Обзор конструкции двигателя K&B 61 испытания, доработки и первый опыт эксплуатации.

Дядя_Витя

Здравствуйте джентльмены. После долгого ожидания я наконец получил моторчик от КБ. В очень скромной коробке, без всяких рекламных изысков. Взяв долгожданного зверька в руки стал внимательно осматривать. Внешний вид очень не плох. Хорошее литье с последующей обработкой очень мелким песком. Взять в руки приятно. Далее порадовала конструкция вала, он очень короткий. Вал заканчивается в 6 мм за передним подшипником. Массивный разрезной конус и солидная опорная шайба, и все. Креплений винта с помощью ввертной шпильки и гайки с шайбой. Это очень правильно, при аварии согнется не вал, а сравнительно слабая шпилька. Выкрутил, выбросил, ввернул новую и летай дальше. Обратил внимание, шпилька вала имеет метрическую резьбу, а все остальное дюймовую. Разборка мотора имеет особенности, после демонтажа головки и задней крышки, необходимо выкрутить резьбовую пробку на задней части картера для снятия пальца. Конструкция мотора похожа на Супер Тигр G 61, распределение валом, поперечная, дефлекторная продувка. Окна гильзы имеют многочисленные перемычки, кольцо не стопорится. Фазы совпадают с вышеозначенным Тигром. Кстати, кольцо имеет приличный зазор в замке, около 0,15мм и весьма солидный зазор по кромкам, из за этого статическая компрессия не очень сильная, но на запуске никак не отражается. Мотор горячий и зазоры при работе, надо понимать, выбираются. Приятно удивило наличие бронзовых втулок не только на шатуне, но и в поршне. Палец плавающий с фторопластовыми заглушками на торцах. Общее впечатление сложилось очень хорошее, на 4.5 по пятибальной шкале. Мотор весит без глушителя 385 грамм, Тигр для сравнения 500. Материалы, судя по всему, хорошие, где надо твердо, шлифовка качественная, хорошими, не изношенными камнями, галтелей практически нет. Подшипники правда американского стандарта, с ходу замены не найдешь, носовой подшипник закрытый с наружней стороны. Обратило внимание необычно большое сечение диффузора.
Общая оценка для данной ценовой категории,-100 $ , просто шикарно…

Установил мотор на стенд, топливо стандартное, винт 330 на 145 из березы. Мотор запустился с первого предъявления, игла открыта на пять оборотов, минут десять покрутил на средних оборотах, грязи и прочего, что говорило бы о разрушениях нет, решил добавлять по малу. Неприятно поразила чувствительность мотора на иглу, один щелчок и режим поплыл. По вибрационному, тарированному тахометру получил 13450. Но настроить режим с ходу не получилось. Режим сильно плавает, от 11200 до 14100.
Снял со стенда, разобрал, никаких криминалов. Немного подумав пришел к выводу, нестабильный режим это от вращения кольца… Помудрив немного, застопорил кольцо штифтом в поршне и канавкой на внутренней стороне кольца. Стало гораздо лучше, режим стал ровный. Наивно понадеялся доводить дальше в полетах… Установил на новый, построенный под него самолет, и благо снега еще не было пошел летать. Конечно, настроить пилотажный режим не удалось, так, что-то переменно - не понятное,ну не строится мотор. Взлет и И…ХО…ХО понеслась… Мотор дурниной орет, корд звенит, двумя руками еле держу, какой пилотаж, не оторвалась бы. Ну остановился наконец. Свече капут, в остальном вроде цел, и откуда дури столько? Придя домой стал разбираться, на бак и самолет не грешил, все по старым канонам, а вот на моторчик посмотрел косо. Для начала посчитал площадь сечения диффузора, ого, 27.5 кв.мм. На Калмыковском, для сравнения 17. Снял футорку, выточил новую, сечение с жиклером 16.5 мм.кв. Запустил на стенде, игла закрылась до трех оборотов и вообще, как-то лучше стало, но все равно 12300 и не оборота меньше. Все равно передоз. Стал давить глушителем. Выхлопное отверстие стало 4.5 мм диаметром и все устаканилось. 8400 горизонт, на обеднении 10500. Поставил на самолет и снова полетел. Очень прилично, все таскает, перегазовки в наличии, летает. Жалко, что погода испортилась, повалил снег, да и холодно стало, окончательную отладку отложил до весны.

Alx1m1k

Грамотно подошли к газодинамической составляющей подбора режима .очень приятно.а фотку выложите?

