Soprano

vovic

[quote]
Когда же Soprano полетит? Жду с нетерпением твоего рассказа
[quote]

Сопрано - полетел. Первые впечатления от двух дней полетов на выходные:
При переходе с Каллистика на Сопрано ощущение, как-будто пересел из легковушки на КаМАЗ.
Аэродинамическое качество однозначно - выше, причем, намного. Поведение в воздухе - величавое. Как истребитель отличается от бомбардировщика, так и эти два планера.
Специфичен пуск с катапульты в ветер 6 м в сек. Каллистик запускался с рыболовной резинки - 2 штуки по 20 метров, сложенных вдвое. Эспандерный шнур в оплетке для него был слишком сильный. Попытка запустить с той же катапульты и Сопрано закончилась неудачей, - при наборе высоты резинка не сжималась, а наоборот еще растягивалась, пока не порвалась. Планер благополучно посадил.
В ход пошел шнур - 25 метров 5мм. При наборе высоты после первоначального сжатия он тоже начал растягиваться. Но его оплетка - сработала как предохранитель и на 70 метров планер поднялся легко. Первый день полетов показал - рекомендуемая центровка великовата, по крайней мере - для ветреной погоды. На второй день был установлен вариометр и добавлено 40 г свинца в нос. Стало лучше.
Больших достижений в первые дни не было. Сильный ветер - до 8 м в секунду сдувал потоки. Да и надо привыкнуть к такой махине. С руки одному запускать - это, пожалуй, максимальный размер - трудно одной рукой удерживать крыло от порывов ветра.
В отличие от Графита, где антенну пришлось выносить из фюза, - у Сопрано в хвостовой трубе из стеклопластика только полоски усиления - угольные. Поэтому антенну можно смело оставлять внутри. Колпак носа и его ботинок - тоже в передней части из стеклопластика, так что антенна вариометра тоже внутри фюзеляжа. У Сопрано меньше мидель и чище выполнен задний конец фюза. По субъективным ощущениям - намного более летуч, чем Графит.
Моя развесовка:
Модель пустая - 1010 гр.
Борт - 220 гр.
Балласт - 200 гр.
Итого - 1430 гр.
Для сравнения - Графит пустой весил 1600 гр.

Интересна реакция на спойлер - воздушный тормоз. В отличие от крокодила на механизированном F3J крыле - тормозящая сила меньше, а резкое падение подьемной силы крыла - очень велико. Требует аккуратного обращения и пока плохо компенсируется микшером на руль высоты.

Цельноповоротный стабилизатор имеет приличное плечо но очень маленькую площадь относительно крыла. Поначалу - непривычно, там - посмотрим.

Несмотря на сильный ветер пару термиков все-же поймал и 200 метров высоты были моими. Но ветер не дал ими распорядиться как следует. Как все относительно! 200 метров на этом планере кажутся субъективно как 100 на Каллистике. 😃
Полеты продолжим.

vovic

Он.
Только начинка у меня другая. Две HS85MG на рули и HS85BB на спойлер. Приемник Футабовский 149 и вариометр. Батерея в 1 ампер-час из комплекта Футабы 9С.
И пленка у меня вся синяя прозрачная, а не разноцветная как на ссылке.

vikar

Всем привет!!!
Сравнивать Графит и Сопрано немножко некорректно.
Графит это универсал F3B - F3J да и F3F собственно. Он рассчитан для полетов в любой атмочфере. От Штиля, до сильного плотного ветра.
Сопрано чистый F3J. Посему ему и положено лучше парить.

у Гаврилки есть аналог Сопрано - AVA (я не рекламирую его модели)

airplane-model.com/ava.html

Ее очень любят Американцы.
Володя, а у тебя не Американские корни, случайно?? 😃
Любишь без-элероновые модели?? Чем они привлекательны ??
Без обид, просто интересно мнение.

С УВ.

buerger

IMHO надо было версию с закрылком(закрылками) заказывать, тормозит “правильно” и можно режимами баловаться: взлет, скорость, парение.

А вообще с почином, скоро тоже буду Гибрид с мотором собирать 😃

Добавлено

vikar:

Всем привет!!!
Сравнивать Графит и Сопрано немножко некорректно.
Графит это универсал F3B - F3J да и F3F собственно. Он рассчитан для полетов в любой атмочфере. От Штиля, до сильного плотного ветра.
Сопрано чистый F3J. Посему ему и положено лучше парить.

