второй гироскоп на ламе для удержания высоты. как сделать?

HikeR

прекрасно понимаю, что сделать верт непроваливающимся вниз при маневрах можно как “работая ручками”, то есть компенсируя газом любое перемещение, так и в аппаратуре, замикшировав ручку крена/тангажа с газом.
но такой аппаратурой пока не обладаю, от внешнего воздействия такие способы не спасут, да и просто для расширения кругозора хотелось бы уточнить.

в теории, первый гироскоп подключается в канал направления до микшера, второй гироскоп можно врезать в канал газа, и опять же к микшеру. но, разместив гиру параллельно планете, что именно она будет компенсировать, изменение высоты или крен? и как тогда ставить гироскоп, чтобы он ловил поступателные вертикальные перемещения?

Spartan
HikeR:

и как тогда ставить гироскоп, чтобы он ловил поступателные вертикальные перемещения?

это не гироскоп, а акселерометр

Ive

гиры для м оделей есть датчики угловой скорости. для получения удержания по высоте надо датчик линейной скорости. то есть - не поможет. учиться дергать ручки. я вот так надрессировался работать вместо микшера, что получив аппу с микшерами получил краш из - за потери управления по высоте. потому как руки работали сами.

HikeR
Spartan:

акселерометр

Ive:

для получения удержания по высоте надо датчик линейной скорости

что это, где взять, можно ли подключить?

Ive

акселерометр и датчик линейной скорости в данном контексте одно и то же. по можно ли. вероятно, можно найти линейный датчик с такими же параметрами на выходе как в мюратовском гире, который стоит в самом дешевом на момент ек-704. выпаять датчик, поставить другой и посмотреть что получится. ценник за развлечения порядка 2-2.5 тыр с малопредсказуемым результатом. про готовые линейные датчики для моделей я не слышал. вероятно, они есть в составе различных автопилотов. в общем, практически получается идея по реализации сомнительная а по ценнику сравнимая со стоимостью 2-3 вертолетов. Поскольку придется вводить дополнительный микшер на модели, ставить раздельные ESC на моторы, отдельный гироскоп, рулевой микшер и приемник, ставить другие моторы, так как вес подрастет неизбежно, и придумывать как всё это хозяйство скрутить в работающую модель.
Короче, купить в барахолке подержанный 6 каналов типа оптик или санва 6000 - кстати кто то продает помнится - и будет щастье. Для эхтрим моторов и оптика у меня стоит коэффициент 7%. Только не забудте что для движений ручки вперед и вправо коэффициент положительный а для назад и влево - отрицательный.

HikeR

ну, я как-то предполагал, что есть готовые коробочки 😉 в описанной перспективе идея получется совсем не перспективная.

Genosse

отдельный микшер ставить не придется, как я понял рассматривается не блок 4 ин раз, а дискретная схема, значит достаточно поставить прибор в разрыв газа и микшера (тот что газ-руддер) и собственно далее… а далее, следующее, прибор действительно дорогой, сколхозить его конечно можно, но сложно…
дешевая ескаевская гира стоит порядка 500р, ну и датчик рублей 100, но в гиру его “воткнуть” не получится 😃 как минимум датчик давления нужно “обнулять”, т.е. без программирования нам не обойтись…
в остальном верно, резона на ламу ставить такоЭ нет…

HikeR
Genosse:

а далее, следующее, прибор действительно дорогой, сколхозить его конечно можно, но сложно…
дешевая ескаевская гира стоит порядка 500р, ну и датчик рублей 100

так он все-таки “дорогой”, или “рублей 100”?
технически датчики гироскопов выдают некоторое напряжение на выходе. если “высотомеры” или “акселеометры” тоже работают с напряжением, то скрестить гиру с ними вполне возможно.

Genosse

Дорогой готовый прибор, а датчик в магазине 100р…

HikeR

я совершенно не представляю себе даже название этого датчика чтобы в поиск хоть забить. не подскажете?

Ive

www.chip-dip.ru/catalog/1581.aspx

это только датчики, ессесно… Подобрать подходящий по выходным параметрам - и вперед… Производитель гира- мюрата, название на корпусе. Но, боюсь, надо будет еще и микроконтроллер донорского гира перепрограммировать. А еще оградить его от тряски, а то получится автоколебательная система… Честно, я бы понял, если бы это творилось на ограмную копию, но на ламу… Рефлекс на газ вырабатывается за вечер.

