Устойчивость и управляемость скоростной модели

Andrey_A=

Уважаемые Судаки!

Предлагаю вынести на обсуждение указанную тему. Возможно из ответов сложится своеобразный FAQ , позволяющий начинающим моделистам и любителя не тратить понапрасну свои силы, время и показавывть лучшие результаты на соревнованиях. Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

  1. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если гребной винт перемещать вперед или назад?
  2. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если руль перемещать вперед или назад?
  3. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вперед или назад?
  4. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вверх или вниз?
  5. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если увеличивать килеватось корпуса (о нуля до …)?
  6. Какие еще факторы влияют на устойчивость и управляемость, при прочих равных условиях (погоду не упоминать!)?

Просьба книжки приводить только в качестве подтверждения своих слов. Отсылки на доступную литературу конечно приветствуются.
Определения:
Устойчивость—это способность транспортного средства самостоятельно сохранять и восстанавливать заданное равновесие.
Управляемость —это способность транспортного средства изменять свое положение в пространстве в желаемом направлении при отклонении руля (рулей).

В качестве примера предлагаю использовать корпуса моделей классов FSR-V или F1V как наиболее универсальные
(они показывают максимальные боковые перегрузки при маневрировании).

Андрей.

anmdoz

[quote name=‘Andrey A’ date

В качестве примера предлагаю использовать корпуса моделей классов FSR-V или F1V как наиболее универсальные
(они показывают максимальные боковые перегрузки при маневрировании). -

берёте эти модели(не знаю какая у вас в наличии) -если ни какой то делаете или покупаете и
НАЧИНАЕТЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАТЬ со своей моделью и ведёте записи
ставя перед собой вопросы … вот эти ----

  1. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если гребной винт перемещать вперед или назад?
  2. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если руль перемещать вперед или назад?
  3. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вперед или назад?
  4. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вверх или вниз?
  5. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если увеличивать килеватось корпуса (о нуля до …)?
  6. Какие еще факторы влияют на устойчивость и управляемость, при прочих равных условиях (погоду не упоминать!)? ------------
    – Андрей.
    [/quote]

и тут-же как в сказке - у вас на руках ответы на ваши вопросы - и получается своеобразный ФАК 😲

vvv=

Если не лень ,сходите в библиотеку и возьмите спавочник по малотоннажному судостроению.Получите ответы даже на те вопросы ,которые еще не задали.

Navix
vvv=:

Если не лень ,сходите в библиотеку и возьмите спавочник по малотоннажному судостроению.

если лень - скачайте здесь

пересказывать на форуме содержание книжек Вам вряд ли кто-то будет, а общие закономерности можно узнать как раз оттуда.

конкретную модель “на бумаге” настроить все равно не получиться 😉

Andrey_A=
vvv=:

Если не лень ,сходите в библиотеку и возьмите спавочник по малотоннажному судостроению.Получите ответы даже на те вопросы ,которые еще не задали.

Покажите мне хоть одно малотоннажное судно, которое проходит повороты без потери устойчивости с перегрузкой хотя-бы 10G? Нет таких и не будет, а соответственно и литературы по ним быть не может. Это не значит, что я ничего не читаю. Просто в этой литературе руководство для построения дозвукового грузового самолета, а надо построить сверхманевренный сверхзвуковой истребитель, соответственно и подходы к ним разные. Разработка (а не покупка) таких корпусов требует нетрадиционных подходов. А у нас на форуме избыточную поворачиваемость советуют компенсировать установкой более мощной аккумуляторной батари для р/м. 😮 А спросите меня каким образом FSR-V-15 ходил на “Сигнале” с усилием р/м 1.5 кг? Что такого не было? Все управлялось и люди нормально вели гонки.
Вспомните, сколько рекордов было поставлено и посмотрите на современные результаты - за 20 с лишним лет движения приктически нет! А “новые” корпуса выходят из магазинов чуть-ли не раз в год. Посмотришь на современные корпуса электричек - плакать хочется, а ДВС начали с них пример брать в виде боковых поддерживающих “крыльев”. Хочется спросить этих “конструкторов”, а где у этих корпусов точка опоры, какие силы и моменты сил действуют на модель на прямой и в повороте, о чем они думали? Или они читают руководства по малотоннажному судостроению? А потом боремся не с причинами болезни а а с ее симптомами - изобретаем системы самовосстановления после переворота…
Достижения наших моделистов до сих пор на воде. Только нет их уже… (этих моделистов) и спросить не у кого. Поэтому и предлагаю коллективно восстановить утраченные знания. Я не случайно предложил обсуждать FSR-V и F1V, т.к. реальных прототипов по ним нет, а принципы, разработанные для их балансировки, могут быть применеы для других скоростных классов (с учетом ограничений).

