Новая ФОРА - как мыть и как обкатывать

andryuhin

Добрый день.
У меня по неопытности вопрос.

Есть парочка новых фор. Модели под них вот наструганы. Практически все готово к полету.
Осталось помыть и обкатать двигатели.

Как правильно это делать?

Championf2d

Аккуратно разобрать “до винтика”, промыть тёплой водой с мылом и зубной щёткой, просушить, ополоснуть бензином (Б-70 или Калоша) и собрать на обычное минеральное масло.

  1. Сначала открутите заднюю стенку (в положении поршня ВМТ)
  2. Затем открутите резьбовое кольцо головки блока
  3. Затем вытащите гильзу (Лично я вытаскиваю гильзу бамбуковой палочкой для СУШИ из японского ресторана “Якитория”- она прочная и твёрдая.
    Особое внимание уделите подшипникам (их посадкам и зазорам- рекомендуется умеренно постучать по торцу кока небольшим утяжелённым, тупым предметом, но не головой, а маленьким молоточком). а так же поаккуратнее с бумажной прокладкой задней стенки.
    До установки пары (поршень с гильзой) проверьте как крутится вал (всборе с опорной шайбой, пропеллером и затянутым коком).

САМОЕ ГЛАВНОЕ : ФОРА ДОЛЖНА СОБИРАТЬСЯ И РАЗБИРАТЬСЯ С ПОЛОЖЕНИЕМ ПОРШНЯ БЛИЗКИМ К В,М,Т. (Верхней мёртвой точки), иначе задняя стенка деформирует нижний срез юбки поршня, т.к шатун у этого микродвигателя имеет укороченные размеры.

Трепетно относитесь к микродвигателю ФОРА, и ОНА (ФОРА) ответит Вам взаимной Любовью, надёжностью, долговечностью и превосходным запуском в любых погодных условиях !

Обкатывайте в обогащённом режиме на топливе без нитрометана (80 метанол+ 20 касторка). По мере обкатки (5 баков по 5-6 мин.) убирайте по 1 прокладке из под головки (сферы сгорания).
Пропеллер желательно ставить стандартный- стеклопластиковый (любого вида : NN, Kuraksa, Alex, Seriogin, и т.д.)
Не забудьте промыть жиклёр и топливную иголку, и установить силиконовое колечко на резьбу иглы.
Уделите ОСОБОЕ внимание прочности затяжки трёх болтиков задней крышки (в противном случае они могут отвернуться от вибрации и деформировать поршень !!!)

andryuhin

Павел Владимирович, спасибо большое за ответ.

Несколько моментов только уточню:

  1. “Обычное минеральное масло” - это в смысле автомобильное минеральное?

  2. “По мере обкатки (5 баков по 5-6 мин.) убирайте по 1 прокладке из под головки”.
    Знаю, что регулировка (уже обкатанного) двигателя осуществляется при помощи этих прокладок. Только не знаю, когда и в каком случае их добавлять/убирать. Буду признателен, если проведете ликбез на эту тему. Хотя бы очень коротко. Я смышленый, разберусь.

  3. “установить силиконовое колечко на резьбу иглы”. Ээээ, а это как выглядит, где его можно достать?

Maxi_OGM

Паша конечно авторитет, но мне кажется мойка водой не лучший вариант.
Волею судеб у меня завалялось 20 литров чистого медицинского спирту. Я мою в нём. А смазываю при сборке касторкой. Может я и не прав, но имея огромный опыт работы с автомобильными моторами предпочитаю при сборке смазывать тем, на чем оно потом будет работать.

Силиконовое колечко - кусок силиконовой питающей трубки примерно 4 мм длинной.

Самое главное - чистота и скурпулёзность.