Serge2013
Дядя_Витя:

Режим сильно плавает, от 11200 до 14100.
Снял со стенда, разобрал, никаких криминалов. Немного подумав пришел к выводу, нестабильный режим это от вращения кольца… Помудрив немного, застопорил кольцо штифтом в поршне и канавкой на внутренней стороне кольца. Стало гораздо лучше, режим стал ровный. Наивно понадеялся доводить дальше в полетах… Установил на новый, построенный под него самолет, и благо снега еще не было пошел летать. Конечно, настроить пилотажный режим не удалось, так, что-то переменно - не понят

Просто, уму не постижимо! А что делают все, кто не в состоянии все эти манипуляции совершить? А главное, понять? Запихивают этот движок куда-нибудь по-дальше в ящик?

Дядя_Витя
Serge2013:

А что делают все, кто не в состоянии все эти манипуляции совершить? А главное, понять? Запихивают этот движок куда-нибудь по-дальше в ящик?

Я думаю, что используют, как есть или покупают более дорогой мотор. В конце концов, для хоббийных полетов на Р.У. аппаратах состояние мотора не критичное, есть возможность поноситься с визгом и улюлюканьем. Мне кажется, что при установке радио -карбюратора, получается очень приличный Хобби мотор. Я дорабатывал под свои, весьма специфические требования.

Марат
Serge2013:

А что делают все, кто не в состоянии все эти манипуляции совершить?

Кольцованные моторчики необходимо довольно продолжительное время покатать. После прикатки колец режим работы мотора стабилизируется. И можно уже летать на более богатых режимах. Так было и суперами G61…

Дядя_Витя
Serge2013:

Может в этом объеме лучше такой рассматривать?

Да, интересно, но ко мне в руки еще не попал. Выглядит очень авангардно. Еще бы ему выхлоп назад…

Слава_Ямпольский

Интересно, это K&B тот который “Veco” или более поздний? Если Veco то такие обороты это многовато. Прилагаю график мощности и крутящего момента типа “Veco”.

Alx1m1k
Serge2013:
Дядя_Витя:

Да, интересно, но ко мне в руки еще не попал. Выглядит очень авангардно.

Эксплуатирую такой двигатель в радиоварианте.нареканий нет.хорошо запускается,регулируется и жрёт всё.(не реклама).

Дядя_Витя
Слава_Ямпольский:

Прилагаю график мощности и крутящего момента типа “Veco”.

Очень похоже на правду… Вопрос с каким винтом снимались характеристики? У меня приведенные обороты получились с 330 на 145 и мне кажется, что можно еще подгрузить диаметром, как раз пик придется на 10500 или 11000.

Слава_Ямпольский
Дядя_Витя:

Вопрос с каким винтом снимались характеристики? У меня приведенные обороты получились с 330 на 145 и мне кажется, что можно еще подгрузить диаметром

График из журнала(не знаю какой точно, их было несколько). Они не обсуждали как измерялся двигатель но думаю какой-то специальный стенд без винтов. Этот журнал публиковал сотни тестов разных двигателей так что стенд у них был.

K&B Veco был чуть ли не копия Super Tigre(а может и наоборт) так что с винтами должна быть таже самая ситуация. Винты 305-330 но не больше а вот шаг в среднем 160(диапазон от 140 до 180). Большинство летает на 165.
Самые “спокойные” летали на 325х180 на 7500 оборотов.

Дядя_Витя
Слава_Ямпольский:

специальный стенд без винтов.

Да, я в свое время имел балансирный станок с тарированным тормозом. Интересно, он дает не кривую, а облако контрольных точек, по общему значению их проводится кривая моментов. Всегда есть отступления и в одну, и в другую сторону. Мне кажется, что указанные в Вашем графике характеристики очень близки к заявленным для этого мотора. Сойдет снег, продолжу полеты и окончательно настрою мотор.

Serge2013
Alx1m1k:

Эксплуатирую такой двигатель в радиоварианте.нареканий нет.хорошо запускается,регулируется и жрёт всё.(не реклама).

А Вы опишите подробнее! Что значит “жрет всё”? Сколько нитры? С каким маслом? Какого веса модель таскает? Какие обороты рабочие? С каким пропеллером? Приведите фотки мотора в разобранном виде и на модели.
Тогда и не заподозрят в рекламе.

Слава_Ямпольский
Дядя_Витя:

Для начала посчитал площадь сечения диффузора, ого, 27.5 кв.мм. На Калмыковском, для сравнения 17

Кстати, на ST60 рекомендуемая площадь то-же 17(17.3 если быть точным).

Дядя_Витя:

Мотор весит без глушителя 385 грамм, Тигр для сравнения 500

Не с тем Тигром сравниваете 😃 . Это наверно серия G. Пилотажный 10 кубовый тигр это серия “V”. ST 60 V, весит 355 без глушителя.