Дешевый кордовый авиамоделизм?

LODSAT

Некоторые наверняка задумывались (особенно руководители кружков) как сделать кордовую авиамодель максимально дешёвую, такую чтоб её смог изготовить (даже дома) практически любой пацан в практически любом небольшом городе или селе находящимся, например на дальнем востоке в дали от больших городов? Что-то совсем немного здесь таких конструкций (чертежей). Многие предлагают дизеля. Тут приведу простой пример: у нас в городе эфир не купить, выход баллончик быстрый старт цены на один не ниже 300 р, плюс масло, плюс керосин, мешаем поровну получаем ~ 1.3 л. Этого для новичка (падения, неправильная заводка) хватит совсем ненадолго. И уже нужно опять покупать топливо. А зарплаты есть 3000 р… Крутить постоянно таскалку (кордовую без движка)? А можно например сделать ЛК из листа потолочки с мотором от плёночного фотика и аккумулятором от сотового, а корды из лески «плетенки»! 😃 И не дешевле ли в таких условиях сделать самолёт аля F3P, накопить и прикупить самые дешевые комплектующие (мотор, регулятор, сервотестер к нему, аккумулятор(ы), зарядное) с китайских интернет-магазинах и установив на него сделать кордовую авиамодель? (Запускать дешевле зимой в глубоком снегу:)) Корды из лески плетенки. Это дешевле чем покупать топливо цена на которое всё больше и больше. У кого есть какие наработки по этому поводу?

Diakor

Прошу прощения заранее)))
Ухаживать за девушкой достаточно накладно, конфеты, цветы, походы в кафе… У новичка точно с первого раза не получится…, а деньги на исходе. Гораздо дешевле пойти в соответствующий магазин и купить резиновый суррогат…, ну уж если совсем деньги кончились, можно и… не ходить в магазин…

Aeroplex
LODSAT:

И не дешевле ли в таких условиях сделать самолёт аля F3P, накопить и прикупить самые дешевые комплектующие (мотор, регулятор, сервотестер к нему, аккумулятор(ы), зарядное) с китайских интернет-магазинах и установив на него сделать кордовую авиамодель?

rcopen.com/forum/f95/topic217401/151
rcopen.com/forum/f95/topic286555/80 По второй ссылке регуль нужно другой, нужные функции все есть, но при включении GOVERNER - исчезает жесткий тормоз и жесткая отсечка по напряжению

Самчук_Евгений
LODSAT:

Некоторые наверняка задумывались (особенно руководители кружков) как сделать кордовую авиамодель максимально дешёвую, такую чтоб её смог изготовить (даже дома) практически любой пацан в практически любом небольшом городе или селе находящимся, например на дальнем востоке в дали от больших городов? Что-то совсем немного здесь таких конструкций (чертежей). Многие предлагают дизеля. Тут приведу простой пример: у нас в городе эфир не купить, выход баллончик быстрый старт цены на один не ниже 300 р, плюс масло, плюс керосин, мешаем поровну получаем ~ 1.3 л. Этого для новичка (падения, неправильная заводка) хватит совсем ненадолго. И уже нужно опять покупать топливо. А зарплаты есть 3000 р… Крутить постоянно таскалку (кордовую без движка)? А можно например сделать ЛК из листа потолочки с мотором от плёночного фотика и аккумулятором от сотового, а корды из лески «плетенки»! 😃 И не дешевле ли в таких условиях сделать самолёт аля F3P, накопить и прикупить самые дешевые комплектующие (мотор, регулятор, сервотестер к нему, аккумулятор(ы), зарядное) с китайских интернет-магазинах и установив на него сделать кордовую авиамодель? (Запускать дешевле зимой в глубоком снегу:)) Корды из лески плетенки. Это дешевле чем покупать топливо цена на которое всё больше и больше. У кого есть какие наработки по этому поводу?

