Big Lama – перехлест лопастей

Gabberg

Доброго времени, господа пилоты!

Толчком для написания данного поста стало ЛП с участием Биг Ламы по причине перехлеста лопастей.

Итак, минувшим воскресным утром, автор этих строк решил проветрить свой авиапарк после зимней спячки. Погода: Облачно, 0С, ветер ЮВ – ровный 2 м/с. Условия для полетов лучше не придумаешь, и первым номером я решил отправить в короткий полет Биг Ламу.

Полет действительно получился коротким, но все по порядку. Стандартная проверка и уже заученная схема выставления триммеров. После взлета привычным и легким движением стика пресек развитие левого крена и спокойно начинаю набор. Коррекция курса, т.к. четко вижу, куда начало сдувать ветром. Все гут, начинаю левый разворот с намерением встать в круг и тут пришел ГЛЮК.

Проскакивает помеха. (Аппа для Биг Ламы у меня на 40 Мгц). Помехи на данном диапазоне кратковременны, бывают не чаще 1-2 раза за полет. Вертушку в этот момент может сильно дернуть, но самое главное быть к этому готовым. Автор же оказался не готов. И перерыв в полетах дал о себе знать, и поведение вертушки ввело в ступор. Произошел быстрый разворот на 360 град с креном, причем на слух различил, что роторы работают с большой разницей по оборотам и дабы избежать просадки по высоте добавляю режим. И тут же словил перехлест лопастей. Сверзился на асфальт в лужу с высоты более 10 метров… Печалька…

Хорошо, что люди в сторонке стояли… А автор, собирая обломки, столкнулся уже с ТРЕТЬИМ по счету перехлестом лопастей подряд.

Итак, теперь подробнее;

Минувшей осенью стал счастливым обладателем сверкающей Биг Ламы, еще не зная, сколько сюрпризов меня ждало, но это, адназначна, был мой счастливый день!

Минусы:

  1. Вертушку я себе взял, даже не вникая во всякие RC форумы. Хотя, стоило! Ведь отсюда пошли все мои предпосылки. Для меня, адепта методик научного тыка, теория имела второстепенное значение.

  2. Аппа на 40 Мгц. Все-таки минусов в этом диапазоне больше, чем плюсов. Ни один полет не обходился без дерганья из-за помех. Нада переходить на 2,4 Ггц

  3. Небольшой диапазон хода АП, при энерговооруженности этого чудесного вертолета увеличение расходов дало бы хорошую динамику.

  4. Регулировка – по мне это сразу надо ставить диск с шаманскими песнями и доставать бубен.

  5. Но это все фигня. Основной трабл заключается в том, что расстояние между роторами недостаточное. Неуправляемый верхний ротор, выполняя роль стабилизатора, почти всегда вращается в горизонтальной плоскости и если у вертушки возникает крен или тангаж больше определенного значения и при этом прыгают обороты роторов, то это гарантированный перехлест лопастей.
    (На одной фотке я рядком выложил лопасти верхнего ротора после перехлеста, на всех один и тот же рисунок излома плоскости). Как показывает практика, нижние лопасти не страдают.

Необходимо сразу после приобретения данного ЛА ставить удлиненный вал, чтобы забыть про опасность перехлеста лопастей.

Плюсы:

  • После правильной доработки и настройки БигЛамы, мы получаем отличный вертолет, который еще долго будет радовать Ваш взгляд, сверкая в солнечном небе!

Дописывая свой грустный эпос, выражаю надежду, что мне удастся восстановить свой вертолет и опыт крашей поможет глубже постичь нашу непростую науку полета! Если кто-то из уважаемых пилотов уже испытывал трудности перехлеста лопастей на соосниках, отпишитесь плиз.

Всем добрых полетов и мягких посадок!

Best regards, Gabberg

P.S. Перечень выявленных повреждений (сверху-вниз)

  1. Погнуло флай-бар (не смертельно)
  2. Выломано крепление под флай-бар на вале (на замену)
  3. Вырвано крепление тяги флай-бара (аналогично)
  4. Повреждение лопастей верхнего ротора (на замену)
  5. Вырвана лопасть нижнего ротора (на замену), вторая, как ни странно уцелела
  6. Приемник 3 в 1, разбит корпус, побывал в воде (не известно)
  7. Множественные повреждения фюза (на замену)
  8. Повреждена рама и некоторые крепления (скорее всего на замену)
  9. Повреждена видео-камера, побывала в воде (на замену)
  10. Шасси сломано в нескольких местах (на замену)

Вскрытие отложено на утро, дабы все просохло

greenkpz

Привет, мои соболезнования ламе, пару вопросов, если можно…
на втором снимке 8-ми подобная деталь - это для крепления камеры?
А куда при этом крепится аккумулятор?

u313
Gabberg:

Повреждена видео-камера, побывала в воде (на замену)

Добрый день! А можно узнать, какая именно камера стояла у Вас. Тоже купил Биг Ламу, но пока только подлетывал в комнате и тренируюсь в симе, жду хотя бы +10гр, чтобы пластик не был таким хрупким во время первых вылетов.
И еще вопрос: камера не нарушает центровку, вперед из-за нее не тянет верт?

