылками). Фото начала 70-х из журнала “Крылья Родины”:

Creolka
Olaf:

Без закрылков действует одна сила от Г.О. относительно Ц.Т. - и, соответственно, момент относительно Ц.Т.
В другом случае с закрылками действуют две силы разнонаправленные от закрылков и Г.О.

Немного не так, у крыла с закрылками больше подьёмная сила…

Марат
Андрей_Зазулин:

!!!😃

-даа маху дал… конечно трёхкратный чемпион СССР

Olaf:

Чисто для ясности о каких моделях шла речь

а ещё раньше были с коробчатым фюзеляжем и с закрылками. Кстати на таких тоже летал - на переделанных метеорах, но о бое в секторе… нее, так хорошо они не летали.

Olaf
Creolka:

Немного не так, у крыла с закрылками больше подьёмная сила…

Конечно, зависимость более сложная. Но упрощенно, как написано у Сироткина Ю. в его книге, можно рассматривать воздействие на модель момента сил (самый простой случай - от пары сил, если они равны по модулю, конечно). Пара сил дает “ноль” в проекции на вертикальную ось и создает только момент пары (теормех)… В отличии от случая с одним РВ, при котором всегда есть составляющая, направленная в противоположную сторону от подьемной силы в проеции на вертикальную ось (или, если силу от РВ привести к Ц.Т. модели).

Нотан

Когда мы были молодымиии…В пятницу на кануне соревнований по верёвкам(Тушино),грохаем три самика с приятелем,а три самика , это значит и три винта(рукодельные).К утру всё было готово,обтянуто,проэмаличено и в подсохшем состоянии и с тремя винтами мы в 9 уже искали своих на корте(правда было это в 1965 году).Три бойцовки досих пор целы и лежат на чердаке.Последний раз летат 7 лет назад.Теперь,пробовал,но руки уже не так заточены(и желания нет крутиться по кругу),да и хочется чего нибудь такого-типа большого,прибольшого и красивого.Семь лет осваиваю радиоуправляемые самолёты,тащусь от полукопий.Мустанг ,МИГ-3 и конечно Як(Яшечка),да и при наличие ден.знаков,материалов и технологий-построить можно всё,что хочешь,а раньше бальзовые щепки собирали от Мастеров-Ситоркина,Литвинова,Шкурского,и ничего строили самики самозабвенно,каблуки капроновые лили на винты…когда мы были молодыми.Обидно,что из молодых с нами никто не беседует…Хотя,говорят есть подвижки.

Olaf
Марат:

а ещё раньше были с коробчатым фюзеляжем и с закрылками. Кстати на таких тоже летал - на переделанных метеорах, но о бое в секторе… нее, так хорошо они не летали.

Коробчатые мы уже не делали, я их только на картинках видел.
Спорить уже устал! 😒
Нужно будет как нибудь сделать модельку и снять на видео, как она “из зенита до земли 8 раз меняет направление…”. 😉 😁

RUSLAN_KIEV
Olaf:

В книге Киселева написано, что модель “Дракон 3” 70 года

Разместил фото Киселёвских “Драконов” и “коробочек” с ЧМ-70 в соответствующей теме!..rcopen.com/forum/f95/topic99162/1300

Марат
Нотан:

Обидно,что из молодых с нами никто не беседует…

Так принимайте участие в разговорах - делитесь опытом! Короче: Добро пожаловать!

Creolka
Olaf:

Конечно, зависимость более сложная. Но упрощенно…

Olaf:

Пара сил дает “ноль” в проекции на вертикальную ось и создает только момент пары (теормех)…

Приветствую.
Механика и аэродинамика - это разные вещи!
Дело в том, что стабилизатор НЕ создаёт подьёмной силы, исключим специфические конструкции.
В момент отклонения РВ возникает сила стремящаяся повернуть самолёт вокруг какой-то точки в прстранстве.
При развороте увеличивается угол атаки крыла относительно набегающего потока.
Как следствие увеличивается и подьёмная сила, вот эту силу и можно дополнительно увеличить при помощи закрылок.

Olaf
Creolka:

Механика и аэродинамика - это разные вещи! Дело в том, что стабилизатор НЕ создаёт подьёмной силы, исключим специфические конструкции. В момент отклонения РВ возникает сила стремящаяся повернуть самолёт вокруг какой-то точки в прстранстве. При развороте увеличивается угол атаки крыла относительно набегающего потока. Как следствие увеличивается и подьёмная сила, вот эту силу и можно дополнительно увеличить при помощи закрылок.