…это трудно бует назвать моделизмом

Championf2d

Не надо бросаться в крайности : покупать резиновых женщин и запускать модели зимой на леске вместо троса, тем более использовать дорогостоящий баллончик с быстрым стартом.
Если в любой “деревне” или “городе” есть хотя бы один человек имеющий желание заниматься авиамодельным спортом, то необходимо делать следующее :

  1. Обратиться(только с письменным заявлением) в местную администрацию, муниципалитет, ДОСААФ, общеобразовательную школу, техникум и т.д , с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ организовать : кружок-клуб “умелые руки”, “начальное моделирование”, “юный конструктор” и т.д.
  2. Обратиться (только с письменным заявлением) к любому руководителю (руководителям) крупно-мелко-среднего государственно-коммерческого предприятия - организации, колхоза-совхоза-автохозяйства-молокодойки-силосохранилища и т.д.
  3. Объединиться с более-менее непьющими родителями-бабушками-дедушками-старшими сёстрами-братьями для достижения поставленной цели и задачи по созданию клуба-секции-объединения.
    Теперь о стоимости топлива, микродвигателей, материалов и т.д.
  4. Эфир можно купить по цене не более 500 руб. литр (скажу где, звоните и пишите мне 8-916-624-15-15, efps@mail.ru), керосин и масло продаются повсеместно.
    Кстати, дизельное топливо мешается “не поровну”, а 27-33 процентов эфир, 15-18 процентов масло, остальное недорогостоящий керосин (или солярка).
  5. Моторы стоят недёшево, но если на первых порах приобретать недорогие китайские образцы, то это будет выход из положения. Хотя лично я считаю что скупой платит дважды, и лучше купить ФОРА-ПИОНЕР и грамотно её использовать и обслуживать. ФОРА-ПИОНЕР стоит 2200 руб. и хватит надолго.
    3.Недорогие материалы на самолёты так же можно купить через интернет-магазины, или на строительных рынках.
    Я уверен, что и “дети” и “взрослые” больше денег тратят на пиво-сигареты-дискотеки и т.д.
    Короче, начните с самого главного - оффициального создания клуба, а всё остальное придёт со временем : и опыт, и мастерство, и благополучие.
валера38

Павел спасибо за развёрнутый ответ!
Фора одно ,есть Макс дешевле.

Championf2d

Да, Валера ! Есть много чего качественного и достаточно недорогого, но если без ума подойти к любому вопросу, то никаких денег не хватит.
Кто хочет делать- тот делает, а кто не хочет - тот ищет отговорки , что дорого и достать невозможно.

ADF

Извиняюсь, что вмешиваюсь…

Championf2d:
  1. Моторы стоят недёшево, но если на первых порах приобретать недорогие китайские образцы, то это будет выход из положения. Хотя лично я считаю что скупой платит дважды, и лучше купить ФОРА-ПИОНЕР и грамотно её использовать и обслуживать. ФОРА-ПИОНЕР стоит 2200 руб. и хватит на…

А прям-таки обязательно именно дизеля? По моему запреты на метанольники для детей - канули вместе с СССР.
И вот тут китайчатина вовсе не плоха. Уж сколько разных асп-ов и ТТ привезено и замучено было (чаще от трения об асфальт умирают, чем от износа), при этом 2,5 кубовая калилка в сами знаете каком магазине стоит буквально тыщу рублей + доставка.

Championf2d

Вот-вот, об этом и речь ! Что бы построить самолёт и подготовить его к старту огромных денег не требуется, но если этот комплект варварски долбить об асфальт или другую поверхность планеты, то никакой техники не хватит (ни фанерной, ни бальзовой, ни композитной). Необходимо грамотно построить систему тренировочного процесса при которой все отрабатываемые элементы и связки не будут обходиться ценой в жизнь модели, мотора, пропеллера, троса и т.д. В нашем клубе во главу угла поставлено золотое Правило : " Шаг за шагом, но вперёд и по возможности без потерь".
Даже такие элементарные слогаемые полёта, как ВЗЛЁТ,ПОСАДКА, ГОРКА, ПОЛУПЕТЛЯ, отрабатываются отдельно, индивидуально и с фиксацией каждого шага.
Если пилот плохо взлетает и неадекватно ориентируется в кругу, то существуют специальные упражнения для обучения, фиксации и отработки всех элементов полёта.
Конечно спортивная техника стоит недешево, но что бы уверенно летать и побеждать совершенно не нужно иметь Супер-АКМы и модель схемы Трифонова. Достаточно вышеупомянутого “МАКСа” и классическую деревянную схему Беляева.

ZigZag_f2b
Championf2d:

Если пилот плохо взлетает и неадекватно ориентируется в кругу, то существуют специальные упражнения для обучения, фиксации и отработки всех элементов полёта

а чуть подробнее?, думаю, многим будет интересно…

Яшин_Н_М
Championf2d:

во главу угла поставлено золотое Правило : " Шаг за шагом, но вперёд и по возможности без потерь".