Gabberg

Доброй ночи, господа пилоты!

Потратил пару часов на вскрытие БигЛамы.
Да что там вскрытие, разобрал все по винтикам и сие занятие оказалось весьма увлекательным!

Уже в процессе вскрытия стало понятно, что пациент жив! Электронная часть - гут, двигатели - гут. Так что еще полетаем! 😁

Правда, выявились еще повреждения: крепление тяги АП, одна опора платформы в мясо, верхняя шайба под АП смещена на 7-8 мм вверх (пришлось даже воспользоваться молотком, ибо по другому было никак). Вобщем, характер повреждений говорит о том, что основной удар пришелся на правую переднюю часть и был силен. Предыдущие два краша из-за перехлеста - фигня по сравнению с этим.

Первый - с высоты человечьего роста на лед - треснуло шасси, покоцал хвост.
Второй - с высоты 4-5 метров в свежий сугроб - отделался легким испугом.

Скоро приедут новые валы, 10 комплектов лопастей, 3 акка и энное кол-во запчастюшек. К тому же, автор раздумывает на тему, как бы вкорячить в вертушку спектрумовский приемник AR-6200 на 2,4 Ггц, который лежит без дела, схема его размещения в Биг Ламе для меня пока не ясна, ибо непонятно куда крепить сателлит. Но для себя я решил больше не использовать аппу на 40 Мгц.

Моя печалька выдохлась, к сезону буду готов! 😒

greenkpz:

… пару вопросов, если можно…
на втором снимке 8-ми подобная деталь - это для крепления камеры?
А куда при этом крепится аккумулятор?

Все верно!
Камера со встроенным акком. Хватает на час с лишним.

u313:

Добрый день! А можно узнать, какая именно камера стояла у Вас. Тоже купил Биг Ламу, но пока только подлетывал в комнате и тренируюсь в симе, жду хотя бы +10гр, чтобы пластик не был таким хрупким во время первых вылетов.
И еще вопрос: камера не нарушает центровку, вперед из-за нее не тянет верт?

Согласен, минусовая температура делает пластик более ломким, хотя практика показала, что от температуры вообще мало, что зависит. Шасси страдает от жестких посадок, корпус страдает от крашей. Автор летает в любую безветренную погоду, лишь бы самому не замерзнуть! 😉

Теперь по вопросу:

Камера стояла обычная CMOSка. (Кстати, вполне себе живая, хотя ее крепление после краша выглядело жутко!) 😁

При покупке Биг Ламы сразу озадачился вопросом, а чтобы такого сколхозить, чтобы получать видео с борта, а-ля FPV? Натолкнулся на такой вот вариант: (фотки ниже)

CMOS беспроводная камера. Корпус - пластик, крепление - металл.
8 каналов
Радиус около 100 м, но я так далеко не улетал.
Картинку (640х480) транслирует хорошую, что не скажешь о звуке (чаще, его нет совсем)
Штука получилась прикольная, нужен лишь портативный телек или бук с ТВ-тюнером. Неплохо помогает, когда заруливаешся или когда вокруг много проводов, деревьев, собак, детей, а также, их родителей.

Крепление под камеру вкрутил саморезом под платформу с приемником по центру. Когда вертушка стоит на земле камера находится в нескольких миллиметрах от земли
Вес с креплением - 68 грамм, на поведение вертолета не повлиял, изменение центровки не замечено.

Центровка на Биг Ламе вообще штука относительная, однажды летал в снегопад в вечерних сумерках. Красотень! После взлета меня вдруг тащит куда-то в сторону, хотя ветра ноль. Оказалось, что на шасси с одной стороны налип нехилый такой снежок. Испугаццо не успел, т.к. рулей мне хватило. 😃

greenkpz
Gabberg:

Крепление под камеру вкрутил саморезом под платформу с приемником по центру. Когда вертушка стоит на земле камера находится в нескольких миллиметрах от земли

а аккумулятор борта где теперь находится?
я как раз про него и спрашивал;)

u313

Gabberg
Спасибо за инфу по камере, погуглю в эту сторону, потому как интересно. Только не очень понятно, где держать этот ТВ переносной - руки то вроде пультом заняты.
Рад, что с Ламой не все так печально. И рад, что почитал немного перед покупкой и взял вариант 2,4ггц. Что касается корпуса, то видел рублей за 700 карбоновый хвост для нее и отдельно короткий передний “фонарь” - это как вариант “реинкарнации” 😃 Может и поинтереснее смотреться будет.
Кстати интересно, лопасти повреждены симметрично и на мой взгляд не очень фатально - нельзя на них еще полетать? Или это то что называется “кроилово ведет к попадалову”?
Желаю Вам побыстрее восстановиться 😃

