кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Alx1m1k
михаил76:

Ух ты! Ни разу этот набор не видел.

он должен быть из той,старой серии.когда кружок перестал работать многие разбирали (очищали) помещение и мне досталась эта коробка с рейками,фанерками и брусками (маленькими) бука.

Mekhanik

Всем добрый вечер! Как и обещал, постепенно буду выкладывать, фотографии имеющихся у меня наборов. И раз уж речь, зашла о фанерных кордовых моделях, то начну пожалуй с Набора кордовой модели копии ЯК-18. Хотя конечно же это полукопия, но я сохранил оригинальное название разработчиков. Модель выпускалась в Крыму, Симферопольскими мастерскими спортивного моделизма и наглядных пособий ДОСААФ СССР. Адрес был указан на коробке, такой: г. Симферополь, ул.Клары Цеткин д.34. Сегодня во времена Интернета, без проблем можно посмотреть, где это на карте. Никаких мастерских там думается, сейчас нет, но вот здания сохранились в том же виде как они были во времена СССР! Вот пожалуйста ссылка: maps.yandex.ru/146/simferopol/?source=wizgeo&text=…
Что представлял из себя набор, наглядно видно на прикрепленных фото, поэтому полагаю, нет нужды описывать его содержание?! Модель “тиражировалась” многими тысячями экземпляров. Поставлялась по линии ДОСААФ, в профильные кружки. Её так же мог заказать, через Посылторг любой желающий, оформив заказ в почтовых отделениях. Модель была не сложна в изготовлении и не представляла никаких трудностей в сборке. Полуторакубового двигателя, типа МК-16 или МК-17 вполне хватало для успешных звпусков и тренировок. Но за не имением, такого двигателя, на модели устанавливали и другие, например МК-12В. Бачек для топлива, у нас в моделке, ставили обычно самодельный (по форме домика) большего объема. Шасси применяли не из набора, т.к. оригинальные стойки не позволяли ставить воздушные винты большего диаметра. Еще усиливали буковыми реечками, место соединения крыла с фюзеляжем. Аккуратно собраная модель, нормально летала и позволяла получить начальные навыки управления кордовой моделью, т.е. с ролью тренера этот ЯК-18, справлялся вполне сносно.

Frame
Alx1m1k:

у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:

Нет, большие наборы с материалами были в виде плоских ящиков: боковая сторона из соснового бруса примерно 50x20 мм и зашиты фанерой. Фанера обычно была тонкая 1-2 мм, там разные варианты. Когда-то здесь на форуме перечисляли их содержимое. Там были сосновые и липовые рейки, лист целлулоида, набор качалок и кабанчиков из алюминия, проволока ОВС разная, кусок жёлтого плотного пенопласта, жесть, медные трубки, пластмассовые колёса (белые), квадратная коричневая резина, листы с чертежами, ну что-то ещё, уже точно не помню. Некоторые вещи у меня и сейчас валяются где-то в загашниках: качалки, колёса.
А что в коробке на фото было внутри, я не помню. Картинка знакомая. А вообще пилотага по компоновке на коробке похожа на ту, что я написал ранее.

Андрей_В

у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:

Похоже, этот набор из последних… Такого уже не помню… В те 80е от покупных заготовок я уже отошёл… Было уже все “по-взрослому” - F4B…

Ковалев

Честно очень боюсь затронуть приятные и ностальгические воспоминания,но парни по ложа руку на сердце ,хорошо помню эти публикации в приложении к юному технику,да и древние посылки были как сейчас говорят не о чем.Слава богу у нас в кружке в далеком детстве грамотный руководитель мог объяснить почему это не могло нормально летать,не до нас ,не мы такое не строили. Хотя видели подобные модели построенные вопреки всем законам авиационных и модельных технологий - летали для того времени убого .Извините если задел ностальгические нотки.
Правильно кто то говорил говно в не зависимости от географической и временной привязки остается говном.
Жалко что и сейчас нет интересных отечественных китов для постройки кордовых моделей.

михаил76
Ковалев:

Извините если задел ностальгические нотки.

Ну почему же! Нечто подобное слышал и я от нашего руководителя. У нас в кружке вообще больше всего практиковалось изготовление тренировочных кордовых моделей с классическим наборным крылом. Под моторчики 2.5 см. Там шло всё и КМД и РИТМы и МК-шки. На них и самые первые азы авиамодельного строения осваивали и тренировались и на соревнованиях выступали.
Но поскольку тему создал всё-таки о наборах, то и пишу про модели из наборов. Те тренировочные самолётики хоть и летали хорошо, но они всё-таки другая история.
Тем более, что кое-что из наборов-посылок у нас в кружке всё-таки собирали.

