Вопрос знатокам коллекторных двигателей

Leonid-v

На картинке 300 двигатель, который я вынул из комплекта “мотор+редуктор”
ЕPS-300C от GWS. (в движке ничего не крутил).
Думаю, что тем, кому такой попадался в руки его узнали, несмотря на паршивое изображение. Хотя красная точка видна и положение коллекторной группы тоже видно.

Вопрос только вот в чем, выставлен ли на нем <span style=‘font-size:14pt;line-height:100%’>тайминг </span>и какой?
Движок правого вращения, как я понимаю (если полключить плюс к контакту с красной точкой, ротор крутится по часовой стрелке, если смотреть ему в попу).

KATUAL

Про тайминг не скажу, а вот про красную точку… У меня самолет полетел, когда я подключил туда минус, если смотреть в “попу” мотору, он вертится против часовой стрелки, а винт по часовой (редуктор там). Я тоже удивился, оказалось они так обозначили минус, хоть бы где в инструкции упамянули бы 😃

Но я не знаток, так, мимо проходил 😃

VG

Тоже задавался этим вопросом. Удивляло, что на GWS-х мотоустановках мотор вращается в “неправильную” сторону(на красную точку подключается минус). Замерял ток холостого хода- в обе стороны одинаков, что может означать нулевой тайминг. Ну, почти одинаков- третий знак в показаниях отличался. Другое дело под нагрузкой(с винтом)- есть ощутимая разница и по току и по оборотам, но полагаю она обусловлена не совсем “честной” работой щёточного узла при реверсивном вращении.

Leonid-v
VG:

Другое дело под нагрузкой(с винтом)- есть ощутимая разница и по току и по оборотам, но полагаю она обусловлена не совсем “честной” работой щёточного узла при реверсивном вращении.

И че делать? Искать винт для левого вращения, что бы моторчик запустить в “правильную” сторону и вернуть вышеуказанную разницу?
Или сразу ФТОПКУ, как тут часто пишут 😃

Всеволод

Мотоустановку разверни! 😅
А если нормально, я думаю на бк с редом все летают на “неправильной моте” 😎

Lazy

Леонид, никого не слушай. На форуме употреби поиск ( с главной страницы ) - были посты о установке углов опережения.
Обкатывать будешь - не забудь о полярности. Щётки должны лечь в правильную сторону.

romychs

Я писал уже об этом год назад. Мотор действительно работает не в ту сторону, как нужно, из за этого и ток лишний жрет. Сам на эту инфу напоролся где то на rcgroups. В интернете нашел PDF, в котором было описано, как мотоустановку переделать, и какие выгоды это дает. Я так и сделал, получил то, что и было обещано.

www.superflyplanes.com/pdf/Gws370gear.pdf

SAN

Кстати, Торы комплектуются двигателем у которого щётки с учётом редуктора и толкания “правильно” стоят. Обнаружил это при попытке заменить там движок на 300 мабуши(?), купленный позже. Вот у него щётки оказались наоборот, минус на красную точку ну и, соответственно, прочие “радости”

PAL2005

Слухайте, а не ловля это блох. Большинство ведь запускает электролеты для себя и не супер-пупер-мега-планер и использует стоковые моторы. Я вот посмотрел статью про переделку редуктора: дык мало того, что надо сверлить, резать, и т.п. металл, так еще и потом думать о креплении редуктора в его новом виде. Я так думаю, что этот выигрыш имеет рояль тока для профи, выжимающего все из мат.части на соревнованиях. Да и ресурс двигателя … вы хотите (точнее ваш планер) жить вечно?

Leonid-v
Lazy:

Леонид, никого не слушай. На форуме употреби поиск ( с главной страницы ) - были посты о установке углов опережения.
Обкатывать будешь - не забудь о  полярности. Щётки должны лечь в правильную сторону.