Genosse

погорячился я со ста рублями, www.chip-dip.ru/product0/343350022.aspx
Ive, так я и имел ввиду весь комлекс мероприятий с “донорской гигой”… Но за высотой лучше следить не по ускорению, а по давлению, как и это делают 😉

Ive

Охтыжё, по давлению получится еще веселее 😃)) Этож какой “провал” надо чтобы датчик почуял изменение давления 😃)) У меня велокомп с бароальтиметром, чувствует перепад метров 8-10 как минимум… На мелкие кочки почти не отзывается, или делает это мееедленно… Габариты датчиков там как раз подходящие… Да и надо будет как то вынести сенсор за пределы воздушных потоков ротора и обтекания. иначе бредить будет… Вообще канеш задачка нетривиальная, ламу заставить самостоятельно держаться… Кстати самое точное выйдет если присобачить в качестве датчика или лазерный, или ультразвуковой сенсор от дальномера, тогда можно высоту держать идеально, да и вообще гонять верт на минимальных высотах в режиме огибания поверхности 😃) Вот это я понимаю применение 😃) А так, на уровне “лень учиться подгазовывать”… Я кстати микшеры на улице вырубаю, спинной мозг надежнее…

HikeR

вообще, получается достаточно привести напряжения к используемым, рискну таки заказать пару штук для опытов. придется пожертвовать одним блоком 3в1, ведь по идее если расположить блок подальше от оси вращения, то датчик ускорения вполне заменит датчик вращения. для начала попробую просто заменить штатный датчик.

Genosse:

Но за высотой лучше следить не по ускорению, а по давлению, как и это делают

давление - это для больших самолетов, плюс/минус метр ни один автопилот не выдерживает, а у нас может быть чревато 😉 да и датчики давления по ссылкам и напряжения не потребляют, и на выходе милливольты выдают, просто 2-мя резисторами не обойдешься.

Ive:

А так, на уровне “лень учиться подгазовывать”

скорее на уровне “дело было вечером, делать было нечего”. но вобще, интересно просто.
можно потом новичкам (еще более неопытным чем я) показывать, “как лама висит совершенно сама” 😉

Genosse

Я не знаю, как велокомпьютеры, но в горах определяют высоту с точностью до метра! Правда, приходится по рации запрашивать “землю” о давлении на их высоте… но в нашем случае, нам и не нужно знать сколько метров (саму цифру), важно лишь знать падает верт или еще нет… Вот вам электронный модуль для установки на валкеровскую UFOшку, как вы думаете, что обведено кружочком? Напомню, там данный прибор выполняет сходные функции! 😉

HikeR
HikeR:

датчики давления по ссылкам и напряжения не потребляют

что-то не то написано. подразумевалось:
датчики давления по ссылкам работают на более высоких напряжениях, а выдают на порядки меньшие.

Genosse:

Вот вам электронный модуль для установки на валкеровскую UFOшку

а я нашел совершенно другие модули, там таких элементов нет. зато есть нечно очень похожее на датчик ускорения о шестнадцати (4*4) ногах, рядом с двумя гирами:

rchelicoptershop.net/…/ufo5z18-receiver-24ghz-p-92…

или у вас какой-то неродной модуль на картинке?

Genosse

это тюнинговый модуль с 3 гироскопами в ветке про УФО про него было…

Ive

лама и так совершенно сама висит 😃) Велокомпы имеют тот же самый бародатчик, соответственно все те же заглюки с точностью измерения высоты от погодных условий. современные автпилоты имеют радарный альтиметр в качестве задающего высоту датчика. А бароальтиметры на момент актуальны только в малой авиации и у парашютистов. что касается уфо - там модуль вынесен за пределы потоков от роторов, я уже говорил о том что для верта это проблема. в уфо, где управляющая схема расположена между винтами, бародатчик действительно может мерять давление. у ламы он будет мерять скорость воздушного потока от винтов если поставить его сенсором вверх, и непредсказуемую цифру обусловленную законом Бернулли если ствить его носом вбок или вниз. единственный вариант - вынести его на верх внутренней оси, но это инженерная задачка круче некуда. не обращали внимание, как на самолетах ставятся датчики воздушной скорости, точнее, ПВД, приемники воздушного давления? их выносят на штанге вперед далеко перед кромкой крыла, или киля, или носового обтекателя. короче всеми силами выводят их из потоков обтекания планера. то же справедливо и тут. А то будет очень точно показывать год рождения бабушки капитана по все системам счисления. Так что - хочется стабилзации - пытаться вкрячить линейный датчик вместо углового в гир. Хочется идеально точности - препарировать дальномер. давлениёметр не катит.