Gabberg
greenkpz:

а аккумулятор борта где теперь находится?
я как раз про него и спрашивал;)

Сорри, просто не понял вопроса. 😃

Акк борта находится на своем обычном месте. Камера вообще никак и ничему не мешает.
Ниже я положил фотку, думаю Вам будет понятно, как была расположена камера.

u313:

Gabberg
Спасибо за инфу по камере, погуглю в эту сторону, потому как интересно. Только не очень понятно, где держать этот ТВ переносной - руки то вроде пультом заняты.

Рад, что с Ламой не все так печально. И рад, что почитал немного перед покупкой и взял вариант 2,4ггц. Что касается корпуса, то видел рублей за 700 карбоновый хвост для нее и отдельно короткий передний “фонарь” - это как вариант “реинкарнации” 😃 Может и поинтереснее смотреться будет.
Кстати интересно, лопасти повреждены симметрично и на мой взгляд не очень фатально - нельзя на них еще полетать? Или это то что называется “кроилово ведет к попадалову”?
Желаю Вам побыстрее восстановиться 😃

Спасибо! 😃

Попробую по порядку:

На счет ТВ, если честно, не думал как решить этот вопрос. Я обычно использовал помощника с буком с ТВ-тюнером. Он смотрит в монитор, я на вертолет. По моему требованию он разворачивает монитор ко мне, а сам начинает следить за вертушкой. 😲

На счет корпуса, вопрос конечно больной, но мне подсказали местечко, где они есть!

Если лопасти пострадали, не важно как, то менять адназначно! Дело не симметрии. Когда Вы совершаете развороты, то они у Вас происходят за счет того, что один из роторов притормаживает, а у второго режим работы прежний, как следствие, потеря подъемной силы и просадка по высоте. При плавном развороте - это как-то незаметно, при резком развороте режим стоит добавить заранее! 😃

u313
Gabberg:

На счет корпуса, вопрос конечно больной

Да корпусов стандартных то вроде в Москве полно, примерно по 600р. Вариант с карбоновым хвостом получается подороже, но вроде и выглядеть должно поинтереснее. Хотя это все чисто на любителя, кому чего нравится.
Я, пока по комнате летал, пару лопастей тоже немного коцнул, правда поменьше чем на вашем фото. Взвесил отломанные кусочки и налепил пока изоленту по весу. После этого висел понемногу в комнате почти полный акк, вроде висит довольно ровно, разворачивается тоже без видимых просадок. Если бы просадки были, то увидел бы, т.к. совсем над полом висел.
А с ТВ - это круто 😃 У меня есть переносной ТВ, но надо с питанием заморачиваться, подумаю на досуге. А камеру наверное прикуплю, не знал что такое чудо уже так недорого стоит. Жалко только радиус приема маловат, ей бы те же 500-700м как передатчику, было бы интереснее.
И еще хочу поделиться инфой: читал много нареканий на стандартный балансир зарядки, что из-за него гибнут акки, поэтому прикупил за 600р простенькую Турнигу (со встроенным БП 100-240в) на 2-3 банки. Заряжает вроде побыстрее, не визжит как родная, сам зарядник немного греется, а АКБ холодный.

90Stas

а во сколько обойдётся такое удовольствие с камерой?

u313

90Stas
Ну погуглите по сочетанию GE8308, я нашел примерно за 1500р или около того. Правда не звонил пока, может там по этой цене и нет ничего.

Gabberg
u313:

Да корпусов стандартных то вроде в Москве полно, примерно по 600р. Вариант с карбоновым хвостом получается подороже, но вроде и выглядеть должно поинтереснее. Хотя это все чисто на любителя, кому чего нравится.

Я, пока по комнате летал, пару лопастей тоже немного коцнул, правда поменьше чем на вашем фото. Взвесил отломанные кусочки и налепил пока изоленту по весу. После этого висел понемногу в комнате почти полный акк, вроде висит довольно ровно, разворачивается тоже без видимых просадок. Если бы просадки были, то увидел бы, т.к. совсем над полом висел.

А с ТВ - это круто 😃 У меня есть переносной ТВ, но надо с питанием заморачиваться, подумаю на досуге. А камеру наверное прикуплю, не знал что такое чудо уже так недорого стоит. Жалко только радиус приема маловат, ей бы те же 500-700м как передатчику, было бы интереснее.

И еще хочу поделиться инфой: читал много нареканий на стандартный балансир зарядки, что из-за него гибнут акки, поэтому прикупил за 600р простенькую Турнигу (со встроенным БП 100-240в) на 2-3 банки. Заряжает вроде побыстрее, не визжит как родная, сам зарядник немного греется, а АКБ холодный.