Поиск по “угол пережения” дал ссылку на твой же пост
rcopen.com/forum/f20/topic13653/2
Кстати, я его и раньше читал, только ссылок на тайминги 300х моторов не так и нашел. Да и вот Borode-de считает, что GWSдвижков вообще не бывает, а бывают обычные движки для вибраторов и стеклоподъемников. А китайцы из GWS их пихают в свои редукторы, смело пришпандоривая черный провод к клемме с красной точкой!.
Потом, глядя на заднюю крышку и положение щеток, подумал, а че я собственно теряю? Было раннее утро…
Собрал стенд, который вы видите на фотке отвратительного качества.

(Телефон Nokia 6230, с помощью которого я еще и в инет выхожу, т.к. сижу на даче под Клином и другого способа тут не наблюдается).
Топор и кувалда на готове.
Аккумулятор 2000Ман, что бы напруга не просела во время эксперимента.
Редуктор 64/12, винт 8*6 Graupner.
На заднем плане инструмент имени Boroda-de, которым я буду крутить коллектроную группу.
Подключаю аккумулятор и начинаю плавно крутить жопу по часовой стрелке.
И, о чудо! Движок начинает набирать обороты, как будто я перевожу газ из среднего положения на максимум.
Пара движений туда-сюда около максимума и вот оно заветное положение. (причем что-бы поймать это положение,
никаких приборов не нужно, достаточно иметь уши).
Теперь все выключаю и меряю угол на который я повернул жопу.
С удивлением замечаю, что жопа повернулась аж на 60градусов!
На картинке в первом посте было видно, что контакты стояли под углом ~+30 градусов к горизонту, теперь они стоят -30 гралусов.
Специально перенес на бумагу и померял с помощью циркуля и линейки.
(калькулятор не понадобился 😃

Я к чему затеял эту всю бодягу… Вот обидно, мужики то не знают!
А потом плачутся, GWSный мустанг не летает!
Я то сам напоролся на эту хрень, когда мой пайпер перестал летать. Аполучилось это, после того как я поставил этот редуктор, а ведь раньше летал, и еще как!
Только раньше я 300й моторчик я вставлял пайперовский редуктор, а там реверсивное вращение не требуется и было все зашибись.
Каюсь, я еще вчера вечером крутанул жопу мотору наобум и понял, что пайпер мой полетел снова, а потом уж в серцах и закинул этот пост. вот.

Теперь про то, что “щетки должны лечь в правильную сторону”. имеется ввиду обкатка движка в воде? Где-то тут про это я уже читал. Может есть способы по-проще? Хотя, можете на этот вопрос не отвечать - сам найду.

ЗЫ. Может ±30 градусов это много? Не претендую на точность, и ,если кто хочет, пусть повторит мой эксперимент.

Дядя Леня.

Lazy

Не много, нормально… До 10% можно выкрутить на тайминге, особенно если подбирать под комбинацию пропеллер/редуктор. А обкатывать можно и на мокро, и на сухо…Реально продлевает жизнь мотора и опять таки повышает эффективность.

Glinco

Странно, но после переворота мотора тяга даже выросла. Может, у меня неправильный мотор изначально был? 😃
Дима.
ЗЫ. А там вся задняя панель мотора крутиться или что - то внутри?

Добавлено

И еще, тяжело ли она поворачивается? Можно за корпус редуктора держать или только за сам мотор?
Дима.

Leonid-v
Glinco:

Странно, но после переворота мотора тяга даже выросла. Может, у меня неправильный мотор изначально был? 😃

так у тебя еще родной 280й движок. посмотри ему на попу - есть там красная точка?, тяга выросла - не факт. только летные испытания или точные приборы покажут это. Я вот не дождался твоих испытаний и напоролся, вроде жужжит как надо, а ведь не летит, зараза.

Glinco:

И еще, тяжело ли она поворачивается?

Тяжело. я в тиски зажимал и рукой придерживал.

Glinco

Дук, на поле жужжал и не тянул. А тут прям чувствуется… Родной, есть точка, припаяно было правильно. 😃 Буду экспериментировать.
Дима.

boroda_de

Только пожалуйста не надо ентот девайс моим именем называть 😊 , придумал его не я, я его на Frach Seite подглядел:

и не стал заморачиваться пайкой, а согнул из проволоки.
Если не трудно, поделитесь впечатлением от полёта с новым таймингом, т.к. не ясно, полетело у Вас или нет.