Genosse

Ive, все замечательно 😃 я не спорю, т.к. все это знаю… и лама висит сама прекрасно - факт… ну, захотелось человеку творчества, нужно же описать все сложности во всех аспектах… пусть ему жизнь малиной не кажется… 😃
про велокомпы, я не знаю (уже писал)… возможно, датчик такой же, а программа прошита другая, ему же ни летать по небу и в горы не лезть.
о данном датчике у немцев написано: “ничё так - работает” и про систему исчисления бабушкиных лет, я думаю там не дураки - знают…
для датчика ускорения, который тут хотят вкорячить в гиро, так не получится, сначала нужно программку обсчета всей этой шняги написать, впрочем, как и для ДД… будем дальше спорить из-за ламы с электронной системой стабилизации высоты? 😃 😉

HikeR
Genosse:

сначала нужно программку обсчета всей этой шняги написать

зачем? вместо штатного датчика встанет датчик ускорения, напряжение на выходе к 1.3-2В подогнать несложно. а там уже посмотрим, подойдет он для отлавливания не высоты, а именно вертикальных перемещений.

Genosse:

и лама висит сама прекрасно - факт…

10 секунд - мой рекорд, потом теряет высоту. рассказы типа “поставил пульт на стол, пошел покурить, прихожу - висит” отношу к байкам.

Ive
Genosse:

ну, захотелось человеку творчества, нужно же описать все сложности во всех аспектах… пусть ему жизнь малиной не кажется…

Вообще именено это я и пытался сделать 😃

Genosse:

про велокомпы, я не знаю (уже писал)… возможно, датчик такой же, а программа прошита другая, ему же ни летать по небу и в горы не лезть.

Хехе, а на кой тогда в нем альтиметр если не для измерения набора высоты? По неу канеш не летать, а вот в горы - вполне так… Я просто привел как пример замедленной реакции датчика. Кстати, барометрически датчик там как понимаю тоже пьезо, так что ко всем вопроса еще и виброизоляция встанет.

Genosse:

про систему исчисления бабушкиных лет, я думаю там не дураки - знают…

Дерете цитаты с корнем 😃 Я вам про проблемы, возникающие с точностью измерения для датчика давления, находящегося в динамическом потоке, а вы мне про немцев, знающих всё про бабушку… вы со мной не согласны, что если запихнуть сенсор под вентилятор он покажет давление выше, да еще и неровное, чем если он будет лежать у вас на ладошке?

Genosse:

для датчика ускорения, который тут хотят вкорячить в гиро, так не получится, сначала нужно программку обсчета всей этой шняги написать, впрочем, как и для ДД…

если внимательно читали, то наверное заметили, что про вкорячить линейный датчик и _заменить_ _софт_ - именно я и писал.
И тут я вполне согласен с

HikeR:

вместо штатного датчика встанет датчик ускорения, напряжение на выходе к 1.3-2В подогнать несложно. а там уже посмотрим, подойдет он для отлавливания не высоты, а именно вертикальных перемещений.

Там акселерометр, тут акселерометр, одна фирма - почти наверняка одинаковые параметры выходного сигнала. Не сложнее чем поменять мосфет например. В худшем случае все будет стоить запоротого пьезодатчика и дешевого гира. Вот я как нарисую к вечеру схемку даже 😃

Genosse:

будем дальше спорить из-за ламы с электронной системой стабилизации высоты?

Ээээ… Вы считаете тему бесполезной? А вообще у меня впечатление что наш с вами спор скорее не о электронной стабилизации, а о применимости бародатчика для стабилизации ламы 😃

HikeR:

10 секунд - мой рекорд, потом теряет высоту. рассказы типа “поставил пульт на стол, пошел покурить, прихожу - висит” отношу к байкам. google_ad_section_end

Мой - 12. на площади 1.2 на 1.2. Только высоту не теряет, сказывается эффект стен и она к ним плывет. 😃

Genosse

Дался Вам этот велосипедный датчик, ну да - горный велосипед, но реально высотное позиционирование ему как седло корове, отсюда и точность… чай не на парашюте и не высоту штурма мерим… Скорость самого велосипеда меньше чем у парашютиста в момент падения и точности, как в горах не требуется… Защитить бародатчик на ламе-то от обдува - просто не вопрос! Применение акселерометра - альтернатива, а не панацея, на мой взгляд.
А про цитаты, извините, понравилось, а кавычки забыл. 😃
Я не думаю, что поиски в данном направлении напрасны, я думаю, что на ламе оно ни к чему! 😃

HikeR
Genosse:

я думаю, что на ламе оно ни к чему!