Забыл кстати, я ещё после мойки продуваю сжатым воздухом все детали…

Яшин_Н_М

Я тоже мою, горячей водой и мылом, а спирт надо использовать по назначению!😃 Не для того его делали!!!😃

Championf2d

Я думаю, что за мойку чистым медицинским спиртом не только в Белоруссии, но и в России можно получить “головомойку”. Как говаривал незабвенный герой фильма “…Операция “Ы”” -

  • … “бутылку,вот так взять и РАЗБИТЬ ???,… да, я Тебя за такое, …ух…!
    Я предлагаю более разумный вариант применения чистого медицинского спирта для мойки двигателей: Протираем чистой тряпочкой загрязнённые детали, затем наливаем чистый медицинский спирт в стаканчик, затем аккуратно…ВЫПИВАЕМ !.., затем быстро дышим на детали, и снова протираем чистой тряпкой поверхности. (это называется “тонким слоем”, как было записано у меня в Тех.Задании, когда я пришёл на завод работать токарем-практикантом). Дедушка-Аксакал поступал именно так - и от тех.карты не отклонялся и польза всё ж для человека.
    По поводу мойки тёплой водой с мылом - так это все “Авторитеты” делают, а лучше вместо мыла использовать ФЕРИ, средство для мытья посуды - оно хорошо расщепляет жиры и аминокислоты даже на грязных тарелках и кастрюлях. Нагар с поршня эффективно снимет средство для чистки керамических плит “KERAklin VIZIT G 4”, а так же Туалетный Утёнок.
    Масло лучше всего использовать Motul 2T MIKRO, ведь мы на нём летаем, поэтому никакого маслянного барьерообразования не произойдёт, хотя я считаю, что многоступенчатые и многоуровневые маслянные плёнки и пятна только полезны для трущихся деталей и как правило дают эффект “ступенчатой антифрикционной линзы”. Консервировать мотор после полётов так же лучше всего составом из керосина и масла MOTUL, в пропорции 50Х50.
    Так же многие моделисты активно применяют зубную пасту (кто Поморин, кто Жемчуг) для микродоводки (сглаживания гребешков) и снятия термических нагараотложений, как с поршня и гильзы, так и с диаметра мотылёвой шейки вала. Для этого необходимо изготовить цангообразные разрезные деревянные притиры (липа, берёза, осина), на которые наносится зубная раста и…”…медленными круговыми движениями втирается в поверхность детали…"
    Есть такая шутка : Увидел чувак в аптеке мазь для повышения потенции под названием “Три богатыря” и стал уточнять у продавщицы как её пользоваться, на что девушка ему ответила - ТРИ - это ГЛАГОЛ !
валера38

Однажды Циклон -9 помыл чистым мед. спиртом и картер потемнел!
А до этого блестючий был…

Andrey68

Я при сборке мотора смазываю его автомобильной синтетикой.

Maxi_OGM:


Силиконовое колечко - кусок силиконовой питающей трубки примерно 4 мм длинной.

Торец трубки, который идет к игле, желательно скосить под углом. А иначе трубка после вращения иглы при регулировке мотора будет пытаться повернуть ее обратно.

валера38:

Однажды Циклон -9 помыл чистым мед. спиртом и картер потемнел!
А до этого блестючий был…

Либо спирт неправильный, либо картер. 😆

andryuhin
Andrey68:

Сообщение от Maxi OGM

Силиконовое колечко - кусок силиконовой питающей трубки примерно 4 мм длинной.

Торец трубки, который идет к игле, желательно скосить под углом. А иначе трубка после вращения иглы при регулировке мотора будет пытаться повернуть ее обратно.

А можно фото или картинку какую? А то я пытаюсь представить, как и куда это кольцо силиконовое пристроить, понять не могу 😕

Andrey68
andryuhin:

А можно фото или картинку какую? А то я пытаюсь представить, как и куда это кольцо силиконовое пристроить, понять не могу 😕

Выворачивается иголка, надевается обрезок силиконового шланга на иглу или на жиклер со стороны резьбы, заворачивается иголка.

andryuhin
Andrey68:

Выворачивается иголка, надевается обрезок силиконового шланга на иглу или на жиклер со стороны резьбы, заворачивается иголка.

Ааа, смысл в том, чтобы подпружинивать (фиксировать) иглу для того, чтобы она сама не раскручивалась? Верно?