С уважением.

VG
boroda_de:

не ясно, полетело у Вас или нет.

Хм… Я так понял, что нет 😊. Не подумайте, что ясновидящий, но результат был известен заранее! Уж не знаю прикалываются коллеги или занимаются самовнушением(самообманом), что покрутив заднюю крышку они изменяют тайминг, а следовательно мощность. Меня учили, что тайминг в первую очередь задаётся сдвигом ламелей, а не сдвигом щёток. А щётки- это, как говорят в Одессе, мелкий брызг 😛 . Или я сильно отстал от жизни? 😊

boroda_de
VG:

Меня учили, что тайминг в первую очередь задаётся конструктивно  сдвигом ламелей, а не сдвигом щёток.  А щётки- это, как говорят в Одессе, мелкий брызг 😛 . Или я сильно отстал от жизни? 😊

Я большой принципиальной разницы между сдвигом ламелей и щёток не вижу (если оставить без внимания, что ламели тяжелее провернуть). На электромоторах (хороших) для автомоделей тайминг выставляется поворотом задней стенки и это не мой каприз, а задумано и выполнено производителем:
timing
С бОльшим таймингом растут обороты, снижается момент, С более “нейтральным” таймингом выше момент, меньше обороты.
У коллекторных моторов для авиамоделей подбором тайминга можно добиться улучшения КПД на 10-15%.

С уважением

Leonid-v
VG:

Хм…  Я так понял, что нет  😊. Не подумайте, что ясновидящий, но результат был известен заранее! Уж не знаю прикалываются коллеги или занимаются самовнушением(самообманом), что покрутив заднюю крышку они изменяют тайминг, а следовательно мощность. Ну, признайтесь, что тайминг в первую очередь задаётся конструктивно  сдвигом ламелей, а не сдвигом щёток.  А щётки- это, как говорят в Одессе, мелкий брызг 😛 . Или я сильно отстал от жизни? 😊

Ну я же писал: “я еще вчера вечером крутанул жопу мотору наобум и понял, что пайпер мой полетел снова”. А крутанул я почти так, как в эксперименте (не докрутил только градусов 5-10). Отлетал три комплекта акков. на штатных за пару кругов спокойно набирал высоту до 50-70м. а днем когда еще не крутанул, с трудом поднимался не выше 5-7м, приходилось все время висеть на ручке, что-бы не уронить.
не скажу, что теперь стало, как было до устанокви GWS-ного редуктора.
(еще раз повторюсь, но раньше этот мотор работал в “правильную” сторону, т.к. стоял в штатном редукторе, а там он равернут жопой вперед).
Но теперь он крутится в неправильную сторону и щетки там немного искрят - видел. Но недаром ув. Lazy пишет (спасибо ему огромное), что нужно обязательно обкатать движок.
Я понимаю, что полностью эти движки переделать под левое вращение не возможно, но хоть часть вернуть из того, что украли у нас китайцы, можно.
Мне даже кажется, что вернул себе не 10 процентов, а больше (10 - устранил
неправильный тайминг, а еще 10 - выставил правильный).
Да, про ламели ничего не знаю. Каюсь.

VG

Когда-то давным-давно журнал “За рулём” писал, что если автолюбитель искрене верит в прибамбас(пусть даже самый никчёмный), который он установил на свой автомобиль, то этот прибамбас работает и даёт субъективное улучшение. Вера- великая сила!
Раз лучше стал летать- так тому и быть! Успехов!

boroda_de
Leonid-v:

не скажу, что теперь стало, как было до устанокви GWS-ного редуктора.

Так значит хуже, чем с другим редуктором?
Притереть/обкатать щётки нужно например в дестиллированой воде:forum

Ещё я бы попробовал с Вашей мотоустановкой винт не 8х6 а 9х6.

Успехов!

Lazy
VG:

Когда-то давным-давно журнал “За рулём” писал, что если автолюбитель искрене верит в прибамбас(пусть даже самый никчёмный), который он установил на свой автомобиль, то этот прибамбас работает и  даёт субъективное улучшение. Вера- великая сила!
Раз лучше стал летать- так тому и быть!  Успехов!