Механика и аэродинамика, согласитесь, связаны. Не разделить.

<<В момент отклонения РВ возникает сила стремящаяся повернуть самолёт вокруг какой-то точки в прстранстве.>>
Эта сила создает момент относительно Ц.Т. и направлена в противоположную сторону от подъемной, т. е. она уменьшает результирующую силу.
<<Как следствие увеличивается и подьёмная сила, вот эту силу и можно дополнительно увеличить при помощи закрылок.>>
Если говорить о маневре, то закрылки скорее компенсируют потерю результирующей силы от силы РВ, в идеальном случае создается только вращательный момент. Если сила от закрылков по модулю больше, чем сила от РВ, то модель получает дополнительный прирост к подьемной силе самого крыла. Это режим, к примеру, посадки с выпущенными закрылками.

papaAlex
Olaf:

Эта сила создает момент относительно Ц.Т.

Относительно фокуса модели, при “нормальной” схеме и “нормальной” регулировке, находящегося позади Ц.Т. - по идее, а на деле, вокруг какой-то точки, находящейся между Ц.Т. и фокусом.😵😃

Olaf
papaAlex:

Относительно фокуса модели, при “нормальной” схеме и “нормальной” регулировке, находящегося позади Ц.Т. - по идее, а на деле, вокруг какой-то точки, находящейся между Ц.Т. и фокусом.

А что делать с инерционными силами при этом ? 😉
Поэтому в авиации все приводиться к Ц.Т. Приложив силу в Ц.Т. получаем только поступательное движение без всякого вращения - крутящего момента.
Если сила в другом месте - приводят эту силу к Ц.Т. (учитывают ее роль в поступательном движении) и учитывают момент этой силы относительно Ц.Т. (учитывают ее роль во вращательном движении).
Закрылки вместе с РВ могут обеспечить только вращательное движение (пара сил), а так же могут обеспечить только поступательное без вращения (при этом сила от закрылков примерно раза в два больше, чем от РВ, к примеру). Ну и разные другие случаи. Определенная универсальность. Чего не скажешь о модели без закрылков.

Maksus

Мужики, вы в своих рассуждениях как-то упустили из виду, что закрылки при отклонении формируют скос потока за крылом. Например, при даче РВ вверх закрылки отклоняют поток вниз, и стабилизатор относительно набегающего потока начинает иметь отрицательный угол атаки. Это уже само по себе создаёт кабрирующий момент, а тут ещё и руль высоты делает своё дело. Закрылки при коротком плече резко повышают эффективность руля высоты.

Olaf
Maksus:

Мужики, вы в своих рассуждениях как-то упустили из виду, что закрылки…

Это, конечно, упрощенна схема для того, чтобы только понять механику процесса.
Вот у Сироткина Ю. в его книге “В воздухе пилотажные модели” на 16 странице:

<<На всех без исключения современных пилотажных моделях для улучшения управляемости делают закрылки, которые отклоняются в сторону, противоположную рулям высоты. Возникшая при этом пара сил существенно улучшает управляемость модели…>>

bookfi.org/book/589883

Нотан
Olaf:

Это, конечно, упрощенна схема для того, чтобы только понять механику процесса.
Вот у Сироткина Ю. в его книге “В воздухе пилотажные модели” на 16 странице:

<<На всех без исключения современных пилотажных моделях для улучшения управляемости делают закрылки, которые отклоняются в сторону, противоположную рулям высоты. Возникшая при этом пара сил существенно улучшает управляемость модели…>>

bookfi.org/book/589883

Олег,правильная ссылка на Мастера.Прочитал и вспомнил столько,давно забытого и никому ненужного.На верёвке 15м,куда она ,нафиг,денется,этож несвободнолетающая.Вечная память КАМОДУ,странно,но при современном выборе и модификациях(электрички,ДВС и пр),ломать голову из-за … да ещё вдали от Родины,где за 100 бакинских,тебе привезут и по корду пробегутся и облетают… Мы кусочки бальзовые собирали,да ящики тунговые курочили,да МК12В,РИТМ,да МЕТЕОР,а уж с КОМОДОМ равных не было.Что-то долго мы ждём выхода на поле этого самика,собранного по всем правилам,а может дело не в бабине…Три бойцовки на чердаке жалобно завыли…не думал,что будет,такой,ажиотаж,человек 20 сразу захотели взять за даром:

Olaf
Нотан:

Три бойцовки на чердаке жалобно завыли…не думал,что будет,такой,ажиотаж,человек 20 сразу захотели взять за даром:

Просто они, наверное,… <<не умеют их готовить…>> 😃
Но все равно, чем пылиться на полке, пусть уж полетают… Может и с КАМОДОМ, благо их все продают и продают… На удивление немало Питерских новеньких все еще в коробочках… Я вот на днях двух таких приобрел. Соскучился. 😉

валера38
Нотан:

человек 20 сразу захотели взять за даром:

Раз решили подарить -проконтролируйте чтоб летали ,а то поставят на полки и усё опять пылиться…

Maxi_OGM

человек 20 сразу захотели взять за даром

А вот что движет людьми? Им что, бойцовку слабо сделать? Таким и отдавать не надо, они и починить не смогут.
Я понимаю за пилотажкой очередь бы выстроилась. А бойцовка - расходник ценой 600 рублей.

Слава_Ямпольский

Мда, как время летит. Вроде вчера был в мастерской, кавырялся а посмотрел на мой последний отчёт а он-то аж целую неделю назад был! Ну да ладно. Рад что хоть появилась возможность помастерить. Для меня постройка моделей это эликсир для души. Посредь посведневной суматохи, эти пару часов в бальзовой пыли рассасывают комок нервов под сердцем, рассправляют мои плечи и придают мне силы встречать новый день с улыбкой и энергией. Ну, хватит поэзии, дальше только проза.

Постройка идёт немного медленней чем обычно так как стапель для крыла стоит на большём листе ДВП и места нету где я мог бы строить фузеляж или хвостовое оперение. Обычно, перед постройкой новой модели я очищаю стол от всякого барахла. На столе достаточно места для трёх станций конвеера: крыло, заготовка/нарезка деталей и сборочная. Пока что-то сохнет на крыле, перехожу на другую станцию и продолжаю работать. В этот раз я ошибочно подоумал что модель маленькая и нужды нету очищать весть стол. Поставив лист со стапелем крыла на месте сборки, я вынужден закончить строить крыло перед тем как начну фузеляж и хвостовое оперение. Мдаа, бек живи, век учись. Никогда больше не буду строить модели без изначального субботника.

Вчера продолжил строить крыло. Чтобы закончить крыло оставалось сделать законцовки, вклеить качалку, обшить центроплан и соединить обе половинки крыла и провести тягу наружу. Вчера удалось сделать законцовки и начать обклейку центроплана.

Законцовки строю из трёх пластин бальзы: 12мм, 3mm и 12мм. Причину тонкой пластины посередине поймёте ниже. Изначально вырезаю все заготовки таким же методом как и нервюры: распечатываю профиль на компутере, наклеиваю и лобзиком вырезаю.

Склеиваю их суперклеем так чтобы их потом можно было расчепить. Как правило капаю две капли клея по центру. Позицыя капель такова чтобы они не были слишко близко к носу или хвосту нервюты ну и не рядом друг с другом. После того как клей засох, создаю форму законцовки сначала ножом, потом грубой наждачой(80) и в конце мелкой наждачкой(200).

После того как законцовки выглядят более или менее красиво и одинаково, быстро взвешиваю. Как исвестно, каждой модели нужен грузик на наружней части крыла. поставив самый тяжёлую законцовку снаружи, нужный вес грузика будет меньше и как результат модель будет весить меньше. Самая тяжёлая законцовка идёт на правую половину крыла.

В каждой модели законцовки несут в себе два очень важных елемента настройки модели: елозь для установления позиции троса в зависимости от ЦТ а так же коробочка для веса. Ох чуствуется открывается очередная крышка ларца Пандоры но обьяснять надо…

Место где тросы выходят из крыла имеет очень большое влияние на качество полёта модели( небольшая заметка: в обсуждении о месте выхода тросов, вместо того чтобы обсуждать каждый трос отдельно, проще использовать точку находящуюся посередине между тросами). Положение точки выхода в зависимости от Центра Тяжести влияет на натяжение кордов а так-же на качество поворота модели. В теории, если точка рассположена прямо где ЦТ то модель будет всегда летать по кассательной и центробежная сила будет идерживать натяжение кордов но тут упоскается сила споротивления создаваемая кордами. Когда вы будете летать в следующий раз, посмотрите как корды идут к модели. Они не идут по прямой. Они идут по дуге созданной сопротивление ветра. Так вот эта дуга заставляет модель заворачивать в круг тем самым ухудшая натяжение кордов. Поэтому точка выхода кордов всегда рассположенна позади ЦТ.