Только так. “…Тише едешь, шире морда…”

Championf2d

Не совсем так, и даже совсем не так !
Первоначально начинающий (или “вспоминающий”) пилот проходит интенсивный курс обучения на кордовом тренажёре-симуляторе Алексея Резепина (г. Челябинск).
После этого “живой” полёт на достаточно “тупом” самолёте с КМД или другим дизелем.
Затем начинается самое интересное… (об этом я уже рассказывал на сайте ФАСР в разделе “Обучение полётам”)
И уже на 7-8тренировку получается пилот эквивалентный 1-му (или 2-му)спортивному разряду.
Так же имеется упрощённый компьютерный симулятор, на котором полезно “полетать” каждому “бойцу”.
Именно этот симулятор позволяет синхронизировать мозги-руку-глаза. В нём имеются даже разноцветные отрубы ленточек.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… поэтому приглашаю в любое воскресенье на наш новый кордодром в Чертаново.
А у кого нет возможности приехать, внимательно читайте книгу Б.А. Киселёва Модели “Воздушного боя”.
Кстати в ближайшее время должна выйти вторая книга Б.А. Киселёва "Современные модели “Воздушного боя” (… в данном случае “Воздушного” с большой буквы) !!!

comesk

LODSAT:

Что-то совсем немного здесь таких конструкций (чертежей).

я так делаю. Сироткина книга помогла в расчетах.

сейчас описание попробую сбросить.

comesk

Учбова пілотажнамодель літака.

Учбову пілотажну модель літакавикористовують для набуття навичок в керуванні, необхідних умовних рефлексів для освоєння елементів прямого і зворотногопілотажу.

На учбову пілотажну модель кращевсього встановити мікродвигун робочим об’ємом 2,5 см3.

Для виготовлення даної моделівикористовуються найдоступніші матеріали - липу, сосну, фанеру, дріт, лавсановуплівку, клей ПВА, БФ - 2.

Центр ваги моделі слід зробити більшпередній -13-15 % САХ.

Фюзеляж моделі виготовляється злипової дошки товщиною 12мм. Хвостова-частина фюзеляжу робиться набірною. Привстановленні крила, двигуна і стабілізатора необхідно щоб вісі цих елементівбули паралельні. Руль поворот}’ має кут 8 - 10° повороту з кола. Для кращоїнатяжки корд двигун збивається з кола на 2 – 3° за допомогою накладок з букуна мотораму. Для міцності внутрішня площина моторами має накладку з фанери 1.5- 2мм або з текстоліту. Крило моделі складається з соснових лонжеронів такромок і липових нервюр. Кількість нервюр - 14, товщина 1.5 2 мм. Оскількинервюри однакові, їх виготовляють у пакеті, закріпивши між двома шаблонами.Особливу увагу слід приділити пазам для лонжеронів і кромок. Полегшеннявипилюється у кожній нервюрі окремо. Паз у задній кромці фрезерується задопомогою верстата “Умілі руки”. Під рейки пропилюються пази уфюзеляжі, після чого крило збирається за допомогою клею ПВА. Закінцівкивиготовляються з липової пластини товщиною Змм. До зовнішньої закінцівкикріпиться важок 15 - 20 г. Центральну частину крила необхідно зашити тонкимшпоном або пінопластом ІІХВ, для кріплення обтяжки крила. У внутрішнійзакінцівці свердлять отвори для виведення корд, в які вклеюються відрізкилатунної трубки 3 х 2 мм. Стабілізатор і кіль виготовляються набірними з рейокабо з пінопласту армованого по кромкам липою. Руль висоти і руль поворотувиготовляється з липової пластини. Руль висоти навішується до стабілізаторарізними способами.

Качалка виготовляється з дюралюмінію1,5 - 2мм, має плечі 60 х 15мм. кріпиться пайкою на П-подібному кронштейні,зігнутому з дроту ОВС Змм. Кронштейн кріпиться за допомогою ниток і клею до лонжеронів. Тягуможна зробити з соснової або липової рейки круглого перерізу 0 6мм. В якостіосей можна використати дріт ОВС 02мм. Дріт кріпиться до дерев’яної тяги ниткамиз клеєм. На руль висоти кріпиться кабанчик з плечем 15мм. Після монтажу системикерування можна приступати до обтяжки моделі.

