Приобрел вертолет. Вопросы по сборке и настройке.

OSM

Вертолет и его выбор.

После долгих раздумий решил приобрести 50-ый вертолет. Изначала была мысль купить 90-ый, однако после обсуждения на форуме пришел к выводу о нецелесообразности приобретения 90-ого вертолета для первоначального обучения.
Фактически выбирал между двумя моделями: TT Raptor 50SE и Hirobo Sceadu EVO 50.
Выбрал Hirobo Sceadu EVO 50.
Почему?

  1. У Хиробо качество определенно выше.
    Я не поленился и съездил посмотреть в магазин на Раптор. Алюминиевые детали для TT, как будто прессованные из порошка. На хиробе все металлические части фрезерованные. Пластик из которого сделан Скиду также производит лучшее впечатление.
  2. Конструктивно Скиду понравился больше. Все тяги тяни-толкай. Серва руддера на балке. Бак на резинках. Есть бокс под приемник (городить не придется одно на другое: приемник в бокс, на раму аккумулятор, а сверху блок управления гироскопом). Дизайн корпуса поинтересней. Основной вал на 3-х подшипниках. Шестерня ремня на 2-х подшипниках (у Раптора, вроде, вообще нет подшипников в этом месте). Наличие thrust подшипников в хвостовых цапфах (у Раптора, вроде, тока по два обычных). Изначальная возможность организовать CCPM. FRP лопасти в комплекте (У Раптора деревянные).
    В тоже время в стандартном комплекте Раптора есть нижняя карбоновая пластина (на Скиду ИМХО тоже не лишняя), дополнительный бак, карбоновое оперение, металлическая тарелка перекоса.
    При сборке Скиду не понравилось:
    а) люфт в тарелке перекоса.
    б) люфт в блоке питч компенсатора.
    в) люфт цапф заднего ротора.
    Также не понравился штатный глушитель. Не солидный он какой-то =) (о рабочих характеристиках сказать не могу).
    Есть ли данные проблемы у Раптора, я не знаю. Могу предположить, что реально хорошая тарелка перекоса, учитывая стоимость высококачественных подшипников, стоит не 25$ и не 50$…, а 120-150$. Да и от пластиковых цапф заднего ротора и питч компенсатора за 15$ сверх точности ждать наивно.
  3. У Хиробо инструкция, ИМХО, понятнее. Процесс сборки изложен предельно доступно и однозначно. Рапторовскую инструкцию тоже подробно изучил. С первого взгляда выглядит поприятнее, но по функционалу похуже Хиробовской.
    Не понравилось в Хиробовской то, что все помимо английского еще и на японском. Также я не смог найти ее в Интернете. Инструкцию к Раптору нашел в сети сразу.
  4. ИМХО Скиду изначально имеет больший потенциал по апгрейду чем Раптор. Конечно апгрейды от Хиробы несколько дороже, но, судя по всему, качественнее чем от TT. А если брать quickUK и т.п., то на Раптор возможно даже и дороже выйдет.
  5. У Хиробы есть официальный дилер в Москве, что внушает определенную уверенность. Хотя с запчастями на Раптор проблем, судя по всему, тоже нет. Цены основных запчастей на оба вертолета, как я понял из форума, в целом равнозначные.
  6. Скиду, как ни странно, дешевле – 12 000 руб. Раптор 50 СЕ при покупке в Москве – в районе 18 500 – 19 000 руб. Конечно можно и с Хеликрафта заказать, но если скидки там нет, то выльется примерно в 14 000 руб. без учета таможенных пошлин и услуг банка. Даже со скидкой 10,5% все равно будет дороже чем Скиду.

Вот если бы Раптор 50 СЕ стоил в Москве дешевле Скиду где-то на 10%, я бы взял Раптор.
Все приведенное выше мое личное мнение. Возможно не совсем объективное. Поправьте если не прав.
Пишу пока не лень, может кому пригодится. Самому такой информации не хватало.

Вопросы по сборке и настройке.

