Новый отечественный серийный мотор

maksuttt

Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?

Alexx=
Alexx=:

Отношение кольцо/картер = 0.40.

Т.е. при натяге кольца в картере в 12-15 микрон, кольцо сожмется на 5-6 микрон

Небольшая коррекция. 0.4 должно составлять соотношение сжатия/растяжения кольца/картера, поэтому приняв растяжение картера за Х, получим
х+0.4х = 12 мкм (итоговый натяг)

Итого сжатие кольца получается 12/1.4 * 0.4 = 3.5 микрона

Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?

Если упростить неравномерность, к примеру приняв что в районе лапок толщина стенок не 2-2.5 мм а 8.0, а в районе бустера/жиклера скажем 3.5, то наверное можно. Но получится очень приблизительно конечно

pv11
Alexx=:

Приблизительно можно посчитать.

Все в нашем бренном мире относительно!!!😒

Даже в том способе определения который я описал, есть определенные допущения. Я чесно сказать думал что об этом напишет Марат, как человек абсолютно приближенный к метрологии.😁
А именно:

  1. Точность индикатора, если сказать по простому отклонение показаний в зависимости от хода штока, у приличных индикаторов (Mitutoyo, Tesa, Mahr) есть паспорт где это указано в форме графика и всегда можно скорректировать показания.
  2. Точность и качество обработки (поверхности) измерительной оправки в вал, а также ее посадки в обоймы подшипников, там может набежать вполне прилично.
  3. Температурные колебания.
    И в итоге, ожидаем 8, а выходит 12…😦
Alexx=:

коэффициентом упругости для углеродистой стали 2,1*10^5

У стали ШХ-15 (из которой обычно делали обоймы подшипников)

Модуль упругости нормальный Ε, ГПа - 211
oitsp.ru/marochnik/stal-shh15
У сплава Ак4-1
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа -72
oitsp.ru/marochnik/ak4-1

Марат

Кстати не забываем, что и диаметр вала тоже имеет свой допуск и внутренний диаметр подшипника тоже. И диаметры беговых дорожек тоже…И в конечном итоге получаем размерную цепь с большим числом изменящихся элементов, что в конечном итоге обращает все теории практически в ноль. Вот и шарики подбирают, и гнезда подтирают и подшипники с разными радиальными зазорами ищут… конечно кто имеет доступ к соответствующему оборудованию и мерителю может для себя любимого изготовить пару моторов очень точно. Но таких к сожалению единицы…

maksuttt
pv11:

Даже в том способе определения который я описал, есть определенные допущения.

Есть, конечно)) Но при условии, что измерения будут проводиться одним прибором эти “допущения” будут одинаковыми для всех последующих измерений. А уж как добиться хорошего повторения измерений - дело каждого. Можно и вал сделать разжимной, и тп.

александр52

не кто не хочет учитывать реальную температуру картера - подшипника - вала - там наверняка такая чехарда , одно греется локально , другое место топливо студит - все съеживается - расширяется - что все расчеты слетят к черту - это как с развалом , концовка всех этих мучений - результат в итоговой таблицы - просто видел такие случаи и вам наверняка они тоже знакомы - шедевр инженерной мысли и механики - а не робит !а простенький не замысловатый моторчик или модель - творит чудеса

Alexx=
pv11:

Модуль упругости нормальный Ε, ГПа - 211
oitsp.ru/marochnik/stal-shh15
У сплава Ак4-1
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа -72
oitsp.ru/marochnik/ak4-1

Если вы про размерность единиц, то модуль упругости обычно измеряется в МПА. В данном случае это неважно т.к. рассчитывается относительная величина.

Если вы про то, что модуль упругости АК4-1 0.72 (а не 0.79), то во первых картер не обязательно сделан из АК4-1 (к примеру у ФОРА сейчас льют из другого материала), а во вторых для АК4-1 размер сжатия кольца для АК4-1 изменится на 0.3 микрона

александр52:

не кто не хочет учитывать реальную температуру картера - подшипника - вала

В данном конкретном случае мы имеем некое совпадение теории и практики с учетом температуры.
При температуре картера порядка 100 градусов, имеем коэффициент линейного расширения для кольца подшипника 11.9, для картера 21.4.
Т.е. при нагреве от 20 градусов до 100, картер расширится на 18 микрон, кольцо подшипника на 9 микрон, т.е. получаем минимальный натяг в 9 микрон.

Это хорошо согласуется с экспериментальными данными: натяг на подшипнике 12-15 микрон, я пробовал уменьшать натяг, притирая посадочное отверстие, при натяге меньше 10 микрон, кольцо начинает проворачиваться.

Марат

“Но при условии, что измерения будут проводиться одним прибором”
Там предлагается ось поставленную в подшипник качать рукой… рука скажу я вам очень не точный инструмент 😛

Olaf
Alexx=:

Если вы про размерность единиц, то модуль упругости обычно измеряется в МПА.