Для обтяжки моделі необхідно матипаяльник з насадкою-гладилкою, або електропраску. Спочатку робляться викройки злавсанової плівки. Потім місця обтяжки промазуються клеєм БФ -2, післявисихання клею (10 - 20 хв.) плівка накладається на площину обтяжки і задопомогою паяльника приклеюється і натягується. Після обтяжки модель фарбуєтьсяі лакується.

Шасі можна виготовити зарізноманітними схемами. З практики - найкращий варіант двоколісне шасі здротяними стійками (ОВС 03мм). Таке шасі вигримує аварійні посадки.

Бачок моделі краще виготовити зжерсті. При установці бачка необхідно пам’ятати, що трубка живлення повинназнаходитись в одній площині з жиклером. Ця умова необхідна для симетричноїроботи двигуна - в прямому і перевернутому польотах. Отвори під кріпленнядвигуна свердляться в останню чергу - за допомогою переміщення двигуна по вісінеобхідно досягнути центру ваги моделі 13-15 %САХ крила.
Перший політ краще зробити спортсмену, котрий вже маєдосвід пілотування кордових моделей літаків. Перші польоти бажано здійснюватипри швидкості вітру не більше 1 -2 м/с.

aleksandr67:

проще дать ссылку на книгу

нет книги сейчас в наличии.

сейчас переведу.

Учебная пилотажная модель самолета.

Учебную пилотажную модель самолета используют для приобретения навыков вуправлении, необходимых условных рефлексов для освоения элементов прямого иобратного пилотажа.

На учебную пилотажную модель лучше всего установить микродвигатель рабочимобъемом 2,5 см3.

Для изготовления данной модели используются доступные материалы - липу, сосну,фанеру, проволоку, лавсановую пленку, клей ПВА, БФ - 2.

Центр тяжести модели следует сделать более передней -13-15% САХ.

Фюзеляж модели изготавливается из липовой доски толщиной 12мм. Хвостовая частьфюзеляжа делается наборной. При установке крыла, двигателя и стабилизаторанеобходимо чтобы оси этих элементов были параллельны. Руль поворота имеет угол8 - 10 ° поворота из круга. Для лучшей натяжки корд двигатель сбивается с кругана 2 - 3 ° с помощью накладок из бука на мотораме. Для прочности внутренняяплоскость моторамы имеет накладку из фанеры 1.5-2мм или текстолита. Крыломодели состоит из сосновых лонжеронов и кромок и липовых нервюр. Количествонервюр – 14 толщина 1.5-2 мм. Поскольку нервюры одинаковые, их изготавливают впакете, закрепив между двумя шаблонами. Особенное внимание следует уделитьпазам для лонжеронов и кромок. Облегчение выпиливается в каждой нервюреотдельно. Паз в задней кромке фрезеруется с помощью станка “Умелые руки”.Под рейки пропиливаются пазы в фюзеляже, после чего крыло собирается с помощьюклея ПВА. Законцовки изготавливаются из липовой пластины толщиной Змм. В внешнейзаконцовке крепится грузик 15 - 20 г. Центральную часть крыла необходимо зашитьтонким шпоном или пенопластом ПВХ, для крепления обтяжки крыла. В внутренней законцовкесверлят отверстия для вывода корд, в которые вклеиваются отрезки латуннойтрубки 3 х 2 мм. Стабилизатор и киль изготавливаются наборными из реек или изпенопласта армированного по кромкам липой. Руль высоты и руль поворотаизготавливается из липовой пластины. Руль высоты навешивается к стабилизатору различнымиспособами.

Качалка изготавливается из дюралюминия 1,5-2мм, имеет плечи 60 х 15мм. крепитсяпайкой на П-образном кронштейне, согнутом из проволоки ОВС 3 мм. Кронштейнкрепится с помощью ниток и клея к лонжеронам. Тягу можно сделать из сосновой илилиповой рейки круглого сечения диаметром 6 мм. В качестве осей можноиспользовать провод ОВС 2мм. Проволока крепится к деревянным тягам нитками наклею. На руль высоты крепится кабанчик с плечом 15мм. После монтажа системы управленияможно приступать к обтяжке модели.

Для обтяжки модели необходимо иметь паяльник с насадкой-гладилкой илиэлектроутюг. Сначала делаются выкройки из лавсановой пленки. Затем местаобтяжки промазывают клеем БФ -2(десмокол), после высыхания клея (10 - 20 мин.) пленка накладывается наплоскость обтяжки и с помощью паяльника приклеивается и натягивается. Послеобтяжки модель красится и лакируется.