  1. Имею на борту 4 сервы Futaba 9252, гироскоп Futaba GY611 с сервой Futaba 9256 и приемник Futaba 149DP.
    Какое пиковое потребление тока будет у этого хозяйства?
    Можно ли использовать стандартную футабовскую батарею 1000 MAH для питания борта?
    На сколько примерно хватить стандартной батареи?
    Нужно ли менять провод на батарее на более толстый?
    Нужно ли менять стандартный выключатель на выключатель с толстыми проводами?
    Можно ли для сервы Futaba 9256 в качестве удлинителя применять стандартный 10-ти сантиметровый футабовский удлиниель. Или нужен с толстыми проводами?
    Исходим из того, что я буду учиться висеть. Также интересно мнения по поводу заданных вопросов для реализации чего-то бльшего чем висение.
  2. Какова технология ПРАВИЛЬНОЙ установки серволопаток? На глаз вроде все ровно, но может одна смещена на пол миллиметра… и дисбаланс получится.
  3. Какова технология ПРАВИЛЬНОЙ установки углов серволопаток? На глаз параллельны, а по факту - ХЗ.
  4. Нужно ли балансировать хвостовой узел и основной ротор (не лопасти, а сам узел)?
  5. Как правильно пользоваться измерителем углов лопастей? Как определить что измеритель перпендикулярен основному валу? Неужели на глаз?
  6. Что делать с сервоосью и серволопатками при измерении углов лопастей основного ротора? Ведь основные лопасти и серволопатки связанны между собой…
  7. Можно ли раскручивать основной ротор без лопастей? Хочу попробовать, не одевая лопасти и как следует закрепив вертолет на полу, завести мотор прям в комнате и посмотреть, что как крутится и где какие возникают вибрации. Дым с глушака – в окно через шланг. Так постоянно над автомоделью экспериментировал, а то в холод на улицу тоскаться зря не охота.
IP

Продайте быстрее 611 гироскоп и поставте 401 - хватит за глаза. 😃 😃 😃
Из upgrade IMHO имет смысл поставить карбоновый fin на хвост (спасает хвоствой ротор), карбоновую пластину (base plate) на шасси ну и можно заменить Radius Block ( 0404-730 www.zoomsheli.com/SearchResults.aspx?txtSearch=040… ) По поводу люфтов особо не переживайте. Провода не меняйте 😃 . Короче. будьте проще и следуйте инструкции по сборке, и все будет хорошо. Удачи!

хелик
OSM:

Вертолет и его выбор.

  1. У Хиробо качество определенно выше.

Сомнения!!!
В тоже время в стандартном комплекте Раптора есть нижняя карбоновая пластина (на Скиду ИМХО тоже не лишняя), дополнительный бак, карбоновое оперение, металлическая тарелка перекоса.
При сборке Скиду не понравилось:

Без коментариев
а) люфт в тарелке перекоса.
б) люфт в блоке питч компенсатора.
в) люфт цапф заднего ротора.
У Раптора люфтов нет!
Также не понравился штатный глушитель. Не солидный он какой-то =) (о рабочих характеристиках сказать не могу).
У Раптора дюралевый неразборный.
.
3) У Хиробо инструкция, ИМХО, понятнее. Процесс сборки изложен предельно доступно и однозначно. Рапторовскую инструкцию тоже подробно изучил. С первого взгляда выглядит поприятнее, но по функционалу похуже Хиробовской.
Не понравилось в Хиробовской то, что все помимо английского еще и на японском. Также я не смог найти ее в Интернете. Инструкцию к Раптору нашел в сети сразу.

Понятнее инструкции , чем на Раптор не встречал
4) ИМХО Скиду изначально имеет больший потенциал по апгрейду чем Раптор. Конечно апгрейды от Хиробы несколько дороже, но, судя по всему, качественнее чем от TT. А если брать quickUK и т.п., то на Раптор возможно даже и дороже выйдет.
На Раптор выйдет дешевле.
5) У Хиробы есть официальный дилер в Москве, что внушает определенную уверенность. Хотя с запчастями на Раптор проблем, судя по всему, тоже нет. Цены основных запчастей на оба вертолета, как я понял из форума, в целом равнозначные.
Обсуждалось неоднократно, не буду мутить воду.
6) Скиду, как ни странно, дешевле – 12 000 руб. Раптор 50 СЕ при покупке в Москве – в районе 18 500 – 19 000 руб. Конечно можно и с Хеликрафта заказать, но если скидки там нет, то выльется примерно в 14 000 руб. без учета таможенных пошлин и услуг банка. Даже со скидкой 10,5% все равно будет дороже чем Скиду.
За 19000рублей вы купите РапторСЕ , а это не просто Раптор 50

Вот если бы Раптор 50 СЕ стоил в Москве дешевле Скиду где-то на 10%, я бы взял Раптор.
Все приведенное выше мое личное мнение. Возможно не совсем объективное. Поправьте если не прав.
Пишу пока не лень, может кому пригодится. Самому такой информации не хватало.

