Вдумчивым планеристам

vovic

В нашем деле авиамоделистов столько домыслов и фантазий, что просто невозможно порою отличить домыслы от фактов.
Тем планеристам, кому интересны объективные данные их полетов, может быть интересно следующее:
Вот тут rcopen.com/forum/f6/topic35063
я уже предлагал совместно решить проблему. Но как чаще всего на этом форуме бывает - поговорить горазды многие, а вот сделать…
Так вот, я эту проблему решил. Бортовой самописец изготовлен и отлажен. Софт для визуализации данных и анализа параметров взят у немцев:
www.sprut.de/electronic/soft/skyplot.htm
Скриншоты последнего моего полета прилагаю. Желающие могут скачать софт из приведенного мною выше адреса и загрузить файл моего полета - посмотрите все возможности трехмерного изображения с инструментарием анализа полета.
Два слова об обстоятельствах. Полет близ Воронежа, вчера, планер Графит, старт с лебедки. Чтобы было понятно, почему так летал - с 950 секунды по 1060 секунду был утрачен визуальный контакт с планером - на спуске он вошел в слоистую дымку, поэтому такой скоростной спуск, пилотировал на слух по вариометру. Ветер был 3 метра в секунду северо-западный.
На барограмме видно ограничение указателя высоты - особенность настройки самописца. GPS - высота дает истинное значение. Кодограмма бортового вариометра при ограничении по высоте барометрического высотомера дает ложные (шумы по питанию) данные. Поэтому ее можно принимать во внимание только на тех фазах полета, где датчик не был в ограничении.

Хмм. Почему то форум не позволяет присоединить файл записи полета.
Обращайтесь - вышлю.

Brandvik

Попробуйте выложить в архиве xxx.rar например

vovic

Вот выложил
Файл с расширением csv - это запись полета, а par - начальные установки параметров - подгружаются в редакторе параметров в графиках.

2905.zip

Sergey=

Для вдумчивых пилотов надо логгировать прежде всего
воздушную скорость (причём моментальную),
крен - тангаж,
скольжение,
ну и отклонения всех рулей.
На основании этих данных можно сделать выводы об ошибках управления, о не оптимальных настройках.
“Вес” такого логгера очень велик и энтузисту без финансирования врядли под силу - речь идёт не об электронике (это относительно просто), а о соответствующих датчиках.

Скороподъёмность интерасна во вторую очередь, трек - совсем не интересен.

vovic
Sergey=:

Для вдумчивых пилотов надо логгировать прежде всего
воздушную скорость (причём моментальную),

Скороподъёмность интерасна во вторую очередь, трек - совсем не интересен.

Читайте что написано, а не что Вам хочется. Тема посвящена вдумчивым планеристам, а не пилотам.
Скороподьемность для планериста - абсолютный приоритет, это его мотор. Трек показывает как летел планер - для любителей банально болтаться по небу - он действительно неинтересен.
А моментальная воздушная скорость там есть. (И положение рулей тоже, кстати) Загрузите софт и откройте график. В меню воздушной скорости (а там есть еще два вида скорости - относительно земли и 3D) надо вручную указать азимут и силу ветра из моего первого поста - и …будьте любезны 😃

edwards

Володя, а можно твоей шайтан-машиной снять поляру планирования, т.е. зависимость горизонтальной скорости от скорости снижения в атермичную погоду. Очень интересно как выглядят поляры на практике?

vovic
edwards:

Володя, а можно твоей шайтан-машиной снять поляру планирования, т.е. зависимость горизонтальной скорости от скорости снижения в атермичную погоду. Очень интересно как выглядят поляры на практике?

Легко, но надо сначала иметь планер с крылом соответствующего профиля.
Только зачем? Есть сомнения в расчетных полярах?
Срывные режимы реальным планером не измеришь, ибо на них невозможно удержать планер сколь-нибудь заметное время.

Совсем простое использование логгера - оптимизация динамостарта с лебедки. Только перед стартами переконфигурируется логгер на большую частоту опросов. Есть возможность до 0,02 секунды делать период опросов. Видно в деталях все огрехи стартующего. Особенно если траекторию покрутить в разных ракурсах.