Сергей-Zitch

Коллега, мне ваши переживания близки и понятны.

Я не раз писал, что на Форум практически не ходят держатели весьма серьезных знаний по V, по крупному классу и 80% постов с вопросами по V остаются без ответа.

Уж так случилось, что я модельно вырос в клубе, гда заправляли судомоделисты, хотя я сам делал только самолеты и то не довольно успешно, ввиду полнейшего жуткого дефицита (87-90гг).
Литературы и модельных журналов было вдоволь, чешских, польских, немецких, строй- не хочу.

Самые ценные судомодели, точнее корпуса, были привезены с соревнований уровня ЧЕ, ЧМ, где можно было за безумные деньги купить корпус модели, только что наехавшей призовое место. Порой речь о продаже даже не велась ввиду полнейшей спортивной тайны. С лучших корпусов снимали матрици и делали серийные модели, в рамках даже клуба. Попытки строить новое или по теории в 99% случаев приводили к отказу от продолжения постройки и доводки.
Я это все говорю к тому, что работа с корпусом и его доводка - кропотливейшее занятие, порой тупиковое, порой успешное, компромиссное, идеальное в одних условиях, и совершенно ужасное в других условиях.

Сейчас серийные производители мирового уровня, известные, проверенные, которых по пальцам можно посчитать, продают корпуса, что в Европе, что а Америке, и строить заново теретическую базу, поднимая бумаги, чертежи, абсурдно, если не быть готовым положить несколько лет изысканий и обкатки моделей в разных условиях, с соперниками, в гонке, при волне и штиле, на разных широтах.
По-моему, осилить это малореально в масштабе человеческой жизни.

Лучшие на сегодня модели уже построены, они ездят, шикарно, привозя медали. Начинать сейчас строить новое - это отстать на 10 лет от тех кто сейчас лезет на тумбочку, будь ты хоббист или спортсмен.

Переведу тему в русло “купи лучшее и ездий - не ломай голову” - так вот я за что. Просто придя на воду с сырой самоделкой неуютно будет чувствовать себя человек, которого объезжают на 5 кругов, сколько лет на построку и доводку бы ты не портатил…
Время - это деньги для современного человека, мы не в СССР живем, где можно было в течение рабочего времени строить в подсобке чудеса, заработай реальные средства - купи профессиональную модель с профессиональным мотором, с ПОЛНЫМ КОМПЛЕКСОМ стартового оборудования, начинай накат в группе, посещай все соревнования - вот путь спортсмена-гонщика а не кулибина-строителя.

KALblVAN

2 Сергей: ВЫ считаете строить чтото свое тупиково? Возьмем к примеру всем нам хорошо известного Дейва Марлеса. Что вы думаете он ответит вам на эти слова?
А ездить на купленном нет? За счет чего переплюнуть постройщика? Если человек покупает ВСЕ!? От винта до шурупа!???
Наверное все таки это не так бесполезно… ведь ездят 42 за 12, а не 17 за 8. Да и у нас в России 24 за 8, а не 17…думаю ВЫ меня поймете! может быть это не так бесполезно строить самому…
Человек не будет чувствовать себя неудобно! Он будет набираться опыта, думать, читать, считать, строить… И это не пропадет даром, поверьте хотя бы АКСИОМАМ физики (энергия не пропадает никуда!!!).
Ах о чем это я…

anmdoz
KALblVAN:

2 ВЫ считаете строить чтото свое тупиково? Возьмем к примеру всем нам хорошо известного Дейва Марлеса. Что вы думаете он ответит вам на эти слова?