Mekhanik
Frame:

Нет, большие наборы с материалами были в виде плоских ящиков: боковая сторона из соснового бруса примерно 50x20 мм и зашиты фанерой. Фанера обычно была тонкая 1-2 мм, там разные варианты. Когда-то здесь на форуме перечисляли их содержимое. Там были сосновые и липовые рейки, лист целлулоида, набор качалок и кабанчиков из алюминия, проволока ОВС разная, кусок жёлтого плотного пенопласта, жесть, медные трубки, пластмассовые колёса (белые), квадратная коричневая резина, листы с чертежами, ну что-то ещё, уже точно не помню.

Это был Набор №14 - “Материалы для постройки моделей” - вот такое официальное название, дали данному набору разработчики. Наборы 70-х годов выпуска, включали в состав, очень качественную резинку, круглого сечения (диаметр 1мм), такого серо-голубого цвета - у нас называлась “венгерка”. Для обтяжки моделей в этом наборе имелась микалентная бумага. Чего в наборах тех лет не было, так это чертежей! Видимо подразумевалось, что это материалы для постройки различных (не только авиа, но и судо, и возможно автомоделей) - поэтому чертежей и не было! Не хотели видимо ущемлять ни чьи интересы?! Но вот эти же наборы, но 80-х годов выпуска уже включали чертежи! И это были чертежи только авиамоделей - планер А-2, фюзеляжная резиномоторная модель, кордовая модель воздушного боя, кордовая пилотажная модель самолета. В составе материалов этих наборов, уже была лавсановая пленка для обтяжки (на замену микалентной бумаги). Резинка в этих наборах была уже другая, коричневого цвета и более низкого качества, чем “венгерка” - либо квадратного сечения 1х1 мм, либо “лапша” 1х3мм. В остальном, я не припоминаю каких либо других отличий в этих наборах.

Frame

Да, точно, в ранних наборах была “венгерка”. Помню, как к моему тренеру постоянно приходили какие-то дяди за этой резиной (видимо рыбаки). И микалентную бумагу “добывали” мы именно из этих наборов. Ко мне в последствии перешло большое количество этих наборов по наследству уже как к тренеру. Поэтому я могу и не знать, какие именно коробки попали в нашу кладовку в разные годы. Ещё кроме наборов мы доставали много чего, в том числе и бальзу, через базу ДОСААФ. Не знаю, как у других, но у нас бальзы всегда было навалом. Помню, как ещё лет в 14 я ходил её взвешивать в гастроном. Брусков 10 обычно приносили. Продавцы ещё смеялись, что мы шпалы опять притащили.
Извините за оффтоп. Воспоминания…

Mekhanik
Ковалев:

Жалко что и сейчас нет интересных отечественных китов для постройки кордовых моделей.

А кто Вам сказал, что их нет? Наборы (отечественные) для сборки кордовых моделей, есть и сегодня! В их составе элементы из дефицитной в советское время бальзы! Выбор конечно не богатый и эти наборы никогда, не будут выпускаться такими партиями, какими они выпускались в СССР! Сегодня все упирается в цену вопроса! А цены, на модели явно не копеечные! Вот ссылка (не реклама) на кордовые модели, которые можно купить сегодня: www.thermik.ru/fly/controlled/…/category-199/

Frame:

Да, точно, в ранних наборах была “венгерка”. Помню, как к моему тренеру постоянно приходили какие-то дяди за этой резиной (видимо рыбаки).

По линии ДОСААФ, эту “венгерку” мы получали в нашу моделку и отдельно (не в наборах), в упаковках по 100 рулончиков.

михаил76
Mekhanik:

Наборы (отечественные) для сборки кордовых моделей, есть и сегодня!

Да, да! Вот об этом тоже хотелось бы поговорить. Тем более что один такой наборчик я себе приобрёл и сейчас собираю. Правда сам набор больше используется, как просто, набор материалов. А сам самолёт претерпел ряд изменений. И на то есть рад причин.
Но об этом позже. Когда доделаю )

А сейчас немного вспомню ту модель на которой я впервые самостоятельно полетел, и взлетел и петлю сделал и упал.
И модель эта - тоже фанеройд из набора ПО-2.
В кружке было несколько таких самолётиков. Но мне хотелось собрать его самому.
Мечта сбылась. Когда был в Москве, то купил в центральном “Детском мире” такой набор.
Совершенно верно здесь написали - продолговатая коробка с ярко-оранжевой крышкой с изображением модели ПО-2 в двух проекциях.
И что особенно запомнилось - на одной из боковин нарисованы фигуры, которые эта модель может выполнять.