MUH

Здорово!
Режим Flugweg особенно хорош!
Как будто я рядом стою!
Из вопросов возникает один: как управляете моделью на таком громадном удалении - 1200 метров наклонной дальности? И возвращаете модель не прямо на себя, а под приличным углом, да еще против ветра ?!!!
Какой размах у зтого Графита?

vovic
MUH:

Из вопросов возникает один: как управляете моделью на таком громадном удалении - 1200 метров наклонной дальности? И возвращаете модель не прямо на себя, а под приличным углом, да еще против ветра ?!!!
Какой размах у зтого Графита?

А я и не говорил что это легко. 😃
Там не возврат после отработки термика - а переход под другое облако. На переходе включается режим предустановок Speed и никаких проблем с ветром не возникает. Проблемы возникают с неожиданной дымкой, которую плохо видно. Она, кстати, очень часто бывает в термичную погоду и дает вокруг солнца радужный ореол - верный признах удачной для планеристов погоды.
Графит от Гаврилко из Харькова в карбоновом исполнении 320 см размах крыла. Именно карбоновое исполнение позволяет не бояться разгонять при необходимости планер за 200 км в час.

edwards
vovic:

Легко, но надо сначала иметь планер с крылом соответствующего профиля.
Только зачем? Есть сомнения в расчетных полярах?

Интересно посмотреть насколько точно программы считают профиля на малых рейнольдсах. Насколько я понял твой Графит имеет профиль MH-32 Если не супер влом сними такую поляру.

MUH

Уважаемый vovic !
Очень хочется комментариев по каждому участку.
Ну, затяжка лебедкой, кажись динамостарт в конце и сразу в термик, что там было, облако, орлы? Правый вираж небольшого радиуса, и непрерывный набор высоты, что позволяло так четко держаться в потоке? Может планер сам центрируется в потоке? 😉 Потом непонятная часть (а это что было?) и снова набор в левом вираже. После набора 1038 м переход на большой скорости явно целенаправленно, под облако? Догадки … догадки, ОЧЕНЬ хочется комментариев автора полета!

Taboo

А, можно, для особо одаренных, еще раз рассказать, что входит в состав оборудования и сколько весит бортовая часть.

vovic
MUH:

Уважаемый vovic !
Очень хочется комментариев по каждому участку.

Пожалуйста.
Взлет с небольшим динамостартом. Небольшим, потому что лебедка у меня не F3B-шная, а только 0,8 кВт.
Затем нахожу термик. Хороший, но “синий”, т.е. не увенчанный облаком. Идет выпаривание с удержанием центра потока. На треке четко виден скос потока по ветру. Точное удержание позволяет делать вариометр, в т.ч. на очень большом удалении. Достигнув предела дальности по видимости, разворачиваю планер в свою сторону под нарождающееся облако. На траверзе включаю режим Скорость. Потом выпариваю над собой. То что в потоке меняется неоднократно направление виража - указывает на недостаточные навыки пилотирования - пока мой общий налет не достиг даже 200 часов.Если посмотреть диаграмму бортового вариометра в графиках, то хорошо видно раскачку планера по тангажу. Есть у меня еще такой грех. Но я тренеруюсь.
Потом с наветренной стороны стала надвигаться слоистая дымка на уровне 500 - 900 метров. После непродолжительной борьбы за видимость - планер исчезает. Ухожу на скоростной спуск контролируя скорость снижения по вариометру. Если спускаться медленно не видя планер - можно его вообще не увидеть, ибо за 400 метров снижения он может улететь за километры.
Затем на высоте около 400 метров планер нахожу, кстати, совсем не там, где искал. На снижении для улучшения видимости делается несколько петель. Потом идет легкое барражирование в поисках новых потоков и успооения нервов. Вот и все.
В заключение хочу отметить, что объективный контроль полета выявляет массу недостатков в пилотировании. Но не стоит расстраиваться. Надо просто больше летать - мастерство придет.

Taboo:

А, можно, для особо одаренных, еще раз рассказать, что входит в состав оборудования и сколько весит бортовая часть.