у Гаврилки есть аналог Сопрано - AVA (я не рекламирую его модели)

airplane-model.com/ava.html

Ее очень любят Американцы.
Володя, а у тебя не Американские корни, случайно?? 😃
Любишь без-элероновые модели?? Чем они привлекательны ??
Без обид, просто интересно мнение.

С УВ.

Американцы “любят” потому что у них такой класс моделей есть, там закрылки запрещены и только 3 серво машинки разрешены.

vikar

Американцы “любят” потому что у них такой класс моделей есть, там закрылки запрещены и только 3 серво машинки разрешены.

Тогда понятно. Не знал я про ето.

А как по мне скучно как-то без элеронов. 😦
С Ув.

vovic
vikar:

Володя, а у тебя не Американские корни, случайно?? 😃
Любишь без-элероновые модели?? Чем они привлекательны ??

Если копнуть глубоко, то корни, наверное, украинские. В Киевской области один из райцентров одноименный с моей фамилией. 😃

Крыло без механизации чище аэродинамически, потенциально обеспечивает большее аэродинамическое качество. Но уже диапазон скоростей.
Хотя начинал я с самолетов с элеронами - там это маневренность. А здесь зачем?
Просто, в последние полтора года меня особенно привлекают полеты на продолжительность и на расстояние. Причем, продолжительность в часах, а не минутах. Ну, - нравится мне это, не смогу объяснить - почему. А в этом случае элероны не нужны. Хотя с ними - управлять легче.

Добавлено

vikar:

Сравнивать Графит и Сопрано немножко некорректно.

С точки зрения спортивной - может быть. А с другой - вполне можно и сравнивать. Спрашивают же: что будете пить - виски, джин, сухое?
И человек - выбирает, т.е. сравнивает. 😃
К моим интересам Сопрано ближе, чем Графит. Понял я это несколько позже, чем следовало бы. 😃

vikar

Поддерживаю!!!
И чистое крыло поддерживаю, и продолжительные полеты поддерживаю!!!
И с выбором, тож правильно… о них не спорят… 😃
Это я такой дотошный потому что сам не подготовился как надо к сезону… 😕 Вернее модель стукнул в самом первом старте сезону…
… и вместо рассказов о полетах бред несу… 😃

с Ув.

drDen

vovic так держать…100% поддержка…очень хорошо пишешь…читать приятно……жду продолжения….

Марат

Классе в четвёртом купил в Детском мире набор-посылку - планер А1.
Собрал, попускал, а потом увлёкся кордовыми и по сей день…
А вот почитал твои Володя посты и начал подумывать, а не купить ли тоже Calistic 😛
Был в воскресенье на нашей клубной площадке - коллега планер (правда большой - размах больше 3-х метров) пущал. Затягивали другим большим самолётом (копия сельхозсамолёта времён ГДР).
Так вот летал без вариометра и ошибся в определении высоты - упустил, планер ущёл в небытиё 😠

Спрашиваю - зачем так высоко завёл - а он отвечает :“Высота манит”
Вот такая лирика 😃
С уважением

13 days later
vovic

После прошлых выходных, когда два дня был полный штиль, - вдруг выяснилось, что мои эрзац - резинки без ветра поднять Сопрано не могут.
Срочно заказана на Башне фирменная резинка, а планер пока отложен на пару-тройку недель. Вернулся к Каллистику. 😃

22 days later
vovic

Фирменная резинка Hi-Start от Динафлайта совсем преобразила старт. При небольшом ветре 3 - 5 метров в секунду Сопрано легко выходит на 150 метров высоты. Но даже в штиль - 100 метров - легко. Парашутик действительно удобнее флажка - подтягивает леер на старт. Если… ветер не меняется. 😃

Со 150 метров в полностью атермичную погоду планер летит 7 - 8 минут. Если даже один поток зацепить - легко уходит на высоту и вылетывает до получаса.
Есть и минусы. Во-первых - в сильный ветер планер сдувает. В пятницу был 7 - 8 с порывами до 12 метров в секунду. Отлетал с трудом, больше внимания на борьбу с ветром. Под конец дня приложил таки планер на посадке. Отломил ушко у консоли. За субботу починил и в последующие дни - снова на поле.
Второй минус - после полетов под дождем, а такое иногда бывает, пленка по местам стыка с кевларово-угольным носиком отслаивается. Причем не сразу - а на следующий день.Требуется проглажка утюжком. При полетах в сухую погоду - все ОК.
Еще, при посадках в траву с выпущенным спойлером, - с полетами семена пырея набираются в пазухи под спойлером - надо в конце полетного дня их оттуда выдуть.