Это стала моя первая модель, которую я собрал ОТ и ДО и довёл до лётного состояния и… полетел. Причём собирал не в кружке, а дома, регулярно советуясь с толковым моделистом, который непроизвольно стал моим другом и наставником.
Из приколов конструкции больше всего запомнились непропорционально длинные шасси, благодаря которым модель теряла даже намёк на полкупопийность.
Причём проволока для стоек шасси была достаточно тонкая и постоянно гнулась. Шасси разъезжались при каждой посадке и их приходилось сгибать заново.
Второй момент - это миниатюрный топливный бак, который крепился на крыло двумя винтиками. Не смотря на экономичный МК-17, горючего в этот бак влезало буквально на пару минут полёта. Ну может чуть больше.
Я тогда не обладал знаниями, чтобы самостоятельно модернизировать конструкцию модели. И поэтому собрал всё как было написано в инструкции.
Не смотря на отсутствие профиля, модель получилась весьма летучей. В первую очередь за счёт тяги двигателя. Планирующий момент на этом ПО-2, как таковой, отсутствовал. Стоило мотору заглохнуть, как самолётик клевал носом и падал в траву.
А когда мотор работал хорошо, то носился достаточно быстро и мог крутить незамысловатые фигуры. Не в моих руках, конечно, а в руках опытного коллеги-моделиста.
Я единственный раз сделал на нём петлю, которая закончилась морковкой.
Тем не менее пострадал ПО-2 не сильно: отстегнулось верхнее крыло и злополучная стойка шасси вывернулась в обратную сторону.
В общем там и ломаться было нечему. А потому этот ПО-2 прожил у меня достаточно долго, пока просто не надоел за счёт своих весьма ограниченных возможностей.
Так что Гомельскому фанеройду ПО-2 я остался благодарен за то, что первые самостоятельные полёты совершил именно на нём.

Игорь_K

А я , из за этой “венгерки” ,однажды стал счастливым обладателем нескольких наборов- абсолютно бесплатно.
В школьные годы жил я в Подмосковье. И конечно все модельным имуществом закупался в Детском Мире. В классе пятом , накопив необходимую сумму для приобретения набора кордовой модели явился в необходимый мне отдел универмага / от центрального входа ,направо/. Купил набор и стал проверять содержимое на соседней витрине. В это время большой,усатый дядька покупает набор для постройки резиномоторной модели, молча вынимает оттуда моток резины , суёт мне коробку с содержимым и так-же молча уходит. Я не понимаю что произошло,но в коробку заглянул. Ну что делать? Дали-надо брать. Пока я завязывал посылки, ситуация повторилась 6 /шесть / !!! раз.
Оказывается это рыбаки брали наборы с резиной для донок, а ненужное выбрасывали в мусорный контейнер. А тут наудачу рядом стоит пацан с похожей коробкой, и мусорку искать не надо.
В итоге домой я возвращался сказочно богатым.

Mekhanik

Наглядно представляю Набор - Кордовая модель самолета По-2. После описания топикстартера, как то и добавить особо нечего. Единственное, скажу, что у нас в моделке в конце 80-х годов, было некоторое колличество таких наборов, которые были очень хорошо построены тогдашними кружковцами! И богатый опыт постройки и главное окраски, популярных тогда, стендовых моделей, был применен моими мальчишками, при сборке и покраске этих фанерных бипланов. Получилось этакое звено из нескольких камуфлированных, краснозвездных полукопий По-2! Так же имелось в тот момент в кружке, десятка два новеньких микродвигателей МАРЗ-2,5, часть из них была доработана в соответствии с популярной тогда статьей в М-К - “Не работает - ЗАСТАВИМ!” и установлена на эти “кукурузники”. Надо сказать, все модели были изготовлены на отлично и двигатели МАРЗ-2,5 на мой вгляд, подошли этим бипланам лучше, чем МК-17. Шасси на наших моделях было изменено - проволока был более толстой, колеса на некоторых были самодельные резиновые с дюралевыми втулками, так же вклеивался проволочных хвостовой костыль. А все вместе (более мощный двигатель + надежное шасси) давали хороший взлет и посадку, на асфальте. Бачки конечно же были, на всех моделях самодельные, увеличенного объема. Жалею только об одном, фотографировали в то время мало! Сейчас бы снимки этих моделей, были бы в тему! Но, увы! Прикрепляю фото, набора поздних годов выпуска, из своей коллекции. Думаю на фото все видно, “без лишних слов”?!