Championf2d

Верно ! Силиконовое кольцо несёт двойную функцию :

  1. фиксация поворота иголки
  2. герметизация резьбового соединения и примыкающих карманов.
    Если между иголкой и жиклёром уже стоит одно такое силиконовое кольцо, то второе ставить (или натягивать на первое) НЕ НАДО !
    Я 2 года назад заказал Андрею Надеину (США, Филадельфия) 10 шт. прецизионных жиклёров (аналог жиклёров АКМ, но с удлинённым посадочным расстоянием под зажим гайкой 4 мм.), так до сих пор ещё на них и летаю.
    Андрей Надеин сразу поставлял мне в комплекте и ровненько отрезанное силиконовое кольцо в сборе.
andryuhin
Championf2d:

Если между иголкой и жиклёром уже стоит одно такое силиконовое кольцо, то второе ставить (или натягивать на первое) НЕ НАДО !

У меня жиклеры в форах без колец

Andrey68

У меня и Бураны, и Залпы были сразу с резиновыми колечками. Более того, разборки они не требовали - ставь сразу на самолет и катай.

Андрей_Курылев
Яшин_Н_М:

Я тоже мою, горячей водой и мылом, а спирт надо использовать по назначению!😃 Не для того его делали!!!😃

А вот да! И вместо бамбуковых палочек из “Якитории” лучше Спички от “Radisson” мягше они😁

Championf2d

Да-да мягче ! Это и плохо что мягче, да ещё ПЛОЩАДЬ примыкания-отмыкания у спичек меньше, значит нагрузка на окно гильзы больше. А если вставить туда несколько спичек, то вообще контроль за ситуацией пропасть может начисто! ! Мягкая спичка срежется, отколется и расщепится, как у меня однажды в финале в Италии на ЭКМ Сардинии было, а там на острове Сардиния в городе Кальяри спички вроде не хуже чем Radisson. Вставил 2 спички в гильзу изнутри, быстро разобрал, всё промыл, собрал, решил прокатать от греха подальше, а тут раз и стоп-машина. Разбираю, а там деревянная мелкая стружка по всему картеру, Слава Богу дали время на подготовку, и я успел настроиться и ели-ели выиграл финальный бой у Игоря Трифонова.
Мораль : или вынимай гильзу РУКАМИ и ПАЛЬЦАМИ… или используй ТВЁРДЫЕ палочки из бамбука и граба из Якитории,Тануки, Мама-Тао и др. азиатских брендов.
Это туалетная бумага должна быть МЯГКАЯ ! А всё что вставляешь ТУДА должно быть ТВЁРДОЕ, КРЕПКОЕ, ОБРАТНОЦЕЛЬНОВЫНИМАЕМОЕ.

P.S. Видел у одного крутого механика специальную внутригильзочную текстолитовую коническую скалку с трещёткой - так он её ТУДА вставлял, трещёткой несколько раз трещал - и СПОКОЙНО одним движением руки вынал ! Вот о такой приблуде уже мечтаю долгое время,а руки сделать всё не доходят !
Единственная радость в Якиторию сходить пообедать и палочек крепеньких поднабрать на весь клуб !

23 days later
andryuhin

Добрый день.
Открутил заднюю стенку, снял резьбовое кольцо головки блока, вынул гильзу. А как поршень оттуда достать? Он шатуном связан с валом. Крутил и так и так, и в ВМТ и в НМТ, не снимается. Чего не так делаю?

MWW

Все так:)
Возьмите двумя пальцами, месли они у Вас не сильно толстые, за нижнюю головку шатуна(в противном случае - можно пинцетом), а указательным пальцем другой руки придерживайте поршень, что-бы не перекашивался шатун, и все снимется. Положение - ВМТ. Проверьте только, что-бы коленвал на месте был, не вылез назад. Лучше это делать с установленым, и слегка затянутым винтом.

сергейу

Скорее всего ,моторчик Вы уже повредили.Но если повезет, поставте все как было.На том же количестве прокладок запустите двигатель.На багатом режиме 2 бака.На богатом режиме 2 полета. В режим который получится 2 полета делая пологие эволюции.Потом начинайте убирать прокладки из под головки.Контролировать свечу.Поверте,мы де дебилы чтоб продавать моторы с гарантией,и в таком обьеме.Не лезь в работающую технику,и она тебя не подведет.