Дмитрий, а скажите плиз, где в Мск есть корпуса?
Я порыскал, но безрезультатно. Мой питерский брат их нашел, но смысл, заморачиваться с переброской фюза из Спб сюда, меня как-то не вдохновляет. Подскажите, пожалуйста! 😃

По комнате летать у меня особо не получается, т.к. места маловато, да и вертушка в закрытом пространстве вокруг себя создает такие атмосфэрррные возмущения, что на пилотирование это мало похоже!
Когда подлетываешь по комнате, движение стиков очень мелкие, а вот в боевых условиях только и думаешь о том, чтобы хватило рулей! 😃

Над полом, тоже, просадок не наблюдал, вертушку саму по себе хорошо держит экран земли или воздушная подушка. А чтобы подвиснуть выше, то обороты надо существенно добавлять, фиксировать и компенсировать все развороты, иначе Биг Лама норовит просесть по высоте на метр-полтора, особенно на скорости.

На счет камеры на 500-700 метров… Я тоже думал над этим вопросом…
Мне кажется, что Биг Лама не тот вертолет, чтобы вешать доп оборудование в виде камеры, видео-передатчика и акка и летать на дальняк. 😃 Да и ставить то особо некуда…

С зарядником проблем нет, использую самолетный зарядник ParkZone на 2-3 банки, ему все равно какой емкостью акк заряжать!

Пишите еще! Интересная тема получается! 😃

u313

Вот тут вроде есть, судя по сайтам:
gyrotoys.ru/…/zapchasti-dlja-radioupravljaemyh-mod…
rc-ocean.ru/1040875.html?scroller=-1&form_xst=1
rc-go.ru/cat/cat662.htm
www.mir-rctoys.ru/…/esky-big-lama.html?limitstart=…
Хватит для начала? 😃 Могу еще поискать.
А про полеты пока помолчу, мне надо хоть какой-то практический опыт получить для обмена мнениями и впечатлениями 😃

90Stas
u313:

90Stas
Ну погуглите по сочетанию GE8308, я нашел примерно за 1500р или около того. Правда не звонил пока, может там по этой цене и нет ничего.

а у неё свой аккум? кстати, люди ПомоГите, проблемы с Биг Ламой! я вот создал тему здесь “выключаются двигатели…” помогите плиз! ничего не могу поделать, а летать хочется!

greenkpz
u313:

И еще хочу поделиться инфой: читал много нареканий на стандартный балансир зарядки, что из-за него гибнут акки

есть такое дело:( где-то на 10-й вылет вздуло одну банку и штатный зарядник отказался заряжать. купил IMAXB6 и принудительно таки зарядил вздувшийся.
по 120-150 мач еще можно “дозалить” после штатного.

u313
greenkpz:

купил IMAXB6 и принудительно таки зарядил вздувшийся.
по 120-150 мач еще можно “дозалить” после штатного.

IMAXВ6 рассматривал, но решил что пока нефиг перегибать с крутыми прибамбасами, хватит и турниги недорогой. Кстати не в курсе, на нее то нет особых нареканий? А В6 наверное куплю тоже, только чуток попозже.
И вздувшийся я бы все же не юзал, максимум что можно аккуратненько разобрать, вздутую банку отпаять/откусить и выбросить, а остальные две оставить до следующего дефектного, чтобы собрать из них один акк. Пишут, что вздутые банки - настоящая бомба замедленного действия, я бы с этим не шутил.

skitalec

Приветствую коллег пилотов Биг Ламы!
Не много из своей практики, по эксплуатации Биг Лама!