Но - есть и плюсы. Диапазон полета по дальности - просто жуть. На удалении в километр - планер еще хорошо видно! Аэродинамическое качество - просто фантастика.
Научился сажать с выпущенным спойлером. Фокус в том, что надо задрать нос перед выпуском спойлера и замешать на руль высоты канал спойлера миксером в передатчике. Эффект не хуже “крокодила”! Хотя - удивительно. По размаху - спойлер занимает примерно четверть всего крыла. Но эффект - очень впечатляющий.
Большой планер, заброшенный на большую высоту позволяет продолжить изучение термиков. Пока я их для себя разделил на две категории - одни привязаны к месту, другие - к ветру. Т.е., пока термик - ствол - он “зацеплен” за землю. Как он оторвался в пузырь - он полетел с ветром. Влет пока два типа не различаю. Часто бывает - пока разберешся - а он уже тю-тю.
😉

Добавлено

Вчера задействовал спойлер не только на посадке. Пока настраивал микшера и воевал с запутавшемся в бурьяне леером - нервишки возбудились. Поэтому, поймав хооороший термик - немного расслабился. Зря. На высоте в 550 метров (надо заметить, несмотря на более 3 метра размаха - зрение уже напрягать надо) вдруг заверещал передатчик - кончились батареи. Обычно я поглядываю на вольтметр передатчика и до верещания сигнализации дело не довожу. А тут - забыл про все - такой поток. 2 минуты на посадку у меня есть. А поток мощный - как потом оказалось по бортовому журналу вариометра - 3 метра в секунду скороподьемность планера была. Попытка плавно опустить планер к успеху не привела. Тогда перевожу в пикирование с углом снижения градусов 70. Выпускаю спойлер на максимум и слушаю тональность вариометра. Через 100 метров снижения тон установился фиксированный и ниже уже не опускался. Так пикировал до 50 метров высоты, а потом посадил быстренько от греха. Батарея передатчика успела дойти до 8 вольт (сигнализация включается на 8,4 вольта).
Бортовой журнал сказал, что максимальная скорость снижения составила всего 11 метров в секунду! Это при почти отвесном пикировании. Субьективно, когда в пике убираешь спойлер - планер резко ускоряется, как будто его с резинки пульнули.
Когда брал Сопрано - несколько сомневался, что спойлер будет эффективен. Оказалось - его размещение в зоне максимального разряжения на профиле крыла приводит к многократному превышению погонной эффективности торможения, в сравнении с закрылками. Так что версия планера со спойлером привлекательнее, чем с закрылками. 😃
Конечно - для меня. 😒

Добавлено

Про птиц уже писали, но я добавлю.
Ласточки!
В пятницу вечером парил над Белым Колодцем. Штиль. Сплошная облачность, но тепло. Внизу заканчивают тренировки раллисты. В выходные проходил Чемпионат России по ралли-кроссу. Неподалеку прошли дожди, но карьер почти не задели. Нагретый за день карьер, да еще пыль, поднятая раллистами создают неровномерно возникающие и исчезающие слабенькие термики. С трех стартов вылетать больше 15 минут не получалось. Воздух - полумертвый. Никаких коршунов и близко нет - поздно уже.
После третьей малоуспешной попытки обратил внимание на рой ласточек, постоянно перемещающихся над карьером. В немецкой книжке я читал, что по ним можно определять термики. С четвертого старта сразу иду к ним в гости - точно, - тянет вверх. Слабенько, но есть. Минуты через три рой распадается, но я свои метров 50 высоты уже набрал. Через пару минут эти же ласточки образовали рой в другом конце карьера. Я - туда. Точно, и здесь воздух держит! Потоки короткоживущие и невысокие - но есть. В общем, так я и пролетал с половины седьмого до половины девятого. Выше 250 метров не поднимался, а большую часть времени в районе 100 метров. За два часа непрерывного полета - на Сопрано я еще так долго не летал, задубели суставы и шея. Но я терпел. В конце таки кончился аккумулятор передатчика - пришлось садиться.
Ласточки, в отличие от крупных птиц никак не реагируют на планер. Он им пофиг. Они летают на скоростях раза в два-три быстрее планера.
Я вот только не понял, они летят в термик, потому что там поднимает мошкару от земли, или наоборот, - они видят эту мошкару глазами и летят в термик ужинать? Но как можно эту мелюзгу вообще разглядеть?

ps А раллисты, наверное, смотрели на планер с недоумением - нафиг он два часа парит над карьером? 😁