он ответит - хотите устойчивость или скорость или сверхманёвренность —ПЛАТИТЕ ДЕНЬГИ и МАРЛЕС ВАМ СДЕЛАЕТ …(потому что у него есть и деньги и техническая база и опыт и много чего остального - и он делает на продажу…

хотите сами

тогда вот вам вопросы

где взять пять десять лет жизни на эти опыты и эксперименты

где взять кучу денег
где взять время для экспериментов
где взять найти помещение
гдевзять оборудование для постройки моделей
где взять и купить материалы нормальные

и многое ещё ГДЕ и откуда

ИЛИ дома на коленке и клеить соплями и железо точить напильником 😲 😈

а нам надо сегодня сейчас и сдесь

Andrey_A=
Сергей-Zitch:

Коллега, мне ваши переживания близки и понятны.
Время - это деньги для современного человека, мы не в СССР живем, где можно было в течение рабочего времени строить в подсобке чудеса, заработай реальные средства - купи профессиональную модель с профессиональным мотором, с ПОЛНЫМ КОМПЛЕКСОМ стартового оборудования, начинай накат в группе, посещай все соревнования - вот путь спортсмена-гонщика а не кулибина-строителя.

Вопросы, которые я задавал, конечно-же не позволят с нуля создать новый корпус, однако это позволит правильно и грамотно использовать купленные корпуса и не тратить время на бесполезное “сидение на воде”. Меня беспокоят те вопросы и мысли, которые ходят по форуму. Люди мечутся из стороны в сторону, а им книжки рекомендуют почитать. Хорошо, что поучиться в какую-нибудь академию не отправляют. 😁 Ведь для правильной настройки модели достаточно знать несколько принципов. Интересно в первую очередь знать что и в каком случае надо делать. Почему это надо делать (обоснование) можно рассказать кратко, а вот за доказательствами своих слов можно и в академию послать или книжку порекомендовать 😒 Я постарался сформулировать вопросы, которы позволят избежать наиболее распространенных ошибок при постройке модели. Нужен краткий FAQ по устойчивости и управляемости!
А дальше, возможно, мы найдем объяснение сверхманевренности корпусов FSR-V F1V. Это уже для будущих чемпионов…

anmdoz

ни-кто делиться и объяснять на пальцах - это то о чём вы просите не будет …
а перенять и понять и получить ответы на ваши вопросы вы сможете только находясь рядом
с людьми обладающими -этими знаниями и опытом и практикой по изготовлению и эксплуатации этих корпусов FSR-V F1V.

Andrey_A=
anmdoz:

ни-кто делиться и объяснять на пальцах - это то о чём вы просите не будет …
а перенять и понять и получить ответы на ваши вопросы вы сможете только находясь рядом
с людьми обладающими -этими знаниями и опытом и практикой по изготовлению и эксплуатации этих корпусов FSR-V F1V.

Тогда мы будем всю оставшуюся жизь догонять в лучшем случае Марлеса или китайца какого-нибудь 😦
А из людей, обладающих знаниями, опытом и практикой по изготовлению и эксплуатации этих корпусов FSR-V F1V, я знаю только Кузнецова, так он недоступен для общения… Кто еще может что-то посоветовать для всех не боясь конкуренции? 😦

vvv=

Как бы подробно не были расписаны ответы на вопросы

  1. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если гребной винт перемещать вперед или назад?
  2. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если руль перемещать вперед или назад?
  3. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вперед или назад?
  4. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если центр тяжести перемещать вверх или вниз?
  5. Что будет с устойчивостью и управляемостью, если увеличивать килеватось корпуса (о нуля до …)?
  6. Какие еще факторы влияют на устойчивость и управляемость, при прочих равных условиях (погоду не упоминать!)?

,настроить коннкретную лодку по ним не удастся.
А вот человеку который не знает ответа на 4ый вопрос,лучше покупать готовые лодки.

KALblVAN
anmdoz:

тогда вот вам вопросы

где взять пять десять лет жизни на эти опыты и эксперименты

где взять кучу денег
где взять время для экспериментов
где взять найти помещение
гдевзять оборудование для постройки моделей
где взять и купить материалы нормальные

и многое ещё ГДЕ и откуда

ИЛИ дома на коленке и клеить соплями и железо точить напильником 😲 😈

а нам надо сегодня сейчас и сдесь

Хм… В своей жизни! Где по вашему взял их марлес? Может поделитесь местом, я бы с радостью пожил лет эдак до 200…
Кучу денег НА что?
Ответ в 1 ответе!
Купить оборудование, инструмент и арендовать помещение - несложно, это если глобально!