  1. По зап частям, для всех.
    Вводите в поисковик; " Запасные части для радио вертолётов Е-скай Биг Лама".
    Всё что нужно откроется. а) Корпуса трёх цветов. Цена, зависит от продавца. От 600 до 800 руб.
    б) Лопасти. Стандартные. Продаются как по четыре лопасти, верхние и нижние, так и по шесть штук, верхние и нижние. Цена от 200 до 300 руб в зависимосьти от аппетита продавца. Качество. Не плохие лопасти. Единственное-хрупкие. Достоинство. Если отломились кончики от 1 до 2см, не выбрасывайте. Ремонт. Оденьте лопасти на заклёпку диаметорм 3мм. Зафиксируйте лопасти бумажным скотчем и отрежте на нужную длину, по сломанной лопасти. Максимально, сколько отрезал, 2см.
    Так же подходят лопасти, по длине, от Арт Тэч. Но здесь. есть один подвох. Эти производители, делают лопасти разных конфигураций. Если поставить на одну ось разные лопасти, то Ваш верт, будет колбасить! А так, можно поставить верх Е-Скай, а нижние от Арт-Тэч. Летать будет, 100% проверенно.
    Усиленные. Эти идут по две штуки, верхние и нижние. Цена от 300 и выше. Не покупал. Ни к чему.
    в) Механика и электроника. Можно найти всё что сломалось. Как правило, у одного продавца, найти все комплектующие не получится. Надо искать по ссылкам.
    По управлению, передатчик + приёмник. Мне так же приходилось сталкиваться с пропаданием сигнала. Как правило, это присходит по двум причинам. а) Качество комплектующих (приёмник)-(пост от Стаса Яковлева u313). б) Сильные помехи от второстепенных излучателей. По 2.4 не сталкивался, а вот с 40-ой, есть такие проблемы.
    Есть большой + в том, что управление (передатчик+приёмник) 40-у, можно заменить на 2.4. Цены везде разные.
    Замена от печки. Приёмник и регуль, а уже потом передатчик. Цены от 1500 руб и выше.
    Управление.
    Вертолёт не любит резких движений изменения полёта. К чему это приводит.
    а) Вертолёт может свалиться. б) Перехлёст лопастей. Это - НЕ ПИЛОТАЖНЫЙ ВЕРТОЛЁТ. Это вертолёт для первоначального обучения. Цена передатчика. 40-ка от 1000 до 1200руб. 2.4 от 1500 до 1800руб.
    Примечание. Хотя при не котором опыте, можно и похулиганить! НО! Смотри выше.
    Фюзеляж.
    Конструкция фюзеляжа такова, открыто снизу, что на улице вертолёт представляет из себя “воздушный шарик”.
    Лёгкий порыв ветра (сквозники) и верт “высоко” в небе. Опыт такой есть. Вертолёт падал с 15 метровой высоты.
    Очень хорош для зала и группового полёта, с аппой на 2.4Ггц.
    Живучесть - ремонтнопригодность.
    Очень большой +, по лавсановуму фюзу. На данный момент, мой верт похож на больного, попавшего под поезд. Везде скотч. Заклеил и снова в бой.
    Внимание коллеги! Вертолёт, рассматривался как для обучения пилотированию и отработке оных. НЕ БОЛЕЕ!
    Не рекомендую летать дома! а) Мощносьти двигателей достаточно, для поднятия залежей пыли. Вот тут, в дело вступает вторая половина-ЖЕНА. Что дальше, сами понимаете.
    б) Вращение лопастей, может повредить мебели и присутствующим. в) При приближении к стене, вертолёт так “присасывается” к оной (проходили), что чаще всего, падает вдоль стены на пол со всеми вытекающими.
    г) Самое лучшее время полётов на улице, утро и вечер. Как правило, НЕТ ветра. Летал каждый день надаче, отпуск.
    д) По аккумам. Стандартного 800, хватает на 10минут полёта. При условии движения. При отработке посадки на площадку с маленьким диаметром и высотой 300мм и выше, аккума хватает минут на 7.
    Для отработки навыков пилотирования, рекомендую прикупить, хотя бы ещё один аккум. В принцыпе, если очень хочется, можно найти аккумы емкостью от 1000 до 1200 мАч. Самое главное, чтобы под размеры ложемента подходил. С родным аккумом (их два), отлетал два года. Только в этом году заметил, что аккумы начали здавать (ёмкость-заряд).
    е) Зарядка. Стандартный (в комплекте)+балансир, ни куда не годится. Срок службы аккума, значительно сокращается. Настоятельно рекомендую купить специальный зарядник с балансиром, с прицелом на будущее. Для зарядки других типов аккумов и большей ёмкосьти, если конечно эти полёты - НЕ КРАЙНИЕ!!!
    ж) Полёт с камерой. Если летать в закрытом помещении, то так, для истории-запись с борта. Если летать на улице,
    это почти 100% потеря вертолёта и камеры, или краш-тест. Если конечно не жалко.
    Например. Полёт на свежем воздухе без камеры или с оной. Длина фюзеляжа 510мм. А теперь представьте или высчитайте. Какая длина (размер) вертолёта, будет на рсстоянии 50м от пилота. А если ОН повёрнут к Вам носом?.
    Правильно! Это маленькая точка. И что там проиходит, один бог знает. Причина - маленький размер и вес (лёгкий ветерок).
    Вот ссылка, как можно разместить (использовать0 мини камеру, на трёх канальном вертолёте Ка-50. Для того, чтобы посмотреть фото, надо зарегистрироваться.
  2. Тема соосников; host151.siel.ru/SMF/index.php/board,110.0.html
  3. Тема Ка-50; host151.siel.ru/SMF/index.php/topic,272.0.html

Сейчас, в продаже появились копийные соосники длиной 650мм. В планах, купить.