Шасси можно изготовить по различным схемам. Из практики - лучший вариантдвухколесное шасси с проволочными стойками (ОВС 3мм). Такое шасси выдерживаетаварийные посадки.

Бачок модели лучше изготовить из жести. При установке бачка необходимо помнить,что трубка питания должна находиться в одной плоскости с жиклером. Это условиенеобходимо для симметричной работы двигателя - в прямом и перевернутом полетах.Отверстия под крепления двигателя сверлятся в последнюю очередь - за счетперемещения двигателя по оси необходимо достичь центра тяжести модели 13-15%САХ крыла.
Первый полет лучше сделать спортсмену, который уже имеет опыт пилотированиякордовых моделей самолетов. Первые полеты желательно осуществлять при скоростиветра не более 1 -2 м / с.

Весь процесс обучения пилотирования можноусловно разбить на три этапа.

Первый этап - освоениегоризонтального полета и прямой петли Нестерова (серии петель).

Второй этап - освоение перевернутогополета и обратной петли (серии петель). Этот этап самый трудоемкомкий,поскольку необходимо время для того, чтобы у пилота закрепились условныерефлексы, связанные с обратным пилотированием. Только по достижении определенногоавтоматизма в управлении моделлью в обратном полете, можно приступать к третьему этапу – изучению всего пилотажногокомплекса.

comesk

я так понимаю народ с оригиналом сравнивает… “плечи” - обалденные, а в остальном - что под рукой…

сейчас(-3) только с “полетов”, своего джюниора (8 лет) обкатывал на форе 1,5д на бойцовке полторашке - боялся сразу, ушел довольный.

Ковалев

Паркфлаеры на корде совершенно тупиковое направление,летать мелено и печально очень быстро надоест а более серьезное электричество -это дорого и совершенно не практично.Хорошо подумайте насчет дизелей,если брать мировой опыт то массовых хоббийных дизельных моторов практически нет,сам не эксплуатировал пионерскую Фору но думаю что с калильными хобби моторчиками чуть проще ,если есть накал и поступает топливо они заводятся - регулировка карбюратора совершенно не актуально для кордовых.Конечно при покупке из них нужно вымыть стружку,немножко приложить руки,может быть заменить подшипники на более качественные но и без этого хоббисты жгут на них галон за галоном без особых проблем .Спортивные двигатели это для спорта например двигатель для f2d изначально в него заложено самые передовые технологии и материалы а потом он …задушен футоркой на впуске и зажат на выхлопе,да поговаривают еще грядет куча всяких ограничений диаметр винта и прочее.Это все для того спортивный самолет летал не очень быстро - довольно затратный согласитесь способ.Поэтому серьезный СПОРТ однозначно дорого и пытаться значительно с экономить вряд ли получится.Другое дело если взять 3.5-4куб. см. или чуть больше хоббийный моторчик поставить на бойцовку чуть большего размера,немного удлинить корды ограничить скорость,не знаю сколько это км/час думаю на стандартных кордах это 30 сек ,бои будут очень красивыми,судить просто.Для детей полезно научатся не только за ручку дергать но и руками работать.Главный недостаток что соревнований по медленному бою в России не проводится только по моему в северной Америке проводят.Еще одно преимущество таких кордовых бойцовок то что с небольшими переделками из такой модели получается радио бойцовка популярного в России опен класса. Что касается поиска материалов и денег для детского кружка ,не думайте что все безнадежно,в свое время занимался снабжением детских модельных кружков станции юных техников для детей деньги дают ,правда порой приходилось по нескольку раз ходить в одни и те же кабинеты,тебе отказывают,через некоторое время идешь по новой,под эту марку и взрослым спортсменам помогали дети видя как они к спорту тянутся пример берут.Конечно сейчас несколько другое время,но деньги у власти есть.Недавно в местной газете прочитал на изготовление печатной и уличной рекламы здорового образа жизни истрачено и сумма приведена солидная-значит есть деньги.

comesk

по моторам - нынешние дизеля на порядок долговечнее, прихотливее, но не придумали лучше КМД (заносит меня сегодня)

comesk
Русинов_Сергей:

Правда что-ли???