Эта…Товарисчь…
Тайминг, к Вашему сожалению, есть факт научно доказанный и подпёртый мощной теорией машин постояного тока. Ваш скепсис крайне неуместен. Если бы в массе своей пользователи коллекторных моторов делали хотя-бы необходимый минимум работ - обкатку и тайминг, как Leonid-v - то количество нелетающих сундуков радикально бы уменьшилось.

Leonid-v
boroda_de:

Так значит хуже, чем с другим редуктором?

ну не лучше, это точно 😃
Вот тут мне трудно сказать, насколько хуже. Вот летит- не летит тут проще.
Ну и звук при верчении коллекторной группы менялся очень характерно.
(я потом подошел к жене и спросил: слышала как моторчик жужжал?. Слышала. Сначала жжж, потом жжжиии, а потом зззз. 😃
К сожалению нет у меня ни стробоскопа, ни амперметра нормального. 😦
ЗЫ. 2 Glinco. я нашел свой старый 280 моторчик, который штатно стоял в пайпере. Так вот: я там красной точки не увидел. Зато увидел, что щеточный узел стоит строго горизонтально-перпендикулярно магнитам, вполне возможно там никагого тайминга и нет и ему пофигу в какую сторону крутиться.

Fletcher
Leonid-v:

Ну я же писал: “я еще вчера вечером крутанул жопу мотору наобум и понял, что пайпер мой полетел снова”. А крутанул я почти так, как в эксперименте (не докрутил только градусов 5-10). Отлетал три комплекта акков. на штатных за пару кругов спокойно набирал высоту до 50-70м. а днем когда еще не крутанул, с трудом поднимался не выше 5-7м, приходилось все время висеть

Тут не забывай момент, что летом вечером намного проще самолет загнать вверх чем днем. За счет нагретой почвы на поле или асфальта.

К вечеру когда солнце начинает садица и воздух меньше наверху прогреваеца - снизу начинают переть просто АЦКИЕ потоки. Попав в такой - можно наверх утянуться как на лифте. А днем такого нету. =)

Так что сравнивай в одно и тоже время суток. =)

Leonid-v
Fletcher:

Тут не забывай момент, что летом вечером намного проще самолет загнать вверх чем днем. За счет нагретой почвы на поле или асфальта.

К вечеру когда солнце начинает садица и воздух меньше наверху прогреваеца - снизу начинают переть просто АЦКИЕ потоки. Попав в такой - можно наверх утянуться как на лифте. А днем такого нету. =)

Так что сравнивай в одно и тоже время суток. =)

Согласен.
Было бы не хило, если бы кто-то, обладающий соответствующими приборами, повторил мой эксперимент на этой мотоустановке.
Инструмент, которым поворачивается коллекторная группа описал Boroda-De
тут : rcopen.com/forum/f36/topic25361/16
Для изготовления нужны тиски, молоток и напильник, кусок проволоки.

Sharik

Я тоже решил поэкспереминтировать. Действительно обороты уменьшаються или увеличиваються, в зависимости от направления вращения “попы”. Причем это работает и при “правильном” подключении движка (плюс - на красную точку). При “правильном подключении” вращал “попу” против часовой - увелечение оборотов, против - уменьшение (при “неправильном” - все наоборот). Движок 300-ый, от двух пальчиков запитывал, обороты отлично на слух слышно. В одной руке движок в другой маленькие круглогубцы.
Единственное непонятно при маленьких оборотах у движка крутящий момент больше? Т.е. другими словами - при высоких оборотах мощность меньше, а при низких - больше? Блин вот бы стендик замутить! Что-бы движок под нагрузкой погонять! И еще интересно намного моторесурс уменьшаеться? (щетки даже от двух пальчиков ощутимо искрят). Очевидно производитель движков (неважно где они применяються) выбирает нечто среднее между скоростью и мощностью и моторесурсом. Может и ошибаюсь…

А вообще на своем пайпере надо попробовать. Да кстати - на моем пайпере: винт APC 9х6, двигатель 300ый, 8хААА банок желтых (аккурат в родной отсек входят).