Если точка выхода слишком далеко позади ЦТ, то модель будет смотреть носом из круга и сильно натягивать корды. Хорошо да? Не совсем. И каждой модели есть вектор тяги мотора. Если этот вектор не идёт по касательной к кругу полёта, то часть силы тяги уходит на натяжку кордов а самое главное: уменьшает силу тяги модели вперёд. Меньше тяга вперёд, меньше центробежная сила, меньше натяжение кордов. Когда модель летает по горизонтали, это не имеет большёго значения но когда модель находится вверху сферы полёта(восьмёрка над головой на пример) то каждая капля тяги должня уходить в поддержку движения модели чтобы центробежная сила удержала модель И поддерживала натяжение кордов.

Точка выхода так-же влияет как модель проходит повороты. Если расстояние между ЦТ и точкой выхода слишком большёе то при выходе из поворота модель ёрзает носов влево-вправо.

У каждой модели, пусть даже одного дизайна, ЦТ всегда будет будет немножко не там где изначально задуманно дизайнером. Можно конечно подгонять оконченную модель чтобы ЦТ был там где заданно но это значит нужно цеплять вес на нос или хвост тем самым увеличивать вес модели что очен не желательно. Как правило, если в законченной модели ЦТ находится близко к ЦТ заданному планом(скажем плюс минус 5%), то качество полёта модели значительно не изменится. Но где бы ЦТ не был, точка выхода кордов неизменно должна находится где-то позади. А так как окончательное положение ЦТ не известно, надо строить модели изменяемой позицией выхода кордов. Устройство исключительно простое.

или вот: brodak.com/dual-2-line-adjustable-leadout.html

Так как это делается из 3мм фанеры, поэтому и средний слой законцовки тоже 3мм. Рачепливаем левую законцовку на изначальные 3 пластины и вырезаем в средней платине прямоугольное отвестие и вклеиваем. Выглядит примерно так:

Перед тем как окончательно приклеевается наружняя пластина к средней, нужно сделать паз по которому будет ездить шайба и склеить оставив шайбу в пазу. После склейки шайба должна свободно двигатся. После этого, аккуратно вырезается прорес в наружней пластине для выхода тросов

самую внутренную пластину нужно облегчить. Я как правило оставляю 6мм по периметру а остальное вырезаю и окончательно приклеиваю к другим пластинам.

В Правой законцовке находится отсек для груза. Я его делаю из 3мм фанеры склеейной в квадрат. Склеиваю четыре сторону и дно вместе. В центре проделываю отвсерстие и вставляю слепую гайку.


Крышку тоже делаю с отверстием через которое бует проходить болт. Вся коробка вклеивается во внутрь законцовки либо крышкой вниз либо в сторону. На этой модели я решил врезать её крышкой вниз.

Количество веса очень влияет на натяжение кордов и опять-же на качество поворота модели. Слишком мало веса и корды будут обвесать. Слишком ного и при повороте, правая панель будет качать модель. Сбоку выглядит как будто правая панель “кивает”.
Окончательный вес грузика выясняется во время испытания модели так-же как и позиция выхода тросов.

Кроме законцовок, я так-же начал соединять обе оловины крыла и заклеивать центроплан. Мой метод соединения поливин был разработан на более больших моделях с более высокими нагрузками так что прочность этого подхода уже много раз удостовенна. Этому меня научил мой друг Рик Кларк. Он летает намного дольше чем я и его модели живут десятками лет. Сам он этот метод перенял у известного американского пилотажника Винди Уртнавский. Весь метод состоит в том чтобы передать стрэсс изгибания крыла на обшивку лобика крыла который в свою очередь передаёт их на лонжероны.
Вырезаем два овала из стеклоткани(чем легче тем лучше) размером чуть меньше чем ширина центроплана и прикеливаем епоксидкой. Я пользуюсь самой медленной и по возможности жидкой эпоксидкой. Эпоксидка должна пропитать оба слоя стеклоткани. Если эпоксидка не достаточно жидкая, я её подогреваю фэном для сушки волос. Два овала наклеиваются так чтобы центр овала находился в самой высокой кочке профиля. после того как оба овала полносью пропитанны, я беру бумагой промакашку и макаю уберая лишний клей. Надо дать эпоксидке полносью засохнуть перед тем как достаём крыло из стапеля и переворачиваем. Вот картинка как это выглядит

По бока лежат два подгодовленных овала для другой стороны.

Ну вот вроде всё. В следующий раз я вклею качалку, законцовки и окончательно обклею центроплан стеклотканью.

А ну да, я недавно заполучил пару моторов за красивые глаза: Бродак 40 и Кокс “Чёрная Вдова” 0.051(0.8 куба). Так вчера немного повозился и перебрал Кокс