михаил76

Вот, кстати на счёт современных наборов кордовых моделей.
Наткнулся на тему rcopen.com/forum/f95/topic355400 как раз такая пилотажная модель в “термике” и продаётся.

Alx1m1k

Михаил как хорошо РАСКРЫВАЕТСЯ ваша тема для всех возрастов.сейчас народ будет ещё больше подтягиваться: “и СТАР и МАЛ”.

Кузя
Mekhanik:

Думаю на фото все видно

Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?

Mekhanik
Кузя:

Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?

Пока нет такой возможности, модели убраны и в данное время, можно сказать не доступны. Ремонт. Может быть позднее, смогу Вам помочь.

А пока хочу, напомнить о незаслуженно забытом, еще одном фанеролете, который был наверное у многих?! Это Набор №10 - Кордовая тренировочная модель самолета. Такие наборы можно было купить в магазинах “Культтоваров”, заказать через “Посылторг”, а те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно. Мною лично, в школьные годы, было построено несколько таких моделей, на которых я учился “летать”. Бачки в наборах изготовленых в начале 70-х, были из целлулоида. А позднее, они стали стандартными из жести и ими комплектовались многие кордовые модели. Хотя как тут уже упоминал топикстартер, бачки эти были маленькими и даже с полуторакубовым движком, топлива в них хватало максимум на пару минут. Колеса шасси были из очень твердой и тяжелой плассмасы и ими так же комплектовались многие модели. На моделях поздних выпусков эти колеса были заменены, на колеса из полистирола, меньшего диаметра, такие же как скажем на Як-18. Конструкция модели, совсем не сложная и не представляла проблем со сборкой. Профилировкой крыла, я себя не утруждал особо, просто закруглял передние и задние кромки, на этом и все. Двигатель рекомендовался МК-12В, у меня в то время были такие, поэтому я их и использовал. Но модель с успехом могла летать и с МК-16 или МК-17. Стандартные баки из набора, я не применял, только самодельные, рассчитанные на 4-5 минут полета. Шасси ставили, только если предполагалось запускать модель с асфальта. Но большинство полетов, проходило на футбольном поле, так сказать на траве и чаще шасси не ставили, а запускали модель с рук. Модель предназначалась для получения начальных навыков управления кордовой моделью и считаю, что с этим она вполне справлялась. Ломались эти модели крайне редко - ломаться там, просто нечему! Что из себя представлял данный набор, видно на фото. Да, забыл упомянуть, что в 80-х годах Гомельский завод, сделал “Ребрендинг” - вместо эмблемы ДОСААФ СССР, на коробках появилась Гомельская стрекоза. И данный набор, тоже подвергся глубокой модификации - крыло было изготовлено из пенопласта и стало иметь объемный профиль. В конструкции появилось много элементов из пластмассы. Вот только на летных характеристиках, эта конверсия слабо сказалась. Но это уже история, по сути другого набора…

Кузя
Mekhanik:

Что из себя представлял данный набор, видно на фото.

Первая моя модель однако, набор 😃 ещё с липовой пластиной для крыла😒
Из воспоминаний особенно запомнилось как профиль вышкуривал в 7 лет тяжко было, где то с неделю возился 😎
ЗЫ
Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.

Mekhanik
Кузя:

Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.

Фотографии, которые я сейчас выкладываю, были сделаны мною для той, другой темы. Сейчас я их просто сбрасываю сюда, с компа. Но когда будет возможность, обязательно сделаю с линейкой.

Andrey68
Кузя:

Первая моя модель однако, …

И моя первая. Но я ее в воздух так и не запустил… Куплена была в магазине “Юный техник”, долго делалась. Потом не было мотора. А потом записался в Кют. Но сначала, как малолетка, попал в группу для младших школьников. А когда в 4м классе наконец попал в желанную авиамодельную лабораторию, этого самолета уже почему-то не было.

alex-27

А я в первый раз увидел ПО-2 в пионер лагере ,окрашен в зеленый цвет с мк-17-красавец. Был еще набор кордовая учебная пилотажка “Пионер” , ее собирал сам наш руководитель тк она казалась очень сложной для нас. Еще помню считалось что мк-17 с оранжевой головой ,лучше работает чем с красной. Видел еще кордовую из грампластинки .

михаил76
Mekhanik:

те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно.

Не было такого. Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал. Хотя может их к тому времени уже все раздали )))))

А вообще мне кажется, что этот самолёт был предшественником тренировочной кордовой модели самолёта, которая появилась в продаже в начале 90-х годов. Там примечательно было то, что крыло было сделано из цельного куска пенопласта (без кромок и лонжеронов), а киль и стабилизатор были пластмассовыми.