Championf2d

Сергей ! Не пугай человека ! Ваше ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИССКУСТВА (ФОРА) невозможно так просто взять и “повредить”. У меня один начинающий пионер пытался даже пассатижами шатун снять с мотылёвой шейки. Всё что можно “изуродовал” и поцарапал. Мы шабером и шкуркой-микронкой заусеницы сбили, и всё обратно собрали. Так этот моторчик долгое время “пахал” как проклятый, даже свечи не кушал и компрессия оставалась как у нового. Так что, ФОРА как “Калашников” работает в любых условиях, невзирая на "вмешательства кВАЛИФИЦИРОВАННЫХ “сПЕЦИАЛИСТОВ”.
А так, надо запастись грабовыми (или буковыми) палочками для еды из японского ресторана. На конце одной из палочек есть срез, как у стамески. Упираете этот срез в нижнюю шейку шатуна, и при помощи упора палочки в заднюю кромку резьбы стакана задней стенки “выщёлкиваете” методом поддевания шатун вверх (на себя), при этом не забывая понемногу поворачивать коленвал с небольшой амплитудов ВМТ. И не жалейте капать любого масла в разбираемый узел !!!
Но лучше “заточить” пальчики правой руки, и нежными, поступательными движениями аккуратно (в натяг) снять шатун с кривошипа.

andryuhin

😃 Всем добрый день и огромное спасибо за советы.

Почитал все советы и по-доброму с себя поржал. Моторчик новый, я неопытный. Вал немного назад ушел, вот поршень и не слезал. Я усилий особых не прикладывал. Покрутил чуток, не получилось, понял, что туплю и чего-то не то делаю. На фору после покупки смотрю как на произведение искусств, даже не дышу на нее. Поэтому сразу на форум. 😃 От такого внимания к моей персоне стольких ВЕЛИКИХ обалдел. Спасибо.

На выходных попробую ее запустить. Если не получится, буду думать, что мотор, глядя на мою новосклепаную бойцовку решил “на чем угодно, только не на этом” 😃

Andrey68
andryuhin:


На выходных попробую ее запустить. Если не получится, буду думать, что мотор, глядя на мою новосклепаную бойцовку решил “на чем угодно, только не на этом” 😃

Обязательно получится! Ведь мотор вперед смотрит и не видит, что у него сзади! 😉

Championf2d

НЕ надо возводить в ранг Божества технические решения, к коим относится и микродвигатель ФОРА. Наоборот надо дотошно, внимательно и скрупулёзно изучать хитрости и премудрости авиамодельного спорта. Смело и уверенно используйте этот мотор, приобретайте ещё один (ФОРЫ всегда “ходят” парами, тройками и квартетами), меняйте “пары” от одного в другой, добивайтесь улучшения работы (приобретите тахометр, пассаметр, четырёхточечный нутромер), изготовьте (или закажите токарям) деревянные и текстолитовые притиры (поршня, гильзы, посадочных отверстий подшипников и т.д.), приобретите (У Андрея Шкатова дюймовый метчик и плашку для прогона и восстановления свечной резьбы), и ЛЕТАЙТЕ, ЛЕТАЙТЕ, и ещё раз ЛЕТАЙТЕ !
Что касается “не дышать на мотор”, то это тоже неправильное решение ! “Дышать” надо так: выпиваете 100 граммов качественной водки, затем аккуратно “дышите” на ФОРУ, после чего мягкой чистой тряпочкой совершаете плавные поступательные движения по всем видимым частям микродвигателя. ФОРА это очень любит (и хозяину так же приятно). После этого ФОРА будет работать как часы, радую Вас надёжностью, мощностью, высокооборотистостью и отличным запуском !

Andrey68

И еще… После заправки соски и перед первым запуском двигателя подбираем такое положение иглы, чтобы поймать тот момент, когда тонкая струя, вытекающая из диффузора, будет переходить в частые капли.
После запуска мотора иглой выставляем наименьшие устойчивые обороты и первый бак катаем именно на них. При этом не спешим сдергивать накал сразу после запуска - мотор может перезалиться и заглохнуть. Каждый последующий бак постепенно увеличиваем обороты, выходя к 5му-6му баку на пик.

andryuhin

Ага, понял.

Еще нюанс спрошу: обкатывать можно с глушителем? Или снять?