Планер Графит, full Carbon, изготовлен новый обтекатель носа в матрицах, снятых с оригинального. Пришлось делать это потому, что родной колпак сделан с углем, что исключает размещение под ним спутниковой антенны. Новый колпак сделан из стекла с кевларом.
Приемник 149DP от футабы, в крыльях - 4 HS85MG, в фюзе - 2 S3001 батарея 4 NiMH 1650 mah. Вариометр Picolario tolk, размещен под крылом, а не в носу по соображениям электромагнитной совместимости с системой навигации. (попытка на Сопрано разместить все в носу привеле к забитию сигнала спутников гармониками вариометра) Весит вариометр 18 грамм. Логгер Дитриха Майснера (слегка модифицирован мною) упакован в термоусадку вместе с модулем GPS приемника. Вместе с проводами сей девайс весит 35 грамм (без проводов - 25 грамм). Активная спутниковая антенна размещена в носу под колпаком, весит 50 грамм. Ее можно вдвое облегчить, убрав литое магнитное основание, но я не стал, потому что в носу для балансировки все равно осталось примерно 80 грамм свинца. Логгер вместе с GPS приемником и активной антенной потребляет 85 mA в стационарном режиме. Для связи с ноутбуком в носу под колпаком размещен четырехконтактный разьем. Сделан шнур (2 метра) со схемкой преобразования уровня для совместимости с любым СОМ-портом компьютера. Скорость обмена информацией 19200 бод.
Вот и все.

edwards:

Если не супер влом сними такую поляру.

Пока в планах другие заморочки, нет времени. Купил DS18S20 и ставлю ее на планер для записи температуры воздуха в потоке при центрировании и выпаривании. Это мне пока интереснее. Инерционность датчика не должна быть большой, поскольку девайс весит всего 0,2 грамма.

На многие вопросы по железу в ЛС отвечу здесь.
Логгер выполнен по схеме Дитриха Майснера, версия 2.5, версия зашивки PIC16F876A 2.9. Приемник GPS от u-blox - TIM-LA, включенный на 19200 бод NMEA с частотой обновления 1 Гц. Пробовал включать 4 Гц - оказалось, что мне это не надо. Стоит бэк-ап литиевая батарейка CR1220 для питания таймера реального времени и “горячего” рестарта GPS. Флеш поставил на пол-мегабита просто потому, что мегабитную микросхему не нашел где купить. Зашивку пришлось модифицировать в части скорости UART и способа определения режима работы. GPS приемник имеет отдельный выключатель питания и за полетный день не выключается вообще. Активная антенна тоже от u-blox, с урезанным кабелем до 20 см и разьемом SMA. Габариты Логгера с GPS 39х27х10, активной антенны 40х38х8.
В дальнейших планах прикручивание датчика температуры для исследования восходящих потоков и пристройка датчика скорости на трубке Пито. Микросхемы датчиков уже куплены - надо работать. 😃

vikar

Всем привет!

Володя, Молодец!
Очень интересный материальчик.
В последнее время мало интересного появляется на форуме.
Спасибо за то что делишся впечатлениями!!!
У тебя уже получилась целая летающая лаборатория. 😃

С Ув.

Sergei_Riga
vovic:

в крыльях - 4 HS85MG, в фюзе - 2 S3001 батарея 4 NiMH 1650 mah.

Я тоже буду брать Графит2 - вопрос почему в фюзе - S3001 , а не HS85MG

MaximKit

Владимир, примите мое глубочайшее уважение, очень интересно! 😃 Самому захотелось поставить такую систему на борт планера. Жаль вот только знаний в электронике у меня никаких. Ну да может Вы себе со временем новую, еще более хорошую систему поставить надумаете, а эту продавать будете 😒

Спасибо, еще раз!

vovic
Sergei_Riga:

Я тоже буду брать Графит2 - вопрос почему в фюзе - S3001 , а не HS85MG

Потому что жаба была очень сильной, душила зверски. Два года назад:)
Сейчас я ее победил .
В Термик XL ставлю на элероны HS5125MG, на закрылки HS5245MG, в хвост HS5125MG и на руль только HS85MG.

mivaol

Все выше изложенное интересно вот только, очень интересен для меня был момент описания полета в синем термике, по-моему это проблема не столько пилота сколько техники- приведу пример мой планер с нагрузкой в 37г/м пролетает даже не почуяв маленкие потоки в то время как планер с весом 1800 размахом 3500мм и формованным крылом (не смягкой обшивой кстати Снейк) ну просто колбасит в таких потоках, хотя сказаное верно в безветренную погоду от 0-3м/с ветра, но проблема в определении локальных потоков отпадает(В безветрие).
Остальное очень очень интересно!! 😃

vovic
mivaol:

по-моему это проблема не столько пилота сколько техники-

Это похоже на самообман. Понятно, что на легком планере легче выпаривать термик, чем на тяжелом. Он проще центрируется - но только в слабый ветер или штиль. Тяжелый планер тоже можно держать в потоке безукоризненно - но это требует лучших навыков пилотирования, скоординированной работы пилота обеими руками, поскольку держать в вираже невысокую скорость планера тяжелого без раскачивания по тангажу гораздо труднее. Но можно! Надо просто уметь.
Зато тяжелый планер более всепогоден, что по весне у нас очень важно - штиля не бывает вообще.
На приведенном треке, кстати, синий термик был до высоты 500 метров шнурообразный - очень узкий. А вот выше - там он значительно шире.