Понимаете, на каждое ГДЕ и ОТКУДА моделист отвечает сам! Мы с Вами не в детском саду, чтобы я рассказывал Вам, где Вам взять станки, прочие инструменты!

А ВЫ где собираете? Не дома?

Надо сегодня сдесь и сейчас - идите и делайте, а не ждите посылочек из америки!!!

anmdoz

[quote=KALblVAN;982988]
Хм…
Купить оборудование, инструмент и арендовать помещение - несложно, это если глобально!

Понимаете, на каждое ГДЕ и ОТКУДА моделист отвечает сам! Мы с Вами не в детском саду, чтобы я рассказывал Вам, где Вам взять станки, прочие инструменты!

экий вы мля внучёк ракфеллера 😈 мля граф вы наш монтекристо 😂 …глобальный лажовый детский сад…
вот сиди и задавай вопросы и жди ответов …

а я уж как нибуть буду пользовать готовые решения и как нибудь недели две подожду готовых решений моих пожеланий от людей проффесионалов своего дела .и не только из штатов и кореи и германии …так как у самого нет ни времени ни способностей…я пользую готовые решения

anmdoz

[quote=KALblVAN;982988]
Хм… В своей жизни! Где по вашему взял их марлес? Может поделитесь местом, я бы с радостью пожил лет эдак до 200…
Кучу денег НА что?
Ответ в 1 ответе!
Купить оборудование, инструмент и арендовать помещение - несложно, это если глобально!

Понимаете, на каждое ГДЕ и ОТКУДА моделист отвечает сам! Мы с Вами не в детском саду, чтобы я рассказывал Вам, где Вам взять станки, прочие инструменты!

А где-ж ваш всеоблемлющий информационный сайт который вы создали - - -
дайте человеку на него ссылочу 😲
может вы там уже давно дали ответы на вопросы человека 😃

Victor28

товарисчь KALЫVAN а комп на котором вы обчаетесь на форуме создали сами или воспользовались готовым. Время Черепановых не пройдет наверное никогда пока ОНА крутится, но не стоит изобретать велосипед, тратить на это свое время и время других людей, задавая им вопросы почему колесо крутится? Билл Гейтц предложит вам купить готовую вещь, это здесь люди общаются, делятся своими мыслями, идеями, а если у человека много пустого времени он может самостоятельно строить с нуля хоть СОЮЗ, хоть Шатл и не доставать других.

rrteam
anmdoz:

…экий вы мля внучёк ракфеллера 😈 мля граф вы наш монтекристо 😂 …глобальный лажовый детский сад…
вот сиди и задавай вопросы и жди ответов …

Эко Вас… прёт…, аж загляденье… 😉

Andrey_A=:

Нужен краткий FAQ по устойчивости и управляемости!

А его не будет…, тк кто его знает, тому особо и не нужно рассказывать,
а кто не знает, так и не поймёт, что не только шкурки и моторы стоят денег… только и всего… 😃
Удачи в покупках знаний!

Токсик

Привет всем!

А мона мне немного по разглагольствовать???
Немного из истории. Довелось мне по присутствовать в 1991г. в г.Брянске на XV
по судомодельному спорту. Там воочию пришлось наблюдать как готовятся и выступают
наши соседи из за Амура. После этого понял что любое перечерчивание или фотографирование,
а потом изготовление по этим материалам модели чистой воды бред. Особенно F1V. Потому, что каждая
модель это комплекс - модель-мотор-винт-аппаратура и “прокладка между берегом и передатчиком”.
Много общался со спортсменами с поднебесной. Спрашивал. как они делают модель и как готовятся?
Принцип подготовки как у олимпийцев (не знаю как сейчас), казарменное положение, жесткий отбор и
строгая дисциплина и это в течении подготовительного года.
to: Andrey A Вы можете себе позволить такую роскошь и наше государство???
Которое все спустило на самотек, типа кому надо тот сам пусть решает эту проблему. Вот как раз народ
и идет по пути наименьшего сопротивления покупая готовые решения. Ну если упоминания Марлеса, то
посмотрите когда он первый раз участвовал в Ч.М. , кругленькая цифра получается. Так и говорят
опыт дело наживное. Ну почему бы не по пользоваться его опытом, не наступая в очередной раз на грабли.

Всем пока, пока, пока.