Если учесть отличия ( люфты, мет тарелку ,карбоновую пластину,то Раптор и так дешевле), а главное вы не привязанны к одному магазину.
Вопросы по сборке и настройке.

  1. Имею на борту 4 сервы Futaba 9252, гироскоп Futaba GY611 с сервой Futaba 9256 и приемник Futaba 149DP.
    Какое пиковое потребление тока будет у этого хозяйства?
    Можно ли использовать стандартную футабовскую батарею 1000 MAH для питания борта?
    Маловато ,но для висения на один два полёта хватит. желательны банки типа ,как батарейки С. 1700-2400 ма
    На сколько примерно хватить стандартной батареи?
    Нужно ли менять провод на батарее на более толстый?
    желательно , да и провод зарядки, чтоб током под 5 ампер заряжать( быстро) при условии что батарейку поменяете, да и выключатель посильнее стандартного
    .
    Нужно ли менять стандартный выключатель на выключатель с толстыми проводами?
    Можно ли для сервы Futaba 9256 в качестве удлинителя применять стандартный 10-ти сантиметровый футабовский удлиниель. Или нужен с толстыми проводами?
    У меня на Рапторе 90 стоит без удлинителя. Думаю и вам он не потребуется.

Исходим из того, что я буду учиться висеть. Также интересно мнения по поводу заданных вопросов для реализации чего-то бльшего чем висение.
2) Какова технология ПРАВИЛЬНОЙ установки серволопаток? На глаз вроде все ровно, но может одна смещена на пол миллиметра… и дисбаланс получится.
В инструкции , как я понял всё очень понятно!? Штангелем размер мерить, должен быть одинаков, АКРОМЯ РАЗМЕРА их надо отбалансировать.
3) Какова технология ПРАВИЛЬНОЙ установки углов серволопаток? На глаз параллельны, а по факту - ХЗ.
Есть специальная приспособа, поиском воспользуйтесь. уже обсуждали.

  1. Нужно ли балансировать хвостовой узел и основной ротор (не лопасти, а сам узел)?
    На Рапторе ни разу не балансировал.

  2. Как правильно пользоваться измерителем углов лопастей? Как определить что измеритель перпендикулярен основному валу? Неужели на глаз?
    Измеритель показывает отклонение в градусах лопасти от горизонтали, за горизонталь берём ось серволопаток, во время этой процедуры ось серволопаток должна быть перпендикулярна основному валу, или паралельна хвостовой балке ( заисключением некоторых вертолётов у которых балка стоит под углом, это не ваш случай)

  3. Что делать с сервоосью и серволопатками при измерении углов лопастей основного ротора? Ведь основные лопасти и серволопатки связанны между собой…
    Смотри выше.

  4. Можно ли раскручивать основной ротор без лопастей? Хочу попробовать, не одевая лопасти и как следует закрепив вертолет на полу, завести мотор прям в комнате и посмотреть, что как крутится и где какие возникают вибрации. Дым с глушака – в окно через шланг. Так постоянно над автомоделью экспериментировал, а то в холод на улицу тоскаться зря не охота.
    Вот это делать не надо, можно остаться без вертолёта если не прибьёт. Если вертолёт НАМЕРТВО прижать то вибрация будет наростать и ничем хорошим это не кончится, да и метанол в комнате нюхать не стоит , он пользы для здоровья не приносит.