Марат

Володя привет!

Ты своей крутизной - убил у всех желание задавать вопросы 😛

А если серьёзно - то действительно круто 😃

vovic

Вот еще пару полетов. 3105 - в пятницу вечером. Был редкостный в это время года мертвый штиль. Полет был после работы с 20-00 до 21-00, термики абсолютно дохлые и еле заметные. Только терпенье позволило вылетать час полета. Посмотрите на тактику выпаривания - тут не спирали и не галсы - сплошная импровизация. Летал с применением зверского репеллента - иначе сьели бы.
3405 - воскресенье днем. Тактика выпаривания сильно отличается. Термики были “синие” и редкие, но мощные. Ветер дул 5-7 метров в секунду, так что репеллент не потребовался - всех комаров просто сдуло.

Кстати, не всем такие полеты интересны. В пятницу вечером один из пилотов на поле спросил меня - “А нафига в небе торчать по часу? Я за это время на торике четыре раза взлетел и сел - кучу кайфа поймал.”
Так что - кому что нравится …

3105.zip

MUH

Спасибо!
Очень интересно!

3105

  • Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
  • особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?

3405
Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )

Мик

А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии. Чтобы говорило и писало по нашенски, и купить можно было без проблем, с поддержкой, наращиванием возможностей.
На определённом этапе развития уже хочется знать, что происходит на борту и за его пределами. Многие проблемы и глюки можно было-бы решать.
Ведь очень нужная весчь.

vovic
MUH:

3105

  • Как выглядело небо? Сверху сплошная белая пелена или голубизна? А может это после дождя?
  • особенно хороши участки где высота не росла но и не падала. Как настроен планер на этих участках, регулируется кривизна профиля или триммерами?

В начале полета это были вечерние мертвые(лохматыми обрывками) облака, которые к концу полета разошлись в дымку.
На этапе выпаривания кривизна профиля увеличивается опусканием задней кромки закрылков и элеронов на 0 - 3 мм. Для этого на восьмой канал выведена ручка А (у меня Футаба 9САР) микшированная на четыре канала серв в крыле. Пол-оборота вправо - 3мм кромка вниз , влево - 3мм кромка элеронов и закрылков вверх. Регулируется в термике в зависимости от его мощности.

MUH:

Производилась ли догрузка для сильного ветра и сколько?
После виражей и набора с 290 по 460 секунду режим “скорость” или всякие разные?
(А воздушную скорость-то GPS и не показывает, теперь понятно зачем вам датчик воздушной скорости 😃 )

Нет. Графит и так достаточно тяжел в версии full Carbon. До скоростей ветра в 12-14 метров в секунду летает без догрузки. И то в такой ветер летаю токо в динаме на склонах. А при большем ветре я не рискую - страшновато.

Скорость на прогонах там включалась.

Воздушную скорость GPS показывает, но грубо. Ведь оценка скорости ведется только за секунду - путь слишком мал, поэтому велика погрешность определения координат. Трубка Пито дает более адекватные значения. Но пока нет времени - ее надо встраивать в крыло - а это тот еще гемор!

Мик:

А я вот всё жду, когда кто- нибудь сваяет коммерческую версию телеметрии.

Это вряд ли. Судя по интересу моделистов к этому делу - спроса не будет на такие девайсы. Не так много пилотов, желающих анализировать свои полеты. По крайней мере - в России.
Абсолютно довлеет такой подход - “Думаю я на работе, а здесь я отдыхаю”. 😃

toxa
vovic:

Так вот, я эту проблему решил. Бортовой самописец изготовлен и отлажен. Софт для визуализации данных и анализа параметров взят у немцев:
www.sprut.de/electronic/soft/skyplot.htm

Это… А что-то этой проги даже по-английски нет. 😦 Может переведем? За одно и на русский…