Это у вас там принято… за большой лужей… А у нас принято в кгс/мм2. 😉

Марат

Сань, а как все это выглядит с совмещенкой?

Alexx=
Марат:

Сань, а как все это выглядит с совмещенкой?

Разница небольшая. Обойма сжимается примерно на 0.7 микрона меньше чем стандартный подшипник.

Mihalyc

Интересная дискуссия. Для себя сделал вывод. Надо приобрести какое-то количество моторов из них выбрать которые летят остальные перепродать на барахолке. Так как купив пару моторов они могут лететь по разному.

Forbech
александр52:

не кто не хочет учитывать реальную температуру картера - подшипника - вала - там наверняка такая чехарда , одно греется локально , другое место топливо студит - все съеживается - расширяется - что все расчеты слетят к черту - это как с развалом , концовка всех этих мучений - результат в итоговой таблицы - просто видел такие случаи и вам наверняка они тоже знакомы - шедевр инженерной мысли и механики - а не робит !а простенький не замысловатый моторчик или модель - творит чудеса

Engine temperature made visible with thermal camera.
Температура двигателя отображается тепловизионной камерой.

At 1:10 you see a model landing after a flight. You can how the lower part of the crankcase is cold when the model land. Sone after landing the heat from the cylinder spread out to the crankcase
В 1:10 вы видите модель посадки после полета. Вы можете узнать, насколько холодна нижняя часть картера при приземлении модели. Сон после посадки тепло от цилиндра распространилось на картер

More information on crankcase temperature can be found here:
Более подробную информацию о температуре картера можно найти здесь:
www.f2d.dk/equipment/engine/backplate.htm#temp

/Henning

Марат

Hallo Henning!
Welche Farbe - welche Temperatur?

Mihalyc:

Надо приобрести какое-то количество моторов из них выбрать которые летят

Если учесть, что зависимость работы мотора от подшипников, это только видимая часть айсберга, то наверно это самый правильный путь…

pv11
Alexx=:

Если вы про то, что модуль упругости АК4-1 0.72 (а не 0.79), то во первых картер не обязательно сделан из АК4-1 (к примеру у ФОРА сейчас льют из другого материала), а во вторых для АК4-1 размер сжатия кольца для АК4-1 изменится на 0.3 микрона

Разговор идет о точности расчетов, если уж считать так точно. А то здесь микрон, здесь полмикрона и результат расчетов идет “в сторону”. Насчет того из чего льют картеры для Форы я не знаю, это может сказать только Сергей (если посчитает нужным), могу предположить что это что-то из семейства сплавов ВАЛ или МЛ.😒

Alexx=
pv11:

А то здесь микрон, здесь полмикрона и результат расчетов идет “в сторону”.

Скажите, а вот эти микрон и полмикрона, откуда они взялись?

pv11
Alexx=:

Скажите, а вот эти микрон и полмикрона, откуда они взялись?

Это берется из-за того, что начинаем считать не имея точных циферок (так как не знаем то из чего сделано), а которые имеем циферки упускаем хвостики у них.😎

Как говорил мой преподаватель в ВУЗе, старайтесь считать точно, неточно само выйдет!!!

Марат

Василий, а вы на каком оборудовании эти микрон и полмикрона реализовывать собрались, а особенно чем мерить???

Alexx=:

т.к. рассчитывается относительная величина.

Alexx=:

изменится на 0.3 микрона

😒

интересно было бы услышать…

Forbech

With CT scanning you can have a look inside the engine. You can even measure dimensions of parts in an assembly. The tolerances will be +/-5 micrometers or more (0,005 mm)
С помощью КТ вы можете заглянуть внутрь двигателя. Вы даже можете измерить размеры деталей в сборке. Допуски будут +/- 5 микрометров или более (0,005 мм)

This is probably not good enough to measure the deformations on ball bearings and crankcase – but it is very to have a look inside your engine
Вероятно, этого недостаточно, чтобы измерить деформации на шарикоподшипниках и картере двигателя, но очень важно заглянуть внутрь вашего двигателя.

In this video André Bertelsen is having a crankcase examine for cracks after a hard midair crash
В этом видео Андре Бертельсен проверяет картер на наличие трещин после крушения в воздухе

/Henning

Ps: Marat: Rot is heise und blau ist kalt B)

pv11
Марат:

Василий, а вы на каком оборудовании эти микрон и полмикрона реализовывать собрались,

Здесь не вопрос реализации, здесь вопрос в разбросе размеров из того, что реально получается.
Мерить вручную в таких диапазонах практически нереально, точнее сказать так, померить можно микрокатором в жесткой измерительной стойке (которую нужно еще придумать и реализовать), но вот больше вопрос в повторяемости таких измерений.
Здесь больше вопрос риторический, “как можно контролировать и к чему стремится, если то что вы делаете нельзя измерить???”😦

Марат

В диапазоне допусков на расточку все спокойно можно мерить… это же вы начали придираться к полмикрону…