Если будут вопросы-спрашивайте. НИ каких слухов и домыслов. Только на основании своих полётов.
Примечание от автора. Я не стал бы идти таким путём как автор темы Max Gabberg. Можно найти новый с управлением 2.4 ггц за 5200руб а этот (разбитый), оставил бы на запчасти.
Это маё личное мнение и оно, может не совпадать с мнением других коллег пилотов!!!

С уважением Андрей.

u313

skitalec
Спасибо за инфу. Как пишут многие, ветру он подвержен совсем не из-за конструкции корпуса, а из-за неуправляемого верхнего ротора.
А удлиненный вал не пробовали в борьбе с перехлестом ставить?
Просто думаю прикупить такой, но хотелось бы чей-то опыт послушать.
Что касается обрезки раненных лопастей, то мне тоже кажется что ничего особо страшного в этом нет. Ну упадет немного тяга, но это ведь не смертельно. А заодно ИМХО может уменьшится вероятность перехлеста, как вариант…

skitalec

Приветствую Дмитрий! Пожалуйста!
Дмитрий, коллеги!
Всё, что я написал - это мой личный опыт и ни чего более. Вы пробовали заклеивать нижнюю часть и окна пласт. скотчем? Я пробовал. И видел, как поменялось поведение верта в полёте. Вы пробовали садиться на пятачок, высокую площадку? У меня нет проблем, удерживать Ламу над полом в 2см. А вот при посадке на пятачок (высокая площадка), воздушные завихрения подбивают Ламу. Да и аппа не даёт полного контроля, большой шаг тангажа. Я попробовал заклеить низ и спокойно взлетал-сажал Ламу, на этот пятачок.
Опять же. Это мой, личный опыт. И ОН, может не совпадать с опытом и мнением других пилотов.
Удлинённый вал. Делайте! Только зачем? Это тренер, пилотажку не сделаешь. Не для этих целей верт. Я считаю, не имеет смысла делать абгрэйд, лишняя трата денег. А вот лопастей прикупить для тренинга, ДА!
По обрезке лопастей. Не заметил уменьшения тяги. А вот обороты увеличились!
Дмитрий! Трудно объяснить на пальцах (в словах). Перехлёст всё равно будет, если только от лопастей не останется по 15 см. Пишу так, потому что пробовал на Ламе все режимы полёта. Вы пробовали поднять Ламу на высоту 5 метров, а потом полностью убрать тангаж. А в полуметре дать газку, чтоб не разбился? Я пробовал!
И что в итоге, как вы думаете? Правильно! ПЕРЕХЛЁСТ. Не любит Лама, резких перекладок с прибавлением тангажа.
Вы пробовали таскать на внешней подвеске груз? Я периодически это делаю по просьбе коллег по работе.
Таскаю на подвеске Российский флаг 30х40. Пробовал поднимать груз в 150 грамм. Поднимает, но колбасит.
Поэтому, не стал таскать тяжёлый груз от греха (краша) подальше.

Ещё раз, хочу сказать! Я не беру инфу со стороны! Всё выше написанное, опробованно мной и проверено.
Маё мнение, может не совпадать с мнением коллег пилотов! Но с удовольствием прочитаю, опыт пилотирования в различных комплектациях и при различных условиях Биг Ламы!
А потом. Есть желание, приезжайте ко мне на работу. Полетать НЕТ проблем. Только после 9 вечера.

С уважением к коллегам пилотам, Андрей.

u313

Добрый день, Андрей! Нет, ес-сно пока заклеивать не пробовал (может и попробую), но ИМХО этому не очень обрадуются моторы, которые окажутся совсем в замкнутом пространстве. А удлиненный вал как раз не для пилотажа, а от перехлеста планируется. Ну. мне пока трудно с вами спорить, т.к. я толком и не летал еще 😃 Большого закрытого пространства у меня нет, поэтому жду потепления и тогда буду больше в теме.