Sergey87

Ну вот, человек задал вполне конкретные вопросы, а вместо ответов получил кучу критики…

Стоит кому либо заикнуться о том что он хочет сам сделать модель, как большинство вместо того чтобы помочь говорит мол “купи и не парься”.
Это не моделизм, это чисто спорт, замешанный на деньгах получается…

Я бы с радостью ответил на поставленные вопросы, но не знаю ответов, так как мало экспериментировал с корпусами.

Aerorus

А его не будет…, тк кто его знает, тому особо и не нужно рассказывать,
а кто не знает, так и не поймёт, что не только шкурки и моторы стоят денег… только и всего…
Удачи в покупках знаний!

А Игорь как всегда прав… Можно разве что про месяцы доработок после сборки модели добавить…

KALblVAN

2amdoz: внучек рокфеллера? граф монтекристо? да нет, уважаемый - ошибаетесь. я просто занимаюсь в клубе, имею доступ к станкам, приобретаю материалы, и делаю так как мне надо когда мне надо и сколько мне надо, а не покупаю у дяди джона! может причина нашего взаимонепонимания в том что у одного из нас “нет ни времени ни способностей”? Вот Вы мне скажите вы на своей гидре сколько наезжаете за 8/12 минут?
А вы когда нибудь делали сайт? Вы представляете сколько это времени, для относительно новых в этой области(сайтостроения) людей? Попробуйте сами, а потом говорите! Работы ведутся ждите!
п.с. попрекать в том что медленно - мягко говоря неэтично, это все равно что разработчиков линукса попрекать!

2victor28: А у меня линукс на компьютере, если вы так юморны! я пользуюсь БЕСПЛАТНЫМИ ОС, а не УКРАДЕННЫМИ у Гейтса!!! А железки из которых собран мой ПК - он отношения к ним не имеет, это так, ради красного словца! ЧТобы люди думая ими бросались!
Вы поймите, мы не ВЕЛОСИПЕД ИЗОБРЕТАЕМ! мы думаем как на ЧМ на тумбочку встатЬ! Если вы ПОКУПАТЕЛЬ, то не стоит обсирать людей которые чтото делают сами! А потом ВАМ продают!
П.С. Кто из покупателей готов назвать свой оф. результат? Класс/результат? 17 кругов в О35 - меня мало впечатляет. Зная что ребята в О3,5 ездят 24).

2rrteam: в очередной раз с Вами согласен, и пытаюсь это активно доказать форумчанам - опыт НЕ КУПИШЬ!

2Токсик: не могу несогласится с первой частью, но со второй,есть 1 момент - “прокладка между берегом и передатчиком” именно под нее нада строить модель, да корпуса у марлеса хороши, но в первую очередь для него.
п.с. у меня семерка - марлеса, куплена изначально потому что опыта мало, а ездить хочется! Железо - свое, да и о корпусе своем потихоньку задумываюсь… ну это так… мысли в слух)

2Sergey87: вот и я о том же! если у человека есть время возможность и желание делать самому и добиваться успехов надо помогать - а не грязью из ведра поливать!

anmdoz

[quote=KALblVAN;983445]
2amdoz: внучек рокфеллера? граф монтекристо? да нет, уважаемый - ошибаетесь. я просто занимаюсь в клубе, имею доступ к станкам, приобретаю материалы, и делаю так как мне надо когда мне надо и сколько мне надо, а не покупаю у дяди джона! может причина нашего взаимонепонимания в том что у одного из нас “нет ни времени ни способностей”?

ах у вас ещё и свой клуб и станки свои --типа не парь мозги сто процентов внучёк ракффеллера или ещё кого покруче…

Вот Вы мне скажите вы на своей гидре сколько наезжаете за 8/12 минут?

таких заездов по 8-12 минут нету у гидр и у моно бензинок

2victor28: А у меня линукс на компьютере, если вы так юморны! я пользуюсь БЕСПЛАТНЫМИ ОС, а не УКРАДЕННЫМИ у Гейтса!!! А железки из которых собран мой ПК - он отношения к ним не имеет, это так, ради красного словца! ЧТобы люди думая ими бросались!