скажем так, некоторые увешивают ламу полным экстримовским обвесом и карбоновыми рамами. а я вот тоже считаю, что ламе он ни к чему, и сумму в 3 раза превышающую стоимость верта можно потратить на более полезные и интересные вещи. датчики ускорения, например 😉

теперь о грустном. одним датчиком не обойтись, попробую без картинок пояснить.
стоит наш датчик подальше от центра вращения, ловит вращательные движения, выдает сигнал для компенсации. технические детали пока опустим.
теперь представим себе, что произойдет, если верт не вращается против часовой стрелки, например, а начала стрейф влево. датчик послушно фиксирует ускорение/смещение, отрабатывает его, и в случае с заменой гиры получится так, что верт будет одновременно смещаться влево и крутится по часовой стрелке, то есть будет описывать окружность с центром проходящей через датчик.

получается для устранение такого эффекта надо ставить второй датчик, на хвосте, и пускать оба сигнала через сумматор с инвертированием одного канала. если верт крутится - оба сигнала складываются, если верт просто смещается - то сигналы вычитаются и самоуничтожаются. то есть нужны дополнительные элементы.

также и для контроля высоты, нужны два датчика, чтобы поступательные движения не путались с тангажом. в принципе, даже дешевые датчики имеют 2 оси, и два таких датчика в теории смогут заменить гироскоп и высотоудержатель 😉 но надо дополнительную логику или МК, а МК меня пугают 😦

Ive
Genosse:

Дался Вам этот велосипедный датчик, ну да - горный велосипед, но реально высотное позиционирование ему как седло корове, отсюда и точность…

точность такая у любого бародатчика. вы работали с альпальтиметрами, я с вело… вот и дался. Один черт, датчик слишком капризен чтобы ставить его на модель подобную ламе, или я не прав?

Genosse:

Защитить бародатчик на ламе-то от обдува - просто не вопрос!

Как?

Genosse:

Применение акселерометра - альтернатива, а не панацея, на мой взгляд.

Окей. Давайте так. Я напишу какие плюсы у акселерометрического датчика, а вы - у барометрического. Ну и минусы в меру сил… Интересно?
Итак, акселерометр.

  1. Вес и установочный размер
  2. Нетребователен к условиям установки (достатоно пеноскотча)
  3. дает немедленную реакцию на минимальное смещение, то есть более чувствителен.
  4. реагирует только на смещение (баро - на любое изменение давления, по любым причинам возникающее)
  5. Легко защитить от внешних воздействий (влага, пыль, прочее)
  6. есть шанс, что замена углового датчика на линейный не потребует внесения изменений в прошивку контроллера.
Genosse:

я думаю, что на ламе оно ни к чему!

Тогда ваше участие в данной дискуссии теряет смысл 😃 Хотя - с этим пунктом я тоже согласен, раза три уже написал, но - мне просто интересно 😃))

HikeR:

ловит вращательные движения

Эээээ… а при чем тут вращательные движения??? Мы про удержание высоты! Соответственно важны линейные смещения, причем только по одной оси - по вертикальной. И чтобы датчик ловил только эти смещения достаточно просто правильно его ориентировать. Как с теми же гироскопами. К слову, гироскоп надо ставить как раз ближе к оси вращения верта, потому как он ловит угловое а не линейное смещение, а на хвост его выносят только потому что там проще защитить его от помех и вибрации.
Так что схема должна быть примерно такая же, как для сборки 4-1 из отдельных компонентов.
Получится так
Газ—датчик линейного смещения— —мотор1
V-микшер
Руддер----гироскоп------------------ —мотор2

И работать будет гиро на предотвращение поворотов, а линейный будет отрабатывать газом попытки верта провалиться - причем по любой причине.
Только разместить линейный датчик надо прямо под центром масс, чтобы не реагировал на тангаж и крен. Хотя какие там крены на сооснике… Именно, кстати, поэтому такая сжема удержания высоты линейным датчиком окажется бесполезной для классической схемы, там крены и направления смещения совершенно не зависят от направления оси 😃))

HikeR
Ive:

Эээээ… а при чем тут вращательные движения??? Мы про удержание высоты! Соответственно важны линейные смещения, причем только по одной оси - по вертикальной.

ну, при вращении как раз и произходит смещение, причем чем дальше от центра вращения, тем “линейнее”. разместить датчик прямо в центре возможно, но в случае с ламой это будет где-то между шестеренками и акком. а при использовании сразу двух датчиков размещать их можно в любых удобных местах (в хвосте и в кабине, например), главное на одной оси.

и сначала хотелось бы просто заменить штатный гиро-датчик, чтобы понять его пригодность. для высоты нужен второй внешний гироскоп, а у меня столько еще нет 😉

кстати, барометрические датчики при изоляции их от ветра, чихания и прочих факторов довольно стабильны, судя по документации. да и за время полета ламы (10-15 минут) атмосферное давление сильно не меняется. а при включении все равно калибровка проиходит. но разрешение барометров слишком мало.