Gennady71

Мне наверно и добавить нечего.
Но приемник ставить на полочку а аккамулятор в бокс, сам первый раз сделал наоборот, на картинке в инструкции внимательно посмотрите. Рама на хиробе отличная 4 раза прикладывал и нечего, гнуться только валы. Люфтов вообще то на Хиробе не замечено, по проводам не заморачивайтесь этих хватит за глаза, а вот аккамулятор 1000ма, я пока не менял, больше чем на два бака его не используйте, спокойней спать будете, со временем замените. Да и первое время два бака это будет для вас много (если первый раз поднимаете), а вообще вам до москвы рядом, советую связаться с VladimirG, доехать и попросить помочь в настройках как аппаратуры так и вашей птички, хороший человек, думаю вам это лишним не станет. Я сделал именно так , за что ему огромное спасибо. 😃
Забыл, в комплекте у меня не было прокладки двиг и глушителя, обязательно поставьте из паронита, металл не ставьте, и глушитель соберите с герметиком, любой автомобильный.
Кстати какой у вас двиг?

OSM
Gennady71:

Мне наверно и добавить нечего.
Но приемник ставить на полочку а аккамулятор в бокс, сам первый раз сделал наоборот, на картинке в инструкции внимательно посмотрите.

Буду смотреть как вес распределится. Надо будет нос подгрузить, поставлю батарейку на полочку и наоборот. Хотя мне больше нравится вариант с приемником в боксе, т.к. аккуратнее будет.

Gennady71:

По проводам не заморачивайтесь этих хватит за глаза, а вот аккамулятор 1000ма, я пока не менял, больше чем на два бака его не используйте, спокойней спать будете, со временем замените.

Ну раз на два бака хватает, то вопрос для меня отпадает =).

Gennady71:

Забыл, в комплекте у меня не было прокладки двиг и глушителя, обязательно поставьте из паронита, металл не ставьте, и глушитель соберите с герметиком, любой автомобильный.

Что такое паронит?
А такие прокладки подойдут: helikraft.com/…/Exhaust+Gasket+-+5+pcs+-+50+size+(…?

Gennady71:

Кстати какой у вас двиг?

Двигатель еще не купил. Праздники закончатся и закажу OS 50 с синей головой с Хеликрафта.

Уважаемый Хелик. Как я понял, вы большой приверженец Рапторов. Тем не менее выбор сделан, верт куплен. Правильный выбор или нет - посмотрим, когда летать и падать начну =).

По серволопаткам и углам лопастей в FAQ тема есть, тем не менее вопрос для меня всеравно остается.
Например, лопатки сбалансировал. Расстояние с обычным штангелем одинаковое выставил. На этом все? Теоретически все должно быть сбалансировано, но как это проверить перед запуском. Вдруг что съехало на доли миллиметра. Такие вопросы возникают, т.к. я пока не знаю какие критерии точности для каких узлов вертолета действительно актуальны. Может возможный сдвиг на 0,1 мм для сервооси и не критичен…
Тоже отноится и углам серволопаток. В принципе в теории все понятно, но предлагаемыми способами точно всеравно не получится.
Фактически вопрос в том, можно ли полагаться в данном деле на глазомер и подручные средства.
А вот как мерить углы лопастей я плохо представляю. Ведь рук только две. А нужно одновременно следить за параллельностью сервооси, держать измеритель углов и следить при этом паралеллен ли он сервооси. Опять же, используя подручные средства, результат будет весьма условный. Т.к. установить измеритель углов точно параллетльно сервооси на глаз не получится и т.д.

хелик

По серволопаткам и углам лопастей в FAQ тема есть, тем не менее вопрос для меня всеравно остается.
Например, лопатки сбалансировал. Расстояние с обычным штангелем одинаковое выставил. На этом все?
[/quote]
1 хороший симулятор и падений практически можно избежать, тренироваться дешевле в симуляторе.

Штангель точный инструмент , после него будет всё впорядке. Не знаю как на Хиробе , но если серволопатки накручиваються , то надо навернуть их на одинаковое кол-во оборотов.

Если при раскручивании ротора не будет сильно трясти , то всё с серволопатками впорядке, при условии , что валы не гнутые и остальное правильно собрано.
( есть момент когда лопасти начинают занимать своё положение, небольшая вибрация есть, но очень короткое время , главное вибрация не должна наростать.
Моё мнение если на 0.1 мм ошиблись , то наверно ничего не произойдёт.