skitalec

Приветствую Дмитрий!
Заклеивание низа фюзеляжа, это только проверка поведения Ламы с закрытым фюзеляжем и больше ни чего.
У паркфлаер, есть соосник с закрытым низом фюзеляжа.
Дмитрий! Опять же. Всё зависит от Вашего опыта управления. От перехлёста, есть одна панацея. Это поставить жёсткие лопасти. Но считаю сумму в 300 руб за пару-“большой”. Опять же. Как вы знаете или слышали, вся поступающая новая техника. Проходит испытания в специальных центрах для того, чтобы дать наставления или инструкции, что можно делать а чего нельзя!
Этот вертолёт для обучения и когда Вы набрались опыта. Вы начнёте проводить эксперементы с выполнением фигур. Например; качели, полёт по кругу хвостом с последующим разворотом и полётом носом.
Всё зависит от Вашей фантазии, навыков пилотирования и вертолёта.
Дмитрий! Ни о каком споре и не идёт речь. Я рассказываю только то, через что прошёл сам и ни чего более.
Вот один случаев, полёта на воздухе. Это было на даче в отпуск. Отлетал один аккум, а “второй голос” говорит; “Не надо больше летать!” Но! Установил второй аккум и в воздух. Прошло 5 минут полёта по участку дачи, поднимаю Ламу на высоту 5 метров и вдруг … . Лёгкий порыв ветра подбрасывает Ламу ещё метров на 5. Там воздушный поток, подхватывает Ламу и несёт от меня проч. Все маи попытки вернуть Ламу на базу, тщетны. Мне, только остаётся, держать нос Ламы против ветра при почти полном газе. А она, поднимается всё выше и выше, и дальше от меня. Самое курьёзное, что калитка выхода с дачи, была закрыта. Что делать, НЕ ЗНАЮ! А ведь хоть это и игрушка, но при падении с высоты, можно нанести травму человеку. Итого. Лама на высоте порядка 20-25 метров и на расстоянии от меня, около 50 метров.
Краем глаза замечаю, что Лама на какой то момент зависает над не жилой дачей. Сбрасываю тангаж и когда, на мой взгляд Лама снизилась до высоты примерно 15 метров, сбрасываю тангаж (убираю газ). Лама как сокол, падает с высоты, НО КУДА!? Открыл калитку и пошёл искать с включенным передатчиком!!! Обшарил все предпалагаемые места подения, НЕТУ! У меня паника. Подумав, решил попробовать на какой то момент дать газу.
Слышу, где то пищит родная. Вот так по писку и нашёл.
Итог. Лама упала с высоты 15 метров, между деревьями и забором на ветки. Получив при этом не значительную лёгкую травму, 10 мм разрыва низа фюзеляжа, заклеил прозрачным скотчем. На следующий день, снова полёты!
ВЫВОДЫ!!!
Полёты и ещё раз полёты - ОПЫТ!!! Ни когда не надо теряться, надо искать выход из положения. Доверяй своим чувствам и предчувствиям, если ТЫ понял характер вертолёта и его особенносьти. Ну не любит Лама, даже лёгких порывов ветра.
Удачи Вам всем в полётах. Мягких посадок и взлётов.
Предложение (полёты), остаётся в силе. Было бы желание- ЛЕТАТЬ!

С уважением Андрей.

u313

Спасибо за предложение, Андрей, но после 21.00 немного поздновато для меня. С ветром понятно, надо быть осторожнее, а там как повезет 😃 Надо, наверное, стараться над полем летать, там где места поболее. Кстати, насколько я понял, тангаж - это наклон лопастей ОР вперед или назад, а управление высотой на Ламе производится только оборотами двигателей, т.е. газом и ничем другим.

skitalec

Всё правильно Дмитрий. Там как ни управляй лопастями и газом, был один вариант - падать.
Удачи в полётах! И лучше, летать либо утром либо вечером. Как правило ветра НЕТ!
Ещё раз удачи!

С уважением Андрей.

u313

Спасибо, будут новости - расскажу 😃

90Stas

Андрей здравствуйте! Подскажите мне неопытному-начинающему, проблемы у меня с Биг Ламой! я создал тему(“откючаются двигатели…”) в которой описал проблемы! Очень надеюсь на Вашу помощь, спасибо!

Gabberg

Андрей, Дмитрий, доброго времени Вам!

Дмитрий, отдельное Вам спасибо за ссылки! 😃

Господа пилоты, очень рад, что Вы приняли участие в дискуссии. Я внимательно прочитал все, что изложено Вами выше и готов подключиться к этой дискуссии.

Андрей, Ваш опыт очень интересен и я абсолютно согласен, что мы в своем опыте пошли разными путями! Но летаем то мы с Вами на одном вертолете и мы понимаем его проблемы. Так давайте работать на их устранение, благо это не очень сложно! Вы не против? 😃

Биг Лама в мои руки попал совершенно необдумано и случайно, открывая коробку с ним, я открыл Ящик Пандоры, который навсегда изменил мой взгляд и захватил все мое воображение!

Большую часть времени меня не отпускают мысли о разбитом вертолете. Опыт крашей заставляет меня изучать такие предметы как аэродинамику, физику, аэрологию, геометрию, для того, чтобы лучше понять все протекающие процессы в полете. А Биг Лама - очень интересный вертолет и у меня создалось впечатление, что он единственный в своем классе!

Я заранее прошу не пинать меня сильно в моих суждениях, т.к. вертолеты для меня это своего рода - аспирантура. Она как бы и доступна и выше моего понимания. А все потому, что я - самолетчег! 😃
И у меня, пилотирование вертолета протекает на более сложном уровне, нежели пилотирование самолета. На Биг Ламе висеть строго на месте сложнее, чем просвистеть на самолете вдоль ВПП на скорости за 200 км/ч и крутануть бочку. К сезону собираю еще и FunJet, собираюсь преодолеть порог скорости в 250 км/ч, но морально к этому я еще не готов. Да и речь об этом здесь не пойдет, буду создавать отдельную ветку и обязательно дам на нее ссылку.