нет, конечно, придумали, и лучше и долговечнее, и универсальнее…

comesk
comesk:

нет, конечно, придумали, и лучше и долговечнее, и универсальнее…

Русинов_Сергей:

Правда что-ли???

имел в виду двигателя для массового спорта, не фору комбат конечно, на моем видео фора юниор 2,5 2006 года, сегодня полторашка на 12 м. показывала 2,6 с. круг без подбора винтов и режима (погодка - супер -штиль, т. небольшой минус, солнышко).

LODSAT

Я думаю все представляют огромную пользу авиамоделизма для детей. У нас в регионе (и во многих других) авиамоделизм детям уже не так интересен как в недавних девяностых годах. Многим неинтересно собирать самолёты (да и вообще что-то собирать).
А вот представим себе ситуацию:
Живёт некий начинающий самоделкин лет 12 в селе N.
Эфир в этом случае он может достать только из баллончиков быстрый старт (и то если село достаточно крупное!)
Ехать за эфиром за 200 км еще дороже.
А руки чешутся сделать что-либо летающее, но самолёты он раньше не стоил.
Кружков кроме танцевальных и вязания нет (или вообще нет). Бывалых авиамоделистов нет. Материалов и инструментов кот наплакал (сам вспоминаю себя как в детстве в девяностых делал нервюры из пластиковой канистры, а обтягивал бывшей шторой).
Ну допустим зашел он на этот форум и осилил самолёт как на чертеже выше (думаю в таких условиях (см выше) это не так просто).
Запустил, (плохо если летом) пролетел кое-как полкруга и разбил в хлам. У многих после этого сразу отпадет желание продолжать дальше.
Можно конечно восстановить, но где гарантия что после второго полкруга он опять хорошенько не ударит его об землю.
И вот возможно в будущем он пополнит армию нариков или диванодавителей.
Но выход же есть: построить простейший самолёт (который в разы быстрей ремонтируется, или вообще почти не убивается) и натренировавшись на нём, через пару месяцев (накопив деньжат) можно построить уже например хорошую пилотажку которая уже не будет так интенсивно колотится об землю, а там глядишь дальше и попрёт.

КОРДОВЫЙ САМОЛЁТ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (и для тренировки обратного полета).

КОРДОВЫЙ САМОЛЁТ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.rar

Championf2d

Именно для этого и нужна (была бы) Федерация Авиамодельного Спорта России. Её основная задача пропагандировать и развивать спорт в регионах.
Только вместе с администрацией, муниципалитетами, системой образования, комитетами по делам молодёжи, спорта, досаафами и т.д. возможно что-то сделать позитивное.
Запасной (в нашем случае основной) вариант местного развития - энтузиасты-фанатики, на которых и держатся остатки платформы массового авиамоделизма.
Вокруг этих людей и образовываются локальные очаги клубов, секций, кружков и т.д.
Ваш паренёк из города № или сможет самостоятельно сделать первые шаги и останется в авиамоделизме, или разочаруется и уйдёт в теннис, танцы, пиво и т.д.
Но я уверен в одном : Если желание заниматься огромное, то такие мелочи как отсутствие помощи федерации и т.д. несущественны. И ссылаясь на вышеприведённый пример сначала придётся вырезать нервюры из канистры и обтягивать шторой крыло.

petjan

Есть очень простая и неубиваемая модель под мк-17, самое то для обучения-кодовая с первых страниц книги “Лети модель”, правда она только для полетов “блинчиком”, зато проще и не придумать наверное, материалов минимум и все сосна.

нервюры под крыло можно выпилить из "фруктовых "ящиков, наверняка на местном рынке такие валяются на задворках, или в магазинах спросить. Сосновые рейки используются достаточно крупных сечений. Помнится я, когда начинал-покупал сосновые рейки в строительных магазинах, потом метровую рейку распиливал…т.е муд…ся вдоль обычным лобзиком на меньшие сечения и дальше рубаночком их и шкуркой на бруске…что-то вспомнил и дурно стало 😁

Sputnik
LODSAT:

Некоторые наверняка задумывались (особенно руководители кружков) как сделать кордовую авиамодель максимально дешёвую, такую чтоб её смог изготовить (даже дома) практически любой пацан в практически любом небольшом городе или селе находящимся, например на дальнем востоке в дали от больших городов?

на мой взгляд самые дешевые и простые варианты…
livit.ru/…/256-kordovaja-model-samoleta-s-jelektro…
avia-forum.com/forum/107-894-1