Будете заказывать движок на хеликрафте закажите вот это
для установки серволопаток.

И угол лопастей поставить не проблема с двумя руками. Придёт время , опыт и всё встанет на свои места.

Про Раптор, да не поклонник , просто было время покупал и Икарус , Концепт , даже Фрея есть ( лежит без дела, готов избавится) . Время прошло и остановился на Рапторах Это лично мой выбор. И я очень доволен и качеством и запчастями, и тем , как он летает. у меня вся линейка Рапторов 30 , 50 СЕ, 90 с 70 мотором и 90 СЕ с Ямадой. На другой вертолёт переходить не собираюсь. Но никого не заставляю покупать Рапторы , мне с этого выгоды нет. Удачи !!!

Gennady71

Что такое паронит?
А такие прокладки подойдут: helikraft.com/…/Exhaust+Gasket+-+5+pcs+-+50+size+(…?

Да такие прокладки подойдут, главное чтоб они были не из металла. Паронит это бумага и еще что то, в автомобилях применяется, я ее сам вырезал, металическую не советую по причине отдаче тепла от глушителя двигателю, у меня из-за этого 32hx перегревался. Сейчас 50 ый, с синей башкой, только обкатал, не греется, но пока в некоторых моментах не стабильно работает около 20-30% газа.

mikkap
VladimirG:

я просто ставлю на высоко температурный герметик и безо всяких прокладок…

А я очень много намучавшись в свое время с креплением и герметизацией глушителя к мотору, купил пару прокладок ВАЗ-овских для пыпускного патрубка, асбестовых армированных (по 5 рублей за штуку) и, надев на физиономию мокрое полотенце от асбестовой пыли, за пару часов с третьей попытки вырезал-таки отрезным кругом по металлу очень приличную прокладку. Закрутил глушитель и проблем не знаю… 😁

Gennady71
YuriyDnepr:

Они алюминиевые на самом деле.

Алюминий лучше не брать.

Mikhail_Yunin

Да поправят меня корифеи -
ИМХО лучше не использовать фиксатор резьбы для крепления глушителья к картеру двигателя( он все равно от температуры " плывет" .
2- 3 раза разобрать соединение и резьбе конец.
Завинчивать на сухую - тщательно обезжирив и очистив резьбовое соединение.
Мне лично гройверные шайбы - не мешали.
После некоторых экспериментов - прокладки- не использую , (высокотемпературный герметик)

mikkap
Mikhail_Yunin:

2- 3 раза разобрать соединение и резьбе конец.

Я бы сказал, что нарезанной в глушителе резьбе конец приходит очень скоро полюбому. Поэтому я, купив новый глушитель, сразу рассверлил отверстия на +1мм, в движке - тоже и затянул глушитель шпильками с гайками с тефлоновыми вкладышами. С учетом новой прокладки - получилось супер и пока не отвалилось. 😃

Mikhail_Yunin

Есть такое дело _
Однако - практическое наблюдение - без “локера” - резьбоое соединение в ( приемном патрубке глушителя) “живет” дольше .
А потом , проза жизни .
Да собственно - сам фиксатор резьбы( а именно его остатки) - очень желательно при любой переборке- удалять , обезжиривать контактирующие поверхности ), а затем -снова наносить “локер”.
Надеюсь , все понимают , что веду речь - о сопряженных деталях - без “термонагрузки”.
До кучи !!! Очень важно учитывать жескость фиксации ( не знаю как точнее сказать ) самого “локера”.
Синий - Софт
Зеленый - Медиум
Красный - Хард.
Не берите локер - в автомагазах - синие тюбики - полное фуфло.

Smollet
OSM:
  1. У Хиробо инструкция, ИМХО, понятнее. Процесс сборки изложен предельно доступно и однозначно. Рапторовскую инструкцию тоже подробно изучил. С первого взгляда выглядит поприятнее, но по функционалу похуже Хиробовской.
    Не понравилось в Хиробовской то, что все помимо английского еще и на японском. Также я не смог найти ее в Интернете. Инструкцию к Раптору нашел в сети сразу.

Вот ТУТ лежит полный мануал на Скиду.

Вообще очень рекомендую Вам на этот сайт заглянуть. Там есть кое-какие подсказки по сборке Хироб.