Итак, вот мое видение причин перехлестов на Биг Ламе.

Как показала практика моих крашей, 3 из 4-х произошла по причине перехлеста лопастей. Я абсолютно согласен, что Биг Лама не пилотажный вертолет, но его можно сделать более маневренным не боясь, что при выходе за пределы угловых скоростей у вас не произойдет перехлеста!!

Опыт тому - мой первый краш

Летал во дворе ночью. Шел небольшой снег и все небо над городом светилось, двор хорошо освещенный. Вертолет наблюдал отлично. Уже выполнил два полета, запустил в третий. Поднял и полетел в сторону баскетбольной площадки в 30 метрах от меня. Порыв ветра отодвинул меня с курса правее в сторону деревьев. Автор немного прибавил режим и дал максимум влево вертушка охотно набирает метров пять вверх. Вертушка летит параллельно деревьям с левым креном, не отворачивая. Потом видимо я, все-таки, зацепился за ветки, как именно не понял, но не лопастями! Полет продолжался и был пилотируемым!

Сбрасываю тягу, продолжая жать влево, вертушка пошла левее и ниже. Здесь была ошибка - Нельзя резко сбрасывать тягу! Вертолет начал уже сыпаться вниз, сохраняя крен. Автор дал МАКСИМАЛЬНУЮ тягу за пару метров от планеты и перевел стик в нейтраль. Вертолет реально взрыкнул своими винтами! У самой земли, почти чиркнул, он вышел в горизонталь и начал уверенный набор. И вот тут я ловлю ПЕРЕХЛЕСТ!! 😦

Андрей, я думаю, что этот вертолет свалить трудно, он сам стремится вернуться в горизонт. А мой вертолет, вооруженный 70-граммовой курсовой камерой, еще и сохраняет скорость, т.е. увеличилась инерция!
У Биг Ламы отличный запас тяги, на динамике никак не отразилось увеличение веса на 10%, а нагрузка на винты? Может быть из-за этого регулярные перехлесты? Может быть это выход за пределы угловых скоростей верхнего неуправляемого ротора?

Если мы не можем с этим бодаться, из-за того, что это соосная система и при резких маневрах всегда возникает момент на верхнем роторе, то можно пойти другим путем.

Если нас во время полета все время стабилизирует верхний ротор в горизонтальной плоскости, при этом очень близко приближаясь к лопастям нижнего ротора, то это достаточно легкого перегруза, чтобы они соприкоснулись. (Прим. Порыв ветра, либо максимальная тяга и т.д.)
Увеличив вал на 18 мм мы отодвигаем опасные углы и лопасти уже проходят друг от друга на удалении.

Так мы устраним перехлест и появилась возможность решить вопрос с нижним ротором и АП. Не могу сказать, что Биг Лама маневренный вертолет, ему это не позволяет АП с небольшим диапазоном хода. Увеличив этот диапазон, мы увеличим динамику и появится четкость пилотирования.

И все же, я для себя решил восстановить разбитый вертолет, нежели брать новый! 😃

Мои планы:

Валы заказаны, Акки тоже, прибыло 10 комплектов лопастей. Думаю заказать хорошие сервы и хитрые тяги.

Свой АП заменю на автомат перекоса от вертолета Belt CP. Подходит один в один, но имеет больший ход. Поставив его на вертолет, сразу заменю приемник 40 Мгц на 2,4 Ггц (Spektrum AR6200 с сателлитом), после привязываю к передатчику DX6i, промеряю длину тяг, произведу настройку рулей, расходов и триммеров. Проверю работу файлсейв.

Попробую на своем пульте настроить управление двигателями так, чтобы при разворотах винт не притормаживал, а начинал разгоняться противоположный винт. Этим я устраню просадку по высоте при быстрой смене курса на обратный.

Надеюсь на выходе получить хорошо пилотируемую модель вертолета. Стабильную и способную свободно преодолевать слабый ветер.

Автор - новый человек в вертолетной теме и очень хочет научиться понимать вертолеты и научится летать на них.
Мое мнение, основанное на опыте неудач, может отличаться от мнений уважаемых пилотов. И цель данного поста, да и всей темы - это обмен знаний и накопления опыта!

Автор с удовольствием составит компанию в этом сезоне! Надеюсь за месяц до его начала подготовить вертолет Big Lama ver. 2.0 и продемонстрировать его уважаемым пилотам. При удачном результате положить свой опыт в общую копилку знаний!

Всем добрых полетов и мягких посадок! 😃

Best regards, Max Gabberg