та к выж всёравно купили комп - а не сами сделали…чё захотелась всё и сразу…и без своего труда… 😲

Вы поймите, мы не ВЕЛОСИПЕД ИЗОБРЕТАЕМ! мы думаем как на ЧМ на тумбочку встатЬ! Если вы ПОКУПАТЕЛЬ, то не стоит обсирать людей которые чтото делают сами! А потом ВАМ продают!
П.С. Кто из покупателей готов назвать свой оф. результат? Класс/результат? 17 кругов в О35 - меня мало впечатляет. Зная что ребята в О3,5 ездят 24).

в очередной раз с Вами согласен, и пытаюсь это активно доказать форумчанам - опыт НЕ КУПИШЬ!

а чё-ж вы купили корпус марлеса-неопытный вы наш

И ПРЕЖДЕ ЧЕМ КИДАТЬСЯ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ …(ДЛЯ МЕНЯ ОНИ НОЛЬ ) ЛОДКА СДЕЛАНА НЕ ВАМИ И НЕ ВАШИМИ РУКАМИ … 😂

ТАК что не парь людям мозг 😠 - сам покупаешь чужой труд и опыт…а остальным советуешь что-б сами делали и ещё чёта выпендриваешся умник мля… 😈

Victor28

такой вьюношеский задор/ да мы, да Я/ мы уже проходили. Когда сделаешь ВСЕ САМ и СВОИМИ руками, тогда и распускай понты, а пока сам пользуешся чужим трудом - лучьше сперва подумать.

Soling

Кому покатушки на купленных, кому работа над своей моделью - выбирает каждый для себя сам. Трудно придумать более глупое занятие, чем убеждать человека ХОТЕТЬ делать то или иное. ( Однако, по наблюдениям, особым рвением в агитации за свой образ отличаются как раз каталы. )

По сути темы - справочник по остойчивости и управляемости просто не реален. Любая лодка есть единый и взаимосвязанный организм. Ответив на пяток вопросов проблем не решить. Надо видеть не отдельные куски а все вместе. А для этого нужен опыт и интуиция. Не имея их, даже на “супер - пупер” навороченной лодке не получить хороших результатов. Давно известная истина - нет идеального корабля. Есть взвешенный и продуманный набор компромиссов направленный на достижение конкретных свойств.
Так что стоит читать и разбираться в теории. И конечно пробовать на практике. Багаж такого рода не получить на тарелочке. И за бабки тоже не получить.

По общей теории корабля есть книга, изданная давно для моделистов. Очень рекомендую почитать. При этом не стоит упираться в то, что она не про скоростные модели и написана давно.
Морской моделизм.

Navix
Soling:

выбирает каждый для себя сам.

+1

все действительно зависит от интересов и наличия времени, естественно.

в электричках, кстати многие не покупают фирменные лодки и при этом на собственных моделях на ЧМ занимают места на тумбочке. естественно достижение такого результата (в том числе настройка устойчивости и управляемости) требует много времени. результата сразу здесь не получить. ну и конечно не нужно изобретать велосипеды - благо информации сейчас хватает.

другой путь - купить лодочку со всеми потрохами (некоторые еще берут и механика в придачу 😃 ), если позволяет бюджет - который кстати довольно скромный для нормально богатых и совсем незаметный для ненормально богатых людей 😃 - это вам не футбольный клуб. Последующая необходимость настройки управляемости и устойчивости обратно пропорциональна сумме и правильности (удачливости?) вложений.
что интересно, в реальности покупка модели может оказаться менее затратной, чем разработка/постройка с нуля.

в обоих случаях потребуется некоторый опыт управления моделями, в том числе езды в группе, если речь вести о FSR - этого уж точно никакими ФАКами не заменить

есть еще третий путь - погрязнуть в изучении фотографий, книжек, разного рода ФАКов и т.п. Есть пара примеров - один товарищ уже лет 15 по его словам “собирает информацию для постройки модели”, другой (хотя это и не к моделям относится но показательно) - изучает компьютерные журналы - выбирает правильный комп. Итог - первый без лодки, второй без компьютера.

поэтому, лучше не забивать себе голову, а начинать действовать в одном из выбранных направлений (кроме третьего пожалуй) - а вопросы решать по мере их поступления.

а по управляемости и устойчивости - общие закономерности есть и не раз озвучивались на форуме применительно к конкретным моделям - обобщать их здесь вряд ли кто-то возмется - поэтому как это не банально звучит - поиск рулит…